РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Край, в котором ты живешь" для обучающихся 1 – 4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Лачихина А.В.

Шевчук Ю.А.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Край, в котором ты живешь
для обучающихся 1 – 4 классов

г. Верхняя Салда
2023 год
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором ты
живешь» для 3–4 классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения начальной образовательной программы, представленных
в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», а также с учетом:
– федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
–
письма
Министерства
культуры
Российской
Федерации от
28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ «О направлении Методических рекомендаций по
отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в
виде достопримечательного места»;
–
письма
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим
письмом
об
организации
внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования»);
При разработке данной программы использовались следующие нормативные
документы:
1.
Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с
дополнениями и изменениями);
2.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г.
№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
3.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Актуальность программы
2

Актуальность курса внеурочной деятельности «Край, в котором ты живешь»
обусловлена
необходимостью
формирования
российской
гражданской
идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти
многих поколений россиян.
Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач
исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у
них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и
культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и
достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках.
Основное внимание в программе
уделено современным подходам к
организации деятельности, нацеливающих школьников не на пассивное
восприятие сообщаемой педагогом информации, а на самостоятельный поиск и
исследование, формирующие умение работать с многообразными источниками
исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых
обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана
обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной
истории посредством обращения к знаковым личностям и памятным событиям из
истории родного края и малой родины.

Цели и задачи
Цель курса «Памятные места моего края»
Курс
имеет
историко-просветительскую
цель,
ориентирован на
сохранение исторической памяти, формирование у обучающихся личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере
памятных мест родного края и малой родины.
Основные задачи курса «Край, в котором ты живешь»
–
дать первичные знания обучающихся об отечественной истории
посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их
родного края достопримечательным местам, к историческими (в том числе
военными) событиями, жизнью выдающихся личностей;
–
стимулировать познавательный интерес
обучающихся
к
материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений,
развивать первичные умения поисковой, исследовательской, работы ;
–
способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности
одновременно как граждан России и жителей своего края посредством сообщения
3

информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее
значимых для истории страны, региона, местности;
–
формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное
восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории»
посредством изучения памятных мест, связанных с деятельностью выдающихся
соотечественников – деятелей в сферах искусства, науки, политики, военного дела
и др.;
–
формировать у обучающихся способность определять историкоархитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность
достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для
истории и культуры России, региона, местности;
–
способствовать развитию у обучающихся понимания историко- культурной
ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных
ландшафтов, памятных объектов археологического
и культурного наследия, историко-градостроительной и природной среды как
достояния региона и страны в целом;
–
формировать
у
обучающихся
чувство
принадлежности к
богатейшему
общероссийскому
культурно-историческому
пространству,
уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым,
художественным, нравственным и др.) народов России и края.
Место курса «Край, в котором ты живешь»
Программа курса рассчитана на два года обучения по 34 часа в год.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы,
дискуссии, виртуальные экскурсии и др.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации (учебники по
истории края, ресурсы местных библиотек и краеведческих музеев) и современных
цифровых информационных ресурсов
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп
образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит историко-просветительскую и гражданско- патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых
ориентиров воспитания на уровне основного общего образования:
4

–
осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности в российском обществе;
–
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему
и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности
на основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания;
–
проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
–
сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к
духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в
науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и
защитникам Отечества в прошлом и современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Содержание программы «Край, в котором ты живешь»

направлено на

достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
Личностные результаты
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие

внимательности,

настойчивости,

целеустремленности,

умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений.
Метапредметные:
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
5

публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
осваивать и применять правила межкультурного взаимодействияв школе и
социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные исследования и проекты по истории на основе региональногоматериала;
определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с
другими членами группы, оценивать полученные результаты и свой вклад в
общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в сложившейся ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
-

воспроизводить устно рассказ учителя, содержание прочитанного

текста;
-

логично, полно, доказательно строить высказывание, при

работе с текстом составлять его план;
-

самостоятельно находить нужную литературу, выявлять в ней

значимую информацию;
-

правильно употреблять и объяснять исторические термины;
6

-

видеть, употреблять и объяснять исторические термины;

-

видеть исторические события в развитии;

-

выявлять, как растения и животные приспособились к условиям среды

обитания;
-

уметь работать с картой: показать на карте реки, озера, города,

месторождения полезных ископаемых.
Предметные результаты
– первичные представления об историческом пути России и входящих в
нее народов;
– первичные знания об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории;
– способность представлять устное описание событий, явлений,
процессов истории родного края;
– владение приемами оценки значения исторических событий
деятельности исторических
региональной истории;

личностей

в

отечественной,

в

том

и

числе

– осознание необходимости сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и своего региона.
Содержание курса
Содержание данной программы охватывает историю Уральского края с
глубокой древности до наших дней. Причем осуществляется связь изучаемых событий
с окружающими учеников историческими местами, памятниками, что помогает более
полно осмыслить и понять исторические факты, историю.
Программа знакомит учащихся, как с прошлым, так и с сегодняшним днем
города,

открывает его перспективы.

