Рабочая программа курса внеурочной деятельности Естественно-научная грамотность в задачах по физике_10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В ЗАДАЧАХ ПО ФИЗИКЕ
10 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности,
сформулированном в международном исследовании PISA: «Естественнон-научная
грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по
общественно-значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремиться
участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным
наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:




Научно объяснять явления;
Демонстрировать понимание естественно-научного исследования;
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это
совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное
оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися
следующих
личностных,
мета-предметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных
внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;

принятие
традиционных
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
патриотического воспитания:


сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;


ценностное отношение к государственным символам, достижениям
российских учёных в области физики и технике.

духовно-нравственного воспитания:

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности
учёного;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.
эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества,
присущего физической науке.
трудового воспитания:

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе
связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию в области
физики на протяжении всей жизни.
экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;

расширение опыта деятельности экологической направленности на основе
имеющихся знаний по физике.
ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития физической науки;

осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения
физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:






самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;




координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

Базовые исследовательские действия:








владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
физической науки;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения задач физического содержания, применению различных
методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;

уметь переносить знания по физике в практическую область
жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:

владеть навыками получения информации физического содержания из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;

оценивать достоверность информации;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;

создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять общение во внеурочной деятельности;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;


выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять
роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;

самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач,
план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;

признавать своё право и право других на ошибки.

В процессе достижения личностных результатов освоения программы курса
внеурочной деятельности у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;


саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и
сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения по программе внеурочной деятельности предметные результаты
должны отражать сформированность у обучающихся умений:

понимать роль физики в экономической, технологической, экологической,
социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики в
современной научной картине мира, значение описательной, систематизирующей,
объяснительной и прогностической функций физической теории – механики,
молекулярной физики и термодинамики, роль физической теории в формировании
представлений о физической картине мира;

различать условия применимости моделей физических тел и процессов
(явлений): инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое тело, материальная точка,
равноускоренное движение, свободное падение, абсолютно упругая деформация,
абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения, модели газа, жидкости и
твёрдого (кристаллического) тела, идеальный газ, точечный заряд, однородное
электрическое поле;

различать условия (границы, области) применимости физических законов,
понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования
частных законов;

анализировать и объяснять механические процессы и явления, используя
основные положения и законы механики (относительность механического движения,
формулы кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости
и перемещения, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного
тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с
изменением механической энергии, условия равновесия твёрдого тела), при этом
использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости
физических законов: преобразований Галилея, второго и третьего законов Ньютона,
законов сохранения импульса и механической энергии, закона всемирного тяготения;

анализировать и объяснять тепловые процессы и явления, используя
основные положения МКТ и законы молекулярной физики и термодинамики (связь
давления идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и
концентрацией его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической
энергией теплового движения его частиц, связь давления идеального газа с концентрацией
молекул и его температурой, уравнение Менделеева–Клапейрона, первый закон
термодинамики, закон сохранения энергии в тепловых процессах), при этом использовать
математическое выражение законов, указывать условия применимости уравнения
Менделеева–Клапейрона;

анализировать и объяснять электрические явления, используя основные
положения и законы электродинамики (закон сохранения электрического заряда, закон

Кулона,
потенциальность
электростатического поля, принцип
суперпозиции
электрических полей, при этом указывая условия применимости закона Кулона, а также
практически важные соотношения: законы Ома для участка цепи и для замкнутой
электрической цепи, закон Джоуля–Ленца, правила Кирхгофа, законы Фарадея для
электролиза);

