Рабочая программа Русский язык 10-11 класс углублённый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
10-11 класс
Углублённый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине,
ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и
культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности
понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе
не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в
сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком
оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации
и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является
направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном,
коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и
навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию
в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие
функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации,
интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне
среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и
уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика
и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи»,
«Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе
среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:





















осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка
в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования
социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых
компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей
профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными
понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков
нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых
средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности
к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности,
анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной
информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об
изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений
анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и
пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации,
недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех,
которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых
содержится в нормативных словарях.
Планируемые результаты освоения программы «Русский язык»
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;




































готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его
судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в
том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;





























совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица,
схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной
безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить
высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;





















расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и
в смежных с ней областях. Эта группа результатов редполагает:
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится
данная предметная область, распознавание соответствующих импризнаков и
взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходык изучению явлений,
характерных для изучаемой предметной области;
– умение решать как некоторые практические, так и основныетеоретические
задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной
области;
– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точноговыражения

мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и историирусского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствиис
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать
культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменнойформе, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также вучебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыкина
основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные
нормативные
словари
и справочники
для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализетекстов (в том
числе художественной литературы)
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; выделять
и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка,
и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устныйдиалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать
языковые средства с учетом вариативности современного
русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; редактировать
устные и письменные тексты различных стилей и жанров
на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

Содержание учебного предмета «Русский язык»Углубленный уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных
текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать
фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках
изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых
языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1
июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской
Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 18071 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и
характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти
знания в речевой практикеЯзык как многофункциональная развивающаяся знаковая
система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном
общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль
форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного
изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученыелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе ихпознавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы
речевого общения,
их
соотнесенность
функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды

с

речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование,
чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания
собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность
общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств,
адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от
коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально- деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в
виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ
текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров внаучной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с
докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально- стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык
художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного,публицистического, официальноделового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.),
официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст.
Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных
разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология;
русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
Коммуникативная
целесообразность,
уместность,
точность,
ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины
коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические
и синтаксические),
стилистические нормы русского литературного языка.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных
способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых
норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со
сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные
способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование
текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного
языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки
сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих
исторические и культурные традиции страны.

Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания

10 класс
№
1

2

3

4

Тема

Содержание
Язык.

Кол.
уроков
1

Общие сведения о языке.Основные
разделы
науки
о языке. Язык как
Общие сведения о многофункциональная развивающаяся знаковая
языке.
Основные система
и
общественноеявление. Языки
разделы науки о естественные и искусственные. Языки
языке
государственные, мировые,межнационального
общения.
*Воспитание культуры общения через
умение выбирать средства языкового
общения, соответствующиеситуации
Основные
функцииязыка.
Основные функции
1
Социальные
функции
русского
языка.
языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык
как один из индоевропейских
языков. Русский
язык в кругу другихславянских языков.
Историческое
развитие
русского
языка. Роль старославянского языка в развитии
русского языка.
*Воспитание любви кродному языку и
истории
Язык и общество. Язык икультура. Язык и 1
Язык и общество.
история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном
общении.Формы существования
русского
национального языка (литературный язык,
просторечие,
народные
говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Роль форм русского языка в становлении и
развитии русского языка. Активные процессы в
русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение
языков
как
результат
взаимодействиянациональных
культур.
Проблемы экологии языка.
*Воспитание бережного отношения к
родному языку.
Лингвистика
Лингвистика в системегуманитарного
1
в системе
знания.
гуманитарно
Русский язык как объект научного изучения.
го знания.
Русистика и ее разделы. Лингвистический
эксперимент. Виднейшиеученые-лингвисты и их
работы. Основные направления
развития
русистики в наши дни. *Воспитание
любви к
научному знанию и уважения к ученым.