В содержание программы входит изучение природы Уральского края:
рельефа, водоёмов, растительного и животного мира, богатств недр уральской
земли.
Программа включает материал об экологическом равновесии. Вопросы охраны
7

природы цетируют содержание раздела: природные условия и ресурсы.
Программа предусматривает возможности развития креативных и
когнетивных способностей учащихся через уроки-экскурсии, встречи с
интересными людьми, беседы в кругу семьи, организацию праздников,
интеллектуальных игр, ответы на вопросы тестов, разгадывание и
самостоятельное составление ребусов, кроссвордов, викторин, головоломок,
поиск и сбор материалов на заданную тему в библиотеке и музее, работу с
планом и картой, организацию выставок детских рисунков и поделок,
выставок старинных вещей из прабабушкиного сундука, оформление
тематических альбомов, написание сочинений.
Курс предусматривает организацию практических занятий, где
учащиеся изготавливают, пользуясь разверткой, сундуки расписывают его в
стиле уральских мастеров. Собирают из деталей мозаики чугунное кружево
резной ограды каслинских мастеров. А из полосок бумаги расписанных под
малахит, собирают узор малахитовой шкатулке. По несложному чертежу
собираю модель вододействующего колеса или вашгерда. Устройства, с
помощью которого на уральских реках мыли золото.
Содержание программы
школьных предметов

-

хорошо

русским

интегрируется

языком, чтением,

естествознанием, трудовым и художественным воспитанием
Первый год обучения
1. раздел. Всякому мила своя сторона.
2 раздел. Природа нашего края.
3 раздел. Подземные кладовые Урала.
Второй год обучения:
1. раздел. Наш край в глубокой древности
2. раздел. Проникновение русских на Урал
3. раздел. Хозяйственное освоение Урала.
8

с

рядом

математикой,

4. раздел. Салда в годы

Великой Отечественной войны.

5. раздел. Людьми прославлен наш Урал.

Календарно - тематическое планирование 4 класс
Урок, Тема урока
номер

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

Раздел I. Всякому
История возникновения Уральских гор.
Библиотечный
мила своя сторона.
Описание Урала греческим историком
урок,
Введение. В гостях у Геродотом. Упоминание об Урале в «Повести
выполнение
прошлого.
временных лет».
познавательных
заданий.
2,3 «Здесь будет город Возникновение города В.Салда. Название
Чтение
заложен...»
города. Завод - производственный центр
литературы по
поселка. Специализация завода. Владельцы местной истории
завода. Известные специалисты и мастера,
работавшие на заводе
1

4,5

6

Салда вчера, сегодня, Старые названия улиц. Исторический центр
завтра.
города. Демидовский комплекс. Современный
облик города. Учреждения культуры,
образования, спорта. Современные средства
массовой информации. Отличительные знаки
города. Салда - город будущего.
Образ города в
художест венной
литературе,

Творчество местных поэтов: Л.А. Устенко Медведевой, Л.В. Стасюк, А. Лесневского.
Художники: Винокуров С.С, Деев В.А.

7,8 Судьба моей семьи в Понятие «семейное древо». Как составлять
истории родного
родословную. Семейные предания и
города.
реликвии. Мир семейных увлечений.
9,10 Салдинские мастера
- умель цы.

Творчество скульптура Л.В. Неверова.
Художественная резьба по дереву.
Художественная уральская роспись. Работа
9

Рассказ, беседа.
Выставка
рисунков.
Экскурсия.

Чтение
литературы
стихов.
Практические
занятия.

Музейный урок.

с кожей и соломкой.

11 Раздел II. Природа
Форма поверхности. Самые высокие
Экскурсия.
нашего края. вершины Урала. Площадь Салды и области. Работа с планом и
Тема 1.
Соседи области и района
картой.
Географическое
положение. Рельеф.
12,
13

Тема 2. Водоемы.

Типы водоемов: реки, озера, пруды, болота.
Истоки рек. Бассейн рек. Самые крупные
реки и озера района и области. Болота района.
Верхнесалдинский пруд. Использование
водоемов. Экологическое состояние.
Практическая работа «Исследование названия
рек, протекающих в нашем крае».

14

Тема 3. Растительный
мир области.

Растительный мир лесов, болот, лугов. Его
особенности. Благоприятные условия для
произрастания леса. Основные древесные
породы области. Травяной ярус. Охрана
растительности. Растения, занесенные в
Красную книгу. Кедровая роща.

