Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Край, в котором ты живешь»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2,
email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя Салда,
ул. Энгельса,дом 87, корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:58:11 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Край, в котором ты живешь»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 11-12 лет

Составитель:
Шамгулова В.П.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа (далее ДООП) «Край, в котором ты живешь» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
1.1

Направленность

ДООП «Край, в котором ты живешь» имеет социально-гуманитарную
направленность и может реализовываться в 5 классе.
1.2. Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Край, в котором ты живешь» разработана на основе
следующих документов:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н

Профессиональный

6.

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Постановление Главного государственного санитарного врача

7.

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

8.

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования

9.

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
1.3. Отличительные особенности программы
Деятельность школьников в рамках занятий по данной программе
организуется преимущественно по общекультурному направлению.
Настоящая программа создает условия для культурного, социального и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему

раскрытию

индивидуальных

способностей

ребенка,

которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к
различным

видам

деятельности,

желанию

активно

участвовать

в

продуктивной,

одобряемой

обществом

деятельности,

умению

самостоятельно организовать своё свободное время.
1.4

Адресат программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована для учащихся 5
классов в возрасте 11-12 лет. Учащиеся этого возраста способны на высоком
уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного
искусства.
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных данных и при наличии сертификата дополнительного
образования.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек.
1.5. Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
1.6. Объём и срок освоения программы:
Объём программы - 68 часов
Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.7. Особенности организации образовательного процесса
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с
учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном
творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного творчества.
Теоретический

материал

при

реализации

программы

небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;

подается

- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять
рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение
не превышало 30 минут;
- работу по созданию глобальных творческих проектов следует
начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного
под возраст младших школьников.
1.8. Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная,
индивидуально

–

групповая.

1.9. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс,
экскурсии.
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется
методом наблюдения и собеседования.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой
родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы,
истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
2.2 Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения города Верхняя Салда; с
памятниками

и

архитектурными

зданиями

города;

с

именами

и

деятельностью знаменитых людей;
- расширить представления о природных особенностях края;
-

познакомить

с

начальными

формами

исследовательской

деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- формировать навыки подготовки к публичному представлению
результатов краеведческого исследования;

Развивающие:
- развитие стремления знать как можно больше о родном крае,
стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- Развивать творческие и коммуникативные умения и навыки;
Воспитательные:
- создать условия для успешной социализации и развития гражданских
качеств личности младшего школьника;
- воспитание чувства патриотизма и уважения к историческому
наследию родного края средствами краеведческой деятельности;
- воспитание активной гражданской позиции у обучающихся.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Результаты

Формируемые умения

Средства
формирования

личностные

 формировании у детей мотивации к
обучению, о помощи им в самоорганизации
и саморазвитии.
 развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Метапредметные результаты
• учитывать выделенные руководителем
кружка ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с ним
• планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем
плане
•осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;

организация на занятии
работа в группе, работа
в паре

регулятивные

познавательные

 умения учиться: навыкам решения
творческих задач и навыкам поиска, анализа
и интерпретации информации.
 добывать необходимые знания и с их

•в сотрудничестве с
РУКОВОДИТЕЛЕМ
КРУЖКА ставить
новые учебные задачи;
•преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
•проявлять
познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве

осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием

коммуникативные

помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения
художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из
текстов разных видов;
 осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;

Учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с
усилиями других.
• формулировать собственное мнение и
позицию;
• договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
•допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве

Предметные результаты
В результате освоения программы КРУЖКА
следующие предметные умения,
соответствующие требованиям

ресурсов библиотек и
Интернета

 учитывать разные
мнения и интересы и
обосновывать
собственную позицию;
 понимать
относительность
мнений и подходов к
решению проблемы;
 аргументировать
свою позицию и
координировать ее с
позициями партнеров в
сотрудничестве при
выработке общего
решения в совместной
деятельности;
 продуктивно
разрешать конфликты
на основе учета
интересов и позиций
всех его участников;
 с учетом целей
коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру
необходимую информацию как
ориентир для
построения действия