5

Культура речи

1) Языковая норма и ее
функции.
2) Основные аспекты
культуры речи:
нормативный,
коммуникативный и
этический.
3-6)Орфоэпические нормы710) Лексические нормы 1114)Грамматические
(морфологические и
синтаксические) нормы
русского литературного языка.
15-16)Стилистические
нормы русского
литературного языка.

6

Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. 13)Правописаниекорней 4-6)
Правописание приставок
7-9) Правописание
суффиксов
10-13) Правописание
суффиксов причастий и
глаголов
14-17) Правописание н инн 1820) Правописание Не с
различными частями речи 2123)Слитное, раздельное и
дефисное написание слов
24-30)Пунктуация в простом
предложении
31-36) Пунктуация в
сложном предложении

Культура речи как раздел
лингвистики. Основныеаспекты
культуры речи:
нормативный, коммуникативный
и
этический.
Языковая норма и ее функции.
Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные
и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические
и синтаксические), стилистические
нормы русского литературного
языка.
*Воспитание культуры общения
через умение выбирать средства
языковогообщения,
соответствующие ситуации
Подготовка к ЕГЭ : задания

4,6,7,8
Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование
орфографических и
пунктуационных умений и
навыков.
*Воспитание культуры общения
через умение выбирать средства
языковогообщения,
соответствующие ситуации
Подготовка к ЕГЭ : задания 915(орфография)
Подготовка к ЕГЭ : задания 16
-21 (пунктуация)

16+1РР

36+4РР

7

Взаимосвязь языка и
культуры.
1) Лексика, обозначающая
предметы и явления
традиционного русского быта
2) Историзмы и архаизмы;
фольклорная лексика и
фразеология; русские имена.
3)Взаимообогащение языковкак
результат взаимодействия
национальных культур.

8

Коммуникативная
целесообразность,
уместность, точность,
ясность, выразительность
речи.
1) Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи.
2) Причины коммуникативных
неудач,их предупреждение

9

Культура
речевой деятельности

10

Культура публичной речи.
1) Публичное выступление:
выбор темы, определение цели,
поиск материала. 2)Композиция
публичного выступления.

11

Культура научного и
делового общения

видов

Взаимосвязь языка и культуры.
3+1РР
Лексика, обозначающая предметы и
явления традиционного русского
быта; историзмы и архаизмы;
фольклорная лексика и
фразеология; русские имена.
Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия
национальных культур.
*Воспитание толерантного
отношения к культуре других
народов
Коммуникативная
2
целесообразность, уместность,
точность,
ясность,
выразительность речи. Оценка
коммуникативных
качеств
и
эффективности речи. Причины
коммуникативных неудач, их
предупреждение
и
преодоление.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать
средства
языкового
общения,
соответствующие
ситуации
Культура видов речевой 1
деятельности – чтения,аудирования,
говорения и
письма.
Культура публичной речи. 2
Публичное выступление: выбор
темы, определение цели, поиск
материала.
Композиция
публичного
выступления.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать
средства
языкового
общения,
соответствующие
ситуации
Культура
научного
и 1
делового общения (устная и
письменная
формы).

12

Совершенствование
собственных
коммуникативных
способностей
1) Соблюдение норм
литературного языка в
речевой практике.
2-3)Уместность
использования языковых
средств в речевом
высказывании.
4-5)Варианты языковых
норм.
6-8)Осуществление выбора
наиболее точных языковых
средств в соответствии со
сферами и ситуациями
речевого общения.

13

Способность осуществлять
речевой самоконтроль
1-4)Создание
собственного
текста
(сочинение
по
проблеме
текста)
5-8)Разные
способы
редактирования текстов.
9-10)Контрольная работа

14

Анализ коммуникативных

Особенности речевого этикета в
официально-деловой,
научной и публицистической сферах
общения. Культура разговорной
речи.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать
средства
языкового
общения,
соответствующие
ситуации
Совершенствование
8+2 РР
собственных коммуникативных
способностей
и
культуры
речи.
Соблюдение норм
литературного языка в речевой
практике.
Уместность
использования
языковых
средств
в
речевом
высказывании.
Варианты
языковых
норм.
Осуществление
выбора
наиболее точных языковых средств в
соответствии
со сферами
и
ситуациямиречевого общения.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать
средства
языкового
общения,
соответствующиеситуации
Подготовка к ЕГЭ : задания 1,
2, 3, 22-24
Способность осуществлять
10
речевой
самоконтроль,
анализировать
речь
с точки
зрения
ее
эффективности в достижении
поставленных коммуникативных
задач.Разные
способы
редактирования текстов.
Подготовка к ЕГЭ : зад.
27
Анализ

2

качеств и эффективностиречи
1-2)Редактирование текстов
различных стилей и жанров на
основе знаний онормах русского
литературного языка.

