Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне начального общего образования Школы №2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Школы №2
Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Утверждено
приказом директора Школы №2
№ ___ от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЫ №2

Г. Верхняя Салда
2023 г.

Рабочая программа воспитания обучающихся
на уровне начального общего образования Школы №2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне начального общего
образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского
языка и литературы» (далее – Школа №2) разработана на основе Федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная программа
основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней
общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных
организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
 предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в Школе №2;
 реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
 предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
 предусматривает
историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся;
 разработана с участием коллегиальных органов управления школы и утверждена
педагогическим советом школы.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями Школы № 2 внесены изменения в содержательный и
организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с особенностями
организационно-правовой формы, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в Школе №2 определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в Школе №2 планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в Школе № 2:
 развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения

к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в Школе №2:
 усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
 приобретение
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
 готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения,
формирования российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных
российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;

5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований
ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
 знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине – России, ее территории, расположении;
 сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
 понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины – России, Российского государства;
 понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий
к ним уважение;
 имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
 принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
 уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
 сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
 доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;

 умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,

осознающий ответственность за свои поступки;
 владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
 сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
 способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
 проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
 проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
 владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
 ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
 сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
 сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
 проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
 проявляющий интерес к разным профессиям;
 участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6. Экологическое воспитание:
 понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
 проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
 выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
7. Ценность научного познания:
 выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
 обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
 имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации

Процесс воспитания в Школе № 2 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, спортивных секций и иных детских объединений, на установление
в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского
языка и литературы» (Школа №2) расположена в микрорайоне, который является одним из
самых больших, густонаселенных и молодых в Верхнесалдинском городском округе. В
жилом секторе Школы №2 расположены многоэтажные дома (5 и 9 этажей), учреждения
социальной сферы, медицинские учреждения, учреждения торговли. Общая численность
учащихся на 01.09.2023 года составляет 1190 человек (48 классов), численность персонала
130 человек, из них педагогических работников 83 человека. Воспитательный процесс в
Школе №2 объединяет весь коллектив: учащихся, родителей и педагогов. По социальному
статусу семьи разные: обеспеченные, малообеспеченные, многодетные, полные, неполные,
семьи опекунов, семьи с детьми ОВЗ.
В непосредственной близости к школе расположены объекты социальной сферы:
подростковый клуб «Дружба», МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр», МАОУ ДОД
«Детско-юношеская спортивная школа», МАОУ ДОД «Центр детского творчества», МДОУ
№19, №24, №39, №52. Сотрудничество и взаимодействие с партнёрами проявляется в
совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении
традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность
расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся

