Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» УТВЕРЖДЕНО Директор школы Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРА Углублённый уровень 10-11 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему образованию), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. Литературное образование на углублённом уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической науки и видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений художественной литературы. В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. Отличие углублённого уровня литературного образования от базового обусловлено планируемыми предметными результатами, которые реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся в соответствии с учебным планом образовательной организации, обеспечивающей профильное обучение. Литературное образование в старшей школе на углублённом уровне предполагает более активное использование самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, являющейся способом введения старшеклассников в ту или иную профессиональную практику, связанную с профильным гуманитарным образованием. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры и базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, формировании у обучающихся литературного вкуса, развитии филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли теоретиколитературных понятий, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на примере лучших литературных образцов, создавать собственные письменные творческие работы и устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой. Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных во ФГОС СОО. Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников к наследию отечественной и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену; освоении в ходе её изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социальнобытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности, способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию культурной самоидентификации на основе изучения литературных произведений. Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие постоянной потребности обучающихся в чтении художественных произведений в течение всей жизни; знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур народов России; сознательное включение чтения в собственную досуговую деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих сверстников. Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений комплексного филологического анализа художественного текста и осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения. Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературнохудожественных стилей разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции; развитием представления о специфике литературы как вида искусства, культуры читательского восприятия, качеств квалифицированного читателя, обладающего образным и аналитическим мышлением, эстетическим вкусом, интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с научными, критическими и художественными интерпретациями в других видах искусств; развитием представлений об основных направлениях литературной критики, о современных профессиональных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; развитием способности осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление информации с использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением основами учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и творческой переработки текстов. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка, нацелены на развитие представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах, на свободное владение разными способами информационной переработки текстов, на умение анализировать, аргументированно оценивать и редактировать собственные и чужие высказывания, использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 10 КЛАСС Литература второй половины XIX века А. Н. Островский. Драма «Гроза». Пьесы «Бесприданница» (одно произведение по выбору). И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору). «Обыкновенная история» И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Повести и романы (одно произведение по выбору). Например, «Первая любовь» Статья «Гамлет и Дон Кихот». Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин» Поэма «Кому на Руси жить хорошо». А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору). Статьи «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася». Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Повести и романы (одно произведение по выбору). «Идиот». Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Рассказы, повести и романы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из цикла "Севастопольские рассказы" М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее четырёх глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др. Сказки (не менее трёх по выбору). Например, «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Коняга» и др. Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее двух произведений по выбору). Например, «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник» Комедия «Вишнёвый сад». Пьесы «Чайка» (одно произведение по выбору). Литературная критика второй половины XIX века Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», Д. И. Писарева «Базаров», «Обломов». Роман И. А. Гончарова», А. А. Григорьева «После «Грозы» Островского», (не менее трёх статей по выбору в соответствии с изучаемым художественным произведением). Литература народов России Стихотворения и поэмы (не менее одного произведения по выбору). Поэма «Фатима» К. Хетагурова ). Зарубежная литература Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Произведение Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного произведения по выбору). Г. Ибсена «Кукольный дом». 11 КЛАСС Литература конца XIX – начала ХХ века А. И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору). «Гранатовый браслет», «Олеся». Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). «Иуда Искариот», «Большой шлем». М. Горький. Рассказы, повести, романы (два произведения по выбору). «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Пьеса «На дне». Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух поэтов по выбору). Стихотворения К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, В. В. Хлебникова. Литература ХХ века И. А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). «Вечер», «Дурман», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» и др. Рассказы (три по выбору). «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи». Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты). А. А. Блок. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Девушка пела в церковном хоре…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы...». Поэма «Двенадцать». Н. С. Гумилёв. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно».Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос. Первое вступление в поэму». С. А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Клён ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «О красном вечере задумалась дорога…». Поэма «Чёрный человек». О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…», «Notre Dame». М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»). Очерк «Мой Пушкин». А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Сероглазый король». Поэма «Реквием». Е. И. Замятин. Роман «Мы». Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы). М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». В. В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по выбору). «Машенька». М. А. Булгаков. Романы «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору). Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору). «Бег». А. П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). «Котлован», «Сокровенный человек». А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти». Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трёх писателей по выбору). В. П. Астафьев «Пастух и пастушка», В. В. Быков «Сотников», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие". А. А. Фадеев. «Молодая гвардия». В.О. Богомолов. «В августе сорок четвёртого». Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем трёх поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова. Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору). В. С. Розов «Вечно живые». Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест...». Роман «Доктор Живаго» (избранные главы). А. В. Вампилов. Пьесы (не менее одной по выбору). «Старший сын». А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»); произведения из цикла «Крохотки» (не менее двух). В. М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырёх произведений по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер». В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Прощание с Матёрой». Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…». И. А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «Я памятник себе воздвиг иной…». В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня о Земле», «Он не вернулся из боя», «Охота на волков». Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы Не менее 4 произведений Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения и поэмы (по одному произведению не менее четырёх поэтов по выбору). Б. А. Ахмадулиной, Н. А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Р. И. Рождественского. Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). М. М. Рощин «Спешите делать добро». Литература народов России Рассказы, повести, стихотворения (не менее двух произведений по выбору). Рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня». Стихотворения Р. Гамзатова. Зарубежная литература Зарубежная проза XX века (не менее двух произведений по выбору). Д. Оруэлл «1984», М.Сигал "История любви". Зарубежная поэзия XX века (не менее трёх стихотворений одного из поэтов по выбору). Стихотворения Г. Аполлинера. Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Б. Шоу «Пигмалион». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРА» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования по литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на литературные произведения; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе; 5) физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в художественной литературе; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего образования должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном произведении, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе; создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений; владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по литературе; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и в жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы; развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. Предметные результаты (10–11 классы) Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать: 1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; 4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России, литературной критики, в том числе: пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (избранные главы); роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (фрагменты); роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова; рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; произведения А.Н. Островского, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова (дополнительно по одному произведению каждого писателя по выбору); статьи литературных критиков H. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. В. Дружинина, А. А. Григорьева и др. (не менее трёх статей по выбору); рассказы и пьеса «На дне» М. Горького; стихотворения и рассказы И.А. Бунина; произведения А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; стихотворения К. Д. Бальмонта, А. Белого, Н. С. Гумилева; стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А.А. Ахматовой; роман Е. И. Замятина «Мы»; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»; роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (или «Белая гвардия»); произведения А. П. Платонова, В. В. Набокова (по одному произведению каждого писателя по выбору); стихотворения и поэма «По праву памяти» А.