МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Лачихина А.В. Шевчук Ю.А. Калиенко Р.Ф. Приказ № 204 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Я - исследователь для обучающихся 1 – 4 классов г. Верхняя Салда 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов, разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования школы №2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Ценность программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной деятельности. В рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь», используются следующие образовательные технологии: уровневая дифференциация; проблемное обучение; критическое мышление; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Цель программы курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» - создание условий для развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы: формировать представление об исследовательском и проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности; обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор; формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское общение); развивать познавательные потребности и способности, креативность . Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах. СОДЕРЖАНИЕ Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных раздела: 1. Тренинг исследовательских способностей; 2. Самостоятельная исследовательская практика; 3. Мониторинг исследовательской деятельности. 1) Тренинг исследовательских способностей В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу. 2) Самостоятельная исследовательская практика Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со второй четверти. 3) Мониторинг исследовательской деятельности Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен, как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. Предложенное распределение часов следует квалифицировать как примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами. Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необходим элемент импровизации со стороны педагога. 1 КЛАСС Тренинг развития исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий - 16 часов (1-2 четверть). Тема 1-2 «Что такое исследование?» Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Тренинг развития исследовательских способностей Тема 3-4 «Методы исследования» Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, растения пришкольного парка, животные из «живого уголка» и т.п.), включая экскурсию в школьный парк, пришкольную территорию. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). Тренинг развития исследовательских способностей Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения» Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения _ практическая работа. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям» Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 8 «Учимся делать умозаключения и выводы» Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное» Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тренинг развития исследовательских способностей Тема 10 «Как делать схемы?» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». Тренинг развития исследовательских способностей Тема 11 «Как работать с книгой?» Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 12 «Что такое парадоксы?» Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». Тренинг развития исследовательских способностей Тема 13 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях» Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки как модели людей, техники и др.). Тренинг развития исследовательских способностей Тема 14-15 «Как планировать исследования и проекты» Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Тренинг развития исследовательских способностей Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах исследования» Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. Самостоятельная исследовательская практика (Общий объем занятий 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа). Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований» Самостоятельные исследования (выбор темы, составление плана исследования, сбор материала, обобщение полученных данных, доклад) Самостоятельная исследовательская практика Тема 3 «Экспресс-исследование» Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. Самостоятельная исследовательская практика Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования» С краткими сообщениями выступают только желающие. Самостоятельная исследовательская практика Тема 6 «Экскурсия-исследование» Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его. Самостоятельная исследовательская практика Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам экскурсии». Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы. Самостоятельная исследовательская практика Тема 9 «Коллективная игра-исследование» Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную. Самостоятельная исследовательская практика Тема 10 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал. Самостоятельная исследовательская практика Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях» Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы. Мониторинг исследовательской деятельности (Общий объем - 6 часов: 4 четверть). Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований» Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам собственных исследований» Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам. 2 КЛАСС Тренинг исследовательских способностей. Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать около 3-х часов. Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях. Первый цикл (первая четверть – 9 часов) Тренинг исследовательских способностей Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь» Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. Тренинг исследовательских способностей Тема 2 «Методы исследования» Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.). Тренинг исследовательских способностей Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности. Тренинг исследовательских способностей Тема 4 «Эксперимент - познание в действии» Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). Тренинг исследовательских способностей Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи» Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Тренинг исследовательских способностей Тема 6 «Анализ и синтез» Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Тренинг исследовательских способностей Тема 7 «Как давать определения понятиям» Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов. Тренинг исследовательских способностей Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». Тренинг исследовательских способностей Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование» Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Второй цикл (третья четверть – 8 часов) Тренинг исследовательских способностей Тема 1 «Основные логические операции» Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. Тренинг исследовательских способностей Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования» Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез». Тренинг исследовательских способностей Тема 3 «Искусство задавать вопросы» Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Тренинг исследовательских способностей Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное» Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом». Тренинг исследовательских способностей Тема 5 «Ассоциации и аналогии» Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий. Тренинг исследовательских способностей Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы» Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения. Тренинг исследовательских способностей Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п. Тренинг исследовательских способностей Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (2 четверть -7 часов; 3 четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа) Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. Самостоятельная исследовательская практика Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного исследования» Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы). Самостоятельная исследовательская практика Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Самостоятельная исследовательская практика Тема 5 «Коллективная игра-исследование» (по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Самостоятельная исследовательская практика Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Самостоятельная исследовательская практика Тема 8-11 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть) Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. 3 КЛАСС Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (3 четверть). