Рабочая программа Обществознание 6-9 класс (изменения 8-9 класс)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Шпаковская Л.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Обществознание
для обучающихся 6 - 9 классов

г. Верхняя Салда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового ­самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих







общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском
обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение.
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и
животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности
человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и
формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового
возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и
социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание
человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности
учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в
современных условиях.

Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции.
Семейный досуг. Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём.
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития.
Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство.
Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг,
Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место
нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского
народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями
международного сообщества и международных организаций.
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные
ценности.
Свобода
и
ответственность
гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в
обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства челов ека. Совесть и
стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения.
Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений.
Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности
человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление.
Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гара нтия и защита
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные
обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их
защиты.
Основы российского права.

Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты.
Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве.
Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права
потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и
государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время
отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении
трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и
гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность.
Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные
органы
в
Российской
Федерации.
Структура
правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных
органов.
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельн ости.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы,
участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта,
денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание.
Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и

расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы
сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная
политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование
личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном
обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные
объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного
поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия –
социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики
российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской
Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.

Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской
Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге
культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены
по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер
жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант
распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека
с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания
для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами кома нды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





Предметные результаты:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны
и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания
современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и
познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;



различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;

осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;

описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;































учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;



различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную
из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.




























Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Человек в современном изменяющемся мире


осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,
глобальных проблемах;

характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни;
глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;

приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия
молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального
выбора и карьерного роста;

сравнивать требования к современным профессиям;

устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное)
важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам
коммуникации; к здоровому образу жизни;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в
виртуальном пространстве;

осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и
др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования;
выбора профессии;

осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного образования в современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
урока

Тема урока

1-2

Человек в социальном
измерении (12 часов)
Человек – личность
(ознакомление с новым
материалом)

3-4

Познай самого себя
(комбинированный)

5-6

Человек и его деятельность
(ознакомление с новым материалом)

7-8

Потребности человека
(ознакомление с новым материалом)

9-10

На пути
к жизнен
ному успеху
(комбинированный)

11-12

ПОУ по теме
«Человек
в социальном измерении»
(обобщение
и систематизация знаний)

Содержание урока

Кол-во
часов

Биологическое и социальное в человеке.
Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность,
личность.
* Воспитание толерантности, доброго
отношения к животным.
Основные возрастные периоды жизни
человека. Особенности подросткового
возраста.
Познание человеком мира и самого себя.
Понятие деятельности. Многообразие
видов деятельности. Игра, труд, учение.
* Воспитание уважительного отношения к
труду.
Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
* Воспитание уважительного отношения к
людям с ограниченными возможностями.
Лидерство. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии.
* Воспитание лидерских качеств личности.

2

2

2

2

2

2

Человек среди людей (10
часов)
12-13

Межличностные отношения
(ознакомление с новым материалом)

14-15

Человек в группе
(ознакомление с новым
материалом)

16-17

Общение
(комбинированный

18-19

Конфликты в межличностных
отношениях
(ознакомление с новым
материалом)
ПОУ по теме «Человек среди
людей»

20-21

Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения.
* Воспитание навыков правильного
общения.
Человек в малой группе. Лидерство.
Социальные нормы как регуляторы
поведения человека в обществе.
* Воспитание лидерских качеств личности.
Общение: цели, средства, особенности.
* Воспитание навыков правильного
общения.
Межличностные конфликты и способы их
разрешения. Источники, способы выхода.
* Воспитание навыков бесконфликтного
общения.