описывать физические процессы и явления, используя величины:
перемещение, скорость, ускорение, импульс тела и системы тел, сила, момент силы,
давление, потенциальная энергия, кинетическая энергия, механическая энергия, работа
силы, центростремительное ускорение, сила тяжести, сила упругости, сила трения,
мощность, энергия взаимодействия тела с Землёй вблизи её поверхности, энергия упругой
деформации пружины, количество теплоты, абсолютная температура тела, работа в
термодинамике, внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа идеального
газа, относительная влажность воздуха, КПД идеального теплового двигателя;
электрическое поле, напряжённость электрического поля, напряжённость поля точечного
заряда или заряженного шара в вакууме и в диэлектрике, потенциал электростатического
поля, разность потенциалов, электродвижущая сила, сила тока, напряжение, мощность
тока, электрическая ёмкость плоского конденсатора, сопротивление участка цепи с
последовательным и параллельным соединением резисторов, энергия электрического поля
конденсатора;
 объяснять особенности протекания физических явлений: механическое движение,
тепловое движение частиц вещества, тепловое равновесие, броуновское движение,
диффузия, испарение, кипение и конденсация, плавление и кристаллизация,
направленность теплопередачи, электризация тел, эквипотенциальность поверхности
заряженного проводника;

проводить исследование зависимости одной физической величины от другой
с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учётом
абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать
оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности
прямых и косвенных измерений;

проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать
эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные
результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы;

соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в
рамках учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;

решать расчётные задачи с явно заданной и неявно заданной физической
моделью: на основании анализа условия обосновывать выбор физической модели,
отвечающей требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и
постулаты физических теорий при использовании математических методов решения
задач, проводить расчёты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и
корректировать методы решения с учётом полученных результатов;

решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных
разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные
законы, закономерности и физические явления;

использовать теоретические знания для объяснения основных принципов
работы измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;

приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-физиков в
развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и
технологий;


анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической
безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном
использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества;

применять различные способы работы с информацией физического
содержания с использованием современных информационных технологий, при этом
использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и
предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и
интерпретации информации, полученной из различных источников, критически
анализировать получаемую информацию и оценивать её достоверность как на основе
имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;

проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного
приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебноисследовательских работ;

работать в группе с исполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях,
адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой
проблемы;
 проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по
специальностям физико-технического профиля.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел Механика.
Тема. Кинематика.
Механическое движение. Относительность механического движения. Система
отсчёта.
Прямая и обратная задачи механики.
Радиус-вектор материальной точки, его проекции на оси системы координат.
Траектория.
Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение
материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и
сложение скоростей.
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Зависимость
координат, скорости, ускорения и пути материальной точки от времени и их графики.
Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного
под углом к горизонту. Зависимость координат, скорости и ускорения материальной точки
от времени и их графики.
Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности. Угловая
и линейная скорость. Период и частота обращения. Центростремительное (нормальное),
касательное (тангенциальное) и полное ускорение материальной точки.
Технические устройства и технологические процессы: спидометр, движение
снарядов, цепные, шестерёнчатые и ремённые передачи, скоростные лифты.
Тема. Динамика.
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.
Принцип
относительности Галилея. Неинерциальные системы отсчёта (определение, примеры).
Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил.
Второй закон Ньютона для материальной точки.
Третий закон Ньютона для материальных точек.
Закон всемирного тяготения. Эквивалентность гравитационной и инертной массы.
Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над
поверхностью планеты и от географической широты. Движение небесных тел и их
спутников. Законы Кеплера. Первая космическая скорость.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Вес тела, движущегося с ускорением.
Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя.
Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе, её
зависимость от скорости относительного движения.
Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда.
Технические устройства и технологические процессы: подшипники, движение
искусственных спутников.
Тема. Статика твёрдого тела.

Абсолютно твёрдое тело. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела.
Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Сложение сил, приложенных к
твёрдому телу. Центр тяжести тела.
Условия равновесия твёрдого тела.
Устойчивое, неустойчивое, безразличное равновесие.
Технические устройства и технологические процессы: кронштейн, строительный
кран, решётчатые конструкции.
Тема. Законы сохранения в механике.
Импульс материальной точки, системы материальных точек. Центр масс системы
материальных точек. Теорема о движении центра масс.
Импульс силы и изменение импульса тела.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Момент импульса материальной точки. Представление о сохранении момента
импульса в центральных полях.
Работа силы на малом и на конечном перемещении. Графическое представление
работы силы.
Мощность силы.
Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической
энергии материальной точки.
Потенциальные и непотенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная
энергия упруго деформированной пружины. Потенциальная энергия тела в однородном
гравитационном поле. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле однородного
шара (внутри и вне шара). Вторая космическая скорость. Третья космическая скорость.
Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы
тел. Закон сохранения механической энергии.
Упругие и неупругие столкновения.
Уравнение Бернулли для идеальной жидкости как следствие закона сохранения
механической энергии.
Технические устройства и технологические процессы: движение ракет, водомёт,
копёр, пружинный пистолет, гироскоп, фигурное катание на коньках.
Раздел Молекулярная физика и термодинамика.
Тема. Основы молекулярно-кинетической теории.
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ), их опытное
обоснование. Диффузия. Броуновское движение. Характер движения и взаимодействия
частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств
вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул (атомов). Количество
вещества. Постоянная Авогадро.
Тепловое равновесие. Температура и способы её измерения. Шкала температур
Цельсия.

