МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Долбилова О.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Речь и культура общения для обучающихся 7 - 8 классов г. Верхняя Салда 1 Пояснительная записка Программа «Речь и культура общения» (практическая риторика) для 5 -9 классов средней школы рассчитана на практическое овладение основами риторической грамотности, обеспечивающей один из аспектов развития личности, а именно через освоение культуры общения. Общение понимается как деятельность, необходимая человеку и осуществляемая посредством риторической деятельности в ситуации общения. Риторическая деятельность участников ситуации общения складывается из речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), невербальных средств общения и практического применения этикетных нормативов. Уровень культуры общения определяется степенью эффективности риторической деятельности в различных ситуациях общения (официальный и неофициальный диалог, спор, ораторское выступление, сообщение о чем-либо). Риторическая деятельность должна отвечать требованиям коммуникативной целесообразности (ситуативности, адресности, наличию целеполагания, выраженной авторской позиции) как в действиях, поступках, сопровождающих речевую деятельность, так и в тех текстах, которые создаются в ситуациях общения Цель обучения: в опоре на познавательно – деятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию и целенаправленному восприятию текстов-рассуждений, а также смешанных по типу речи в соответствии с требованиями сферы общения и конкретной ситуации общения. Задачи: продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости; выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресноориентированного, ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном; работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом и др. осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста; осваивать основные способы расположения и оформления текстов-описаний, повествований и рассуждений с точки зрения автора и его адресата; учиться риторически грамотному исполнению текстов различных типов речи; осваивать анализ риторических параметров текстов различных типов речи. Логика расположения материала позволяет дать определенные теоретические сведения, выявить особенности их преломления в изучаемых типах речи и применять их в собственной риторической деятельности в позиции говорящего и пишущего, т.е. автора текста, а также в позиции адресата (слушателя устного текста и читателя письменного) Планируемые результаты: 1. Риторические умения, формируемые при комплексном анализе текста: Целостно и системно анализировать логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста, помогающие автору воплотить свою авторскую позицию (авторское отношение к выбранной теме, поставленной проблеме и идее текста). Целостно анализировать систему авторских целей: коммуникативную (характер убеждения), донесение авторской позиции, обозначение адресности текста с учетом сферы общения и ситуации восприятия текста: логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста, позволяющие интерпретировать авторские целеустановки. Целостно интерпретировать авторскую концепцию текста (в единстве целей и авторской позиции): логико-риторические, композиционные и выразительные параметры исходного текста, позволяющие сделать названную интерпретацию. 2 Целостно и системно интерпретировать логико-риторические, композиционные и выразительные средства исходного текста, помогающие автору прямо воздействовать на ум, волю и чувства адресата (средства речевого воздействия). Целостно интерпретировать авторский замысел исходного текста как единство его содержательной концепции и средств речевого воздействия. 2. Риторические умения, формируемые при интерпретации авторского текста и создании собственного аналитического текста На основе целостного и системного комплексного риторического анализа текста уметь сформулировать и словесно оформить свою интерпретацию (концепцию, свое понимание). Авторского замысла этого текста (темы — интересующей проблемы —интересующей идеи). На основе целостного и системного комплексного анализa текста сформировать и сформулировать авторский замысел собственного аналитического текста (рецензии, сочинения), систему целевых установок рецензента/автора сочинения. При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать систему доводов, аргументирующих концепцию автора аналитического текста, оформив их в виде логизированной (логической) модели исходного текста в смысловых рамках интересующей проблемы и идеи. При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать необходимые примеры, иллюстрирующие доводы автора аналитического текста. При создании текста рецензии/сочинения осознанно осуществлять собственную риторическую деятельность по этапам риторического канона: а)изобрести систему логико-риторических параметров рецензии/сочинения, найти композиционное решение текста и выбрать способы его речевого оформления, учитывая необходимость корректного воздействия на адресата; б)разумно сочетать эмоциональные и рациональные приемы убеждения/объяснения истинности интерпретации исходного текста рецензентом/автором сочинения. 3. Риторические умения, формируемые при восприятии устного текста Применять в процессе слушания приемы психологического настраивания на данный вид речевой деятельности. Следовать этикетным правилам слушания. В соответствии с прогнозом авторской позиции и целевых установок Говорящего, а также пониманием собственных целевых установок воспринимать в первую очередь логико - риторическую основу устного текста: его основную мысль, логику ее раскрытия, «не тонуть» в собственных и авторских эмоциях, уважать свой и чужой авторский замысел. Соотносить эмоциональное и рациональное в воспринимаемом тексте в соответствии с собственными целевыми установками, т.е. выстраивать свои осознанные приоритеты в воспринимаемом содержании. 