Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я - исследователь 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Иванова О.С.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Я - исследователь
для обучающихся 8 классов

г. Верхняя Салда

Пояснительная записка
Цель программы:
 создание условий для успешного освоения учениками основ
проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска;
 развивать познавательные потребности и способности,
креативность,
 развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
 формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор.
Сроки реализации
0,5 часа в неделю – 17 часов
Планируемые результаты
В результате работы по программе курса научаться:
 определять основные этапы организации проектной деятельности
(выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним,
презентация);
 понимать цели, объекта и гипотезы исследования;
 определять основные источники информации;
 оформлять список использованной литературы;
 применять правила классификации и сравнения,
 применять способы познания окружающего мира (наблюдения,
эксперименты);
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
 работать в группе;
 работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
 пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными
пособиями;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;











работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять
операции с файлами и каталогами.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытом
информационном
пространстве,
энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета.

Содержание
Введение — знакомство с содержанием проекта (1 час).
Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата.
Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и
исследовательской
работы.
Культура
оформления
проектной,
исследовательской работы.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, со способами оформления проектной деятельности.
Исследование и проект.
Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и
исследовательских работ.
Тема «Виды проектов» (1 час)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его
актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета
исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач
исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию:
монопредметный,
межпредметный,
над
предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные
исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые

(занятия в форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные
(практические). Проект может включать элементы докладов, рефератов,
исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способов достижения результата проекта
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Тема «Этапы работы над проектом» (8 часов)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его
актуальности. Формулировка темы целей проекта, определение объекта и
предмета исследования, источников информации, планирование способов сбора
и анализа информации; планирование итогового продукта. Выдвижение
гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение
теоретических основ исследования, его научно- практической значимости.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Тема «Оформление проекта» (2 часа)
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта,
представление отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио
(титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы
работы форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации
(рисунки), компьютерная презентация).
Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта
с исходными личностными данными (для размещения в портфолио)
Структура содержания исследовательской и проектной работы:
титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы),
список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы:
формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и
примечания, приложения.
Тема «Представление результата проектно-исследовательской
работы» (2 часа)
Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт
проекта, психологический настрой.
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (1 час)
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула
успешной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые
стороны работы над проектом.
Тема «Повторение» (1 час)
Тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Введение
—
знакомство
с
содержанием проекта
Виды проектов
Этапы работы над проектом
Оформление проекта
Представление результата проектноисследовательской работы
Рефлексия
проектноисследовательской деятельности
Повторение
Итого: 16 часов 1 час - резерв

Количество часов
1
1
8
2
2
1
1

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Содержание

1

Введение

Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата.
Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и
исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской
работы.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Исследование и
проект.
Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Примеры проектов и исследовательских работ.

2

Виды
проектов

Проект. Определение проблемы исследования,
выявление его актуальности. Формулировка темы,
определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы исследования. Постановка
задач исследования. Определение теоретических
основ исследования, его научно-практической
значимости.
По времени: краткосрочные, среднесрочные,
длительный проект. По количеству участников:
индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию: монопредметный, межпредметный, над
предметный. Классификация проектов по ведущим
видам
деятельности:
учебные
исследования;
информационный (сбор и обработка информации);
игровые (занятия в форме игры); творческие проекты;
практико - ориентированные (практические). Проект
может включать элементы докладов, рефератов,
исследований и любых других видов самостоятельной
творческой работы учащихся, но только как способов

Кол
– во
час
ов
1

1

достижения результата проекта
Информационные проекты; игровые проекты;
ролевые проекты; прикладные проекты; социальные
проекты;
учебно-исследовательские
проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности,
примеры проектов.
3

4

5

6

Этапы работы
Проект. Определение проблемы исследования,
над проектом выявление его актуальности. Формулировка темы
целей проекта, определение объекта и предмета
исследования,
источников
информации,
планирование способов сбора и анализа информации;
планирование итогового продукта. Выдвижение
гипотезы
исследования.
Постановка
задач
исследования. Определение теоретических основ
исследования, его научно- практической значимости.
Выбор методов и методики проведения исследования.
Информационные проекты; игровые проекты;
ролевые проекты; прикладные проекты; социальные
проекты;
учебно-исследовательские
проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности,
примеры проектов.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Оформление
Составление письменного отчета о ходе
проекта
реализации проекта, представление отчета в виде
пояснительной записки, оформление портфолио
(титульный
лист,
введение,
проблематика,
актуальность, целеполагание, методы работы форма
проекта,
результаты,
фото-подтверждения,
иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
Оформление
паспорта
проекта.
Краткое
сущностное содержание проекта с исходными
личностными данными (для размещения в портфолио)
Структура содержания исследовательской и
проектной работы: титульный лист, оглавление,
введение, основная часть, заключение (выводы),
список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научноисследовательской работы: формат, объем, шрифт,
интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски
и примечания, приложения.
Представлени
Публичная защита результатов проектной
е результата деятельности.
Тезисы,
продукт
проекта,
проектнопсихологический настрой.
исследователь
ской работы
Рефлексия
Умение провести экспертизу своей и чужой

8

2

2

1

7

проектнодеятельности. Формула успешной деятельности.
исследователь Рефлексия проектной деятельности. Сильные и
ской
слабые стороны работы над проектом.
деятельности
Повторение
Защита темы проекта
Резерв - 1 час

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».