Рабочая программа курса внеурочной деятельности Трудные случаи орфографии и пунктуации_9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы
Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 класс

г. Верхняя Салда

Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся научатся
понимать
- роль и значение правильного, грамотного письма;
- принципы русской орфографии и пунктуации;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
Уметь:
- применять на практике правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки
знака препинания или его отсутствия;
- орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты,
изложения, сочинения);
- анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические
исследования;
- проводить этимологический анализ слов с привлечением словарей и справочной
литературы;
- работать со словарями, справочной литературой;
- применять полученные теоретические знания на практике при выполнении
диагностических и тренировочных работ на основе КИМов ОГЭ;

Содержание учебного материала
В программе повторяются разделы русского языка, материал конкретизируется,
расширяется, исходя из уровня подготовки обучающихся, их трудностей в освоении
учебного материала.
Базовые понятия курса:
- орфография,
- орфограмма,
- орфографическое правило,
- морфема,
- самостоятельные части речи,
- пунктуация,
- пунктуационное правило,
- главные и второстепенные члены предложения,
- однородные члены предложения,
- обособленные члены предложения,
- обращение,
- вводные слова и вводные предложения,
- прямая и косвенная речь,
- сложное предложение, виды сложных предложений.
Рассматриваются трудные случаи орфографии и пунктуации русского
языка. Одновременно с этим идет работа над стилистикой русского языка, средствами

художественной выразительности. Много внимания уделяется работе с контрольноизмерительными материалами ОГЭ.
Содержание курса
Трудные случаи орфографии.
Тема 1. Правописание приставок.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки при/пре.
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Употребление в научном
стиле речи слов с иноязычными приставками.
Тема 2. Правописание гласных и согласных в корне слов.
Безударная гласная, проверяемая и непроверяемая гласная в корне. Ы и И после
приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы – И после Ц в корне слова. Чередование
гласных О/А, Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная
согласная в корне. Орфографический анализ текста.
Тема 3. Употребление Ь и Ъ.
Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в
числительных. – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Орфографический анализ текста.
Тема 4 . Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.
Употребление Ь после шипящих в конце слова в различных частях речи. Орфографический
анализ текста.
Тема 5. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Слитные, раздельные и дефисные написания различных частей речи. Дефисные написание
сложных
существительных,
прилагательных.
Правописание
наречий
и
предлогов. Дефисные написания в научной и художественной речи.
Практикум «Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Слитные,
раздельные и дефисные написания».
Тема 6. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание
безударных падежных окончаний существительных. Правописание 0 и Е после шипящих
и Ц в суффиксах и окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах существительных.
Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных.
Тема 7. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание безударных падежных прилагательных. Правописание О и Е после
шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Н и НН в суффиксах
прилагательных. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением
прилагательных в речи.
Тема 8. Правописание суффиксов наречий.
Правописание О и Е после шипящих в суффиксах наречий. Н и НН в суффиксах
наречий. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Анализ и исправление ошибок,
связанных с употреблением наречий в речи.
Тема 9. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов
–ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением
глаголов в речи.
Тема 10. Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени. Правописание Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий.
Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание
окончаний причастий. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением
причастий.
Практикум «Правописание суффиксов и окончаний».
Тема 11. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов. Слитное и раздельное написание производных
предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Частицы НЕ, НИ, их различение на
письме. Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стиле
речи. Практикум «Правописание служебных частей речи». Тестовая работа.
2.

Трудные случаи пунктуации.

Тема 1. Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире
в пословицах и поговорках, употребление тире в художественной речи. Анализ и
исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.
Тема 2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при
однородных
членах
предложения.
Однородные
и
неоднородные
определения. Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания
экспрессивности. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением
предложений с однородными членами.
Тема 3. Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с
уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. Употребление второстепенных членов
предложения в текстах разных стилей речи. Анализ и исправление речевых ошибок,
связанных с построением предложений с обособленными второстепенными членами
предложения.
Тема 4. Обособление слов, грамматически не связанных с членами
предложений Обращения. Вводные слова и вводные конструкции. Употребление
обращений в разговорной и поэтической речи. Стилистическое использование вводных
слов. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с
вводными словами.
Практикум «Знаки препинания в простом предложении».
Тема 5. Предложения с прямой речью.
Знаки препинания при прямой речи. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с прямой и
косвенной речью.
Тема 6. Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений. Запятая между частями
сложного предложения. Сложные предложения в тексте. Употребление в речи сложных
предложений.
Тема 7. Сложносочиненное предложение.

Типы сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Сложносочиненные предложения в тексте. Анализ и исправление ошибок,
связанных с построением сложносочиненных предложений.
Тема 8. Сложноподчиненное предложение.
Типы сложноподчиненных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных
предложениях. Синтаксические синонимы. Сложноподчиненные предложения в тексте.
Анализ и исправление ошибок, связанных с построением сложноподчиненных
предложений.
Тема 9. Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные
предложения в тексте.
Практикум «Знаки препинания в сложном предложении».
Тема 10. Сложное предложение с разными видами связи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Трудные случаи
постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи. Анализ и
исправление ошибок, связанных с построением сложного предложения.
Практикум «Сложное предложение с разными видами связи».
Тема 11. Текст как единица языка.
Текст. Ключевые слова в тексте и их роль. Абзац как пунктуационный знак.
Способы компрессии текста. Сжатое изложение. Итоговая контрольная работа.

Тематическое планирование
Разделы курса

Кол-во
часов

Практику
мы

Трудные случаи орфографии
Трудные случаи пунктуации
Текст как единица языка.
Итоговая контрольная работа
Защита
проектов
«Отражение
грамотной
письменной
речи
в
профессиональной
деятельности человека».
ИТОГО

15
14
2
2
1

3
3
1

34

7

Контрольн
ые
и
проверочн
ые работы
1
1
2

4

Организация специальных условий получения образования
обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Организация деятельности на уроке.
 Важны внешние мотивирующие подкрепления.
 Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение
следует осуществлять постепенно.
 Создание ситуации успеха на занятии.
 Благоприятный климат на уроке.
 Опора на эмоциональное восприятие.
 Введение физминуток через 15-20 минут.
 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
 Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
 Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью,
постоянное управление вниманием.
 При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные
условия:
 Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
 Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных
навыков.
 Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
 Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
 Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения.
 Повтор инструкции.
 Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
 Речевой образец или начало фразы.
 Демонстрация действий.
 Подбор по аналогии, по противопоставлению.
 Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
 Совместные или имитационные действия.
На уроках используются методы и приемы по формированию универсальных учебных
действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним
относятся следующие умения:
- умение действовать по плану;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение оценивать правильность выполненного действия;
- учение вносить коррективы в результат.
- обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
- обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или)
словесными указаниями учителя.
- обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».