Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Волонтерский отряд «Фламинго».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы №
2 протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Волонтерский отряд «Фламинго»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок освоения: 1 год

Составитель:
Сазонова К.Ю.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегия модернизации содержания общего образования определят
основную конечную цель образования – как приобретение учащимся
определенного

набора

компетенций,

владение

которыми

позволит

выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и
профессии. В Концепции модернизации российского образования на период
до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное
качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям
брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
регулировать

конфликты

ненасильственным

путём,

участвовать

в

функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации
подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и
юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных
на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических
взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого
главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и
изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требовали
появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно
поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную
активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию
политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
2

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные
союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием
Нормативно-правовая

основа

программы.

Данная

программа

составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 года № 273

– ФЗ, на основе Федерального

государственного образовательного стандарта второго поколения.
Программа волонтерского движения «Фламинго» разработана с учетом
действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. №1726-р).
2. Порядок
деятельности

организации

по

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. №196).
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от

18.11.2015

№09-3242

«О

направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
4. Устав Школы № 2
5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года № 41.
Актуальность программы. Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют
новые требования как к организации самого учебно-воспитательного
процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

3

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый
день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном

приобретённом

опыте.

В общенациональной программе

развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами
воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из
задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе,
является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции,
основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни
страны и государственной деятельности.
Новизна программы. Целью развития системы профилактики
асоциального поведения и детской безнадзорности в Школе № 2 является
усиление

сопротивляемости

Важнейшей

задачей

личности

названо

негативным

формирование

у

влияниям

подростков

среды.
навыков

социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять
приобщению

к

употреблению

психоактивных

веществ,

алкоголизму,

курению в условиях давления социального окружения: умения общаться,
понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к
другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих,
противостоять внешнему давлению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских
объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из
основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно
выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности
возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой
личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
4

Волонтерское движение в Школе № 2 охватывает детей разных возрастов.
Программа волонтерства в школе предусматривает для ребят выполнение
посильной, общественно-полезной деятельности. Школьники - добровольцы
могут заниматься сбором вещей или организацией праздничных концертов
для детей сирот, пожилых людей, раздачей подарков ветеранам войны,
оказанием помощи по дому. Кроме того, волонтерское движение в школе
предполагает участие школьников в социально-значимых проектах и акциях,
например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах,
проводят среди сверстников работу (под руководством медработника) по
профилактике курения, алкоголизма, наркомании, пропаганде здорового
образа жизни.
Педагогическая целесообразность программы. Активная жизненная
позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать
и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для
успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки
волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых
занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены
применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному”
волонтеры

будут

передавать

сверстникам

информацию

на

днях

профилактики, в выступлениях в классах в ролевых и интерактивных играх.
Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и
даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и
привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет
общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут
уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские
позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

5

Цели программы:
1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности,

воспитания здорового

образа жизни.
2. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность.
3.Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных
ценностей.
4.Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, воспитания здорового образа
жизни.
5.Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность.
6. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского
движения;
Задачи программы:
1.Подготовка лидеров для работы в среде сверстников
2.Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам
своими силами вести работу, направленную на формирование здорового
образа жизни.
3.Организация досуга учащихся как одного из звеньев профилактической
работы.
Ожидаемые результаты освоения программы:
* Формирование успешной личности человека через привлечение к
волонтерской работе

подростков, что особенно ценно в условиях

ограниченности времени школьной действительности
* Формирование устойчивых установок , как у самих волонтеров, так
и у тех ребят с кем они занимаются

6

*

Развитие

навыков и совершенствование

знаний,

которые

пригодятся ребятам для взрослой жизни
Адресат программы. Настоящая программа предназначена для работы с
учащимися средней школы. Рекомендуемый возраст для обучения 12-14
лет. Количество обучающихся в группах 10-15 человек;
Срок реализации программы – 1 год.
Формы реализации программы.
Каждый месяц волонтерский отряд проводите 1 мероприятие. С целью
подготовки к нему проводятся 2 занятия по 40 минут в неделю. Итого:68 часов
в год.
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

№
1

Мероприятие
Создание волонтерского отряда.
Выбор названия отряда, девиза,
эмблемы отряда
Составление плана работы.

34
170
2
68
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

Сроки
Сентябрь

7

2

История волонтерского движения в
России и в мире. Права и обязанности
волонтеров.

Октябрь

3.
4.
5.

Подготовка к волонтерскому слету.
Участие в волонтерском слете
Акция для начальной школы
«Безопасные каникулы»

Ноябрь
Декабрь
Декабрь

6.
7.
8

Акция «Помоги зимующим птицам»
Акция
Акция «Мамы разные важны, мамы
каждые нужны»

Январь
Февраль
Март

9
10

Акция «Ветеран»
Акция «Ветеран»
Подведение итогов работы

Апрель
Май

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.Проведение итогового тестирования «Чему я научился в волонтерском
отряде?»
2.Организацияи проведение акции «Уборка территории Комсомольской
аллеи»
3. Выпуск странички альбома – летописи волонтерского отряда «Добрые
сердца»

8

Информационно-методическое обеспечение
1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального
обеспечения. 2006 - №21.
2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М.
Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.:
2003 г. – 456 с.
3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности
волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В.
Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д:
Феникс, 2006
6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование
жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9
классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие
/ Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
9

8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального
обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.
9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах
[Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».