Рабочая программа курса Речь и культура общения 7-8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Долбилова О.А.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Речь и культура общения
для обучающихся 7 - 8 классов

г. Верхняя Салда

1

Пояснительная записка
Программа «Речь и культура общения» (практическая риторика) для 5 -9 классов средней школы
рассчитана на практическое овладение основами риторической грамотности, обеспечивающей
один из аспектов развития личности, а именно через освоение культуры общения. Общение
понимается как деятельность, необходимая человеку и осуществляемая посредством риторической
деятельности в ситуации общения. Риторическая деятельность участников ситуации общения
складывается из речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), невербальных
средств общения и практического применения этикетных нормативов. Уровень культуры общения
определяется степенью эффективности риторической деятельности в различных ситуациях
общения (официальный и неофициальный диалог, спор, ораторское выступление, сообщение о
чем-либо). Риторическая деятельность должна отвечать требованиям коммуникативной
целесообразности (ситуативности, адресности, наличию целеполагания, выраженной авторской
позиции) как в действиях, поступках, сопровождающих речевую деятельность, так и в тех текстах,
которые создаются в ситуациях общения
Цель обучения: в опоре на познавательно – деятельностное, активное освоение
риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию и
целенаправленному восприятию текстов-рассуждений, а также смешанных по типу речи в
соответствии с требованиями сферы общения и конкретной ситуации общения.
Задачи:
 продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
 выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и
адресноориентированного, ситуативно уместного текста в соответствии с
риторическим каноном;
 работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией,
анализом, синтезом и др.
 осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических
технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного текста;
 осваивать основные способы расположения и оформления текстов-описаний,
повествований и рассуждений с точки зрения автора и его адресата;
 учиться риторически грамотному исполнению текстов различных типов речи;
 осваивать анализ риторических параметров текстов различных типов речи.
Логика расположения материала позволяет дать определенные теоретические сведения,
выявить особенности их преломления в изучаемых типах речи и применять их в собственной
риторической деятельности в позиции говорящего и пишущего, т.е. автора текста, а также в
позиции адресата (слушателя устного текста и читателя письменного)
Планируемые результаты:
1. Риторические умения, формируемые при комплексном анализе текста:
 Целостно и системно анализировать логико-риторические, композиционные и
выразительные параметры текста, помогающие автору воплотить свою
авторскую позицию (авторское отношение к выбранной теме, поставленной
проблеме и идее текста). Целостно анализировать систему авторских целей:
коммуникативную (характер убеждения), донесение авторской позиции,
обозначение адресности текста с учетом сферы общения и ситуации восприятия
текста: логико-риторические, композиционные и выразительные параметры
текста, позволяющие интерпретировать авторские целеустановки.
 Целостно интерпретировать авторскую концепцию текста (в единстве целей и
авторской позиции): логико-риторические, композиционные и выразительные
параметры исходного текста, позволяющие сделать названную интерпретацию.
2



Целостно и системно интерпретировать логико-риторические, композиционные
и выразительные средства исходного текста, помогающие автору прямо
воздействовать на ум, волю и чувства адресата (средства речевого воздействия).
 Целостно интерпретировать авторский замысел исходного текста как единство
его содержательной концепции и средств речевого воздействия.
2. Риторические умения, формируемые при интерпретации авторского текста и создании
собственного аналитического текста
 На основе целостного и системного комплексного риторического анализа текста
уметь сформулировать и словесно оформить свою интерпретацию (концепцию,
свое понимание). Авторского замысла этого текста (темы — интересующей
проблемы —интересующей идеи).
 На основе целостного и системного комплексного анализa текста сформировать и
сформулировать авторский замысел собственного аналитического текста
(рецензии, сочинения), систему целевых установок рецензента/автора сочинения.

При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать систему доводов,
аргументирующих концепцию автора аналитического текста, оформив их в виде
логизированной (логической) модели исходного текста в смысловых рамках
интересующей проблемы и идеи.

При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать необходимые примеры,
иллюстрирующие доводы автора аналитического текста.
 При создании текста рецензии/сочинения осознанно осуществлять собственную
риторическую деятельность по этапам риторического канона: а)изобрести
систему
логико-риторических
параметров
рецензии/сочинения,
найти
композиционное решение текста и выбрать способы его речевого оформления,
учитывая необходимость корректного воздействия на адресата; б)разумно
сочетать эмоциональные и рациональные приемы убеждения/объяснения
истинности интерпретации исходного текста рецензентом/автором сочинения.
3. Риторические умения, формируемые при восприятии устного текста
 Применять в процессе слушания приемы психологического настраивания на
данный вид речевой деятельности.

Следовать этикетным правилам слушания.

В соответствии с прогнозом авторской позиции и целевых установок
Говорящего, а также пониманием собственных целевых установок воспринимать
в первую очередь логико - риторическую основу устного текста: его основную
мысль, логику ее раскрытия, «не тонуть» в собственных и авторских эмоциях,
уважать свой и чужой авторский замысел.

