Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР - вариант 7.2) Школы № 2 на 2024-2025 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф.,
o=Школа №2,
email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.09.02 14:00:12
+05'00'

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от 30.08.2024 г.
№ 213

Учебный план
начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития
(ЗПР - вариант 7.2)

Школы № 2
на 2024-2025 учебный год

2024

Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением физики, математики,
русского языка и литературы» (УП НОО (ОВЗ)) на 2024 – 2025 учебный год составлен в
соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №
373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г,
регистрационный № 15785 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22
сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012г. № 1060, 29 декабря 2014 г. № 1643, 18 мая 2015г.
№ 507, 31 декабря 2015г. № 1576);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 г. № 31 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки РФ, касающиеся ФГОС
начального общего образования и основного общего образования»
 СанПиН, п.2.4.3648 -20 – «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
(далее СП 2.4.3648-20);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего
образования, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05. 2020 г. N 254;
 Письмо Министерства образования и науки России от 9 октября 2017г. NoТС-945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»,
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно
– нравственной культуры народов России»»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2015 г. №
08-1189 «О направлении Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного
мировоззрения у школьников и студентов»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 07.12.2010 года № 01-01-05/7250 «О введении третьего часа физической культуры»;
 Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 17.05.2016г. № 02-01-81/4176 «О разработке и внедрении образовательных программ»;
 Устав Школы № 2;
 Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся 1- 11 классов;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО Школы № 2.
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2) является основным организационным механизмом реализации

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования,
обеспечивающим достижение обучающимися 1- 4 классов планируемых результатов освоения
АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ОВЗ).
УП НОО (ОВЗ) на конкретный учебный год утверждается приказом директора школы как
приложение к АООП НОО.
Вариант 7.2. характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР
полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и
(или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и
формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного
общего образования.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.
Согласно ФГОС НОО (ОВЗ) срок освоения АООП НОО для обучающихся ЗПР
в Школе № 2 составляет 5 лет за счет введения дополнительного класса (второй год обучения).
Реализация учебного плана для обучающихся с задержкой психического развития
осуществляется в очной форме в классах наполняемостью до 12 человек и только в первую
смену.
Продолжительность учебного года: 1 – 1 (дополнительный) класс - 33 учебные недели;
2- 4 классы – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 7 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для всех обучающихся в
1 классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебной недели для обучающихся с задержкой психического
развития – 5 дней. Величина недельной образовательной нагрузки равномерно распределяется в
течение учебной недели и составляет:
1 классы – 21 час
2 – 4 классы – 23 часа.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не
допускается. Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2- 4 классов – не более 5 уроков и один день в неделю – не более 6
уроков, за счет урока физической культуры.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. В первых классах
в первом полугодии уроки проводятся в «ступенчатом» режиме обучения (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены - 20 минут.
Содержание образования для обучающихся с ЗПР ориентировано на преодоление
задержки психического развития, развитие высших психических функций, формирование
целенаправленной учебной деятельности, позитивной мотивации и развитие всех сторон
личности и реализуется за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебно – методический комплект, используемый при обучении обучающихся в Школе
№ 2 - «Школа России».
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает
содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
начального общего образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся
к
продолжению образования на
последующих
уровняхосновного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский
язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный
язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир),
искусство, технология, физическая культура.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание
образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть, внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: работа с текстом и др.);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.).
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в Школе № 2.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю,
из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных
особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
Коррекционно – развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Выбор коррекционно – развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание, самостоятельно определяется Школой № 2, исходя из психофизических
особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе
рекомендаций ТПМПК. Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная
работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности. Часы, отведенные на
внеурочную деятельность, могут быть использованы для проведения исследовательской
деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований и т.д.
Модель организации внеурочной деятельности Школы № 2– оптимизационная, в ее
реализации принимают участие все педагогические работники учреждения. Координирующую

роль выполняют заместитель директора и педагоги, ответственные за реализацию мероприятий
по направлениям внеурочной деятельности.
Конструирование оптимизационной модели
внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо
выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и
материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной
программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности
в максимальной степени учитываются интересы и потребности4 детей, поддерживаются
процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются
условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения,
самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб
своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для
удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного
года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности
может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных
мероприятий содержится в плане внеурочной деятельности.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у обучающихся потребности в достижении
успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми,
но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации обучающимися своих
потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной
жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в
рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:

расширение общекультурного кругозора обучающихся;

формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более
успешного освоения его содержания;

включение обучающихся в личностно значимые творческие виды деятельности;

формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

развитие социальной активности и желания реального участия в общественно
значимых делах;

создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого
общения;