получить социальный опыт, способствует развитию личностного потенциала, расширяет
мировоззрение.
Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад Школы №2 удерживает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в
основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытный облик Школы №2 и его репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Источниками положительного влияния на детей, прежде всего, являются педагоги
школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует
позитивная динамика результатов деятельности по качеству образования. Команда
администрации имеет достаточно большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги
школы – специалисты с продуктивным опытом педагогической практики и молодые
педагоги с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной
инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты,
необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Также, на наш взгляд,
достаточно отрицательное влияние на детей, особенно подростков, оказывают находящиеся
в микрорайоне точки распространения табачной и алкогольной продукции.
На 2023/24 учебный год школа заключила социальное партнерство с МАОУ ДОД
«Детско-юношеский центр», МАОУ ДОД «Центр детского
творчества», МБУК
«Централизованная библиотечная система».
Цель Школы №2 в самосознании педагогического коллектива: воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу
Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа
России.
В нашей школе сложились следующие традиции: линейка, посвященная Дню знаний,
праздники Последнего звонка, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодний проект
«Новогодний серпантин», посвящение в первоклассники, пятиклассники и старшеклассники,
фестивали ко Дню защитника Отечества, шоу талантов «Созвездие талантов», Школьный
бал, мероприятия ко Дню Победы. Основные традиции воспитания в Школе №2:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные
школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ
их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их
социальная активность;
педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых Школа №2
принимает участие:
 РДДМ «Движение первых»;
 Школьный театр;
 Школьный спортивный клуб.
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники,
посвящение в пятиклассники.
Символика Школы №2: герб и гимн школы. Герб Школы №2 представляет собой
прямоугольник, окаймленный триколором. Внутри на зеленом фоне размещено изображение
солнца (символа света и тепла), совы (символа мудрости), пера (выражает стремление быть
разумным человеком), книги (символа просвещения, знания). Герб обвивают зеленые ветви.
(зеленый – символ надежды, радости и изобилия). Внизу герба – золотая лента с
наименованием города – Верхняя Салда. Лента золотого цвета символизирует
справедливость, великодушие и милосердие, позитивный настрой к процессу обучения и
воспитания.
Школа организует вариативные курсы технической, творческой, познавательной,
краеведческой, спортивной и экологической направленности.
В результате участия школы в данной практике увеличился охват детей
дополнительным образованием, повысился интерес и качество занятий технической
направленности,
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных результатов в
воспитательной деятельности:
 сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности на
призыв школы к решению проблем организации воспитательного процесса;
 проблемы коммуникации родителей и классных руководителей – личное общение
часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения
проблем;
 двусменная работа начальной школы, нехватка помещений для занятий кружков и
вариативных курсов
Пути решения вышеуказанных проблем:
 Привлечение родительской общественности к планированию, организации,
проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу.
 Поощрение деятельности активных родителей.
 Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и
индивидуальных встреч с родителями.
 Максимальное наполнение учащимися кружков Школьного спортивного клуба,
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», детской школы
искусств «Гармония».
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание
воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый
из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания.
Воспитательная работа в Школе №2 представлена в рамках:
 основных (инвариантных) шести модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные
мероприятия», «Самоуправление»;

 в рамках шести вариативных модулей «Детские общественные объединения»,
«Профориентация», «Взаимодействие с родителями», «Профилактика и безопасность»,
«Социальное партнёрство», «Организация предметно-пространственной среды».
Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в
воспитательной системе Школы №2.
Инвариантные модули программы воспитания Школы №2
1. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
 организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
Воспитательный процесс школы опирается на традиции интеллектуальных,
творческих событий и патриотических практик.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
 организацию предметных образовательных событий (например, предметных
недель учебных дисциплин, объединяющих учебное пространство: уроки, внеурочные
занятия, тематические перемены, игры, соревнования, конкурсы, мастер-классы и т.д.) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в
различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастер- класс, урок-исследование и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (викторина, турнир, образовательный квест, конкурсы
плакатов и рисунков, экскурсии и др.);
 организацию специально разработанных занятий - уроков, занятий-экскурсий,
которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к
прекрасному, к природе, к родному краю;
 использование интерактивного формата занятий в центре «Точка роста», который
способствует эффективному закреплению тем урока;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений через создание специальных тематических проектов, с использованием материалов
центра «Точка роста», организацию работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения,
обеспечивающих современные активности обучающихся (учебные занятия на платформах
Учи.ру, Якласс, Инфоурок, программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных
приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы,
обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции, виртуальные музеи и
др.);
 использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию
детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня
знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим
в мире событиям, проведение Уроков мужества;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (игра «Что? Где? Когда?»,
брейн-ринг, квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, играсостязание); дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических
переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных
путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или
работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми,
постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный
вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными
ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия,
создание ситуации успеха);
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических
конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях школьного и муниципального
уровня);
 использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности,
рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для
дальнейшего развития способностей;
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через
живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию
их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из
жизни современников;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся.

2. Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности в Школе №2
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и детско-взрослых общностей,
которые объединяют обучающихся и педагогических работников общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в Школе
№2 происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
1) Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности Центра
образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста», направленные на передачу
обучающимся
социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
2) Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности Детской школы
искусств «Гармония», «Школьный театр», создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
3) Проблемно-ценностное общение. Курс внеурочной деятельности «Разговоры о
важном», «Эрудиты», направленные на развитие коммуникативных компетенций
обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
4) Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Мой
край», «Родники», направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
5) Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
Школьного спортивного клуба, направленные на физическое развитие обучающихся,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
6) Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
7) Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Наряду с курсами внеурочной деятельности в Школе №2 реализуются разноуровневые
дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы цифрового,
технического и гуманитарного профилей на базе центра «Точка роста» и курсы творческого
развития на базе структурного подразделения «Детская школа искусств «Гармония»,
программы физкультурно-оздоровительного направления Школьного спортивного клуба .
Большую роль в современном цифровом обществе играют медиа-ресурсы. Цель
школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио и телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, интересных событий, актуальных вопросов в
жизни школы и города;
- школьная газета для обучающихся, на страницах которой ими размещаются
материалы, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов,
поэтических произведений, репортажей и научно-популярных статей; проводятся
обсуждения значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьный пресс-центр – созданный из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая
видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, актуальных событий;
- школьная видеостудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с
акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.
3. Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания
и социализации обучающихся, предусматривает:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической
направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения
обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за
их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и
(или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
 проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и
общеобразовательной организации;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
4. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
 общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России,
мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в образовательной организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
 социальные проекты в образовательной организации, совместно разрабатываемые
и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием
социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности;
 проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей населенного пункта;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;

 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных

ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и
встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Для этого в Школе №2 используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
учащимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и др. направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума – «Школа безопасности», «Счастье жить», «Чистый город»,
«Новогодний калейдоскоп», «Бессмертный полк», «Живая легенда», «Обелиск», «Соберем
ребенка в школу» и др.;
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые
приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти,
общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные, профориентационные проблемы и вопросы, касающиеся жизни школы, города,
страны («Августовское педагогическое совещание», «Открытый доклад школы»,
«Общешкольные родительские собрания» и др.);
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями
учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые о т крывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих: «День защиты детей», «День пенсионера», «День города», «День
молодежи», «День победы», «Кросс Нации» и др.
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и между
народным событиям.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне города, региона,
России, в которых участвуют все классы школы; «День Знаний», «День самоуправления»,
«День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «День учителя», «День
Победы», «Праздник Последнего звонка» и др.;
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в
первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники»,
«Посвящение в члены РДШ», «Посвящение в пешеходы»;
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей
на «День Учителя», «Вечер встречи выпускников», «Праздники последнего звонка», «Дни
открытых дверей», «Новогодняя сказка», Праздник последнего звонка. Они создают в школе
атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского,
педагогического и родительского сообществ школы;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и

воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 на уровне начального общего образования совместная направленная деятельность
педагога и обучающихся заключается в развитии познавательной, творческой, социальноактивной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных
делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц;
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами Школы №2 (ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», МАОУ ДОД
«Детско-юношеский центр», ГОУ СО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних», ГБУ ДОД «Верхнесалдинская городская библиотека» и др.):
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в
экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего

труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
6. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или других), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления образовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время трансформируется в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы деятельность осуществляется через деятельность выборного
Парламента Школы №2, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам
управления образовательной организацией и принятия административных решений,
затрагивающих их права и законные интересы, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов,
фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.). Школьный парламент разрабатывает
предложения по совершенствованию вопросов школьной жизни и школьного
самоуправления, участвует в их реализации, планирует свою деятельность, распределяет
поручения по выполнению планов работы между членами школьного парламента,
координирует подготовку и проведение запланированных мероприятий. Парламент
организует заседания, конкурсы, соревнования, круглые столы, фестивали, дискотеки, слеты
и другие мероприятия по вопросам, затрагивающим права и законные интересы учащихся,
осуществляет практическую и организаторскую деятельность по реализации конкретных
мероприятий в области разных направлений: обучения, досуга, спорта, профилактики,
гражданско-патриотического направления и др.
В Школе №2 самоуправление также осуществляется через деятельность старост,
обеспечивающих распространение значимой для обучающихся информации и получения
обратной связи от классных коллективов. Деятельность также осуществляется через работу
творческих советов дела (при проведении выборов, Школьного бала, Праздника Последнего
звонка, эколого-трудовой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» и др.), отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов самоуправление осуществляется через деятельность членов
Парламента Школы №2, отвечающих за различные направления работы класса
(министерство культуры, министерство спорта, министерство
печати и связи с
общественностью, министерство технической поддержки, министерство скорой
оформительской помощи), деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (например, старост, командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей.

