МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Долбилова О.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Эмоции и управление ими для обучающихся 6 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Развитие эмоциональной сферы личности – сложный процесс, зависящий от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся условия социальной среды, в которой находится ребенок. К внутренним факторам относится наследственность и особенности физического развития. Каждый ребенок, который переступил порог школы, рассчитывает на учебный успех, но иногда приходится переживать негативные эмоции, которые воздействуют на компоненты познания: память, мышление, восприятие, ощущение. Эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они положительно относятся к ней. У детей с выраженной тревожностью, повышенной эмоциональной чувствительностью наблюдается отрицательное отношение к учебному труду и учителю. Составленная программа внеурочной деятельности ориентирована на решение некоторых проблем в развитии эмоциональной сферы младших подростков. Цель программы: развитие эмоциональной сферы обучающихся. Задачи программы: 1. Формирование адекватной Я-концепции; 2. Снижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения; 3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; 4. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других. Планируемые результаты Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития обучающихся, во-вторых – в улучшении успешности обучения в школе. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия. Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоциональнонравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций. Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договоренности. Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления. Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя. Умение делать выводы и обобщения. Продолжительность занятия: 40 минут. Проведение занятий: 1 раз в неделю. Количество занятий: 34 занятия. Организационная структура занятий: 1. Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия, положительный настрой участников на работу. 2. Основная часть. Цель: решение задач данной программы. 3. Заключительная часть. Цель: подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал прощания. Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам. Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый раздел – «Самопознание». Раздел включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, а также возможность исследовать себя. На занятиях развивается толерантность учащихся и устанавливается дружелюбная атмосфера. Второй раздел – «Я и эмоции». Раздел знакомит детей с различными эмоциональными состояниями. На занятиях дети будут учиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние с помощью специальных упражнений. Третий раздел – «Мой язык общения». Это самый интересный раздел для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия, которые касаются общения в школе и семье. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за этот период, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Основные методы: игра, беседа, ролевая игра, упражнение, ситуаций, релаксационные упражнения и методы. решение проблемных Тематическое планирование № Тема занятия Кол-во часов Задачи Раздел 1. «Самопознание» 7 ч 1. Вводное занятие. Знакомство детей; Давайте Определение принципов работы на занятиях; познакомимся! Создание положительного эмоционального фона. 1 2-3 Мой портрет Обследование эмоционально-волевой сферы; 2 «Кто я?» Формирование позитивного отношения к себе. 4-5. Моя самооценка Создание условий для самоанализа собственных 2 достоинств и недостатков; Повышение уровня самопринятия; Формирование уверенности в себе; Знакомство с видами самооценки: завышенная, адекватная, заниженная. 6-7 Мой характер Развитие способности к самоанализу и рефлексии; 2 Развитие системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим; Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе. Раздел 2. «Я и эмоции»- 13 ч 8-9. Мое настроение Развитие способности осознавать и выражать свои 2 эмоциональные состояния; Повышение самооценки; Развитие творческой активности учащихся. 1012. Эмоции – мои Знакомство учащихся с эмоциями; внутренние Обучение умению определять друзья и враги состояние других людей; 3 эмоциональное Тренировка умения владеть своими эмоциями. 1314 1517 Радость Удовольствие Любовь Уважение Грусть Обида Гнев Страх Определение понятия положительных эмоций; 2 Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний. Определение понятия отрицательных 3 эмоциональных переживаний; Способствование рефлексии эмоциональных состояний; Развитие способности отличать отрицательные 18. 1920. Тревога тревожность эмоции от положительных. и Развитие способности распознать тревожность; Способствование состояний. рефлексии 1 эмоциональных Творческое занятие. Осознание своих эмоций, обогащение адекватными 2 способами выражения своего настроения; Обобщение пройденного раздела. Обучение самоконтролю и изученных эмоций и чувств; закрепление всех Раздел 3. «Мой язык общения» 14 ч 2122 Что такое Определение первоначального представления общение? значении общения в жизни человека; Формирование представлений средствах общения; о о 2 различных 23 Правила общения Развитие у детей навыков общения в различных 1 жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми). 24 Почему люди Знакомство учащихся с понятием «конфликт»; 1 ссорятся? Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации; Обучение ситуации. 25 Нужна агрессия? способам выхода из конфликтной ли Познакомить учащихся с признаками агрессивного 1 поведения; Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии. 2627 Я и мои друзья. Определение «дружба»; Правила дружбы Развитие коммуникативных навыков; 2 Помощь в осознании качеств настоящего друга; Сплочение коллектива в классе. 28 «Дружба крепкая!» Формирование нравственных дружить, беречь дружбу; качеств: Обучение созданию коллажа из материала на тему «Дружба Сплочение классного коллектива. 29 Я и моя школа умение 1 подручного крепкая!»; Помощь детям в осознании особенностей позиции 1 ученика; Развитие умения высказывать свое мнение; Повышение самооценки; Развитие навыков общения. 30 Я и моя семья Актуализация опыта семейного взаимодействия; 1 Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями; Оптимизация ребенок». 3132 Исследуем себя. взаимоотношений «родитель- Обследование эмоционально-волевой коммутативной сфер; и 2 Закрепление благоприятного отношения к себе. 3334 Итоговые Подведение итогов; занятия «Всем Закрепление полученных навыков; спасибо!» А умеем ли мы благодарить!, 2 Итого 34 ч