РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Учимся учиться и действовать" для обучающихся 1 – 4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Лачихина А.В.

Шевчук Ю.А.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учимся учиться и действовать
для обучающихся 1 – 4 классов

г. Верхняя Салда
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Учимся учиться и действовать» для
учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с основными положениями
ФГОС НОО, требованиями Основной образовательной программы начального
общего образования школы №2
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель курса – развитие и формирование метапредметных УУД у учащихся
1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного
процесса.
С помощью данного курса учитель может решать следующие задачи:
1) определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого
ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно
ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2) отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к
метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе
проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать
стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех
или иных метапредметных УУД.
3) отслеживать результативность работы по формированию метапредметных
УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по
совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене
школы и подбирать педагогические и управленческие средства их
достижения.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности
первой группы метапредметных УУД – универсальных способов действия –
является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с
помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –
выполнение на основе прямого указания на название способа. Последнее
предполагает, что учащиеся к концу 4 класса знакомы с названиями и
алгоритмами осуществления этих способов. Сформированность второй
группы метапредметных универсальных учебных действий – структурных
элементов учебной деятельности, таких как контроль, оценивание и позже –
планирование и рефлексия, мы предлагаем начинать отслеживать с 3 класса.
В 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и
оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся.
Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное
оценивание конкретного учебного действия. С 1 по 3 классы происходит
приращение в количестве метапредметных УУД, подлежащих отслеживанию

и оценке: в 1 классе их 8, во 2 классе – 13, в 3–4 классах – более 20. Важно
отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются
в нем до 4 класса.
На изучение курса «Учимся учиться и действовать» отводится в 1 классе
- 32 часа, 1 час в неделю, из них 14 часов на диагностику УУД; во 2 классе - 34
часа, 1 час в неделю, из них 7 часов на диагностику УУД.
СОДЕРЖАНИЕ
Работа по формированию УУД ведется с самого начала 1 класса. В сентябре
педагог проводит стартовую диагностику готовности к обучению. Она
позволяет определить уровень развития, на котором находятся дети.
Ориентируясь на представления о том, что является базовым уровнем
развития основных метапредметных универсальных учебных действий в
каждом классе, педагог выстраивает свою формирующую программу.
Программа выстраивается с опорой на задания и учебные ситуации,
заложенные в УМК и методику преподавания различных учебных дисциплин.
Если этого оказывается недостаточно для работы с конкретным ребенком,
педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные учебные задания.
В качестве основного инструмента в курсе используются специально
разработанные задания предметного или межпредметного характера. Задания
составлены преимущественно на материале четырех предметов: русский язык,
математика, технология, окружающий мир, также есть несколько
надпредметных заданий.
В конце учебного года проводится диагностический мониторинг УУД. В этом
помогают рабочие тетради «Учимся учиться и действовать»
Каждое умение в мониторинге диагностируется на материале двух и более
предметов. В один диагностический модуль входит две истории, каждая из
которых состоит из заданий трех типов. Каждый тип диагностических заданий
имеет свою направленность. Первое задание истории (задание А) направлено
на изучение способности, учащихся практически выполнять учебные задания,
в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия.
Кратко этот тип заданий обозначается как задания на выполнение. Второе
задание истории (Б) направлено на изучение способности, учащихся
ориентироваться на существенные условия метапредметного способа,
который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко
обозначается как задания на ориентацию.
Третье задание истории (В) направлено на изучение способности, учащихся
словесно описывать метапредметный способ действия, лежащий в основе
учебного задания. Его краткое название – задание на описание. Таким
образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения
трех критериев: выполнение задания, ориентация в способе действия и его