В классах самоуправление осуществляется также через организацию на принципах
самоуправления жизни детских групп, отправляющихся на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне самоуправление организуется через вовлечение школьников
в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел,
через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
Самоуправление реализуется посредством деятельности в школе детских
общественных объединений – Парламента школы, волонтерского отряда, Актива РДДМ
«Движение первых». Действующие на базе школы детские общественные объединения – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе
детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, т
радиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в
объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающ
ие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования
знаменательных для членов объединения событий;
 сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе загородного
лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания смены формируется
костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются
лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых
дел;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме «посвящения», игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к
тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью школьников.

Вариативные модули программы воспитания Школы №2
1. Модуль «Детские общественные объединения»
Деятельность первичного отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего
поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДДМ может стать
любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об
участии в проектах РДДМ. Участие в проектах Российского движения детей и молодежи
развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает их к различным
видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье,
ближайшем социальном окружении.
Воспитание в РДДМ осуществляется через направления:
 Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной
на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом, развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других, на
популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия», любовь к здоровому образу
жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО;
 Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты;
оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с
учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-просветительских
и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения.
 Военно-патриотическое направление - деятельность отрядов юных инспекторов
дорожного движения, дружины юных пожарных.
 Информационно - медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе
школьных медиа, школьного радио; создании и развитии школьной газеты, странички РДДМ
в соцсетях, организации деятельности школьного пресс-центра, где они учатся писать
статьи, собирать фотоматериалы, делать видеосюжеты.
Основными формами деятельности членов РДДМ являются:
 участие в днях единых действий и в совместных социально значимых
мероприятиях;
 коллективная творческая деятельность, забота о старших и младших;
 информационно-просветительские мероприятия;
 разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
 организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
2. Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы Школы №2
предусматривает:
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
 профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;

 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
 организацию на базе лагеря дневного пребывания при Школе №2
профориентационных уроков, встреч, бесед, экскурсий с участием специалистов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
 совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
3. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета образовательной организации, классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем совете образовательной
организации;
 тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
 дни «открытых дверей», родительские дни, в которые родители (законные
представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;
 работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям,
педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
 родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
информационно-коммуникационной сети Интернет, интернет-сообщества, группы с
участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;

 целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся

без попечения родителей, приемных детей.
4. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе №2 предусматривает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в Школе №2
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
педагога-дефектолога, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
др.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными
партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально не адаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Основные направления работы, содержание и формы профилактики решаются в
рамках:
 программ учебных предметов (ОБЖ, история, обществознание, право, литература,
биология и др.),
 календарного плана воспитательной работы: акции, недели и др. (с обучающимися,
родителями, педагогами образовательной организации).
 календарного плана работы классного руководителя (с обучающимися и
родителями),
 программ внеурочной деятельности,
 плана работы педагогов-психологов, социального педагога по
психологопедагогическому и социальному сопровождению,

Направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей «группы
риска» следующие:
 контроль посещаемости учебных занятий детьми «группы риска»;
 отслеживание занятости детей «группы риска» (посещение дополнительных
занятий, кружков, секций);
 наблюдение за детьми «группы риска» в учебном процессе (посещение уроков);
 составление и осуществление индивидуальной программы реабилитации
несовершеннолетнего (ИПР) с учащимися «группы риска»;
 заполнение автоматизированной информационной системы (АИС) «Подросток»
(профилактические мероприятия на несовершеннолетних, состоящих на учете в ТКДН и
ЗП заполняются ежемесячно);
 просветительская работа с родителями по социально-педагогическим
проблемам; рассмотрение личных дел обучающихся на Совете профилактики;
 индивидуальные консультации, беседы с обучающимися по профилактике
социальной дезадаптации;
 посещение на дому и составление акта о посещении семьи обучающегося «группы
риска»;
 консультирование классных руководителей по направлениям групповой и
индивидуальной профилактической работы, пополнение медиатеки информационнометодических материалов;
 проведение
социальным педагогом, педагогом-психологом индивидуальных и
групповых бесед по профилактике негативных проявлений;