федерального государственного
образовательного стандарта общего
образования:
— осознавать значимость краеведения для
личного развития;
— формировать потребность в
систематическом поиске краеведческого
материала;
— уметь самостоятельно выбирать
интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками
для понимания и получения дополнительной
информации.
✒Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, энциклопедией,
пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым
понятием;
— уметь работать в парах и группах,
участвовать в проектной деятельности,
экскурсиях;
— уметь определять свою роль в общей
работе и оценивать свои результаты.
⁖ Познавательные учебные умения:
— прогнозировать результаты поиска;
— отбирать нужные термины для
проведения экскурсий, написание рассказов
о втеранах войны и труда;
— ориентироваться в музее (работа с книгой
Памяти, с музейным фондом);
— составлять описание краеведческой
находкии его паспорта;
— пользоваться словарями, справочниками,
энциклопедиями.
☺ Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о собранном
краеведческом материале, выражать своё
мнение и аргументировать свою точку
зрения;
— оценивать поведение экскурсовода во
время ведения экскурсии, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение о
проведенных беседах;
— участвовать в конкурсах краеведов и
музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения
в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1 Учебно-тематический план.
Всего
часов

Мой край родной - 68 ч
1.
1.2
1.3

1.4
2.
2.1

2.2
3.

3.1

4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6

Тема. Вводное занятие.
Пешеходная экскурсия. «С чего
начинался город».
Археологические памятники на
территории района.
О чём рассказали книги. Экскурсия в
краеведческий отдел городской
библиотеки. Работа с краеведческой
литературой.
Тема. Мой край на карте Родины.
Основные краеведческие понятия:
страна, край, область, город.
Происхождение географических
названий.
Работа с фотоальбомом «По волнам
Салдинского края
Тема. Символы моей малой родины
Видеофильм. Герб города. Творческая
работа по созданию символа (герба)
своего города в любой из техник
декоративно-прикладного творчества
(пластилинография, квиллинг, оригами,
мозаика и др.).
Тема. История моей страны в
названиях улиц. Улицы родного
города города.
Экскурсия в Аллею имени 60-летия
ВЛКСМ.
Экскурсия в парк Базанова.
Экскурсия в аллею Победы и труда.
Достопримечательности родного
города.
Виртуальная экскурсия по городу
«Верхняя Салда – наша малая Родина»
Знакомство с детскими журналами с
«Азбука юного салдинца» «Мой город
–Верхняя Салда» «Липа и кедр –
уральские целители»

Теория

Практик
а

1

4
3

5
3

Входная диагностика
Практическая работа

1

1

Форма
аттестации/контрол
я

1

Практическая работа

1
1

2

1

Практическая работа

1
1
1

Практическая работа

1
1

1
1

Практическая работа

1

8

1
2

2

9
1

Практическая работа

2

2

2

2

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2

Практическая работа

1

Практическая работа

1

1

1

2

1

Проект индивидуальный с Ивановым
Сашей. Создание мультфильма «Улица
Ленина»
Тема. Екатеринбург – столица края.
Виртуальная экскурсия по
Екатеринбургу.

4.7
5.
5.1

Практическая работа

2
1

6.1

6.2
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6

7.7
7.8
7.9

7.10

7.11

Народные праздники и народные игры.
Тема. Природа нашего края
Полезные ископаемые нашего края.
Практическая работа с коллекцией
полезных ископаемых нашего края
Исследовательская работа: Народные
приметы.
Прогулка по школьному двору: В гости
к осени: учимся смотреть и видеть.
Растения в школьном дворе.
Погода в нашем крае. Наблюдения за
погодой в разное время года.
Растительный мир нашего края.
Практическая работа: рассматривание
экземпляров гербарных растений.
Лесная аптека. Лекарственные травы
нашей местности. Практическая работа
с Атласом-определителем.
Животный мир нашего края. Загадки о
животных.
Синичкин день. Изготовление и
развешивание кормушек вместе с
родителями.
Красная книга – важная книга.
Охраняемые животные и растения
нашего края.
Сельское хозяйство нашего края.
Практическая работа: рассматривание
гербарных экземпляров культурных
растений
Загадки о растениях, которые
выращивают на полях и огородах
нашего края.