описание. Все диагностические задания для одного класса сгруппированы в
единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации, учащихся в работе с
диагностическими заданиями и для создания ситуации погружения в
деятельность разработаны сюжетные темы для каждой рабочей тетради. Так,
как мы уже упоминали ранее, задания мониторинга для 1 класса объединяет
история о лесной школе, а в тетради 2 класса собраны истории из учебной
жизни второклассников. Рабочая тетрадь представлена в двух вариантах.
Выполнение диагностических заданий по вариантам повысит уровень
самостоятельности учащихся. Кроме того, альтернативный вариант может
использоваться при повторном проведении диагностических заданий в
индивидуальной форме с теми учащимися, которые не справились с ними в
ситуации предъявления (выполнения) в классе во время урока.
Процедура проведения мониторинга
Общие требования к проведению мониторинга одинаковы независимо от
выбранной схемы.
1. Вначале педагог дважды знакомит учащихся с рабочей тетрадью – во время
вводной части и перед первой историей.
2. Каждая история, содержащая введение, образец, задания А, Б и В,
выполняется полностью от начала и до конца. Дробить историю на части и
переносить выполнение на другой день нельзя.
3. Дополнительное задание выполняется по желанию ребенка и не
учитывается при обработке результатов. Прежде всего, это задание адресовано
учащимся, которые справились с работой раньше всех, и у них есть время и
желание, чтобы выполнить его.
4. Мониторинг не проводится в последний день учебной недели (в пятницу –
при пятидневной учебной неделе, в субботу – при шестидневной), после урока
физкультуры или активных, эмоционально насыщенных занятий.
5. На выполнение одной истории отводится до 12 минут (исключение
составляет первая история – на ее проведение отводится 15 минут).
Учителю предоставляется на выбор один из вариантов схемы проведения
диагностического этапа мониторинга.
Схема № 1
Один диагностический модуль (две истории) на одно универсальное учебное
действие предлагается детям в начале двух разных уроков в течение одного
дня. Например, 5 апреля на уроках русского языка и технологии дети
выполняют задания на синтез, т.е. истории 5 и 18. При такой схеме мониторинг
(с учетом вводной части) проходит в течение 14 дней (со вторника по четверг
каждой недели апреля).
Схема № 2
Мониторинг проводится на диагностических уроках, которые проходят 1–2
раза в неделю. За один диагностический урок дети выполняют задания
четырех историй (последовательность предъявления заданий может быть
любой). Всего

проводится 7 диагностических уроков в течение месяца (без учета вводной
части). Недостатком такой схемы является то, что педагог будет
структурировать деятельность детей во времени, так как каждое задание
начинается с фронтального обсуждения образца. Время начала каждого
последующего задания будет синхронизировано. Педагог, выбирая эту схему
проведения мониторинга, обязательно должен учесть темп деятельности детей
в классе

Работа с диагностическими заданиями
Во время проведения мониторинга рекомендуем использовать две формы
работы с материалами тетради «Учимся учиться и действовать» – фронтальное
обсуждение и индивидуальную самостоятельную работу. На первом этапе
дети наблюдают и активно обсуждают в классе материалы тетради. Эта часть
работы построена в диалоговой форме. Учитель с помощью подводящих
вопросов помогает детям сориентироваться в истории (самим разобрать и
понять образец). Далее следует второй этап – самостоятельная работа детей по
выполнению диагностических заданий. На этом этапе педагог произносит
только стимулирующие и поддерживающие реплики, не разъясняя сути
заданий А, Б, В.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Учимся учиться и действовать» на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
1-2 КЛАССЫ
По окончанию 2 класса у учащихся должны быть сформированы
следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по
длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение
результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных
объектов (цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее
и отличное)

- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном
предметном материале (почему предметы в одной
группе? Раздели на группы)
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать
возможность высказываться другим, не перебивая
ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы,
участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные
действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как
условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы),
отражающие пространственное расположение предметов или отношений
между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.
 потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками
(охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
 владение определенными вербальными и невербальными
средствами общения;
 приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально
позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости
и агрессивности)
 ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно
реагирует)
 действовать по установленным правилам
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,
товарищей.
Регулятивные универсальные учебные действия.

воспроизводить за учителем цель урока

способность принимать и сохранять учебную задачу,
поставленную учителем.

использовать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

различать способ и результат действия.
Личностные универсальные учебные действия.

 проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям
 понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить
адекватные шаги по устранению ошибки).

3-4 КЛАССЫ
По окончанию 4 класса у учащихся должны быть сформированы следующие
общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению (по
длине, ширине и т.д.)
- операция установления взаимно-однозначного соответствия (сличение
результата с образцом)
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных
объектов (цвет, форма, температура)
- умение устанавливать аналогии на предметном материале (найти общее
и отличное)
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном
предметном материале
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (давать
возможность высказываться другим, не перебивая ответы одноклассников)
- развитие познавательной инициативы (воспроизводить вопросы,
участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение адекватно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные
действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как
условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы),
отражающие
пространственное расположение предметов или отношений между
предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативный компонент универсальных учебных действий.
 потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками
(охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
 владение определенными вербальными и невербальными
средствами общения;

 приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально
позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости
и агрессивности)
 ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно
реагирует)
 действовать по установленным правилам
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя,
товарищей.
Регулятивные универсальные учебные действия.