совместные профилактические мероприятия с участием специалистов ТКДН и
ЗП, инспекторов ПДН, социальных педагогов отделения реабилитации УСЗН.
Мониторинг эффективности проводимой работы проводится по показателям
динамики детей «группы риска» за 3 года (детей, состоящих на внутришкольном учете и
отдельно иных формах учета на одной выборке), ведения документации (наблюдательных
дел, характеристик, ИПР и др.), оказания педагогической поддержки учащемуся и его семье.
Средства диагностики: наблюдение и оценка педагогом (классным руководителем)
ребенка (класса) на основе наблюдений (1-6 классы), социально-психологическое
тестирование (7-11 классы), оценка удовлетворенности субъектов образовательной
деятельности (план работы классного руководителя, план работы педагога-психолога,
социального педагога).
5. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства в Школе №2
предусматривает:
 участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждения актуальных
проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной,
экологической,

патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики
региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с
изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
 организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» (в том числе, если образовательная организация носит имя
выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества и др.) в
помещениях образовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов
воинской славы, памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
 разработку и популяризацию символики образовательной организации (эмблема,
флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так и
в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при образовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного

книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения Школы №2 в соответствии с ФГОС
начального общего образования по разделению функционала, связанного с планированием,
организацией, обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам
повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психологопедагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по
привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в Школе №2 обеспечивают специалисты:
 заместитель директора по воспитательной работе;
 заместители директора по учебно-воспитательной работе;
 советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
 педагоги-организаторы;
 классные руководители;
 педагоги-психологи;
 социальный педагог;
 педагог-логопед;
 педагог-дефектолог;
 педагоги дополнительного образования.
Общая численность педагогических работников в Школе №2 – 83 человека основных
педагогических работников. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том
числе и обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагоги-психологи, социальный педагог,
педагог-логопед,
педагог-дефектолог.
Классное
руководство
в
1-11
классах
осуществляют 46 классных руководителей.
Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации по
актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: работники ТКДН и ЗП, специалисты МО МВД России «Верхнесалдинский»,
специалисты городского краеведческого музея, МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр».
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в Школе №2 обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
 Положение о классном руководстве;

 Положение о школьном методическом объединении;
 Положение о внутришкольном контроле;
 Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 Положение о Совете профилактики;
 Положение о школьной форме;
 Положение о ПМПК;
 Положение о парламенте Школы №2;
 Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
 Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
 Положение о Школьном спортивном клубе.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы
по адресу https://2vs.uralschool.ru/
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В школе №2 обучаются дети с ОВЗ. Для данной категории обучающихся в Школе №2
созданы особые условия:
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном
образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих
силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.

 При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
 на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных
форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
 личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в
совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется Школа №2:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы Положениями о
конкурсах и мероприятиях.
3. Регулирование частоты награждений.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную
и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
В Школе №2 система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции учеников организована в большинстве воспитательных конкурсах и
мероприятий. Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в
конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников
оцениваются по портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение
учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур на
городской конкурс «Ученик года» осуществляет педагогический совет, который принимает
решение о победителях, призерах конкурса по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся,
применяемые в Школе №2
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.. Портфолио учащегося должно включать:
 артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;

 артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т.
д.
2. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся,
номеров классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их
успешности и достижений, которые определяются образовательными результатами
отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся Школы №2:
 объявление благодарности;
 награждение грамотой;
 вручение сертификатов и дипломов;
 награждение ценным подарком.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении Школе №2
осуществляет посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стенде в холлах главного здания школы и ее филиалах, на сайте
школы и ее странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса в Школе №2 осуществляется в соответствии
с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся
на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
 распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует
наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии)) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
 какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
 какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
 какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом), классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
 урочной деятельности;
 внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 деятельности детских общественных объединений.
Итогом самоанализа воспитательной работы Школы №2 будет перечень выявленных
проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в
предыдущем учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной
работы на следующий учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».