2

2

2

2

2

(обобщение и систематизация

знаний)

22-23

Нравственные основы жизни
(8 часов)
Человек славен добрыми делами
(ознакомление с новым
материалом)

24-25

Будь смелым (ознакомление с
новым материалом)

26-27

Человек и человечность
(ознакомление с новым
материалом)

28-29

ПОУ по теме «Нравственные
основы жизни»
(обобщение и систематизация
знаний)
Итоговое повторение (5 часов)
ПОУ по теме «Человек и
общество» (обобщение и
систематизация знаний)
Человек в системе общественных отношений (применение
знаний и умений (защита
проектов)
Итоговая контрольная работа
(контроль и коррекция знаний и
умений
Урок-конференция «Человек и
общество»
(обобщение и систематизация
знаний)
резерв

30
31

32
33-34

35

Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная
ответственность.
* Воспитание положительных моральных
качеств.
Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм.
* Воспитание гражданственности и
патриотизма.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные
нормы и нравственный выбор. Роль
морали в жизни человека и общества.
* Воспитание нравственных качеств и
гуманизма.

2

2

2

2

1
1

1
2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание
7 класс
№
урока
1

2-3

4-5

6-7
8-9

10-11

12-13

14-15

Тема

Содержание

Введение в изучение курса
«Обществознание. 7
класс» (комбинированный)
Регулирование
поведения людей в
обществе (15 час)
Что значит жить по
Социальные нормы как регуляторы
правилам (ознакомление с
поведения человека в обществе.
новым материалом)
Общественные нравы, традиции и обычаи.
Как усваиваются социальные нормы.
* Воспитание уважительного отношения к
обычаям и традициям своего народа.
Права и обязанности
Конституционные права и свободы человека
граждан (ознакомление с
и гражданина в Российской Федерации.
новым материалом)
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Основные
международные документы о правах
человека и правах ребенка.
* Воспитание гражданской позиции.
Почему важно соблюдать Порядок в обществе. Конституция РФ законы (комбинированный) образец справедливости.
Защита Отечества
Общественные ценности. Гражданственность
(комбинированный)
и патриотизм. Долг.
* Воспитание гражданственности и
патриотизма.
Для чего нужна
Дисциплина общеобязательная и
дисциплина
специальная. Внутренняя и внешняя
(комбинированный)
дисциплина.
* Воспитание дисциплинированности.
Виновен – отвечай
Противозаконное поведение. Цели наказания.
(ознакомление с новым
Виды наказаний. Особенности правового
материалом)
статуса несовершеннолетнего.
Кто стоит на страже
Правоохранительные органы.
закона (ознакомление с

Кол-во
часов
1

2

2

2

2

2

2

2

новым материалом)

16

Обобщение и
систематизация знаний по
теме: «Регулирование
поведения людей в
обществе» (обобщение и

1

систематизация знаний)

Человек в экономических
отношениях (14 час)
17-18 Экономика и её основные
участники (ознакомление с

Понятие экономики. Производство.
Распределение. Обмен. Потребление.

2

Производительность труда. Заработная плата

2

новым материалом)

19-20

Мастерство работника

(ознакомление с новым
материалом)

21-22

Производство: затраты,
выручка, прибыль

и стимулирование труда.
* Воспитание уважительного отношения к
труду и человеку труда.
Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда
и специализация.

(ознакомление с новым
материалом)

23-24

Виды и формы бизнеса
(ознакомление с новым
материалом)

25-26

Обмен, торговля, реклама

Виды и формы бизнеса.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Торговля и ее формы. Реклама.

(ознакомление с новым
материалом)

27-28

Деньги и их функции
Экономика семьи
(ознакомление с новым
материалом)

30

2

2
Деньги и их функции.

(ознакомление с новым
материалом)

29

2

2
Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов
семьи.
* Воспитание экономного отношения к
семейному бюджету.

Обобщение и
систематизация знаний по
теме: «Человек в
экономических
отношениях» (обобщение и

1

1

систематизация знаний)

31

Человек и природа
(4 час)
Воздействие человека на
природу (ознакомление с

Воздействие человека на природу.
1

новым материалом)

32

Охранять природу значит охранять жизнь
(комбинированный)

33

Закон на страже природы

Охранять природу - значит охранять жизнь.
* Воспитание бережного отношения к
природе.
Закон на страже природы

(ознакомление с новым
материалом)

34

Обобщение и
Обобщение и систематизация знаний по теме:
систематизация знаний по «Человек и природа»
теме: «Человек и природа»

