МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Долбилова О.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литература через призму истории для обучающихся 7-9 классов Г.Верхняя Салда Пояснительная записка. Рабочая программа вариативного курса «Литература через призму истории» ориентирована на учащихся 7-9 классов. Назначение программы данного курса: расширить и углубить знания учащихся политературе, сформировать разносторонне развитую личность, кроме того, программа нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный вариативный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках. Главными целями изучения вариативного курса являются: 1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7-9 класов по литературе; 2. Стимулировать интерес к изучению литературы; 3. Расширить кругозор учащихся по изучаемому предмету; 4. активизировать познавательную активность через интерактивные задания и выполнение мини-проектов. Задачи курса: 1. сформировать навыки работы в группе; 2. развить навыки анализа литературного текста; 3. развить умения различать литературный вымысел и историческую действительность; 4. научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность. На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1час в неделю каждый год обучения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций. 4) Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметныерезультаты: понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, русских писателей XIX – XX веков, зарубежнойлитературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлениезаложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и ихсовременногозвучания; умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения,характеризовать его героев; определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. Содержание тем. 7 класс Название раздела учебного предмета Кол-во часов Поучение и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории 1 № п\п 1 Исторические события в литературе 19 века 2 18 Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII 1 Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой Борьба Украины за независимость Крепостное право в России в освещении литературы 2 2 6 История жизни русских женщин-подвижниц. 1 3 Исторические события в литературе 20 века 10 4 4 Гражданская война в произведениях писателей История в зарубежной литературе 4 Итоговый урок 5 1 34 Итого Поурочное планирование 7 класс № урока 1 2 3 Наименование разделов и тем 1. Поучение и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории Владимир Мономах. Реальная биография и поучение. 2. Исторические события в литературе19века А.С.Пушкин. Стихотворения. Исторические события в творчестве поэта. Библейские мотивы и исторический образ чиновника в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII Всего Контроль часов 1 1 18 1 1 1 4 5 6 7 8 9 Пётр I и Карл XII. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. Взгляд А. С.Пушкина на героев истории и идея поэмы «Полтава». М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Исторические события в творчестве поэта. ИванГрозныйкакреальноеисторическое лицои каклитературный герой Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Опричнина в истории произведения «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова Борьба Украины за независимость Борьба за независимость от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Отражение в повести быта Руси 15 в. Крепостное право в России в освещении литературы 10 Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. Цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева. 11 Судьбы крепостных. Цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева. 12-13 Военная муштра в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 Жизнь крестьян в стихотворениях Н.А.Некрасова. 1 15 Крепостничество в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.СалтыковаЩедрина. 1 История жизни русских женщин-подвижниц. Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины» История географических открытий в произведениях Р.Сабатини. 1 17 18 19 20 Портрет чиновника 19 века по произведению А.П.Чехова «Смерть чиновника». Тест 2 6 14 16 Тест 1 Контр.работа1 1 1 1 Проверочная работа по произведениям 19 века. 1 3. Исторические события в литературе 20 века 10 Исторически обусловленные образы сатиры в произведениях писателей конца 19 – начала 20 века. 1 Проверочная работа 21 Убийство русского царя Александра 2 в расказе И.С.Шмелёва «Страх». Гражданская война в произведениях писателей 22 Гражданская «Дракон». война в 23 Гражданская война М.А.Шолохова. 24 Гражданская война в «Разгром» (фрагменты). 4 Е.И.Замятина 1 рассказах» 1 А.А.Фадеева 1 25 Проектная работа по произведениям о гражданской войне. 1 26 Стихотворения 20-21 веков. Исторические события в творчестве поэтов. 1 27-29 Историческая обстановка в произведениях отечественных прозаиков 20-21 веков. 3 в рассказе 1 «Донских романе 4. История в зарубежной литературе 4 30 Рыцарская хроника в романе М.Сервантеса «Дон Кихот». 1 31-32 Образ Карла 11 в новелле П.Мериме «Видение Карла 11». 2 33 Сочинение об историческом событии, изображённом в художественном произведении. 1 34 5. Итоговый урок Защита проектов «Лики истории в литературе» Защита проектов 1 1 Контрольных работ – 1. Сочинений – 1. Сочинение Защита проектов Содержание тем. 8 класс № п\п Название раздела учебного предмета Кол-во часов 1 Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории 1 2 3 Идеи образования и воспитания в эпоху классицизма 2 15 1 4 2 3 13 Исторические события в литературе 19 века Моцарт и Сальери как реально существующие лица Пугачёвщина как историческое явление Отражение влияния Кавказа в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Чиновничий мир в творчестве Н.В.Гоголя 4 Исторические события в литературе 20 века Россия через призму писателей русского зарубежья начала 20 века 2 Эксперименты над Россией в произведении М.