Рабочая программа курса внеурочной деятельности Сложности русского языка_9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Сложности русского языка»
9 класс

г. Верхняя Салда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта,
которые расширяют представление об образовательных результатах и
ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на
достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования
сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив
и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они
представляют собой конкретизированные и операционализированные цели
образования.
Личностными

результатами освоения выпускниками основной

школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
2

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение

приемами

отбора

и

систематизации

материала

на

определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
3

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание,
рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие,
сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации
в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)

применение

приобретенных

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
4

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными

результатами освоения выпускниками основной

школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды;

ситуация

публицистический,

речевого

общения;

официально-деловой

разговорная
стили,

язык

речь,

научный,

художественной

литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей

и

разговорной

речи;

функционально-смысловые

типы

речи

(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка

(орфоэпическими,

орфографическими,

лексическими,

пунктуационными),

нормами

грамматическими,
речевого

этикета

и

использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
5

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный,

словообразовательный,

лексический,

морфологический),

синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8)

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Основные

правила работы с текстом.
Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте; авторский замысел; главное в информации; сокращение текста
различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
6

Богатые

возможности

лексические

(синонимы,

русского

языка.

антонимы,

Средства

паронимы,

выразительности:

многозначные

слова,

фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и
др.);

словообразовательные

(стилистически

окрашенные

суффиксы

и

приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы,
средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой,
публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды
стилистической

окраски

слов:

функционально-стилистическая

и

эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание

корня

слова.

Правописание

приставок.

Правописание

суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые
иллюстрации орфографических норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и
словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка,
суффикс

как

словообразовательные

морфемы.

Морфемный

и

словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей
речи:

общее

грамматическое

значение,

морфологические

признаки,

синтаксическая роль.
7

Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования

лингвистического

положения.

Сочинение-рассуждение,

связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его
фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания
текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление
сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и
рассуждения на основе анализа текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Количество
часов

1

Построение сжатого изложения

4

2

Средства выразительности речи

4

3

Морфология и орфография

12

4

Синтаксис и пунктуация

8

5

Построение сочинения-рассуждения

6

Итого

34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».