1

1

1

(обобщение и систематизация знаний)

35

Резерв

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание
8 класс
№
урока
1

2

3

Тема

Введение в изучение курса
«Обществознание. 8
класс» (комбинированный)
Личность и общество
(6 час)
Что делает человека
Биологическое и социальное в человеке.
человеком? (ознакомление с Черты сходства и различий человека и
новым материалом)
животного.
Понятие
деятельности.
Многообразие видов деятельности. Игра,
труд, учение. Роль деятельности в жизни
человека и общества.
Самореализация.
Человек, природа,
общество (ознакомление с
новым материалом)

4

Общество как форма
жизнедеятельности людей
(комбинированный)

5

Развитие общества
(комбинированный)

6

Как стать личностью
(комбинированный)

7

8

Сфера духовной
культуры (8 час)
Сфера духовной жизни
(ознакомление с новым
материалом)

9

Содержание

Мораль
Моральный выбор – это
ответственность
(ознакомление с новым
материалом)

Взаимосвязь
общества
и
природы.
Экологический
кризис
и
пути
его
разрешения.
* Воспитание бережного отношения к
природе.
Общество как форма жизнедеятельности
людей. Основные сферы жизни общества и
их взаимодействие. Формы социальных норм.
Ступени развития общества. Типы обществ.
Развитие общества. Общественный прогресс.
Глобальные
проблемы
современности.
Опасность международного терроризма.
Современное
российское
общество,
особенности его развития.
* Воспитание толерантности и гуманизма.
Индивид, индивидуальность, личность.
Жизненные ценности и ориентиры.
Становление личности.
* Воспитание активной жизненной позиции.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Личность и общество» Практикум.
Духовная сфера жизни общества. Культура,
ее многообразие и основные формы.
Культура личности и общества. Развитие
культуры в современной России.
* Воспитание уважительного отношения к
культуре своего народа.
Мораль,
ее
основные
принципы.
Нравственность. Роль морали в жизни
человека и общества. Добро и зло. Золотое
правило
нравственности.
Моральная

Кол-во
часов
1

1

1

1

1

1

1

1

10

Долг и совесть
(ознакомление с новым
материалом)

11

Образование
(ознакомление с новым
материалом)

12

Наука в современном
обществе
(комбинированный)

13

Религия как одна из форм
культуры
(комбинированный)

14

Роль искусства в жизни
человека.

ответственность.
Моральный
выбор.
Моральные знания и практическое поведение
личности
*
Воспитание
нравственных
качеств
личности.
Долг. Совесть. Долг общественный и долг
моральный.
*
Воспитание
нравственных
качеств
личности.
Образование, его значимость в условиях
информационного
общества.
Система
образования в Российской Федерации.
Уровни
общего
образования.
Государственная итоговая аттестация.
Самообразование.
Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России.
Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества.
* Воспитание толерантности.
Роль искусства в жизни человека.

1

1

1

1

1

(комбинированный)

15

Роль информации в
современном мире.

Роль информации в современном мире
1

(комбинированный)

16

Социальная сфера
(5 час)
Социальная структура
общества (ознакомление с
новым материалом)

17

Социальные статусы и
роли (ознакомление с новым
материалом)

18

Нации и
межнациональные
отношения (ознакомление с
новым материалом)

19

Отклоняющееся
поведение (ознакомление с
новым материалом)

20

21

Экономика (13 час)
Экономика и её роль в
жизни общества
(ознакомление с новым

Социальная структура общества. Социальные
общности и группы. Социальная
мобильность. Социальные конфликты и пути
их разрешения.
Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Россия –
многонациональное
государство.
Межнациональные отношения в современном
обществе.
Отклоняющееся
поведение.
Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальный контроль. Социальная
значимость здорового образа жизни.
* Воспитание привычки здорового образа
жизни.
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Социальная сфера» Практикум.
Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор и
альтернативная стоимость.