усвоение обучающимися основных ценностных ориентиров, таких как
гражданская идентичность; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе и ценностей
человеческой жизни, семейные ценности; патриотизм, основанный на принципах гражданской
ответственности и диалога культур.
Организация, содержание и направленность внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на
принципах деятельностного подхода, организуется после уроков и проводится в зависимости от
направления деятельности: на спортивных площадках и в спортзалах, кабинете информатики,
библиотеке, мастерских кабинета технологии, пришкольном участке, рекреациях,
оборудованных средствами ИКТ и др.. При организации внеурочной деятельности
обучающихся могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций. Кадровое и методическое обеспечение соответствует

требованиям учебного плана. Занятия проводятся в формах, отличных от классно-урочной, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Внеурочная деятельность организована с учетом социокультурных особенностей,
общешкольных традиций, интересов обучающихся. Содержание занятий, предусмотренных в
рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и реализуется, в том числе через такие формы
организации как экскурсии, походы, посещение театров и музеев, круглые столы, конференции,
диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики,
образовательные игры, общешкольные праздники и пр..
Внеурочная деятельность может быть организована по видам: игровая, познавательная,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение,
художественное
творчество,
социальное
творчество
(социальная
преобразующая
добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная)
деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Режим и планирование организации внеурочной деятельности
Режим организации внеурочной деятельности регулируется Планом мероприятий
внеурочной деятельности. План обеспечивает широту развития личности обучающихся,
учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки
обучающихся. План составлен в соответствии с направлениями развития личности, с целью
дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности
обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям
обучения школьников и сохранения их здоровья.
Организация промежуточной аттестации:
В начальной школе промежуточная аттестация проводится по учебным предметам,
дисциплинам по итогам учебного года на основании результатов четвертных (полугодовых)
этапов промежуточной аттестации, осуществляемых по итогам учебных периодов (учебных
четвертей).
Четвертные этапы промежуточной аттестации (далее – четвертная аттестация)
обучающихся 1- 4-х классов проводятся по итогам учебной четверти по учебным предметам.
Четвертная (полугодовая) аттестация обучающихся 1- 4-х классов строится на основе сочетания
результатов текущего контроля успеваемости и результатов выполнения итоговых работ.
Информация о проведении промежуточной и итоговой аттестации (перечень учебных
предметов, форма, сроки проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных
представителей) не позднее, чем за месяц до начала промежуточной и итоговой аттестации.
По завершению уровня начального общего образования Территориальная психолого –
медико – педагогическая комиссия дает рекомендации о продолжении или изменении
образовательного маршрута на основании освоения или не освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
обучающегося.

Недельный учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Классы
Количество часов
Предметные
в неделю
1
области
Учебные предметы
1
1
2
3
4

Всего

Обязательная часть
Русский язык

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение
Родной (русский)
язык
Литературное чтение
на родном (русском)
языке

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

-

-

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики









1

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Русский язык
(Работа с текстом)
Математика
(Решение текстовых задач)
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность
(включая коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционный курс «Логопедические
занятия»
Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия»

21

21

21

21

21

105

-

-

2

2

2

6

-

-

1

1

1

3

-

-

1

1

1

3

21

21

23

23

23

111

8

8

8

8

8

40

5

5

5

5

5

25

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

Русский язык и
литературное чтение
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики

-

Коррекционный курс «Развитие познавательной
деятельности»
Курсы внеурочной деятельности
Всего

1

1

1

1

1

5

3
29

3
29

3
31

3
31

3
31

15
151

Годовой учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Классы
Предметные
области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Родной (русский) язык
Родной язык и
Литературное чтение
литературное чтение на
на родном
родном языке
(русском)языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики

1

Количество часов
в год
1
2
3
доп.

4

Всег
о

165
132
-

165
136

170
136

136
136

136
102

772
642

-

-

-

34

34

68

Математика

132

132

136

136

136

672

Окружающий мир

66

66

68

68

68

336







-

34

34

33

33

34

34

34

168

Иностранный язык

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка

Искусство

Изобразительное
искусство

33

33

34

34

34

168

Технология

Труд (технология)

33

33

34

34

34

168

Физическая культура

Физическая культура

99

99

102

102

102

504

693

693

714

714

714

3528

-

-

68

68

68

204

693

693

782

782

782

3732

264

264

272

272

272

1344

165

165

170

170

170

840

66

66

68

68

68

336

66

66

68

68

68

336

33

33

34

34

34

168

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
Коррекционный курс
«Логопедические занятия»
Коррекционный курс
«Психокоррекционные занятия»
Коррекционный курс

«Развитие познавательной деятельности»
Курсы внеурочной деятельности
Всего

99

99

957

957

102
105
4

102
105
4

102

504

1054

5076


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».