15

Нормативные словари
современного русского
языка
1-3)Использование
орфоэпических словарей и
справочников
4-5) Использование
орфографических словарейи
справочников
6-8) Использование
грамматических словарей и
справочников
9-10)Контрольная работа

16

Использование этимологических
словарей исправочников

Всего

коммуникативных
качеств
и
эффективности
речи.
Редактирование текстов
различных стилей и жанров на
основе знаний о нормах русского
литературного
языка.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать
средства языкового
общения,
соответствующие
ситуации
Нормативные
словари 10
современного русского языка и
лингвистические справочники; их
использование. Подготовка к ЕГЭ :
задания 3, 6, 7
*Воспитание интереса к
научному знанию

Использование
этимологическихсловарей и
справочников для подготовки
сообщений
об
истории
происхождения
некоторых
слов
и
выражений,
отражающих исторические и
культурные традиции страны.

2

105

11 класс
№

Тема

Содержание

1

Повторение.
1-2) Правописание
корней
3-4) Правописание
приставок
5-6) Правописание
суффиксов
7-8) Правописание
суффиксов причастий и
глаголов
9-10) Правописание нинн
11-12) Правописание Нес
различными частями речи
13-14)Слитное, раздельное
и дефисноенаписание слов
15-16)Пунктуация в
простом предложении1718) Пунктуация в
сложном предложении1920)Контрольная
работа
Речь.
Речевое
общение

Орфографические нормы,
пунктуационные нормы.
Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков.
*Воспитание культуры общениячерез
умение выбирать средстваязыкового
общения, соответствующие ситуации

3

Основные сферы
речевого общения

Основные сферы речевого общения, 1
их соотнесенность с функциональными
разновидностями языка.
Речь
как
деятельность.
Виды
речевой
деятельности:
продуктивные (говорение, письмо)
и рецептивные (аудирование, чтение), их
особенности.

4

Особенности восприятия
чужого высказывания
1)Особенности
восприятия чужого
высказывания
23)Cозданиесобственного
высказывания в устной и
письменной форме.

Особенности
восприятия чужого 1+2РР
высказывания (устного иписьменного) и
создания
собственного высказывания в устной и
письменной форме.
*Воспитание толерантного
отношения к собеседнику

2

Кол.
уроков
20

Речевое общение как форма 1
взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой
деятельности.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать средства
языкового общения, соответствующие
ситуации

5

Овладение речевыми
стратегиями и тактиками

Овладение
речевыми
1
стратегиями
и
тактиками,
обеспечивающими
успешность
общения
в
различных
жизненных
ситуациях. Выбор речевой тактики и
языковых средств, адекватных характеру
речевой ситуации.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать средства
языкового общения, соответствующие
ситуации

6

Речевое общение и его
основные элементы.

Речевое общение и его основные 1
элементы. Виды речевого общения. Сферы
и
ситуации
речевого
общения.
Компоненты
речевой ситуации.

7

Комплексный
лингвистический анализ
текста.
1-2)Осознанное
использование разных
видов чтения и
аудирования в
зависимости от
коммуникативной
установки.
3-5)Способность извлекать
необходимую информацию
из различных источников:
учебно-научных текстов,
средств массовой
информации, в том числе
представленных в
электронном виде на
различных информационных
носителях, официальноделовых текстов,
справочной литературы. 6-7)
Владение умениями
информационной
переработки прочитанных и
прослушанных текстов и
представление их в виде
тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов. 810) Комплексный
лингвистический анализ
текста.
11-14)Контрольная работа в
формате ЕГЭ

Осознанное использование разных 10+4РР
видов чтения и аудирования в зависимости
от
коммуникативной
установки.
Способность извлекать необходимую
информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, средств массовой
информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных
информационных носителях, официальноделовых текстов, справочной литературы.
Владение
умениями
информационной
переработки
прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов.
Комплексный
лингвистический анализ текста.
*Воспитание
культуры
работы с информацией

8

Монологическая и
диалогическая речь.