1

1

1

1

1

1

материалом)

22

Главные вопросы
экономики (ознакомление с
новым материалом)

23

Собственность
(ознакомление с новым
материалом)

24

Рыночная экономика
(ознакомление с новым
материалом)

25

26

27

28

29

30

31

* Воспитание бережного отношения к
природным ресурсам.
Главные вопросы экономики. Способы
повышения эффективности производства.
Типы экономических систем.
Собственность. Имущественные отношения.
Формы собственности. Защита прав
собственности.
Рынок и рыночный механизм. Конкуренция.
Спрос и предложение, рыночное равновесие.

Производство – основа
экономики (ознакомление с

Производство - основа экономики. Факторы
производства. Производительность труда.
новым материалом)
Разделение труда и специализация.
Предпринимательская
Предпринимательская деятельность. Роль
деятельность (ознакомление предпринимательства в современной
с новым материалом)
экономике. Формы предпринимательства.
Малое предпринимательство.
* Воспитание предпринимательских качеств
личности.
Роль государства в
Роль
государства
в
экономике.
экономике (ознакомление с Экономические цели и функции государства.
новым материалом)
Государственный бюджет. Налоги: система
налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.
Распределение доходов
Доходы граждан и прожиточный минимум.
(ознакомление с новым
Неравенство доходов. Перераспределение
материалом)
доходов. Пенсионное обеспечение.
Потребление (ознакомление Потребление домашних хозяйств. Страховые
с новым материалом)
услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества,
ответственности.
Экономические основы прав потребителей.
* Воспитание рациональных потребительских
качеств.
Инфляция и семейная
Номинальные
и
реальные
доходы.
экономика (ознакомление с Сбережения. Инфляция.
новым материалом)
Банковские
услуги,
предоставляемые
гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод,
обмен валюты. Формы дистанционного
банковского
обслуживания:
банкомат,
мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Безработица, её причины
Рынок
труда.
Безработица:
причины,
и последствия
последствия. Роль государства в обеспечении
(ознакомление с новым
занятости.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

материалом)

32

Мировое хозяйство и
международная торговля

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. ВТО.
Обменные курсы валют.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Экономика» (обобщение и систематизация

1

(ознакомление с новым
материалом)

33

знаний)

Заключение
(1 час)
Обобщение и систематизация знаний по
курсу: «Обществознание. 8 класс» (обобщение

34

1

и систематизация знаний)

35

Резерв

1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание
9 класс

№
Тема
урока
1
Введение в изучение курса
«Обществознание. 9 класс»

Содержание

Кол-во
часов
1

(комбинированный)

2

Политика (8 часов)
Политика и власть
(ознакомление с новым
материалом)

3

4

5

6

Политика и власть. Роль политики в жизни
общества.

Государство (ознакомление Государство, его существенные признаки.
с новым материалом)
Функции государства. Внутренняя и
внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственнотерриториального устройства.
Гражданство.
* Воспитание гражданской культуры
личности..
Политические режимы
Политический режим. Виды режимов, их
(ознакомление с новым
особенности. Демократия, ее основные
материалом)
признаки и ценности.
Правовое государство
Понятие правового государства. Принципы
(ознакомление с новым
правового государства. Разделение властей.
материалом)
Правовой нигилизм.
Гражданское общество
Гражданское общество. Местное
(ознакомление с новым
самоуправление. Общественная палата.

1

1

1

1

1

материалом)

7

Участие граждан в
политической жизни
(ознакомление с новым
материалом)

8

Политические партии и
движения (ознакомление с

Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Значение свободы слова. Выборы и
референдумы.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
Политические партии и движения, их роль
в общественной жизни. Многопартийность.

1

1

новым материалом)

9

Межгосударственные
Межгосударственные отношения.
отношения (ознакомление с Межгосударственные конфликты и
новым материалом)
способы их разрешения. Международные
организации.
* Воспитание патриотизма и
гражданственности.