воспроизводить за учителем цель урока

способность принимать и сохранять учебную задачу,
поставленную учителем.

использовать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

различать способ и результат действия.
Личностные универсальные учебные действия.
 проявлять учебно-познавательный интерес к занятиям
 понимать причины неуспеха в учебной деятельности (наметить
адекватные шаги по устранению ошибки).
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами занятий является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации
- сравнивать предметы, понятия
- выделять существенные признаки и закономерности предметов
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и
понятиями
- концентрировать, переключать своё внимание
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ
- самостоятельно выполнять задания
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои
ошибки
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и
способностей рассуждать
- находить несколько способов решения задач
- работать в группе
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов, учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце.
Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение
показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№

Тема занятия

1
2
3

Вводное занятие
Беседа о школе
Анкета для первоклассников по оценке
уровня школьной мотивации
Опросник мотивации
Тест на определение самооценки «Лесенка»
Развитие умения планировать
последовательность учебных действий в
соответствии c поставленной задачей
Развитие умения планировать
последовательность учебных действий в
соответствии c поставленной задачей
Развитие умения оценивать учебные
действия, применяя различные критерии
оценки
Методика «Рисование по точкам»
Развитие умения оценивать учебные
действия, применяя различные критерии
оценки
Методика «Что такое хорошо и что такое
плохо»
Анкета для первоклассников по оценке
уровня школьной мотивации
Беседа о правилах поведения в школе
Игра «Лесная школа»
Развитие умения осуществлять
логическоедействие анализ с выделением
существенных и несущественных
признаков
Развитие умения осуществлять логическое
действие анализ с выделением

4
5
6

7

8

9
10

11
12
13
14
15

16

Предметная
область

Обучение грамоте и
письму
Технология
Обучение грамоте и
письму
Математика
Технология

Технология

Обучение грамоте и
письму

17
18
19
20
21

22

23
24

25

26
27
28

29

30
31
32

существенных и несущественных
признаков
Игра «Найди отличия»
Развитие умения осуществлять логическое
действие синтез
Развитие умения осуществлять логическое
действие синтез
Проба на определение количества слов в
предложении
Развитие умения осуществлять логическое
действие сравнение по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие сравнение по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Диагностика умения выделять
существенные признаки
Развитие умения осуществлять логическое
действие классификация
по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие классификация
по заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие обобщение
Развитие умения осуществлять логическое
действие обобщение
Развитие умения устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений
Развитие умения устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений
Тест на определение самооценки «Лесенка»
Методика «Рукавички»
Итоговое занятие

2 КЛАСС

Окружающий мир

Обучение грамоте и
письму
Математика
Окружающий мир
Математика
Обучение грамоте и
письму

Обучение грамоте и
письму
Окружающий мир
Математика

Окружающий мир
Математика
Окружающий мир
Технология

№
1
2

3
4
5

6
7

8

9
10
11

Тема занятия
Вводное занятие
Развитие умения планировать
последовательность учебных действий в
соответствии с поставленной задачей
Развитие умения осуществлять контроль.
Развитие умения оценивать учебные действия,
применяя различные критерии оценки
Развитие умения осуществлять логическое
действие «анализ» с выделением существенных
и несущественных признаков
Развитие умения осуществлять логическое
действие «синтез»
Развитие умения осуществлять логическое
действие «сравнение» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие «классификация» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие «обобщение»
Развитие умения делать умозаключение по
аналогии.
Развитие умения устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений

Предметная
область
Технология,
литературное
чтение
Математика
Технология
Русский язык

Технология
Технология

Математика,
физкультура,
музыка,
русский
язык
Технология
Окружающий мир
Технология,
математика

Развитие умения составлять речевое
высказывание.
История 12. Точка зрения.
Развитие умения задавать вопросы.
Развитие умения планировать
последовательность учебных действий в
соответствии с поставленной задачей
Развитие умения осуществлять контроль.

