Рабочая программа курса внеурочной деятельности Эмоции и управление ими 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Долбилова О.А.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Эмоции и управление ими
для обучающихся 6 классов

г. Верхняя Салда

Пояснительная записка
Развитие эмоциональной сферы личности – сложный процесс, зависящий от внешних
и внутренних факторов. К внешним факторам относятся условия социальной среды, в
которой находится ребенок. К внутренним факторам относится наследственность и
особенности физического развития.
Каждый ребенок, который переступил порог школы, рассчитывает на учебный успех,
но иногда приходится переживать негативные эмоции, которые воздействуют на
компоненты познания: память, мышление, восприятие, ощущение.
Эмоционально стабильным детям учеба дается легче, и они положительно относятся к
ней. У детей с выраженной тревожностью, повышенной эмоциональной
чувствительностью наблюдается отрицательное отношение к учебному труду и учителю.
Составленная программа внеурочной деятельности
ориентирована на решение
некоторых проблем в развитии эмоциональной сферы младших подростков.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Задачи программы:
1. Формирование адекватной Я-концепции;
2. Снижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения;
3. Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;
4. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других.
Планируемые результаты
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях
развития обучающихся, во-вторых – в улучшении успешности обучения в школе.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные
учебные действия.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоциональнонравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других
людей и экспрессии эмоций.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнера, уважать свое и чужое
мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение
планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в
позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договоренности.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным
основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи,
прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать
психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование
своих действий под руководством учителя. Умение делать выводы и обобщения.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Проведение занятий: 1 раз в неделю.

Количество занятий: 34 занятия.
Организационная структура занятий:
1. Ритуал приветствия и разминка. Цель: создание атмосферы доверия, положительный
настрой участников на работу.
2. Основная часть. Цель: решение задач данной программы.
3. Заключительная часть. Цель: подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал
прощания.
Разумеется, при необходимости структура может быть изменена, ее отдельные
составляющие могут быть более или менее насыщены, длительны и дифференцированы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Программа состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои отдельные задачи.
Первый раздел – «Самопознание». Раздел включает в себя игры и упражнения,
направленные на формирование первоначальных представлений ребенка о себе, а также
возможность исследовать себя. На занятиях развивается толерантность учащихся и
устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – «Я и эмоции». Раздел знакомит детей с различными эмоциональными
состояниями. На занятиях дети будут учиться понимать и контролировать свое
эмоциональное состояние с помощью специальных упражнений.
Третий раздел – «Мой язык общения». Это самый интересный раздел для ребят этого
возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема
взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить –
ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия,
которые касаются общения в школе и семье. И завершают программу заключительные
занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за
этот период, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в
свой успех.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной
компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает
тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности.
Основные методы: игра, беседа, ролевая игра, упражнение,
ситуаций, релаксационные упражнения и методы.

решение

проблемных

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Задачи

Раздел 1. «Самопознание» 7 ч
1.

Вводное занятие. Знакомство детей;
Давайте
Определение принципов работы на занятиях;
познакомимся!
Создание положительного эмоционального фона.

1

2-3

Мой портрет

Обследование эмоционально-волевой сферы;

2

«Кто я?»

Формирование позитивного отношения к себе.

4-5. Моя самооценка

Создание условий для самоанализа собственных 2
достоинств и недостатков;
Повышение уровня самопринятия;
Формирование уверенности в себе;
Знакомство с видами самооценки: завышенная,
адекватная, заниженная.

6-7

Мой характер

Развитие способности к самоанализу и рефлексии;

2

Развитие системы самосознания и самооценки,
формирование адекватного отношения к себе и
другим;
Формирование позитивного отношения к своему
«Я», повышение уверенности в себе.

Раздел 2. «Я и эмоции»- 13 ч
8-9. Мое настроение

Развитие способности осознавать и выражать свои 2
эмоциональные состояния;
Повышение самооценки;
Развитие творческой активности учащихся.

1012.

Эмоции – мои Знакомство учащихся с эмоциями;
внутренние
Обучение умению определять
друзья и враги
состояние других людей;

3
эмоциональное

Тренировка умения владеть своими эмоциями.
1314

1517

Радость
Удовольствие
Любовь
Уважение
Грусть
Обида
Гнев
Страх

Определение понятия положительных эмоций;

2

Способствование адекватному самовыражению,
рефлексии эмоциональных состояний.
Определение
понятия
отрицательных 3
эмоциональных переживаний;
Способствование
рефлексии
эмоциональных
состояний;
Развитие способности отличать отрицательные

18.

1920.

Тревога
тревожность

эмоции от положительных.
и Развитие способности распознать тревожность;
Способствование
состояний.

рефлексии

1

эмоциональных

Творческое
занятие.

Осознание своих эмоций, обогащение адекватными 2
способами выражения своего настроения;

Обобщение
пройденного
раздела.

Обучение самоконтролю и
изученных эмоций и чувств;

закрепление

всех

Раздел 3. «Мой язык общения» 14 ч
2122

Что
такое Определение первоначального представления
общение?
значении общения в жизни человека;
Формирование
представлений
средствах общения;

о

о 2

различных

23

Правила
общения

Развитие у детей навыков общения в различных 1
жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами,
родителями и другими окружающими людьми).

24

Почему
люди Знакомство учащихся с понятием «конфликт»;
1
ссорятся?
Выявление особенностей поведения в конфликтной
ситуации;
Обучение
ситуации.

25

Нужна
агрессия?

способам

выхода

из

конфликтной

ли Познакомить учащихся с признаками агрессивного 1
поведения;
Определить приемлемые способы разрядки гнева и
агрессии.

2627

Я и мои друзья. Определение «дружба»;
Правила дружбы
Развитие коммуникативных навыков;

2

Помощь в осознании качеств настоящего друга;
Сплочение коллектива в классе.
28

«Дружба
крепкая!»

Формирование нравственных
дружить, беречь дружбу;

качеств:

Обучение созданию коллажа из
материала
на
тему
«Дружба
Сплочение классного коллектива.
29

Я и моя школа

умение 1

подручного
крепкая!»;

Помощь детям в осознании особенностей позиции 1
ученика;
Развитие умения высказывать свое мнение;
Повышение самооценки;

Развитие навыков общения.
30

Я и моя семья

Актуализация опыта семейного взаимодействия;

1

Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в
отношениях с родителями;
Оптимизация
ребенок».
3132

Исследуем себя.

взаимоотношений

«родитель-

Обследование
эмоционально-волевой
коммутативной сфер;

и 2

Закрепление благоприятного отношения к себе.
3334

Итоговые
Подведение итогов;
занятия «Всем
Закрепление полученных навыков;
спасибо!»
А умеем ли мы благодарить!,

2

Итого

34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».