Модель идеального газа в молекулярно-кинетической теории: частицы газа
движутся хаотически и не взаимодействуют друг с другом.
Газовые законы. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Абсолютная температура
(шкала температур Кельвина). Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с
постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма,
изохора, изобара.
Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного
теплового движения молекул идеального газа (основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа).
Связь абсолютной температуры термодинамической системы
кинетической энергией поступательного теплового движения её частиц.

со

средней

Технические устройства и технологические процессы: термометр, барометр,
получение наноматериалов.
Тема. Термодинамика. Тепловые машины.
Термодинамическая
(ТД)
система.
Задание
внешних
условий
для
термодинамической системы. Внешние и внутренние параметры. Параметры
термодинамической системы как средние значения величин, описывающих её состояние
на микроскопическом уровне.
Нулевое
начало
термодинамики.
Самопроизвольная
термодинамической системы к тепловому равновесию.

релаксация

Модель идеального газа в термодинамике – система уравнений: уравнение
Менделеева–Клапейрона и выражение для внутренней энергии. Условия применимости
этой модели: низкая концентрация частиц, высокие температуры. Выражение для
внутренней энергии одноатомного идеального газа.
Квазистатические и нестатические процессы.
Элементарная работа в термодинамике. Вычисление работы по графику процесса
на pV-диаграмме.
Теплопередача как способ изменения внутренней энергии термодинамической
системы без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение.
Количество теплоты. Теплоёмкость тела. Удельная и молярная теплоёмкости
вещества. Уравнение Майера. Удельная теплота сгорания топлива. Расчёт количества
теплоты при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе.
Первый закон термодинамики. Внутренняя энергия. Количество теплоты и работа
как меры изменения внутренней энергии термодинамической системы.
Второй закон термодинамики для равновесных процессов: через заданное
равновесное состояние термодинамической системы проходит единственная адиабата.
Абсолютная температура.
Второй закон термодинамики для неравновесных процессов: невозможно передать
теплоту от более холодного тела к более нагретому без компенсации (Клаузиус).
Необратимость природных процессов.
Принципы действия тепловых машин. КПД.
Максимальное значение КПД. Цикл Карно.

Экологические аспекты использования тепловых двигателей. Тепловое загрязнение
окружающей среды.
Технические устройства и технологические процессы: холодильник, кондиционер,
дизельный и карбюраторный двигатели, паровая турбина, получение сверхнизких
температур, утилизация «тепловых» отходов с использованием теплового насоса,
утилизация биоорганического топлива для выработки «тепловой» и электроэнергии.
Тема. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Удельная теплота
парообразования.
Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость плотности и
давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объёма насыщенного
пара. Зависимость температуры кипения от давления в жидкости.
Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность.
Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств
кристаллов. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация.
Деформации твёрдого тела. Растяжение и сжатие. Сдвиг. Модуль Юнга. Предел
упругих деформаций.
Тепловое расширение жидкостей и твёрдых тел, объёмное и линейное расширение.
Ангармонизм тепловых колебаний частиц вещества как причина теплового расширения
тел (на качественном уровне).
Преобразование энергии в фазовых переходах.
Уравнение теплового баланса.
Поверхностное натяжение. Коэффициент поверхностного натяжения. Капиллярные
явления. Давление под искривлённой поверхностью жидкости. Формула Лапласа.
Технические устройства и технологические процессы: жидкие кристаллы,
современные материалы.
Раздел. Электродинамика.
Тема. Электрическое поле.
Электризация тел и её проявления. Электрический заряд. Два вида электрических
зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Элементарный электрический
заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона.
Электрическое поле. Его действие на электрические заряды.
Напряжённость электрического поля. Пробный заряд. Линии напряжённости
электрического поля. Однородное электрическое поле.
Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов и напряжение.
Потенциальная
энергия
заряда
в
электростатическом
поле.
Потенциал
электростатического поля. Связь напряжённости поля и разности потенциалов для
электростатического поля (как однородного, так и неоднородного).
Принцип суперпозиции электрических полей.