4. Риторические умения, формируемые при освоении диалогического общения (в беседе и споре) В позиции Говорящего понимать и по возможности четко сформулировать свои целевые установки, свой авторский замысел диалога (авторское видение целей, его логико-риторические основы, хода и результата диалога) и способы риторически корректного речевого воздействия на адресата. В позиции Говорящего прогнозировать целеустановки Слушающего, понимать их приоритетность, значимость для Говорящего. В позиции Говорящего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный «сценарий» диалога по параметрам речевого события. В позиции Слушающего понимать и по возможности четко формулировать свои целеустановки, свой авторский замысел диалога (его логико-риторические основы, ход и результат диалога). 3 Программа рассчитана на 1 час в неделю в одном из полугодий, что составляет 17 часов в 7 классе, 17 часов в год в 8 классе. 4 Тематическое планирование в 7 классе № п/п 1 Раздел, кол-во часов, тема урока КолСодержание во часов Повторение изученного в 5-6 классах 1 Функционально-смысловые типы речи: описание. Особенности описательного Анализ текста с точки зрения его темы, основной текста. Анализ текста мысли, принадлежности к функциональноописательного характера 1 2 Изложение текста. 3 4 описательного смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Функционально-смысловые типы речи: описание. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.. Изобретение содержания повествования 1 Написание сочинений различных функциональных Общая характеристика стилей с использованием разных функциональноповествовательного смысловых типов речи и их комбинаций. текста.Подготовка к Функционально-смысловые типы речи: описание. сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» 1 Ситуация речевого общения и ее основные Смысловая цельность и компоненты: участники (адресант и адресат), ситуативная уместность обстоятельства речевого общения. Выбор повествования. Смысловая языковых средств в зависимости от цели, темы, модель (топ) «обстоятельства» 5 Изложение 6 Повествование сферах общения 7 Описание человека. 8 Сочинение-описание по картине В.Хабарова «Портрет Милы» 1 в разных 1 внешности 1 основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Повествование.Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Описание. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функциональносмысловых типов речи и их комбинаций. Функционально-смысловые типы речи: описание. 5 9 Публицистический стиль 1 Функциональные стили: публицистический. Жанр публицистического стиля: выступление. Понятие о культуре речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. 10 Изложение 1 Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. 11 Классическая повествования 12 13 14 15 Расположение материала в повествовании 1 Функционально-смысловые типы речи: схема повествование. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. 1 Написание сочинений различных функциональных Сочинение по картине Е. стилей с использованием разных функциональноШирокова «Друзья» Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров.Композиция текста и выражение авторского отношения к происходящему 1 Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» 1 смысловых типов речи и их комбинаций. Функционально-смысловые типы речи: описание. Функционально-смысловые типы речи: повествование. Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функциональносмысловых типов речи и их комбинаций. Функционально-смысловые типы речи: описание. Оформление повествовательного текста 1 Соблюдение основных морфологических норм Грамматические средства русского литературного языка. Особенности оформления употребления прилагательных в разных стилях повествования.Риторические речи. Анализ текста с точки зрения его темы, средства оформления основной мысли, принадлежности к повествования функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю.Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. 6 16 Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром 1 Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. 17. Изложение. 1 Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. 7 Тематическое планирование в 8 классе № урок ов 1. Тема урока Кол-во чаов Содержание Основы по созданию ситуативно уместного текста. Особенности текстов описаний Особенности повествовательных текстов.Самостояте льная работа по анализу текстов. 1 Функционально-смысловые типы речи: описание. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. 1 Функционально-смысловые повествование Изобретение содержания рассуждения. Общая характеристика текстарассуждения. Основная мысль (тезис) в рассуждении. 1 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. 5. Доводы в рассуждении. Смысловые модели (топы) в рассуждении. 1 6. Смысловые модели «пример», «свидетельства». Сочетание рациональности и эмоциональности при подборе примеров и свидетельств 1 Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Микротема текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Микротема текста. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. 2. 3. 4. типы речи: 8 7. 8. 9. Использование различных смысловых моделей в рассуждении. Система смысловых моделей (логограф) как основа для создания текста рассуждения Расположение материала в убеждающем тексте. Вступление в тексте рассуждении Основная часть рассуждения. Заключение в рассуждении. 10. Оформление текста рассуждения. Риторические средства выразительности в убеждающем тексте. 11. Риторические фигуры. 1 Функционально-смысловые типы речи: рассуждение. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. 1 Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. 1 Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. 1 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Особенности языка художественной литературы.Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). 2 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Особенности языка художественной литературы.Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). 12. Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения. 13. Исполнение убеждающей речи 14. Исполнение убеждающей речи (практикум) 15. Личность говорящего и эффективность речи. 1 2 1 Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-быто-вые, учебные и др. темы. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. 9 16. Взаимодействие говорящего и слушающего. 17. Речевой этикет 1 Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат) 1 Русский речевой этикет. Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи. 10