РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Я - исследователь" для обучающихся 1 – 4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Лачихина А.В.

Шевчук Ю.А.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 204 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Я - исследователь
для обучающихся 1 – 4 классов

г. Верхняя Салда
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» для учащихся 1-4
классов, разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО,
требованиями Основной образовательной программы начального общего
образования школы №2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Исследовательская деятельность является средством освоения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие
умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и
определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности. Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Ценность программы курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» заключается в том, что учащиеся получают возможность
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр
требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и
их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с
семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и
взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный
жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (далее - ФГОС НОО) требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы
проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего
образования. Современные программы начального образования включают
проектную деятельность в содержание учебных курсов и внеурочной
деятельности.
В рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь», используются следующие образовательные технологии:









уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
критическое мышление;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность,
доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный
подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и
успех.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель программы курса внеурочной деятельности «Я –
исследователь» - создание условий для развития интеллектуально
творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его
исследовательских способностей в процесс саморазвития; создание условий
для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
 формировать представление об исследовательском и проектном
обучении как ведущем способе учебной деятельности;
 обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
 формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска, работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
 формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор;
 формировать коммуникативные навыки учащихся (партнерское
общение);
 развивать познавательные потребности и способности, креативность .
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»
рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса внеурочной деятельности учебно-исследовательской
деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных
раздела:
1. Тренинг исследовательских способностей;
2. Самостоятельная исследовательская практика;
3. Мониторинг исследовательской деятельности.
1) Тренинг исследовательских способностей
В ходе тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
 видеть проблемы;
 ставить вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 проводить эксперименты;
 делать умозаключения и выводы;
 структурировать материал;
 готовить тексты собственных докладов;
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Изучение данного учебного материала осуществляется по принципу
«концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные
блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя
первый круг в первой - третьей четвертях первого класса, учащиеся вернутся
к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах. Естественно, что при
сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к
классу.
2) Самостоятельная исследовательская практика
Основное
содержание
работы
проведение
учащимися
самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот
раздел выступает в качестве основного, центрального. Занятия выстроены
так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского
поиска постепенно возрастает. Исследовательская практика начинается со
второй четверти.
3) Мониторинг исследовательской деятельности
Этот раздел программы меньше других по объему, но он также важен,
как и два предыдущих. Мониторинг включает мероприятия, необходимые
для управления процессом решения задач исследовательского обучения
(мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих

проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны
другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику
презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями
аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Предложенное распределение часов следует квалифицировать как
примерное. Часы поделены между тремя вышеназванными разделами.
Коррективы могут потребоваться, и внесены в зависимости от уровня
развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик,
которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению
необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже
необходим элемент импровизации со стороны педагога.
1 КЛАСС
Тренинг развития исследовательских способностей. Общий объем
тренинговых занятий - 16 часов (1-2 четверть).
Тема 1-2 «Что такое исследование?»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских
представлений о том, что они понимают под словом «исследование».
Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою
способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как люди используют результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 3-4 «Методы исследования»
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с
основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно,
спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в
ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения,
растения пришкольного парка, животные из «живого уголка» и т.п.), включая
экскурсию в школьный парк, пришкольную территорию.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 5 «Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?»
Знакомство с наблюдением как методом исследования.
Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и
тренировку наблюдательности.
Самый главный способ получения научной информации.

Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и
др.).
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 6 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать
суждения»
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная
идея и чем она отличается от гипотезы?
Практические задания на продуцирование гипотез.
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные
суждения _ практическая работа.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 7 «Как правильно классифицировать. Что такое определения?
Как давать определения понятиям»
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические
задания на классифицирование предметов по разным основаниям.
Неправильные классификации поиск ошибок.
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования.
Загадки как определения понятий.
Практические задания с использованием приемов, сходных с определением
понятий.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 8 «Учимся делать умозаключения и выводы»
Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать
умозаключения - практические задания.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 9 «Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и
второстепенное»
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке
вопросов? Как правильно задавать вопросы?
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Знакомство с «матрицей по оценке идей».
Практическая работа - выявление логической структуры текста.
Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 10 «Как делать схемы?»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п.
Практические задания по созданию схем объектов.
Практическое задание «Пиктограммы».

Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 11 «Как работать с книгой?»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными?
Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать
читать научные книги?
Практическая работа по структурированию текстов.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 12 «Что такое парадоксы?»
Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми
знаменитыми и доступными парадоксами.
Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных
явлений».
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 13 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»
Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению
мысленных экспериментов. Что такое модель?
Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях.
Практическое задание по экспериментированию с моделями
(игрушки как модели людей, техники и др.).
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 14-15 «Как планировать исследования и проекты»
Чем исследование отличается от проекта?
Практическое задание по проектированию и представлению итогов.
Практическое
задание
по
составлению
планов
проведения
исследовательской работы и разработки проекта.
Тренинг развития исследовательских способностей
Тема 16 «Как сделать сообщение о результатах исследования»
Что такое доклад? Как составлять план своего доклада?
Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на
сравнения и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика (Общий объем занятий 11 часов: 3 четверть - 9 часов, 4 четверть – 2 часа).
Тема 1-2 «Тренировочное занятие по методике проведения
самостоятельных исследований»
Самостоятельные исследования (выбор темы, составление плана
исследования, сбор материала, обобщение полученных данных, доклад)
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 3 «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией
класс делится на группы по два-три человека.
Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование.
По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится
мини-конференция.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 4-5 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследования»
С краткими сообщениями выступают только желающие.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6 «Экскурсия-исследование»
Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика
экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс
также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно
выбрать тему исследования
и провести его.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-8 «Мини-конференция по итогам экскурсии».
Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии,
проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и
ответы на вопросы.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 9 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в
методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или
разработать собственную.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 10 «Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили
в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе
специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о
своих результатах.
Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 11 «Сообщения о собранных коллекциях»
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими
собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние
каникулы.

Мониторинг исследовательской деятельности (Общий объем - 6 часов: 4
четверть).
Тема 1-2 «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных
изысканий,
сделанных
в
результате
экспресс-исследований.
Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об
услышанном.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных
исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и
«Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и
высказывают свое мнение об услышанном.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся вторых-четвертых классов»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.
2 КЛАСС
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем тренинговых
занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю
самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать около 3-х часов.
Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому
каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс
знаний, умений и навыков,
отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл (первая четверть – 9 часов)
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и
исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и
какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение
вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о
возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных
научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами
исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека,
понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство
с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические задания на развитие наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью
экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными
объектами (вода, бумага и др.).
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем
отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез.
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать
обобщения».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий.
Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая
работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Второй цикл (третья четверть – 8 часов)
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям,
проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать
умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как
подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать
вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы
глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство
с «матрицей по оценке идей».
Практическая работа «Выявление логической структуры текста».
Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».
Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие
ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в
науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание
аналогий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и
выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и
делать умозаключения.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по
заданному алгоритму» и т.п.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской
работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно
делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п.
Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (2 четверть -7 часов; 3
четверть – 2 часа; 4 четверть – 2 часа)
Общий объем занятий - 11 часов. Занятия проводятся периодически, в
течение учебного года.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1-2 «Как выбрать тему собственного исследования»
Виды тем для проектной или исследовательской деятельности. Коллективное
обсуждение
задачи
выбора
темы
собственного
исследования.
Индивидуальная работа с учащимися (по методике правила выбора темы).
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 3-4 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 5 «Коллективная игра-исследование»
(по методике проведения игр-исследований). Предлагается выбрать любой из
описанных или разработать собственный сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 6-7 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента
их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 8-11 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на
защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту,
где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по
2 часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах,
вопросы авторам.
3 КЛАСС
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем аудиторных
занятий в школе - 10 часов (3 четверть).
Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу
должны составить около 4-х часов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование.
Практические
задания
по
развитию
умений
наблюдать
и
экспериментировать.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать
самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести
эксперимент и др.). Практические задания - использование методов

исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с
помощью новейших информационных технологий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные
методом наблюдения».
Работа с приборами, созданными для наблюдения и исследования (телескопы
(по возможности), компас, шагомер, длинномер, бинокли, микроскопы,
цифровая лаборатория и др.).
Практические задания по развитию наблюдательности.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых
интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).
Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений
проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает
вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и
провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке
собственных гипотез.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать
обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.
Практические задания по структурированию текстов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на
него.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9-10 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ
полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование
полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам
на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков,
макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов;
4 четверть - 2 часа). Общий объем занятий - 18 часов.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение
планов
выбора
темы
собственного
исследования.
Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы
подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней
последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-8 «Коллективная игра-исследование»
Проведение коллективных игр-исследований (по методике их проведения).
Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный
сценарий.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 9-11 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 12-18 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента
их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика

Мониторинг исследовательской деятельности (4 четверть)
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах
других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где
учащийся//микрогруппа представляет собственную работу, отводится по 2
часа.
Тема 1-2 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 3-4 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а
также вопросы авторам.
4 КЛАСС
Тренинг исследовательских способностей. Общий объем занятий - 10
часов аудиторных занятий – 3 четверть.
Тема 1 «Культура мышления»
Практические задания «Как давать определения понятиям».
Анализ и синтез.
Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать
обобщения», «Как классифицировать».
Практические задания по структурированию текстов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 2 «Методы исследования»
Практические задания по совершенствованию владения основными
методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого
человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в
ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших
информационных технологий.
Тренинг исследовательских способностей

Тема 3 «Научная теория»
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная
беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории.
Главные особенности описательных теорий. Главные особенности
объяснительных теорий.
Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 4 «Научное прогнозирование»
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими
бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция,
построение прогнозных сценариев и др.).
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
Тренинг исследовательских способностей
Тема
5
«Совершенствование
техники
наблюдения
и
экспериментирования»
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и
эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и
экспериментов.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на
него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
Тренинг исследовательских способностей
Тема 7 «Ассоциации и аналогии»
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».
Практические задания на выявление уровня развития логического
мышления. Практические задания на ассоциативное мышление.
Практические задания на создание аналогий.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и
экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать
суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 9 «Умение выявлять проблемы»
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».

Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как
их выявляют.
Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи
исследования.
Тренинг исследовательских способностей
Тема 10 «Как подготовиться к защите»
Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных
исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение
основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста
доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение
рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика (1-2 четверти - 16 часов).
Общий объем - 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на
индивидуальную работу (темы 2-14).
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 2-6 «Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований»
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 7-14 «Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит
индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или
индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что
тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна
сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до
момента их завершения.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 15-16 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных
изысканий и провести предварительную защиту работ.
Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем - 8 часов (4
четверть), из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на

защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на
защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.
Тема 1-4 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и
творческих проектов учащихся в качестве зрителей»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных
исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание
собственных суждений.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 5-6 «Участие в качестве зрителя в защите результатов
исследований учащихся основного общего образования»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем,
графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 7-8 «Защита собственных исследовательских работ и творческих
проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех
докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а
также вопросы авторам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание
предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности
исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости
исследовательской
деятельности,
выраженного
в
преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе
учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом
пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных
задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных
исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие,
событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- работать в паре, группе;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров
при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь»
предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень
результатов (1 класс)
предполагает
приобретение
первоклассниками
новых знаний, опыта
решения
проектных
задач по различным
направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной
деятельности, умении
поэтапно
решать
проектные задачи.

Второй уровень
результатов (2-3 класс)
предполагает
позитивное отношение
детей
к
базовым
ценностям общества, в
частности
к
образованию
и
самообразованию.
Результат проявляется в
активном
использовании
школьниками
метода
проектов,
самостоятельном
выборе тем (подтем)
проекта, приобретении
опыта
самостоятельного
поиска,
систематизации
и
оформлении
интересующей
информации.

Третий уровень
результатов (4 класс)
предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального
опыта.
Проявляется в участии
школьников
в
реализации социальных
проектов
по
самостоятельно
выбранному
направлению.
Итоги
реализации
программы могут быть
представлены
через
презентации проектов,
участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям,
выставки,
конференции,
фестивали,
чемпионаты.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Раздел программы//Название темы
№ п/п

1-2
3-4

Тренинг развития исследовательских способностей
1 четверть
Что такое исследование?
Методы исследования.