А.Булгакова «Собачье сердце» 1 Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов. 4 Сохранение праведничества в Российской глубинке 1 Человек в ситуации нравственного выбора 2 История в зарубежной литературе 5 Образ средневекового певца любви Итоговые уроки 6 1 1 2 Поурочное планирование 8 класс № урока Наименование разделов и тем 1. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории 1 «Житие Сергия Радонежского» 2. Идеи образования и воспитания в эпоху классицизма Всегочасов 1 1 2 2 Д.И. Фонвизин. Комедия "Недоросль" 1 3 Сочинение по комедии «Недоросль» 1 3. Исторические события в литературе 19 века Моцарт и Сальери как реально существующие лица 4 Образы композиторов в пьесе А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» Пугачёвщина как историческое явление 15 1 1 4 5 А.С. Пушкин. Роман "Капитанская дочка" 1 6 Образ Пугачёва 1 7 Историческая правда и художественный вымысел в романе "Капитанская дочка" 1 8 Сочинение по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 1 9 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Исторические события в творчестве поэта. 1 Отражение влияния Кавказа в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 2 10 Поэма «Мцыри» 1 11 Проверочная работа по поэме «Мцыри» 1 Чиновничий мир в творчестве Н.В.Гоголя 3 12 Тема «маленького человека в повести «Шинель» 1 13 Комедия "Ревизор" как сатира на чиновничью Россию. 1 14 Составление плана анализа эпизода драматического произведения 1 15 Талант простого народа в повести И.С.Тургенева «Певцы» 1 16 Библейские мотивы в рождественском рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» 1 17 Помещичий мир 19 века в рассказе Л.Н.Толстого «Утро помещика» 1 18 Отражение социального мира в произведении Л. Н. Толстого «Отрочество» 1 4. Исторические события в литературе 20 века 13 Россия через призму писателей русского зарубежья начала 20 века 2 19 Произведения И. С. Шмелёва. 1 20 Произведения А.Т.Аверченко 1 21 Стихотворения В.В.Маяковского на тему «Человек и эпоха». 1 Эксперименты над Россией в произведении М.А.Булгакова «Собачье сердце» 22 Фантастическое и реальное в повести«Собачье сердце». 1 1 Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов. 4 23 Народность героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» 1 24 А.Н. Толстой. Рассказ "Русский характер". 1 2526 Тяжёлый путь русского солдата в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» 2 Сохранение праведничества в Российской глубинке 1 27 Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» 1 28 Современная школьная жизнь в произведении А.В.Жвалевского, Е.Б.Пастернак "Шекспиру и не снилось" 1 Человек в ситуации нравственного выбора 2 29 В.Л.Кондратьев "Сашка" 1 30 Произведения Б.Кауфман. 1 31 Котрольная работа по произведениям русской литературы 20 века 1 5. История в зарубежной литературе Образ средневекового певца любви 32 У.Шекспир. Сонеты 1 1 1 6. Итоговые уроки 2 33 Сочинение об историческом событии, изображённом в художественном произведении. 1 34 Итоговое занятие 1 Контрольных работ – 1. Сочинений – 2. Содержание тем. 9 класс № п\п Название раздела учебного предмета История Руси, отражённая в литературе Исторические события в литературе 18 века 1 2 Елизавета Петровна как реальное историческое лицо и как литературный герой Екатерина 2 как реальное историческое лицо и как литературный герой 3 1 4 1 1 Судьбы бедных крестьян в литературе Исторические события в литературе первой половины 19 века 23 Нравы Москвы в литературе 1 половины 19 века 4 Пётр 1 в творчестве А.С.Пушкина 2 Исторически обусловленное появление нового социальнопсихологического типа в литературе первой половины 19 века Чиновничий мир в творчестве Н.В.Гоголя 4 5 Кол-во часов 1 8 3 История в зарубежной литературе 3 Итоговые уроки 2 Поурочное планирование 9 класс № урока 1 Наименование разделов и тем 1. История Руси, отражённая в литературе Князь Игорь как реальное историческое лицо и как литературный герой 2. Исторические события в литературе 18 века Елизавета Петровна как реальное историческое лицо и как литературный герой 2 Образ Елизаветы Петровны в произведении М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Екатерина 2 как реальное историческое лицо и как литературный герой Всего часов 1 1 4 1 1 1 3 Образ Екатерины в произведении Г.Р.Державина «Фелица» 1 1 4 Судьбы бедных крестьян в литературе Н.М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза". 5 Контрольная работа по древнерусской литературе и литературе 18 века 3. Исторические события в литературе первой половины 19 века Нравы Москвы в литературе 1 половины 19 века 1 1 23 4 А.С.Грибоедов «Горе от ума» 3 9 Сочинение по пьесе А.С.Грибоедова 1 10 Исторические события в творчестве поэтов пушкинской эпохи 1 Исторические события в лирике А.С.Пушкина 3 6-8 1113 14 1516 1719 2021 2223 24 25 Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина 14 Пётр 1 в творчестве А.С.Пушкина Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Исторически обусловленное появление нового социальнопсихологического типа в литературе первой половины 19 века Роман в стихах «Евгений Онегин» 1 2 2 8 3 Исторические события в лирике М.Ю.Лермонтова 2 Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2 Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова 1 Выразительное чтение наизусть любимых стихотворений поэтов первой половины ХIХ века Чиновничий мир в творчестве Н.В.Гоголя 1 3 Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2 28 Сочинение по поэме «Мёртвые души» 1 29 Контрольный тест по произведениям первой половины 19 века 1 2627 4. История в зарубежной литературе 3 30 Данте Алигьери. «Божественная комедия» 1 31 У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» 1 32 И.-В. Гёте. Трагедия «Фауст» 1 5. Итоговые уроки 33 34 Сочинение об историческом событии, изображённом в художественном произведении. Заключительное занятие Контрольных работ – 2. Сочинений – 3. 2 1 1