Соотносить эмоциональное и рациональное в воспринимаемом тексте в
соответствии с собственными целевыми установками, т.е. выстраивать свои
осознанные приоритеты в воспринимаемом содержании.
4. Риторические умения, формируемые при освоении диалогического общения (в беседе
и споре)

В позиции Говорящего понимать и по возможности четко сформулировать свои
целевые установки, свой авторский замысел диалога (авторское видение целей,
его логико-риторические основы, хода и результата диалога) и способы
риторически корректного речевого воздействия на адресата.

В позиции Говорящего прогнозировать целеустановки Слушающего, понимать
их приоритетность, значимость для Говорящего.

В позиции Говорящего при необходимости уметь корректировать свой
первоначальный «сценарий» диалога по параметрам речевого события.

В позиции Слушающего понимать и по возможности четко формулировать свои
целеустановки, свой авторский замысел диалога (его логико-риторические
основы, ход и результат диалога).
3

Программа рассчитана на 1 час в неделю в одном из полугодий, что составляет 17 часов
в 7 классе, 17 часов в год в 8 классе.

4

Тематическое планирование
в 7 классе
№
п/п

1

Раздел, кол-во часов, тема
урока

КолСодержание
во
часов
Повторение изученного в 5-6 классах
1
Функционально-смысловые типы речи: описание.
Особенности
описательного
Анализ текста с точки зрения его темы, основной
текста.
Анализ
текста
мысли, принадлежности к функциональноописательного характера
1

2
Изложение
текста.

3

4

описательного

смысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю.
Функционально-смысловые типы речи: описание.
Овладение умениями адекватно передавать
содержание прослушанного или прочитанного
текста в письменной форме с заданной степенью
свернутости..

Изобретение содержания повествования
1
Написание сочинений различных функциональных
Общая
характеристика
стилей с использованием разных функциональноповествовательного
смысловых типов речи и их комбинаций.
текста.Подготовка
к
Функционально-смысловые типы речи: описание.
сочинению
по
картине
И.Бродского «Летний сад
осенью»
1
Ситуация речевого общения и ее основные
Смысловая
цельность
и
компоненты: участники (адресант и адресат),
ситуативная
уместность
обстоятельства
речевого
общения.
Выбор
повествования.
Смысловая
языковых
средств
в
зависимости
от
цели,
темы,
модель (топ) «обстоятельства»

5

Изложение

6

Повествование
сферах общения

7

Описание
человека.

8

Сочинение-описание по
картине В.Хабарова «Портрет
Милы»

1

в

разных

1

внешности

1

основной мысли, сферы, ситуации и условий
общения.
Овладение умениями адекватно передавать
содержание прослушанного или прочитанного
текста в письменной форме с заданной степенью
свернутости.

Повествование.Смысловая и композиционная
цельность, связность текста. Выбор языковых
средств в зависимости от цели, темы,
основной мысли, сферы, ситуации и условий
общения.
Описание. Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная цельность,
связность текста. Выбор языковых средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли,
сферы, ситуации и условий общения.
Написание сочинений различных функциональных
стилей с использованием разных функциональносмысловых типов речи и их комбинаций.
Функционально-смысловые типы речи: описание.

5

9

Публицистический стиль

1

Функциональные стили: публицистический.
Жанр публицистического стиля: выступление.
Понятие о культуре речи. Выбор и
организация языковых средств в соответствии
со сферой, ситуацией и условиями речевого
общения
как
необходимое
условие
достижения нормативности, эффективности,
этичности речевого общения.

10

Изложение

1

Овладение умениями адекватно передавать
содержание прослушанного или прочитанного
текста в письменной форме с заданной степенью
свернутости.

11

Классическая
повествования

12

13

14

15

Расположение материала в повествовании
1
Функционально-смысловые
типы
речи:
схема
повествование. Выбор и организация языковых
средств в соответствии со сферой, ситуацией и
условиями речевого общения как необходимое
условие
достижения
нормативности,
эффективности, этичности речевого общения.
1
Написание сочинений различных функциональных
Сочинение по картине Е.
стилей с использованием разных функциональноШирокова «Друзья»
Расположение материала в
повествовательных
текстах
различных
стилей
и
жанров.Композиция текста и
выражение
авторского
отношения к происходящему

1

Сочинение
по
картине
И.Попова «Первый снег»

1

смысловых типов речи и их комбинаций.
Функционально-смысловые типы речи: описание.
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование.
Композиционно-жанровое
разнообразие текстов.

Выбор и организация языковых средств в
соответствии со сферой, ситуацией и
условиями речевого общения как необходимое
условие
достижения
нормативности,
эффективности, этичности речевого общения.
Написание сочинений различных функциональных
стилей с использованием разных функциональносмысловых типов речи и их комбинаций.
Функционально-смысловые типы речи: описание.

