Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» УТВЕРЖДЕНО Директор школы Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 класс г. Верхняя Салда Планируемые результаты изучения курса В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся научатся понимать - роль и значение правильного, грамотного письма; - принципы русской орфографии и пунктуации; - условия, от которых зависит написание; - норму, действующую при данных условиях; - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы; - приёмы разграничения схожих написаний. Уметь: - применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия; - орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения); - анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования; - проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной литературы; - работать со словарями, справочной литературой; - применять полученные теоретические знания на практике при выполнении диагностических и тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ; Содержание учебного материала В программе повторяются разделы русского языка, материал конкретизируется, расширяется, исходя из уровня подготовки обучающихся, их трудностей в освоении учебного материала. Базовые понятия курса: - орфография, - орфограмма, - орфографическое правило, - морфема, - самостоятельные части речи, - пунктуация, - пунктуационное правило, - главные и второстепенные члены предложения, - однородные члены предложения, - обособленные члены предложения, - обращение, - вводные слова и вводные предложения, - прямая и косвенная речь, - сложное предложение, виды сложных предложений. Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка. Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольноизмерительными материалами ОГЭ. Содержание курса Трудные случаи орфографии. Тема 1. Правописание приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном стиле речи слов с иноязычными приставками. Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов. Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. Орфографический анализ текста. Тема 3. Употребление Ь и Ъ. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста. Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи. Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический анализ текста. Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание сложных существительных, прилагательных. Правописание наречий и предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи. Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные, раздельные и дефисные написания». Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных. Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением прилагательных в речи. Тема 8. Правописание суффиксов наречий. Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением наречий в речи. Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением глаголов в речи. Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением причастий. Практикум «Правописание суффиксов и окончаний». Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц. Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле речи. Практикум «Правописание служебных частей речи». Тестовая работа. 2. Трудные случаи пунктуации. Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений. Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами. Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами предложения. Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами. Практикум «Знаки препинания в простом предложении». Тема 5. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и косвенной речью. Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных предложений. Тема 7. Сложносочиненное предложение. Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложносочиненных предложений. Тема 8. Сложноподчиненное предложение. Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений. Тема 9. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения в тексте. Практикум «Знаки препинания в сложном предложении». Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения. Практикум «Сложное предложение с разными видами связи». Тема 11. Текст как единица языка. Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак. Способы компрессии текста. Сжатое изложение. Итоговая контрольная работа. Тематическое планирование Разделы курса Кол-во часов Практику мы Трудные случаи орфографии Трудные случаи пунктуации Текст как единица языка. Итоговая контрольная работа Защита проектов «Отражение грамотной письменной речи в профессиональной деятельности человека». ИТОГО 15 14 2 2 1 3 3 1 34 7 Контрольн ые и проверочн ые работы 1 1 2 4 Организация специальных условий получения образования обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) Организация деятельности на уроке. Важны внешние мотивирующие подкрепления. Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Создание ситуации успеха на занятии. Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Введение физминуток через 15-20 минут. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью, постоянное управление вниманием. При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ. Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения. Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: - умение действовать по плану; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умение оценивать правильность выполненного действия; - учение вносить коррективы в результат. - обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. - обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. - обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.