Поле точечного заряда. Поле равномерно заряженной сферы. Поле равномерно
заряженного по объёму шара. Поле равномерно заряженной бесконечной плоскости.
Картины линий напряжённости этих полей и эквипотенциальных поверхностей.
Проводники в электростатическом поле. Условие равновесия зарядов.
Диэлектрики
вещества.

в

электростатическом

Конденсатор.
конденсатора.

Электроёмкость

Параллельное
конденсаторов.

соединение

поле.

Диэлектрическая

конденсатора.

конденсаторов.

проницаемость

Электроёмкость

Последовательное

плоского
соединение

Энергия заряженного конденсатора.
Движение заряженной частицы в однородном электрическом поле.
Технические устройства и технологические процессы: электроскоп, электрометр,
электростатическая защита, заземление электроприборов, конденсаторы, генератор
Ван де Граафа.
Тема. Постоянный электрический ток.
Сила тока. Постоянный ток.
Условия существования постоянного электрического тока. Источники тока.
Напряжение U и ЭДС ℰ.
Закон Ома для участка цепи.
Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного
проводника от его длины и площади поперечного сечения. Удельное сопротивление
вещества.
Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников. Расчёт
разветвлённых электрических цепей. Правила Кирхгофа.
Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.
Мощность электрического тока. Тепловая мощность, выделяемая на резисторе.
ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной
(замкнутой) электрической цепи. Мощность источника тока. Короткое замыкание.
Конденсатор в цепи постоянного тока.
Технические устройства и технологические процессы: амперметр, вольтметр,
реостат, счётчик электрической энергии.
Межпредметные связи.
Изучение курса осуществляется с учётом содержательных межпредметных связей с
курсами математики, биологии, химии, географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного
познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория,
наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение, погрешности измерений,
измерительные приборы, цифровая лаборатория.

Математика: решение системы уравнений. Линейная функция, парабола,
гипербола, их графики и свойства. Тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс,
котангенс, основное тригонометрическое тождество. Векторы и их проекции на оси
координат, сложение векторов.
Биология: механическое движение в живой природе, диффузия, осмос, теплообмен
живых организмов, тепловое загрязнение окружающей среды, утилизация
биоорганического топлива для выработки «тепловой» и электроэнергии, поверхностное
натяжение и капиллярные явления в природе, электрические явления в живой природе.
Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул, моль вещества,
молярная масса, получение наноматериалов, тепловые свойства твёрдых тел, жидкостей и
газов, жидкие кристаллы, электрические свойства металлов, электролитическая
диссоциация, гальваника, электронная микроскопия.
География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр.
Технология: преобразование движений с использованием механизмов, учёт сухого
и жидкого трения в технике, статические конструкции (кронштейн, решётчатые
конструкции), использование законов сохранения механики в технике (гироскоп, водомёт
и другие), двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник,
кондиционер, технологии получения современных материалов, в том числе
наноматериалов,
и
нанотехнологии,
электростатическая
защита,
заземление
электроприборов, газоразрядные лампы, полупроводниковые приборы, гальваника.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел: «Механика» (8 ч)
1
Кинематика
2
Динамика
3
Статика
4.
Законы сохранения
Раздел: «МКТ и термодинамика» (13 ч)
1
Основы МКТ
2
Термодинамика
3
Фазовые переходы
Раздел: «Электродинамика» (14 ч)
1
Электрическое поле
2
Постоянный ток

2
2
1
3
4
6
3
6
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».