Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Утверждена приказом №211 от 30.08.2021 Приложение №52 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7 класс Планируемые результаты изучения курса «Решение задач по информатике» Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать электронные таблицы для решения учебной задачи, использовать формулы, встроенные функции для решения вычислительных задач; строить диаграммы; использовать табличные базы данных, создавать простую базу данных, создавать запросы, удовлетворяющие определенному условию; записывать на выбранном языке программирования простейшие программы для решения учебных задач. Выпускник получит возможность: создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. Содержание учебного предмета Понятие алгоритма Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Этапы решения задачи на компьютере. Использование таблиц при решении учебных задач Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ. Встроенные функции. Логические функции. Организация вычислений в ЭТ. Диаграмма как средство визуализации данных. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных. Простые запросы. Общие сведения о языке программирования Паскаль Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы. Организация ввода и вывода данных. Решение линейных задач. Ветвление. Составной оператор. Программирование циклических алгоритмов. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Пр. №1 «Основы работы в электронных таблицах» Пр.№2» «Использование встроенных функций» Пр.№3 «Вычисления в электронных таблицах» Пр. №4 «Визуализация данных» Пр. №5 «Проектирование и создание однотабличной базы данных» Пр.№6 «Простые запросы» Пр. №7 «Ввод и вывод данных» Пр.№8 «Программирование линейных алгоритмов» Пр. №9 «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Пр.№10 «Различные варианты программирования циклического алгоритма» Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания Номер урока 1 2-3 Тема урока Содержание Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Этапы решения задачи на Понятие алгоритма компьютере. *Формирование алгоритмического решения - основа решения задач Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Основные режимы работы ЭТ. ПР№1 Пр. №1 «Основы работы в электронных таблицах» Колич ество часов 1 2 4-5 Встроенные функции. ПР№2 6 Логические функции. 7-8 Организация вычислений в ЭТ. ПР№3 9-10 Диаграмма как средство визуализации данных. ПР№4 11-12 Реляционные базы данных 13-14 Создание базы данных. ПР№5 15-16 Простые запросы 17-18 Простые запросы. ПР№6 19-20 Алфавит и словарь языка. 21-22 Структура программы. 23-24 Организация ввода и вывода данных.ПР№7 25-26 Решение линейных задач. ПР№8 27-28 Ветвление. ПР№9 29-30 Составной оператор. 31-32 Программирование циклических алгоритмов.ПР№10 33-34 Программирование циклических алгоритмов. Встроенные функции Пр.№2 «Использование встроенных функций» Логические функции 2 Организация вычислений в ЭТ. Пр.№3 «Вычисления в электронных таблицах» Диаграмма как средство визуализации данных. Пр. №4 «Визуализация данных» *Культура оформления диаграмм Реляционные базы данных. Система управления базами данных. *Представление информации в виде таблиц Создание базы данных. Пр. №5 «Проектирование и создание однотабличной базы данных» Простые запросы. *Поиск информации – необходимое умение современного человека Пр.№6 «Простые запросы» 2 Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. Структура программы. 2 Организация ввода и вывода данных. Пр. №7 «Ввод и вывод данных» Решение линейных задач. Пр.№8 «Программирование линейных алгоритмов» Ветвление. Пр. №9 «Программирование разветвляющихся алгоритмов» Составной оператор. 2 Программирование циклических алгоритмов. Пр.№10 «Различные варианты программирования циклического алгоритма» Программирование циклических алгоритмов. 2 Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. Важны внешние мотивирующие подкрепления. 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Создание ситуации успеха на занятии. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.