16

1719

1822

Экскурсия.
Практическая
работа с
картой.

Экскурсия.
Чтение
литературы.
Практическая
работа с
гербарием и
атласом
определителем.
Тема 4. Животный мир. Особенности животного мира.
Чтение
Преобладание лесных животных. Типичные литературы.
таежные жители. Охра на животных.
Работа с
Животные, занесенные в Красную книгу.
атласом
определителем.
Раздел III. Подземные Деление полезных ископаемых на группы
Экскурсия.
кладовые Урала.
по их основным свойствам. Основные
Практическая
Тема 1. Клады земли месторождения полезных ископаемых.
работа с картой.
уральской.
Железная руда - главное богатство Урала.
Уникальные находки малахита.

10

23- Тема 2. Богатство земли Уральская география бажовских сказов:
29 уральской в сказках П.П. заводы Сысерти, Полевского, аметистовые
Бажова.
копи Мурзинки, золото Березовского,
железное дело Невьянска, чугунные изделия
Каслей, булатная сталь Златоуста,
хрустальный лак Нижнего Тагила. Каменная
Хозяйка Уральских гор - хранительница
секретов мастерства.

30- Екатеринбург – столица
32
края.
33,
34

Обобщающие уроки

Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу.
Достопримечательности.

Чтение
произведений,
инсценировка.
Проектная
деятельность.

Чтение
литературы.

Интеллектуально-познавательные игры
«Юные знатоки Урала»

Тематическое планирование 4 класс.
1

2, 3

3,4

Тема урока
Содержание
Примечание
Раздел I.
Чтение
Наш край в глубокой Урал в каменном веке. Медно-каменный и краеведческой
древности.
бронзовый век. Железный век.
литературы
Тема 1. Появление
человека на Урале.
Чтение
Тема 2. Следы
Капова пещера. Находки в Шигирском литературы по
местной истории
древних людей.
торфянике. Кокшаровский курган.
Писаницы на реке Тагил.
Раздел II.
Проникновение
русских на Урал.

Причины проникновения русских на
Урал.

Тема 1. Первые
походы
русских на Урал.

11

Чтение
краеведческой
литературы

5, 6

Тема 2. Поход Ермака.

7,8

Ермак - предводитель дружины. Путь
Ермака через Уральские горы, его
последствия. Память о Ермаке
Тимофеевиче оставшаяся в народных
легендах. Ермаковские места на
территории Салдинского района.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседы.

Раздел III. Хозяйственное освоение
Урала.
Тема 1. Заводское
строительство на
Урале.

Мужицкие «заводы». Петр I - основатель
горнозаводского дела на Урале.
Строительство на реках Тагил и Нейва
первых казенных заводов.
Передача Невьянского казенного завода
Н.Д. Антуфьеву.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседы.

9, 10,

Тема 2. Демидовы:
Никита Демидович,
Акинфйй Никитич,
Никита Акинфивич.

Никита Демидович Антуфьев Музейный урок.
родоначаль-ник знаменитой династии
горнозаводчиков, земледельцев,
Чтение
благотворителей и меценатов.
краеведческой
Акинфйй Никитич - владелец Невьянской литературы.
империи, продолжил и преумножил Беседы.
горнозаводское хозяйство. Никита
Акинфиевич - наследник
Нижнетагильской группы заводов.

11

Тема 3. Заселение
Салдин ского края.

Заводские поселки - особый тип поселений.
Первые жители поселка. Возникновение
заводских деревень: Северной, Нелобы,
Акинфиевой, Никитинской. Быт заводского
населения.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседа.

Открытие Степаном Чумпиным
месторождения магнитного железняка в
горе Благодать. Знаменитое Гу мешковское
медное месторождение. Железная руда
горы Высокой в Н. Тагиле.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседа.

Золотые находки на уральской земле.
Открытие Ерофея Маркова. Россыпи
золота на территории Салды.
Старательские сказы П.П. Бажова

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседа.

12

13

Тема 4. Уральские
рудознат цы и их
открытия.

Тема 5. Урал - земля
золотая.

12

Тема 6. Дети
маленькие тру женики,
жертвы тяжелых
условий.

Раннее взросление и приобщение детей к
труду. Их обязанности в семье. Суровая
«школа» подмастерья. Трудный путь к
получению профессии.

Музейный урок.

15,16

Тема 7. Развитие
ремесел на Урале.

Уральские камнерезы. Нижнетагильский
подносный и сундучный промыслы.
Каслинское художественное литье.
Салдинский бурачный промысел.
Возрождение
ремесел в наши дни.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседа.

17, 18

Тема 8. Уральская
металлургия в наши
дни.

