МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Шпаковская Л.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Обществознание для обучающихся 6 - 9 классов г. Верхняя Салда ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы. Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Целями обществоведческого образования в основной школе являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства); создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Человек и его социальное окружение. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека. Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности. Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях. Общество, в котором мы живём. Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Социальные общности и группы. Положение человека в обществе. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны. Политическая жизнь общества. Россия – многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств. Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций. 7 КЛАСС Социальные ценности и нормы. Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм. Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства челов ека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль. Человек как участник правовых отношений. Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности. Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гара нтия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Основы российского права. Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты. Несовершеннолетние как участники гражданскоправовых отношений. Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности. Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции правоохранительных органов. 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельн ости. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами кома нды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Человек. Деятельность человека Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; приводить примеры основных видов деятельности человека; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: характеризовать систему российского законодательства; раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения; раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Человек в современном изменяющемся мире осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах; характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; сравнивать требования к современным профессиям; устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации; использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № урока Тема урока 1-2 Человек в социальном измерении (12 часов) Человек – личность (ознакомление с новым материалом) 3-4 Познай самого себя (комбинированный) 5-6 Человек и его деятельность (ознакомление с новым материалом) 7-8 Потребности человека (ознакомление с новым материалом) 9-10 На пути к жизнен ному успеху (комбинированный) 11-12 ПОУ по теме «Человек в социальном измерении» (обобщение и систематизация знаний) Содержание урока Кол-во часов Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. * Воспитание толерантности, доброго отношения к животным. Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Познание человеком мира и самого себя. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. * Воспитание уважительного отношения к труду. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. * Воспитание уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями. Лидерство. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. * Воспитание лидерских качеств личности. 2 2 2 2 2 2 Человек среди людей (10 часов) 12-13 Межличностные отношения (ознакомление с новым материалом) 14-15 Человек в группе (ознакомление с новым материалом) 16-17 Общение (комбинированный 18-19 Конфликты в межличностных отношениях (ознакомление с новым материалом) ПОУ по теме «Человек среди людей» 20-21 Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. * Воспитание навыков правильного общения. Человек в малой группе. Лидерство. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. * Воспитание лидерских качеств личности. Общение: цели, средства, особенности. * Воспитание навыков правильного общения. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Источники, способы выхода. * Воспитание навыков бесконфликтного общения. 2 2 2 2 2 (обобщение и систематизация знаний) 22-23 Нравственные основы жизни (8 часов) Человек славен добрыми делами (ознакомление с новым материалом) 24-25 Будь смелым (ознакомление с новым материалом) 26-27 Человек и человечность (ознакомление с новым материалом) 28-29 ПОУ по теме «Нравственные основы жизни» (обобщение и систематизация знаний) Итоговое повторение (5 часов) ПОУ по теме «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) Человек в системе общественных отношений (применение знаний и умений (защита проектов) Итоговая контрольная работа (контроль и коррекция знаний и умений Урок-конференция «Человек и общество» (обобщение и систематизация знаний) резерв 30 31 32 33-34 35 Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. * Воспитание положительных моральных качеств. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. * Воспитание гражданственности и патриотизма. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. * Воспитание нравственных качеств и гуманизма. 2 2 2 2 1 1 1 2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обществознание 7 класс № урока 1 2-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12-13 14-15 Тема Содержание Введение в изучение курса «Обществознание. 7 класс» (комбинированный) Регулирование поведения людей в обществе (15 час) Что значит жить по Социальные нормы как регуляторы правилам (ознакомление с поведения человека в обществе. новым материалом) Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. * Воспитание уважительного отношения к обычаям и традициям своего народа. Права и обязанности Конституционные права и свободы человека граждан (ознакомление с и гражданина в Российской Федерации. новым материалом) Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. * Воспитание гражданской позиции. Почему важно соблюдать Порядок в обществе. Конституция РФ законы (комбинированный) образец справедливости. Защита Отечества Общественные ценности. Гражданственность (комбинированный) и патриотизм. Долг. * Воспитание гражданственности и патриотизма. Для чего нужна Дисциплина общеобязательная и дисциплина специальная. Внутренняя и внешняя (комбинированный) дисциплина. * Воспитание дисциплинированности. Виновен – отвечай Противозаконное поведение. Цели наказания. (ознакомление с новым Виды наказаний. Особенности правового материалом) статуса несовершеннолетнего. Кто стоит на страже Правоохранительные органы. закона (ознакомление с Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 новым материалом) 16 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» (обобщение и 1 систематизация знаний) Человек в экономических отношениях (14 час) 17-18 Экономика и её основные участники (ознакомление с Понятие экономики. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. 2 Производительность труда. Заработная плата 2 новым материалом) 19-20 Мастерство работника (ознакомление с новым материалом) 21-22 Производство: затраты, выручка, прибыль и стимулирование труда. * Воспитание уважительного отношения к труду и человеку труда. Затраты, выручка, прибыль. Разделение труда и специализация. (ознакомление с новым материалом) 23-24 Виды и формы бизнеса (ознакомление с новым материалом) 25-26 Обмен, торговля, реклама Виды и формы бизнеса. * Воспитание предпринимательских качеств личности. Торговля и ее формы. Реклама. (ознакомление с новым материалом) 27-28 Деньги и их функции Экономика семьи (ознакомление с новым материалом) 30 2 2 Деньги и их функции. (ознакомление с новым материалом) 29 2 2 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. * Воспитание экономного отношения к семейному бюджету. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек в экономических отношениях» (обобщение и 1 1 систематизация знаний) 31 Человек и природа (4 час) Воздействие человека на природу (ознакомление с Воздействие человека на природу. 1 новым материалом) 32 Охранять природу значит охранять жизнь (комбинированный) 33 Закон на страже природы Охранять природу - значит охранять жизнь. * Воспитание бережного отношения к природе. Закон на страже природы (ознакомление с новым материалом) 34 Обобщение и Обобщение и систематизация знаний по теме: систематизация знаний по «Человек и природа» теме: «Человек и природа» 1 1 1 (обобщение и систематизация знаний) 35 Резерв 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обществознание 8 класс № урока 1 2 3 Тема Введение в изучение курса «Обществознание. 8 класс» (комбинированный) Личность и общество (6 час) Что делает человека Биологическое и социальное в человеке. человеком? (ознакомление с Черты сходства и различий человека и новым материалом) животного. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Самореализация. Человек, природа, общество (ознакомление с новым материалом) 4 Общество как форма жизнедеятельности людей (комбинированный) 5 Развитие общества (комбинированный) 6 Как стать личностью (комбинированный) 7 8 Сфера духовной культуры (8 час) Сфера духовной жизни (ознакомление с новым материалом) 9 Содержание Мораль Моральный выбор – это ответственность (ознакомление с новым материалом) Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения. * Воспитание бережного отношения к природе. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Формы социальных норм. Ступени развития общества. Типы обществ. Развитие общества. Общественный прогресс. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Современное российское общество, особенности его развития. * Воспитание толерантности и гуманизма. Индивид, индивидуальность, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности. * Воспитание активной жизненной позиции. Обобщение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» Практикум. Духовная сфера жизни общества. Культура, ее многообразие и основные формы. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России. * Воспитание уважительного отношения к культуре своего народа. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Золотое правило нравственности. Моральная Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Долг и совесть (ознакомление с новым материалом) 11 Образование (ознакомление с новым материалом) 12 Наука в современном обществе (комбинированный) 13 Религия как одна из форм культуры (комбинированный) 14 Роль искусства в жизни человека. ответственность. Моральный выбор. Моральные знания и практическое поведение личности * Воспитание нравственных качеств личности. Долг. Совесть. Долг общественный и долг моральный. * Воспитание нравственных качеств личности. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. * Воспитание толерантности. Роль искусства в жизни человека. 1 1 1 1 1 (комбинированный) 15 Роль информации в современном мире. Роль информации в современном мире 1 (комбинированный) 16 Социальная сфера (5 час) Социальная структура общества (ознакомление с новым материалом) 17 Социальные статусы и роли (ознакомление с новым материалом) 18 Нации и межнациональные отношения (ознакомление с новым материалом) 19 Отклоняющееся поведение (ознакомление с новым материалом) 20 21 Экономика (13 час) Экономика и её роль в жизни общества (ознакомление с новым Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Межнациональные отношения в современном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. * Воспитание привычки здорового образа жизни. Обобщение и систематизация знаний по теме «Социальная сфера» Практикум. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономический выбор и альтернативная стоимость. 1 1 1 1 1 1 материалом) 22 Главные вопросы экономики (ознакомление с новым материалом) 23 Собственность (ознакомление с новым материалом) 24 Рыночная экономика (ознакомление с новым материалом) 25 26 27 28 29 30 31 * Воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Главные вопросы экономики. Способы повышения эффективности производства. Типы экономических систем. Собственность. Имущественные отношения. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок и рыночный механизм. Конкуренция. Спрос и предложение, рыночное равновесие. Производство – основа экономики (ознакомление с Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. новым материалом) Разделение труда и специализация. Предпринимательская Предпринимательская деятельность. Роль деятельность (ознакомление предпринимательства в современной с новым материалом) экономике. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство. * Воспитание предпринимательских качеств личности. Роль государства в Роль государства в экономике. экономике (ознакомление с Экономические цели и функции государства. новым материалом) Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Распределение доходов Доходы граждан и прожиточный минимум. (ознакомление с новым Неравенство доходов. Перераспределение материалом) доходов. Пенсионное обеспечение. Потребление (ознакомление Потребление домашних хозяйств. Страховые с новым материалом) услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Экономические основы прав потребителей. * Воспитание рациональных потребительских качеств. Инфляция и семейная Номинальные и реальные доходы. экономика (ознакомление с Сбережения. Инфляция. новым материалом) Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Безработица, её причины Рынок труда. Безработица: причины, и последствия последствия. Роль государства в обеспечении (ознакомление с новым занятости. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 материалом) 32 Мировое хозяйство и международная торговля Мировое хозяйство. Внешняя торговля. ВТО. Обменные курсы валют. 1 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Экономика» (обобщение и систематизация 1 (ознакомление с новым материалом) 33 знаний) Заключение (1 час) Обобщение и систематизация знаний по курсу: «Обществознание. 8 класс» (обобщение 34 1 и систематизация знаний) 35 Резерв 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Обществознание 9 класс № Тема урока 1 Введение в изучение курса «Обществознание. 9 класс» Содержание Кол-во часов 1 (комбинированный) 2 Политика (8 часов) Политика и власть (ознакомление с новым материалом) 3 4 5 6 Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство (ознакомление Государство, его существенные признаки. с новым материалом) Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственнотерриториального устройства. Гражданство. * Воспитание гражданской культуры личности.. Политические режимы Политический режим. Виды режимов, их (ознакомление с новым особенности. Демократия, ее основные материалом) признаки и ценности. Правовое государство Понятие правового государства. Принципы (ознакомление с новым правового государства. Разделение властей. материалом) Правовой нигилизм. Гражданское общество Гражданское общество. Местное (ознакомление с новым самоуправление. Общественная палата. 1 1 1 1 1 материалом) 7 Участие граждан в политической жизни (ознакомление с новым материалом) 8 Политические партии и движения (ознакомление с Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Значение свободы слова. Выборы и референдумы. * Воспитание гражданской культуры личности. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Многопартийность. 1 1 новым материалом) 9 Межгосударственные Межгосударственные отношения. отношения (ознакомление с Межгосударственные конфликты и новым материалом) способы их разрешения. Международные организации. * Воспитание патриотизма и гражданственности. 1 10 11 12 Гражданин и государство (7 часов) Основы конституционного строя РФ (ознакомление с новым Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. материалом) Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. * Воспитание гражданской культуры личности. Права и свободы человека Конституционные права и свободы и гражданина человека и гражданина в Российской (ознакомление с новым Федерации. Механизмы реализации и материалом) защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. * Воспитание гражданской культуры личности. Права и свободы человека Конституционные обязанности гражданина и гражданина Российской Федерации. (ознакомление с новым материалом) 13 Высшие органы государственной власти в РФ (ознакомление с новым материалом) 14 Россия – федеративное государство (ознакомление с новым материалом) 15 Судебная система РФ (ознакомление с новым материалом) 16 Правоохранительные органы РФ (ознакомление с Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Государственные символы России. * Воспитание патриотизма. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Равноправие субъектов РФ. Разграничение полномочий. Судебная система Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Правоохранительные органы. Полиция. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. 1 1 1 1 1 1 1 новым материалом) 17 Основы российского законодательства (10 часов) Роль права в жизни человека, общества и государства (ознакомление Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. 1 с новым материалом) 18 Правоотношения и субъекты права (ознакомление с новым материалом) 19 Правоотношения и юридическая Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Субъекты правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической 1 1 ответственность (ознакомление с новым материалом) ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. (ознакомление с новым Право собственности. Права потребителей, материалом) защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. * Воспитание гражданской культуры личности. 21-22 Право на труд. Трудовые Право на труд и трудовые правоотношения. отношения (ознакомление с Трудовой договор и его значение в новым материалом) регулировании трудовой деятельности человека. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. 23 Семья под защитой Семья под защитой государства. Права и закона (ознакомление с обязанности детей и родителей. Защита новым материалом) интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. * Воспитание уважительного отношения к семейным ценностям. 24 Административные Особенности административно-правовых правоотношения отношений. Административные (ознакомление с новым правонарушения. Виды административного материалом) наказания. * Воспитание гражданской культуры личности. 25-26 Уголовно-правовые Уголовное право, основные понятия и отношения (ознакомление с принципы. Понятие и виды преступлений. новым материалом) Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. * Воспитание гражданской культуры личности. 27 Правовое регулирование Правовое регулирование в сфере отношений в сфере образования. Итоговая аттестация. Права, образования (ознакомление обязанности и ответственность с новым материалом) обучающихся. 28 Международно – Международное гуманитарное право. правовая защита жертв Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов вооруженных конфликтов. (ознакомление с новым * Воспитание толерантности и гуманизма. 20 Гражданские правоотношения 1 2 1 1 2 1 1 материалом) 29 Человек в системе социальных отношений (5 часов) Социальные общности и группы (ознакомление с Социальная структура общества. Социальные общности и группы. 1 новым материалом) 30-31 Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции. Этносы и нации в современном обществе (ознакомление с новым материалом) 32 Социальная политика Российского государства (ознакомление с новым материалом) 33 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни (ознакомление с новым материалом) 34-35 Человек в современном изменяющемся мире (2 часа) (ознакомление с новым материалом) Итого: Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. * Воспитание гражданской культуры личности. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Межнациональные отношения в современном обществе. Приоритеты и принципы развития социальной сферы, МРОТ, прожиточный минимум, благоприятные условия жизни и труда населения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. * Воспитание привычки здорового образа жизни. Информационное общество, глобализация, глобальные проблемы, экологическая ситуация и способы её улучшения. Перспективы развития общества. 2 1 1 2 35