Оформление повествовательного текста
1
Соблюдение основных морфологических норм
Грамматические
средства
русского литературного языка. Особенности
оформления
употребления прилагательных в разных стилях
повествования.Риторические
речи. Анализ текста с точки зрения его темы,
средства
оформления
основной
мысли,
принадлежности
к
повествования

функционально-смысловому типу, определенной
разновидности
языка,
функциональному
стилю.Основные виды тропов, основанные на
употреблении слова в переносном значении
(метафора, олицетворение, эпитет и др.).Создание
собственных письменных текстов на актуальные
социально-культурные,
нравственно-этические,
социально-бытовые, учебные и др. темы на основе
отбора необходимой информации.

6

16

Оформление повествования в
соответствии со стилем и
жанром

1

Выбор языковых средств в зависимости от цели,
темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий
общения.

17.

Изложение.

1

Овладение умениями адекватно передавать
содержание прослушанного или прочитанного
текста в письменной форме с заданной степенью
свернутости.

7

Тематическое планирование
в 8 классе
№
урок
ов
1.

Тема урока

Кол-во
чаов

Содержание

Основы по
созданию
ситуативно
уместного текста.
Особенности
текстов описаний
Особенности
повествовательных
текстов.Самостояте
льная работа по
анализу текстов.

1

Функционально-смысловые типы речи: описание.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю.

1

Функционально-смысловые
повествование

Изобретение
содержания
рассуждения.
Общая
характеристика
текстарассуждения.
Основная мысль
(тезис) в
рассуждении.

1

Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю.

1

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная цельность, связность текста.
Тема, коммуникативная установка, основная
мысль текста. Микротема текста.

5.

Доводы в
рассуждении.
Смысловые модели
(топы) в
рассуждении.

1

6.

Смысловые модели
«пример»,
«свидетельства».
Сочетание
рациональности и
эмоциональности
при подборе
примеров и
свидетельств

1

Смысловая
и
композиционная цельность,
связность текста. Тема, коммуникативная
установка, основная мысль текста. Микротема
текста. Микротема текста. Анализ текста с точки
зрения
его
темы,
основной
мысли,
принадлежности к функционально-смысловому
типу, определенной разновидности языка,
функциональному стилю.
Микротема текста. Анализ текста с точки зрения
его темы, основной мысли, принадлежности к
функционально-смысловому типу, определенной
разновидности языка, функциональному стилю.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю. Выбор языковых
средств в зависимости от цели, темы, основной
мысли, сферы, ситуации и условий общения.

2.

3.

4.

типы

речи:

8

7.

8.

9.

Использование
различных
смысловых
моделей в
рассуждении.
Система
смысловых
моделей (логограф)
как основа для
создания текста
рассуждения
Расположение
материала в
убеждающем
тексте. Вступление
в тексте
рассуждении
Основная часть
рассуждения.
Заключение в
рассуждении.

10.
Оформление текста
рассуждения.
Риторические
средства
выразительности в
убеждающем
тексте.
11. Риторические
фигуры.

1

Функционально-смысловые
типы
речи:
рассуждение. Анализ текста с точки зрения его
темы, основной мысли, принадлежности к
функционально-смысловому типу, определенной
разновидности языка, функциональному стилю.
Тема, коммуникативная установка, основная
мысль текста. Микротема текста.

1

Текст. Средства связи предложений и частей
текста. Абзац как средство композиционностилистического
членения
текста.
Тема,
коммуникативная установка, основная мысль
текста. Микротема текста.

1

Текст. Средства связи предложений и частей
текста. Абзац как средство композиционностилистического
членения
текста.
Тема,
коммуникативная установка, основная мысль
текста. Микротема текста.

1

Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю. Особенности
языка художественной литературы.Основные виды
тропов, основанные на употреблении слова в
переносном значении (метафора, олицетворение,
эпитет и др.).

2

Анализ текста с точки зрения его темы, основной
мысли, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной разновидности
языка, функциональному стилю. Особенности
языка художественной литературы.Основные виды
тропов, основанные на употреблении слова в
переносном значении (метафора, олицетворение,
эпитет и др.).

12. Эмоциональность
и выразительность
рассуждения в
различных сферах
общения.
13. Исполнение
убеждающей речи
14. Исполнение
убеждающей речи
(практикум)
15. Личность
говорящего и
эффективность
речи.

1

2

1

Интонационные и смысловые особенности
повествовательных,
побудительных,
вопросительных, восклицательных предложений.
Успешность речевого общения как достижение
прогнозируемого результата.
Продуцирование
устных
монологических
высказываний
на
социально-культурные,
нравственно-этические,
социально-быто-вые,
учебные и др. темы. Овладение нормами речевого
поведения в типичных ситуациях общения.
Овладение нормами речевого поведения в
типичных ситуациях общения. Успешность
речевого
общения
как
достижение
прогнозируемого результата.
9

16. Взаимодействие
говорящего и
слушающего.
17.
Речевой этикет

1

Ситуация речевого общения и ее основные
компоненты: участники (адресант и адресат)

1

Русский речевой этикет. Понятие о культуре
речи.
Нормативность,
уместность,
эффективность, соответствие нормам речевого
поведения – основные составляющие культуры
речи.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».