Т. Твардовского; роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия»; роман В.О. Богомолова "В августе сорок четвертого", стихотворения и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (избранные главы); повесть «Один день Ивана Денисовича» и произведение «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) А. И. Солженицына; произведения литературы второй половины XX– XXI века: не менее трёх прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, Ч.Т. Айтматова, В. П. Аксенова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, А. Г. Битова, Ю. В. Бондарева, Б.Л. Васильева, К. Д. Воробьева, В. С. Гроссмана, С. Д. Довлатова, Ф. А. Искандера, В.Л. Кондратьева, В. П. Некрасова, В. О. Пелевина, В. Г. Распутина, А.Н. и Б. Н. Стругацких, В.Ф. Тендрякова, Ю. В. Трифонова, В. Т. Шаламова, В. М. Шукшина и др.); не менее трёх поэтов по выбору (в том числе Б. А. Ахмадулиной, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродского, Ю.И. Визбора, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Ю. В. Друниной, Е. А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н.М. Рубцова, Д. С. Самойлова, А. А. Тарковского и др.); пьеса одного из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина, К.М. Симонова и др.); не менее трёх произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести Г. Белля, Р. Брэдбери, У. Голдинга, Ч. Диккенса, А. Камю, Ф. Кафки, Х. Ли, Г. Г. Маркеса, У. С. Моэма, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, У. Старка, Дж. Сэлинджера, Г. Флобера, О. Хаксли, Э. Хемингуэя, У. Эко; стихотворения Г. Аполлинера, Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна, А. Рембо, Т. С. Элиота; пьесы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Б. Шоу и др.); не менее одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К. Хетагурова, Ю. Шесталова и др.); 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений с современностью; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; 7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом классе; 9) владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе); 10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе: конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и литература; историзм, народность; поэтика; историко-литературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики; 12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; 14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; 15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и редактирования текстов; 17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов; 18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. Предметные результаты по классам: 10 КЛАСС 1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века); 2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской и зарубежной литературной классики и собственного интеллектуальнонравственного роста; 3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественные, публицистические и литературно-критические тексты; 4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; 5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; 6) способность выявлять в произведениях художественной литературы второй половины XIX века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы; устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё мнение; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе); 10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе: конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература; историзм, народность; художественное время и пространство; поэтика; историколитературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и других видов искусств; 12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении слосного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их смыслообразующую роль в произведении; 14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, об индивидуальном авторском стиле; 15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, ведение диалога о прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и редактирования текстов; 17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов; 18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. 11 КЛАСС 1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху (конец XIX –начало XXI века); включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры; 2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной литературы и литератур народов России, и самооценка собственного интеллектуально-нравственного уровня; 3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской литературы в мировом культурном процессе; 4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, литератур народов России (конец XIX–начало XXI века), их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; 5) сформированность умений самостоятельно определять и учитывать историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений конца XIX–начала XXI века со временем написания, с современностью и традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы; 6) способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы; 7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё мнение; 8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; 9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе); 10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе: конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература; историзм, народность; художественное время и пространство; поэтика; историколитературный процесс; литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика; 11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики; 12) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.); 13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы; умение применять их в речевой практике; умение анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию, и выявлять их смыслообразующую роль; 14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; 15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка; 16) владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историкои теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и редактирования собственных и чужих текстов; 17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных текстов; 18) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве (поиск, анализ, отбор, структурирование, презентация информации), оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем. Поурочно-тематическое планирование уроков углублённого изучения литературы в 10 классе (70 часов) № 1-2 3 4 4-5 6-8 910 1116 1718 1920 Тема Модуль 1. История русской литературы от середины XVIII до конца XIX века. Россия во второй половине XIX века. Литература реализма второй половины XIX века. Введение. Литература как искусство слова. Понятие о художественном мире писателя Повторение. Литературный процесс. Традиции и новаторство. Основные особенности развития русской литературы Своеобразие поэтического мира А. С.Пушкина. «Медный всадник» как «петербургская повесть» Модуль 2. Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного и пореформенного периода. Проблема героя времени. Конфликт поколений. И.А. Гончаров «Обломов» Сон Обломова» в контексте романа И.А.Гончарова. «Обломовщина» как социальное явление. Образ Обломова в критике. Творчество Гончарова в критике. 5)Опыт анализа эпизода. Лабораторное занятие Р.Р.№ 7. Урок подготовки к сочинению- рассуждению по роману «Обломов» А.Н. Островский «Гроза» А.Н. Островский "Жестокие нравы " города Калинов.Речевые характеристики героев .Лабораторное занятие: художественный смысл символики произведения И.С. Тургенев «Отцы и дети» «Записки охотника»: народные характеристики. Мастерство создания образов Анализ эпического произведения малого жанра (на материале «Стихотворений в прозеИ.С.Тургенева). Лабораторная работа Базаров как художественное открытие Тургенева. Противостояние характеров. Антитетичность композиции Творчество ИСТургенева в литературной критике Искусство портрета в творчестве И.С.Тургенева Модуль 3 Человек и общество. Произведения пореформенного периода второй половины XIX века. Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Роман Чернышевского как своеобразный ответ на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Н.Г.Чернышевский «Что делать?» М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». М.Е.С.-Щедрин. Особенности сатиры.«История одного города» Кол. часов 1 1 2 3 2 6 2 Притчевый характер «Истории одного города». Образ «оно» в «Истории одного города». 2122 23 2425 2630 Модуль 4 Эстетические поиски в литературе второй половины XIX века Ф.И. Тютчев. Лирика 1) Философская лирика Тютчева. А. К. Толстой. Лирика А. А. Фет. Лирика Лирическая картина мира А.А.Фета Н.А.Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» 1)Очерк жизни и творчества Н.Некрасова 2) Лирический герой Некрасова 6)Жанровое исследование художественного произведения. Лабораторное занятие. Урок-исследование. Характеристика жанровых особенностей произведения 31 3233 3435 Социальные мотивы в лирике П.Беранже Итоговая письменная работа по теме модуля на материале самостоятельно изученных произведений Модуль 5 Антигерой и идеальный герой в литературе XIX – XX вв Н.С. Лесков «Очарованный странник». Святочный рассказ в творчестве Лескова Поиск нового героя - праведника. Творчество Лескова в критике 2 2 1 2 5 1РР 2 2 Модуль 6 Философская модель мира в литературе второй половины XIX века 3644 4546 4760 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Жизненные и творческие искания Ф.Достоевского Сквозной образ в литературе. Лабораторное занятие. Роль снов в романе. Экранизации романа Художественные открытия Достоевского Роман «Идиот» Л.Н. Толстой «Война и мир» Л.Н.Толстой. Философские идеи. Личность писателя. Диалектика души в романе «Война и мир» Жанровые особенности романа Война" и "мир" как состояние человеч истории. Историко -философские отступления в романе - эпопеи. Наполеон и Кутузов Анализ ключевых сцен 3-4 томов . Война и человек Психологизм Толстого 8 2 14 Анализ эпизода 1РР Лабораторное занятие. Философское наполнение пейзажа (повесть 2 «Степь») А.П. Чехов. Рассказы. 2 61 6263 6465 6667 6869 Авторская позиция в рассказе «Палата № 6» 2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». Своеобразие конфликта в 2 комедии. Принципы «новой драмы» Модуль 7 Зарубежная литература XIX века 1 Зарубежная литература. А.Рембо «Пьяный корабль» 2 О. де Бальзак «Шагреневая кожа» Общая характеристика произведения. Лабораторное занятие. Сопоставление произведений разных авторов. 70 7172 Номер урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тематическое планирование (11 класс) Тема урока Литературный процесс и социально-политические особенности эпохи, культура, научно-технический прогресс Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Повесть «Олеся». Повесть «Олеся». «Человековедение» А. И. Куприна. Художественное мастерство писателя. Произведения А. И. Куприна о любви. "Гранатовый браслет" Система персонажей произведения "Гранатовый браслет". Роль деталей в психологической обрисовке характеров и ситуаций Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и модернизма Тема рока в произведениях Л. Н. Андреева. Христианские образы и мотивы в произведениях Андреева. Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая правда ранних рассказов писателя. Протест герояодиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе» Человек и история в творчестве М. Горького. Новый герой реалистической литературы - человек как творец истории Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия произведения Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне» «Три правды» в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение Новаторство Горького- драматурга. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Горького Серебряный век русской литературы. Акмеизм. Крестьянские поэты. Футуризм. Основные темы и мотивы, композиция и язык произведений поэтов-футуристов Количе ство часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21-23 24 25-26 27-29 30 31 32-33 34-36 37-39 40-41 42 43-45 45-47 48 49-52 53-56 56-58 59-61 62-64 65-66 67-69 70-71 Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору) Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Философская и психологическая насыщенность лирики Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты) как вершина публицистики И. А. Бунина Основные этапы жизни и творчества А.