9

Функциональная
стилистика

10

Стили речи
1-2) Сфера употребления,
типичныеситуации речевого
общения, задачи речи,
языковые средства,
характерные для
разговорного языка
3-4) Сфера употребления,
типичныеситуации речевого
общения, задачи речи,
языковые средства,
характерные для научного
стиля
5-6 )Сфера употребления,
типичные ситуации речевого
общения, задачи речи,
языковые средства,
характерные для
публицистическогостиля. 78)Сфера употребления,
типичные ситуации речевого
общения, задачи речи,
языковые средства,
характерные
для официальноделового стиля.

Монологическая
и 2+2РР
диалогическая речь. Развитие навыков
монологической и диалогической речи.
Созданиеустных и
письменных
монологических
и
диалогических
высказываний различных типов и жанров в
научной, социально- культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения,
ситуациях
межкультурного
общения.
*Выступление перед аудиторией с
докладом;
представление
реферата,
проекта
на
лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как 1
учение о функционально- стилистической
дифференциации языка. Функциональные
стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и
язык художественной литературы как
разновидности современного русского
языка. Стилистические ресурсы языка.
*Воспитание культуры общениячерез
умение
выбирать средства языкового
общения, соответствующие ситуации
Сфера
употребления,
8
типичные ситуации речевого общения,
задачи
речи,
языковые
средства,
характерные для разговорного языка,
научного,
публицистического,
официально-делового стилей.
*Воспитание
культуры
общения через умение выбирать средства
языкового общения, соответствующие
ситуации

11

Культура публичной
речи.

Культура
публичной
речи. 1РР
Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления.
*Культура
публичного
выступления с текстами различной
жанровой
принадлежности.
Речевой самоконтроль, самооценка,
самокоррекция.

12

Основные жанры стилей.

13

Виды сочинений.
1-2)Сочинение с
элементами описания34) Сочинение с
элементами
повествования
5-6) Сочинение с
элементами рассуждения78)Написание сочинениярассуждения 9-10)
Совершенствование
умений и навыков
создания сочинения
Литературный язык и
язык
художественной
литературы.

реферат и др.), публицистического 1
(выступление, статья, интервью, очерки
др.),
официально-делового
(резюме,
характеристика, расписка, доверенность и
др.) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа,спор).
*Культура работы с информацией
Виды сочинений. Совершенствование
10РР
умений и навыков создания текстов
разных функционально-смысловых
типов,стилей и жанров.
*Воспитание культуры общениячерез
умение выбирать средстваязыкового
общения, соответствующие ситуации
Подготовка к ЕГЭ: задание 27

14

15

Основные
изобразительновыразительные
средства
языка.
1-2)Фонетические
средства
3-4)Лексические
средства
5-6)Морфологические
средства
7-8)Синтаксические
средства
9-10)Контрольная работа

Литературный
язык
и
язык 2
художественной
литературы.
Отличия
языка
художественной
литературы
от
других
разновидностей
современного
русского языка. Основные признаки
художественной речи.
*Воспитание любви к родной
культуре
Основные
изобразительно10
выразительные средства языка.
Подготовка к ЕГЭ: задание 26
*Воспитание культуры общениячерез
умение выбирать средстваязыкового
общения, соответствующие ситуации

16
17

Текст.
Признаки
текста.
Виды чтения.

Текст. Признаки текста.

1

Виды чтения.
*Использованиеразличныхвидов
чтения
в зависимости
от
коммуникативной
задачи
и
характера текста.

1

18

Информационная
переработка текста.

Информационная переработка
текста.
Виды
преобразования
текста.

1РР

19

Лингвистический
анализ текстов
Контрольная
работа

Лингвистический анализ текстов
различных функциональных
разновидностей языка.
*Проведение стилистического анализа
текстов разных стилей и
функциональных разновидностей
языка.
Подготовка к ЕГЭ : задание 23

2

Всего

84


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».