Изделия из металла принесшие Уралу славу
опорного края державы: заводская техника,
военная техника,
транспорт. ВСМПО - предприятие
мирового уровня. Продукция ВСМПО.

Чтение
краеведческой
литературы.
Беседа.

19-21

Раздел IV. Салда в
годы Великой
Отечественной войны.

14

Тема 1. Салдинцы защитники Родины.
22, 23
Тема 2. Вклад
салдинцев тружеников в
победу.

Салдинцы на фронтах Великой
Библиотечный
Отечественной войны. Герои Советского урок.
Союза. Танковая колонна «Свердловский Экскурсия.
комсомолец». Память о погибших. Книга
«Мы в битвах решали судьбу поколений».
Монтаж эвакуированных заводов. Продукция Музейный урок.
завода для победы. Помощь фронту личными
сбережениями. Самоотверженный труд
подростков. Салдинский госпиталь

24, 25, Раздел V. Людьми
26
прославлен наш
Урал.
Тема 1. Великие
мастеровые Урала.

Выдающиеся металлурги - земляки:
Проектная
Поленов К.П. и Грум-Гржймайло В.Е.
деятельность.
Изобретение Черепановых. Изобретатель
радио - Попов А.С. Изобретатели
Артамонов Е.М. и Петунии Д.Н. Художник
- Исаак Худояров.
27- 32
Тема 2. Великие
Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов, их жизнь Чтение
писатели
и творчество.
художественной
Урала.
литературы.
Беседа.
Инсценировка.
33 -34 Обобщающие уроки Интеллектуально-познавательные игры
«Юные знатоки Урала»

13

Перечень учебно-методического оборудования.
Для учащихся:
1. Литература Урала. Книга для чтения в начальных классах
2. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, издательство
Дом Учителя, 1997 г.
3. Край родной /Сост. Никулина М.П.-Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1979 г.
4. Предания и легенды Урала /Сост. Кругляшова В. П.-Свердловск:
Средне- Уральское книжное издательство, 1991 г.
5. Мельчаков Л.Ф., Чудинов В.Г. Родной край.- Средне-Уральское
книжное изда тельство, 1971 г.
6. Летопись Уральских деревень. Человек пришел на Урал/ Сост.
Шигина А.Н.- Екатеринбург: издательство «Сократ», 1998 г.
7. Уфимцев В.И. Знай свой край. - Свердловск: Средне-Уральское
книжное изда тельство, 1986 г.
8. Рассказы об уральской истории.- Свердловск: Средне-Уральское
книжное изда тельство, 1990 г.
9. Племя мастеровых / Сост. Беляев С.Е.: УИФ «Наука» Екатеринбург, 1994 г.
10. Край родной - земля Уральская. Хрестоматия - Свердловск:
Средне-Уральское книжное издательство, 1967 г.
11. Василевская В.С. Моя родословная - Издательство Вита-Пресс. Москва,
1999г.
12. Рассказы об уральской истории. Сост. Лушникова Н.М. Свердловск:
Средне13. Уральское книжное издательство, 1990 г.
Для учителя:
1. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века. Сборник
материалов и документов. Пособие для учителя. Екатеринбург. Средне Уральское книжное издательство, 1995 г.
2. Как были открыты уральские горы. Очерки по истории открытия и
изучения природы Урала. Свердловск, 1990 г.
3. Демидовский временник. Исторический альманах. Демидовский институт.
Екатеринбург, 1994 г.
4. ВСМПО. Металл скрепляет времена и судьбы. Очерк истории ВСМПО
1933-1998 гг. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1998 г.
5. Мы в битвах решали судьбу поколений. Верхнесалдинское
14

металлургическое производственное объединение. Издательство «СВ -96».
Екатеринбург, 2000 г.
6. Верхняя Салда. - Издательство ««СВ - 96». Екатеринбург, 1998 г.
7. 7.
Нижняя Салда. - Екатеринбург: Издательство Уральского
университета, 2000 г.
8. 8.
Программа изучения города. Экспериментальный центр краеведения,
этнографии и экскурсий Министерства образования России. Москва, 1993
г.
9. 9.
На государственной дороге: Культурно-исторические очерки,
Екатеринбург. Издательство «Сократ», 2000 г.
10. 10. Владимир и София Грум-Гржимайло. Секрет счастливой жизни. Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2001 г.
11. 11. Барадулин В.А. Уральский букет. - Свердловск Средне - Уральское
книжное издательство, 1987 г.
12. 12. Деятели науки, техники дореволюционного Тагила (Рекламный
проспект по залу музея) Н.Тагил, 1981 г.
13. 13. По следам Бажовских сказов. - Сборник методических материалов.
Екатеринбург, 1999 г

15

16

17

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».