А.Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока Образ «страшного мира» в лирике А.А.Блока. Тема Родины Особенности образного языка А.А.Блока. Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». Герои поэмы «Двенадцать» Художественное своеобразие языка поэмы Контрольное сочинение Основные этапы жизни и творчества Н.С.Гумилева. Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева Темы истории и судьбы, творчества и творца в лирике Н. С. Гумилева Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики Маяковского. Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах» Сюжетно-композиционная основа поэмы «Облако в штанах» Диалог с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина в поэме «Во весь голос. Первое вступление в поэму» Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в произведениях поэта Своебразие любовной лирики С.А.Есенина многообразие тематики стихотворений Поэма «Черный человек» 1 Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока, С.Н. Гумилева, В.В.Маяковского, С.А.Есенина Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Лирика. Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики в лирике поэта Очерк «Мой Пушкин» как автобиографическое эссе Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой.Лирика А.Ахматова. Поэма «Реквием». 1 Контрольное сочинение на литературную тему Жизнь и творчество Е. И. Замятина. История создания, сюжет и композиция антиутопии «Мы» Страницы жизни и творчества Н.Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь 2 3 1 3 2 3 1 1 2 3 3 2 1 3 3 4 4 2 3 3 2 72 73 74 75 76 77 78 79-80 81 82 83 84 85 86 87 88 88-91 92-93 94-95 96 97-100 101-102 103 104-107 108-109 110-113 114 115-117 118-121 Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История 1 создания шолоховского эпоса. Система образов в романе-эпопее «Тихий дон». 1 Трагедия целого народа и судьба человека в романе-эпопее «Тихий 1 Дон» Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон» 1 Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.Шолохова 1 «Тихий Дон» Роль пейзажа в произведении «Тихий Дон» 1 Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова 1 2 Жизненный и творческий путь В. В. Набокова. Тема утраченного рая, эмиграции, родин писателя система образов "Машенька». Основные этапы жизни и творчества М.М.Булгакова. 1 История создания романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие 1 жанра и композиции. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе 1 «Мастер и Маргарита» Тема любви и семьи в романе «Мастер и Маргарита» 1 Система персонажей в романе «Мастер и Маргарита». 1 Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм 1 размышлений повествователя. Жизненная правда и символизм в произведениях М. А. Булгакова. 1 «Бег». Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на 1 литературную тему по творчеству М. А. Булгакова 2 Картины жизни и творчества А.П. Платонова. Утопические идеи произведений писателя Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и пробематика произведений автора. Поэма «По праву памяти». Тема памяти . Доверительность и исповедальность лирической интонации поэта Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Тема Великой Отечественной войны в поэзии (обзор). Проблема исторической памяти в лирических произведениях о Великой Отечественной войне Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьеса В. С. Розова. «Вечно живые». Основные этапы и жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика лирики поэта. Развитие речи. Анализ лирического произведения Б.Л.Пастернака по выбору Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго". Тематика и проблематика произведения Основные этапы жизни и творчества А. В. Вампилова. 2 2 1 4 2 1 4 2 4 1 2 4 122-123 124 125 126 127-130 131-133 134-136 137-140 141-143 144-147 147-150 151-154 155-156 Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе ,«Старший сын». Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. 2 Автобиографизм прозы писателя Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге 1 А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицын "Крохотки" 1 Презентация проекта по литературе второй половины ХХ века 1 Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы 3 писателя Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение 3 патриархальной русской деревни Н. М. Рубцов. Лирика 3 Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные 4 темы лирических произведений поэта 3 Личность и творческая судьба В.С.Высоцкого. Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого Страницы жизни и творчества писателей второй половины ХХ 4 начала ХХI века. Проблематика произведений. "Деревенская проза" Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Стихотворения и 4 поэмы . Б. А. Ахмадулиной, Н. А. Заболоцкого, А.С.Кушнера, Р. И. Рождественского Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI 4 веков. Основные темы и проблемы 2 Литература народов России. Страницы жизни и творчества Ю.Рытхэу 157-158 Страницы жизни и творчества Р. Гамзатова . Лирический герой в современном мире Поэма «Фатима» К. Хетагурова. 2 159 160-161 Сочинение на литературную тему Обзор зарубежной драматургии ХХ века Пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети», Ф. Дюрренмата «Визит старой дамы», Э. Ионеско «Носорог», М. Метерлинка «Синяя птица», Д. Пристли «Визит инспектора», О. Уайльда «Идеальный муж», Т. Уильямса «Трамвай «Желание»», Б. Шоу «Пигмалион» и др. Сюжет пьесы Б. Шоу «Пигмалион».. Своеобразие конфликта в пьесе. Система образов Зарубежная поэзия второй половины XIX века. Зарубежная проза XX века . Д. Оруэлла «1984», М.Сигала "История любви". Обобщающий урок по литературе ХХ - начала XXI веков: "«По страницам любимых книг»" 1 2 162-163 164-165 166-168 169-170 2 2 2 2