Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучениемфизики, математики, русского языка и литературы» УТВЕРЖДЕНО Директор школы Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Актуальные вопросы общей химии 11 класс Планируемые результаты Обучающиеся научатся: классифицировать химических реакций; виды химических реакций в общей химии; определять особенности термохимических реакций; закономерности протекания электролиза растворов и расплавов электролитов; определять основные группы окислителей и восстановителей; определять вещества, обладающие окислительно-восстановительной двойственностью; определять закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций. писать уравнения электролиза растворов и расплавов с различными видами электродов; подбирать продукты окислительно-восстановительных реакций в соответствии с реагирующими веществами и средой реакции; использовать метод окислительно-восстановительного баланса для анализа и записи окислительно-восстановительной реакции; использовать метод ионных полуреакций для анализа и записи окислительно- восстановительной реакций в органической химии; использовать полученные теоретические знания при изучении школьного курса химии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (6 часов) Понятие химических реакций. Понятие стехиометрии. Механизмы химических реакций. Классификация химических реакций: по признаку состава и количества веществ участвующих и образующихся в результате реакции, по признаку обратимости, по термохимическому эффекту химической реакции, по изменению степени окисления, реакции ионного обмена. Реакции по признаку изменения числа и состава реагирующих веществ и продуктов реакции. Понятие термодинамической системы. Кинетика реакций Протонодонорные и (8 часов). Реакции протоноакцепторные гидролиза реакции солей амфотерных и других веществ. соединений. Реакции осаждения и растворения. Расчёты скорости и понятие равновесия. Каталитические реакции. Типы реакций гидролиза. Расчёт рН и рОН. Реакции окисления и восстановления (8 часов) Окислительно-восстановительные реакции. Окислители: типичные неметаллы, кислород, перманганат калия, хромат калия, дихромат калия, концентрированная серная кислота, азотная кислота, кислородосодержащие кислоты галогенов, ионы металлов в высшей степени окисления. Восстановители: бескислородные кислоты и их соли, металлы в низшей степени окисления, гидриды щелочных и щелочноземельных металлов, неметаллы. Вещества, обладающие окислительно- восстановительной двойственностью: йод, пероксид водорода, азотистая кислота и её соли. Составление окислительно–восстановительных реакций методом окислительно- восстановительного баланса. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Закономерности протекания окислительновосстановительных реакций в кислой, щелочной и нейтральной среде. Электрохимические реакции (10 часов) Основы электрохимии. Электронный потенциал. Процесс электролиза расплавов и растворов электролитов с различными электродами. Решение расчетных задач на вычисления по уравнениям электролиза электролитов. Обобщение и систематизация знаний по изученному курсу (2 часа). Тематическое планирование курса № 1 2 4 Итого Наименование тем Введение. Кинетика реакций Реакции окисления и восстановления Электрохимические реакции Обобщение и систематизация знаний по изученному курсу Всего часов 6 8 8 В том числе на: Практические Контрольные работы работы - 10 2 34 0 -