Практическая работа
Практическая работа

1

Тема. Народы, живущие в нашем
крае.
Народы, живущие в нашем крае. Тайны
бабушкиного сундука. Теория: ото льна
до платья. Женский наряд – платье,
фартук, головной убор. Практика:
создать эскиз русского национального
костюма (повседневный, праздничный,
свадебный)

6.

1

1

Практическая работа. Работа с картой
Свердловской области.

5.2

1
1

4

2

2

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

12
1

12

2

2
24
1

1

1
2

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2
1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

2

Практическая работа

1

1

2

2

1

Практическая работа

1
2

Практическая работа

2

Практическая работа

2
2
1

2

1

Практическая работа

7.12

7.13
8.
8.1
8.2
8.3
8.4

8.5
8.6
9.

9.1

9.2

9.3

Водоемы нашего края. Река Салда. Реки
и озера.
Практическая работа «Исследование
названия рек, протекающих в нашем
крае».
Практическая работа. Составить
правила поведения на водоемах.
Что дает наш край стране
Тема. Наш край богат талантами
Литературное творчество
Художественное творчество
Музыкальное творчество
Земляки, прославившие родной край,
внесшие добрый вклад в историю
нашего города, о знаменитых земляках
– почетных гражданах города.
Титанчик.ru – детский сайт Корпорации
ВСМПО-АВИСМА
Народные промыслы.
Тема. Наш край в годы Великой
Отечественной войны. Я не участвую
в войне, война участвует во мне.
Знакомство с книгой “Памяти”. Наши
земляки Герои Советского Союза.
Война в судьбе моей семьи
Из одного металла льют медаль за бой
медаль за труд. Наш город и район в
годы войны. Тыл фронту.
Дети войны. Знакомство с людьми,
героями-войны, жившими на
территории края.
Итого:

1

3

Практическая работа

3

2

1

Практическая работа

8
2
1
1

6
2

2

4

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1
2

2
1

Практическая работа
Практическая работа

8

1
3

2

2

Практическая работа

3

1

Практическая работа

3

1

Практическая работа

31

37

1
1

12

4

4

4
68

4.2 Содержание учебно-тематического плана.
Тема 1. Вводное занятие.
1.1 Пешеходная экскурсия. «С чего начинался город».
1.2 Археологические памятники на территории района.
1.3 О чём рассказали книги.
Теория. Работа с книгами
Практика. Экскурсия в краеведческий отдел городской библиотеки.
Работа с краеведческой литературой.
Тема 2. Мой край на карте Родины.
2.1 Основные краеведческие понятия: страна, край, область, город.
2.2 Происхождение географических названий.

2.3 Работа с фотоальбомом «По волнам Салдинского края»
Тема 3. Символы моей малой родины
3.1Видеофильм. Герб города.
Практика. Творческая работа по созданию символа (герба) своего
города

в

любой

из

техник

декоративно-прикладного

творчества

(пластилинография, квиллинг, оригами, мозаика и др.).
Тема 4. История моей страны в названиях улиц. Улицы родного
города города.
4.1 Экскурсия в Аллею имени 60-летия ВЛКСМ.
4.2 Экскурсия в парк Базанова.
4.3 Экскурсия в аллею Победы и труда.
4.4 Достопримечательности родного города.
4.5 Виртуальная экскурсия по городу «Верхняя Салда – наша малая
Родина»
4.6 Знакомство с детскими журналами с «Азбука юного салдинца»,
«Мой город –Верхняя Салда», «Липа и кедр – уральские целители»
4.7

Проект

индивидуальный

с

Ивановым

Сашей.

Создание

мультфильма «Улица Ленина»
Тема 5. Екатеринбург – столица края.
5.1 Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу.
5.2 Практическая работа.
Практика. Работа с картой Свердловской области.
Тема 6. Народы, живущие в нашем крае.
6.1 Народы, живущие в нашем крае. Тайны бабушкиного сундука.
Теория: ото льна до платья. Женский наряд – платье, фартук, головной
убор.

Практика:

создать

эскиз

русского

(повседневный, праздничный, свадебный)
6.2 Народные праздники и народные игры.
Тема 7. Природа нашего края
7.1 Полезные ископаемые нашего края.