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить около 4-х часов. Тренинг исследовательских способностей Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Тренинг исследовательских способностей Тема 2 «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тренинг исследовательских способностей Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы (по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы, цифровая лаборатория и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Тренинг исследовательских способностей Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». Тренинг исследовательских способностей Тема 5 «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Тренинг исследовательских способностей Тема 6 «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. Тренинг исследовательских способностей Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Тренинг исследовательских способностей Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Тренинг исследовательских способностей Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов; 4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов. Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Самостоятельная исследовательская практика Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Самостоятельная исследовательская практика Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование» Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения). Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Самостоятельная исследовательская практика Тема 9-11 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Самостоятельная исследовательская практика Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Самостоятельная исследовательская практика Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть) Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2 часа. Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. 4 КЛАСС Тренинг исследовательских способностей. Общий объем занятий - 10 часов аудиторных занятий – 3 четверть. Тема 1 «Культура мышления» Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. Тренинг исследовательских способностей Тема 2 «Методы исследования» Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тренинг исследовательских способностей Тема 3 «Научная теория» Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы». Тренинг исследовательских способностей Тема 4 «Научное прогнозирование» Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. Тренинг исследовательских способностей Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов. Тренинг исследовательских способностей Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы». Тренинг исследовательских способностей Тема 7 «Ассоциации и аналогии» Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. Тренинг исследовательских способностей Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. Тренинг исследовательских способностей Тема 9 «Умение выявлять проблемы» Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. Тренинг исследовательских способностей Тема 10 «Как подготовиться к защите» Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов). Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу (темы 2-14). Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Самостоятельная исследовательская практика Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Самостоятельная исследовательская практика Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Самостоятельная исследовательская практика Тема 15-16 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем - 8 часов (4 четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу. Тема 1-4 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учащихся основного общего образования» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Мониторинг исследовательской деятельности Тема 7-8 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Учащийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Учащийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Учащийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - работать в паре, группе; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Учащийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Раздел программы//Название темы № п/п 1-2 3-4 Тренинг развития исследовательских способностей 1 четверть Что такое исследование? Методы исследования. Кол-во часов 16 часов 9 часов 2 2 5 Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? 1 6 7 Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. Учимся делать умозаключения и выводы. Как задавать вопросы. Учимся выделять главное и второстепенное. 2 четверть Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы? Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Как планировать исследования и проекты? Как сделать сообщение о результатах исследования. Самостоятельная исследовательская практика 3 четверть Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Экспресс-исследование. Мини-конференция по итогам экспресс-исследования. Экскурсия-исследование. Мини-конференция по итогам экскурсии. Коллективная игра-исследование 4 четверть Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование. Сообщения о собранных коллекциях. Мониторинг исследовательской деятельности Мини-конференция по итогам экспресс-исследований. Мини-конференция по итогам собственных исследований. 1 1 8 9 10 11 12 13 14-15 16 17-18 19 20-21 22 23-24 25 26 27 28-29 30-31 1 1 7 часов 1 1 1 1 2 1 11 часов 9 часов 2 1 2 1 2 1 8 часов 1 1 6 часов 2 2 32-33 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся 2-4 классов. 2 2 КЛАСС Раздел программы// Название темы № п/п Кол-во часов 17 часов 9 часов 1 1 1 1 2 3 Тренинг развития исследовательских способностей 1 четверть Научные исследования и наша жизнь. Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. 4 5 Эксперимент – познание в действии. Гипотезы и провокационные идеи. 1 1 6 7 8 Анализ и синтез. Как давать определения понятиям. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. 1 1 1 9 Наблюдение и экспериментирование. 1 10-11 12-13 14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 Самостоятельная исследовательская деятельность 9 часов 2 четверть Как выбрать тему собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Тренинг развития исследовательских способностей 7 часов 2 2 3 четверть Основные логические операции. Гипотезы и способы конструирования. Искусство задавать вопросы. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Ассоциации и аналогии. Суждения, умозаключения, выводы. Искусство делать сообщения. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Самостоятельная исследовательская деятельность Семинар. 1 2 продолжени е (8 ч) 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 продолжени е (4 ч) 2 4 четверть 27-28 29-30 31-32 33-34 Семинар. Мониторинг исследовательской деятельности Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Подготовка собственных работ к защите (индивидуальная работа). Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. 8 часов 2 6 часов 2 2 2 3 КЛАСС Раздел программы// Название темы № п/п 1 2-6 7-8 9 Самостоятельная исследовательская деятельность 1 четверть Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Семинар. 2 четверть 10-11 12-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 Семинар. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Тренинг развития исследовательских способностей 3 четверть Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Интуиция и создание гипотез. Правильное мышление и логика. Искусство делать сообщения. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Семинар «Как подготовиться к защите». Самостоятельная исследовательская деятельность 4 четверть Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Мониторинг исследовательской деятельности Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. Подготовка собственных работ к защите. Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов. Кол-во часов 16 часов 9 часов 1 5 2 1 7 часов 2 5 10 часов 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 продолжени е (2 ч) 8 часов 2 6 часов 2 2 2 4 КЛАСС Раздел программы// Название темы № п/п Самостоятельная исследовательская практика Кол-во часов 16 часов 1 2-6 7-9 10-14 15-16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-30 31-32 33-34 1 четверть Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Самостоятельная исследовательская практика 2 четверть Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Семинар. 9 часов 1 5 3 продолжени е (7 ч) 7 часов 5 2 Тренинг развития исследовательских способностей 10 часов 3 четверть 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 часов Культура мышления. Методы исследования. Научная теория. Научное прогнозирование. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Ассоциации и аналогии. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Умение выявлять проблемы. Как подготовиться к защите. Мониторинг исследовательской деятельности 4 четверть Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей. Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учащихся основного общего образования. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. 8 часов 4 2 2