Кол-во
часов
16 часов
9 часов
2
2

5

Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

1

6
7

Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.
Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как
давать определения понятиям.
Учимся делать умозаключения и выводы.
Как задавать вопросы. Учимся выделять главное и
второстепенное.
2 четверть
Как делать схемы?
Как работать с книгой?
Что такое парадоксы?
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Как планировать исследования и проекты?
Как сделать сообщение о результатах исследования.
Самостоятельная исследовательская практика
3 четверть
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных
исследований.
Экспресс-исследование.
Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.
Экскурсия-исследование.
Мини-конференция по итогам экскурсии.
Коллективная игра-исследование
4 четверть
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».
Коллекционирование.
Сообщения о собранных коллекциях.
Мониторинг исследовательской деятельности
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.
Мини-конференция по итогам собственных исследований.

1
1

8
9

10
11
12
13
14-15
16

17-18
19
20-21
22
23-24
25
26
27
28-29
30-31

1
1
7 часов
1
1
1
1
2
1
11 часов
9 часов
2
1
2
1
2
1
8 часов
1
1
6 часов
2
2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих
проектов учащихся 2-4 классов.

2

2 КЛАСС
Раздел программы// Название темы
№ п/п

Кол-во
часов
17 часов
9 часов
1
1
1

1
2
3

Тренинг развития исследовательских способностей
1 четверть
Научные исследования и наша жизнь.
Методы исследования.
Наблюдение и наблюдательность.

4
5

Эксперимент – познание в действии.
Гипотезы и провокационные идеи.

1
1

6
7
8

Анализ и синтез.
Как давать определения понятиям.
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов.

1
1
1

9

Наблюдение и экспериментирование.

1

10-11
12-13
14
15-16

17
18
19
20
21
22
23
24

25-26

Самостоятельная исследовательская деятельность

9 часов

2 четверть
Как выбрать тему собственного исследования.
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Коллективная игра-исследование.
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Тренинг развития исследовательских способностей

7 часов
2
2

3 четверть
Основные логические операции.
Гипотезы и способы конструирования.
Искусство задавать вопросы.
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Ассоциации и аналогии.
Суждения, умозаключения, выводы.
Искусство делать сообщения.
Как подготовиться к защите собственной исследовательской
работы.
Самостоятельная исследовательская деятельность

Семинар.

1
2
продолжени
е
(8 ч)
10 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
продолжени
е
(4 ч)
2

4 четверть
27-28
29-30
31-32
33-34

Семинар.
Мониторинг исследовательской деятельности
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов
учащихся.
Подготовка собственных работ к защите (индивидуальная работа).
Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов.

8 часов
2
6 часов
2
2
2

3 КЛАСС
Раздел программы// Название темы
№ п/п

1
2-6
7-8
9

Самостоятельная исследовательская деятельность
1 четверть
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Коллективная игра-исследование.
Семинар.
2 четверть

10-11
12-16

17
18
19
20
21
22
23
24
25-26

27-28

29-30
31-32
33-34

Семинар.
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Тренинг развития исследовательских способностей
3 четверть
Наблюдение и экспериментирование.
Методы исследования.
Наблюдение и наблюдательность.
Совершенствование техники экспериментирования.
Интуиция и создание гипотез.
Правильное мышление и логика.
Искусство делать сообщения.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Семинар «Как подготовиться к защите».
Самостоятельная исследовательская деятельность

4 четверть
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Мониторинг исследовательской деятельности
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов
учащихся.
Подготовка собственных работ к защите.
Собственная защита исследовательских работ и творческих
проектов.

Кол-во
часов
16 часов
9 часов
1
5
2
1
7 часов
2
5
10 часов
10 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
продолжени
е
(2 ч)
8 часов
2
6 часов
2
2
2

4 КЛАСС
Раздел программы// Название темы
№ п/п
Самостоятельная исследовательская практика

Кол-во
часов
16 часов

1
2-6
7-9

10-14
15-16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27-30
31-32
33-34

1 четверть
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований.
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Самостоятельная исследовательская практика

2 четверть
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований.
Семинар.

9 часов
1
5
3
продолжени
е
(7 ч)
7 часов
5
2

Тренинг развития исследовательских способностей

10 часов

3 четверть

10 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 часов

Культура мышления.
Методы исследования.
Научная теория.
Научное прогнозирование.
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.
Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Ассоциации и аналогии.
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов.
Умение выявлять проблемы.
Как подготовиться к защите.
Мониторинг исследовательской деятельности
4 четверть
Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих
проектов учащихся в качестве зрителей.
Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований
учащихся основного общего образования.
Защита собственных исследовательских работ и творческих
проектов.

8 часов
4
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».