национального

костюма

7.2 Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых нашего
края
7.3 Исследовательская работа: Народные приметы.
7.4 Прогулка по школьному двору: В гости к осени: учимся смотреть и
видеть. Растения в школьном дворе.
7.5 Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года.
7.6

Растительный

мир

нашего

края.

Практическая

работа:

рассматривание экземпляров гербарных растений.
7.7

Лесная

аптека.

Лекарственные

травы

нашей

местности.

Практическая работа с Атласом-определителем.
7.8 Животный мир нашего края. Загадки о животных.
7.9 Синичкин день. Изготовление и развешивание кормушек вместе с
родителями.
7.10 Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения
нашего края.
7.11 Сельское хозяйство нашего края.
Практическая работа: рассматривание гербарных

экземпляров

культурных растений
Загадки о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего
края.
7.12 Водоемы нашего края. Река Салда. Реки и озера.
Практическая работа «Исследование названия рек, протекающих в
нашем крае».
Практическая работа. Составить правила поведения на водоемах.
7.13 Что дает наш край стране
Тема 8. Наш край богат талантами
8.1 Литературное творчество
8.2 Художественное творчество
8.3 Музыкальное творчество

8.4 Земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в
историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах
города.
8.5 Титанчик.ru – детский сайт Корпорации ВСМПО-АВИСМА
8.6 Народные промыслы.
Тема 9. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Я не
участвую в войне, война участвует во мне.
9.1 Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского
Союза. Война в судьбе моей семьи
9.2 Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. Наш город и
район в годы войны. Тыл фронту.
9.3 Дети войны. Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на
территории края.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
2
68
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября 2024
г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8 января
2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта 2025
года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

5.2 Условия реализации программы.
Кадровое

обеспечение.

педагогу необходимо

хорошо

Для

успешной

изучить

реализации

методику и

программы

дополнительную

литературу по истории родного края. Программа разработана для реализации

педагогами дополнительного образования, учителями русского языка и
литературы, истории и обществознания.
Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в
программе необходимо иметь:
- магнитная доска,
- столы и стулья для учащихся и педагога,
- шкаф для хранения дидактических пособий,
- компьютер, проектор, экран, колонки;
- географические карты;
- демонстрационный материал (гербарии, карточки, наглядные пособия
по темам).
5.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки

результативности

учебных

занятий применяются

следующие виды и формы контроля.
Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

Опросы, собеседование, наблюдение

(по итогам занятий)
Тематический контроль (по итогам
завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы,
тематические

кроссворды,

филворды,

краеведческие конкурсы

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация,
выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы,
конкурсы).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется
методом наблюдения и собеседования.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

3.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
4.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
5.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
6.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
7.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
9.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
11.

Литература Урала. Книга для чтения в начальных классах

12.

Екатеринбург:

Издательство

Уральского

университета,

издательство Дом Учителя, 1997 г.
13.

Край

родной/

Сост.

Никулина

М.П.-Свердловск:

Средне-

Уральское книжное издательство, 1979 г.
14.

Предания и легенды Урала/Сост. Кругляшова В. П.-Свердловск:

Средне- Уральское книжное издательство, 1991 г.
15.

Мельчаков Л.Ф., Чудинов В.Г. Родной край.- Средне-Уральское

книжное издательство, 1971 г.
16.

Летопись Уральских деревень. Человек пришел на Урал/ Сост.

Шигина А.Н.- Екатеринбург: издательство «Сократ», 1998 г.
17.

Уфимцев В.И. Знай свой край. - Свердловск: Средне-Уральское

книжное издательство, 1986 г.
18.

Рассказы об уральской истории.- Свердловск: Средне-Уральское

книжное издательство, 1990 г.
19.

Племя

мастеровых/

Сост.

Беляев

С.Е.:

УИФ

«Наука»

Екатеринбург, 1994 г.
20.

Край родной - земля Уральская. Хрестоматия - Свердловск:

Средне-Уральское книжное издательство, 1967 г.
21.

Василевская В.С. Моя родословная - Издательство Вита-Пресс.

Москва, 1999г.
22.

Рассказы

об

уральской

истории.

Сост.

Лушникова

Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990 г.

Н.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».