Окружающий мир

17

Развитие умения оценивать учебные действия,
применяя различные критерии оценки

Литературное
чтение, ИЗО

18

Развитие умения осуществлять логическое
действие «анализ» с выделением существенных
и несущественных признаков.

Окружающий мир

12
13
14
15

16

Окружающий мир
Окружающий мир
Русский язык
Русский язык

Развитие умения осуществлять логическое
действие «синтез»
Развитие умения осуществлять логическое
действие «сравнение» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие «классификация» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям
Развитие умения осуществлять логическое
действие «обобщение»
Развитие умения делать умозаключение по
аналогии.
Развитие умения устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений

Русский язык

26
27

Развитие умения составлять речевое
высказывание.
История 25. Точка зрения.
Развитие умения задавать вопросы.

Литературное
чтение
Физкультура
Окружающий мир,
русский язык

28
29
30
31
32
33
34

Подготовка к мониторингу УУД
Мониторинг коммуникативных УУД
Мониторинг познавательных УУД
Мониторинг личностных УУД
Мониторинг регулятивных УУД
Обобщающее занятие
Итоговое занятие

19
20

21

22
23
24
25

Математика,
окружающий мир
Математика

Литературное
чтение
Русский язык
Окружающий мир

3 КЛАСС
№

Тема занятия

1
2

Вводное занятие
Развитие умения планировать
последовательность учебных
действий в соответствии с
поставленной задачей
Развитие умения осуществлять
контроль.
Развитие умения оценивать учебные
действия, применяя

3
4

Предметная область
Технология,
литературное чтение

Кол-во
занятий
1
3

Математика

1

Технология

2

5

6
7

8

9

10
11

12
13
14
15
16
17

различные критерии оценки
Развитие умения осуществлять
логическое действие «анализ»
с выделением существенных и
несущественных признаков
Развитие умения осуществлять
логическое действие «синтез»
Развитие умения осуществлять
логическое действие «сравнение» по
заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять
логическое действие
«классификация» по заданным и
самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять
логическое действие
«обобщение»
Развитие умения делать
умозаключение по аналогии.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
Развитие умения составлять речевое
высказывание.
Развитие умения задавать вопросы.
Подготовка к мониторингу УУД
Мониторинг коммуникативных,
познавательных УУД
Мониторинг личностных,
регулятивных УУД
Итоговое занятие
ИТОГО

Русский язык

3

Технология

2

Технология

2

Математика,
физкультура,
русский язык

4
музыка,

Технология

3

Окружающий мир

3

Технология, математика

2

Окружающий мир

2

Окружающий мир

2
1
1
1
1
34

4 КЛАСС
№
1
2

Тема занятия
Вводное занятие
Развитие умения планировать
последовательность учебных

Предметная область
Русский язык

Кол-во
занятий
1
3

3
4

5

6
7

8

9

10
11

12
13

действий в соответствии с
поставленной задачей
Развитие умения осуществлять
контроль.
Развитие умения оценивать учебные
действия, применяя
различные критерии оценки
Развитие умения осуществлять
логическое действие «анализ»
с выделением существенных и
несущественных признаков.
Развитие умения осуществлять
логическое действие «синтез»
Развитие умения осуществлять
логическое действие «сравнение» по
заданным и самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять
логическое действие
«классификация» по заданным и
самостоятельно
выбранным критериям
Развитие умения осуществлять
логическое действие
«обобщение»
Развитие умения делать
умозаключение по аналогии.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи
в изучаемом круге явлений
Развитие умения составлять речевое
высказывание.
Развитие умения задавать вопросы.

14 Подготовка к мониторингу УУД
15 Мониторинг коммуникативных,
познавательных УУД
16
17

Мониторинг личностных , регулятивных
УУД
Обобщающее занятие
ИТОГО

Русский язык
Литературное
ИЗО

1
чтение,

3

Окружающий мир

3

Русский язык

2

Математика,
окружающий мир

3

Математика

3

Литературное чтение

3

Русский язык

3

Окружающий мир

2

Литературное чтение

2

Окружающий
русский язык

1

мир,

1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Серия пособий издательского дома «Федоров» (г. Самара)
 Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и
действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий: Рабочая тетрадь. 1,2,3,4 класс.
 Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические
рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».