1

10

11

12

Гражданин и
государство (7 часов)
Основы
конституционного строя
РФ (ознакомление с новым

Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации –
основной закон государства.
материалом)
Конституционные основы
государственного строя Российской
Федерации.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
Права и свободы человека Конституционные права и свободы
и гражданина
человека и гражданина в Российской
(ознакомление с новым
Федерации. Механизмы реализации и
материалом)
защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах
человека и правах ребенка.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
Права и свободы человека Конституционные обязанности гражданина
и гражданина
Российской Федерации.
(ознакомление с новым
материалом)

13

Высшие органы
государственной власти в
РФ (ознакомление с новым
материалом)

14

Россия – федеративное
государство (ознакомление
с новым материалом)

15

Судебная система РФ
(ознакомление с новым
материалом)

16

Правоохранительные
органы РФ (ознакомление с

Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его
основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство
Российской Федерации. Государственные
символы России.
* Воспитание патриотизма.
Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации. Равноправие
субъектов РФ. Разграничение полномочий.
Судебная система Российской Федерации.
Участие граждан в отправлении
правосудия.
Правоохранительные органы. Полиция.
Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

1

1

1

1

1

1

1

новым материалом)

17

Основы российского
законодательства
(10 часов)
Роль права в жизни
человека, общества и
государства (ознакомление

Система российского законодательства.
Источники права. Нормативный правовой
акт.

1

с новым материалом)

18

Правоотношения и
субъекты права
(ознакомление с новым
материалом)

19

Правоотношения и
юридическая

Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Субъекты
правоотношения.
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической

1

1

ответственность
(ознакомление с новым
материалом)

ответственности. Презумпция
невиновности.

Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров.
(ознакомление с новым
Право собственности. Права потребителей,
материалом)
защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
21-22 Право на труд. Трудовые Право на труд и трудовые правоотношения.
отношения (ознакомление с Трудовой договор и его значение в
новым материалом)
регулировании трудовой деятельности
человека. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте
до 18 лет.
23
Семья под защитой
Семья под защитой государства. Права и
закона (ознакомление с
обязанности детей и родителей. Защита
новым материалом)
интересов и прав детей, оставшихся без
попечения родителей.
* Воспитание уважительного отношения к
семейным ценностям.
24
Административные
Особенности административно-правовых
правоотношения
отношений. Административные
(ознакомление с новым
правонарушения. Виды административного
материалом)
наказания.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
25-26 Уголовно-правовые
Уголовное право, основные понятия и
отношения (ознакомление с принципы. Понятие и виды преступлений.
новым материалом)
Необходимая оборона. Цели наказания.
Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Особенности
уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
27
Правовое регулирование
Правовое регулирование в сфере
отношений в сфере
образования. Итоговая аттестация. Права,
образования (ознакомление обязанности и ответственность
с новым материалом)
обучающихся.
28
Международно –
Международное гуманитарное право.
правовая защита жертв
Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов вооруженных конфликтов.
(ознакомление с новым
* Воспитание толерантности и гуманизма.
20

Гражданские
правоотношения

1

2

1

1

2

1

1

материалом)

29

Человек в системе
социальных отношений
(5 часов)
Социальные общности и
группы (ознакомление с

Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.

1

новым материалом)

30-31 Статусы и роли.
Социализация личности.
Семья и её функции.
Этносы и нации в
современном обществе
(ознакомление с новым
материалом)

32

Социальная политика
Российского государства
(ознакомление с новым
материалом)

33

Отклоняющееся
поведение и здоровый
образ жизни (ознакомление
с новым материалом)

34-35 Человек в современном
изменяющемся мире
(2 часа) (ознакомление с
новым материалом)

Итого:

Социальная мобильность. Социальные
конфликты и пути их разрешения.
* Воспитание гражданской культуры
личности.
Социальный статус личности. Социальные
роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Этнос и нация.
Национальное самосознание. Отношения
между нациями. Россия –
многонациональное государство.
Межнациональные отношения в
современном обществе.
Приоритеты и принципы
развития социальной сферы, МРОТ,
прожиточный минимум, благоприятные
условия жизни и труда населения.
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества.
Социальный
контроль.
Социальная значимость здорового образа
жизни.
* Воспитание привычки здорового образа
жизни.
Информационное общество, глобализация,
глобальные проблемы, экологическая
ситуация и способы её улучшения.
Перспективы развития общества.

2

1

1

2
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».