Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:05:13 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» социально-гуманитарной направленности Возраст учащихся: 7-11 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Терентьева М.В., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда 2024 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) кружка «Занимательный русский язык» разработана для обучающихся инофонов начальной школы. 1.1 Направленность ДООП кружка «Занимательный русский язык» имеет социально- гуманитарную направленность и предполагает формирование у обучающихся устойчивого интереса к России, русскому языку, русским обычаям и традициям. 1.2 Актуальность Основанием для разработки ДООП кружка «Занимательный русский язык» служат следующие нормативные правовые акты и правовые документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (в ред. от 1.09. 2022) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544 н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Программа кружка предназначена для обучающихся, для которых русский язык не является родным. Проблема адаптации мигрантов является актуальной для российских школ, т.к. с каждым годом растет количество обучающихся, плохо говорящих или совсем не говорящих по-русски. Во многих школах города встречаются обучающиеся самых разных национальностей: узбеки, армяне, таджики, грузины, азербайджанцы, цыгане, дагестанцы, чеченцы, украинцы и многие другие. Это не только разные национальности, но и разные религиозные конфессии. Поэтому перед педагогическими коллективами школ остро стоит проблема, как создать в школе комфортные условия для обучения детей разных национальностей, как грамотно построить воспитательный процесс, учитывая особенности национальных традиций и национального самосознания. 1.3 Отличительные особенности программы Важной особенностью освоения данной программы является то, что она не дублирует общеобразовательные программы в области русского языка. Ее задачи иные - развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; расширение кругозора, воспитание любви к России, русскому языку. 1.4 Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Занимательный русский язык» рассчитана на 1 год и предназначена для обучающихся 1 – 4 классов, для которых русский язык не является родным. Количество 136 часов (4 часа в неделю: 2 часа для 1 -2 классов, и 2 часа для 3 – 4 классов). ДООП кружка «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников. Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения. Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала осмысленного и самоконтроля. запоминания и По мере самоконтроля формирования произвольная приемов память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная. Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям интеллектуального и развития. действиям Особая является значимым внушаемость, условием впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности. Система набора в группу: Программа кружка предназначена для обучающихся, для которых русский язык не является родным. Зачисление детей в группы производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных. Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 человек. 1.5 Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу. 1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса Занятия по ДООП кружка «Занимательный русский язык» проводятся четыре раза в неделю по 1 часу. Первое занятие предполагает проведение диагностики измерения уровня владения языком. На втором и последующих занятиях учитель восполняет пробелы в знаниях обучающихся и также ведет контроль полученных знаний. 1.8 Форма организации деятельности обучающихся – кружок. Содержание ДООП кружка отвечает требованию к организации дополнительного образования и не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные факты, способные дать простор воображению. 1.9 Виды деятельности Дополнительная общеобразовательная общеинтеллектуальная программа кружка «Занимательный русский язык» предусматривает такие виды деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно – ценностное общение; 4) досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение); 1.10 Формы итоговой аттестации По окончании ДООП кружка «Занимательный русский язык» проводится творческий отчет. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Цель ДООП кружка «Занимательный русский язык»: создать условия для «мягкого» включения детей в процесс обучения, скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка, а также учить видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму). Снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы. 2.2 Задачи 1) Обучающие: обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; расширять кругозор детей, а также способствовать организации активной речевой деятельности учеников, в которой они постоянно будут осмысливать свою речевую практику, получать и применять новые знания. 2) Воспитательные: воспитать у обучающихся любовь и ответственное отношение к русскому языку, к культуре России. 3) Развивающие: развивать языковую личность, совершенствовать коммуникативные умения; развивать у детей эмоциональную выразительную речь. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и предметные результаты изучения курса «Занимательный русский язык». - личностные: овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации; умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения; - предметные: овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. А также: - умение выразительно читать небольшой текст; - умение определять лексическое значение слова; - умение выделить синонимы, антонимы, омонимы; - умение определить лексическое значение многозначного слова; - умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; - умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Для реализации содержания программы дополнительного образования кружка «Занимательный русский язык» используется такая форма организации внеурочной деятельности как кружок. Также рекомендуется познавательная, игровая, использовать такие виды проблемно-ценностное деятельности общение, досугово развлекательная деятельность. 4.1 Учебный (тематический) план № п/п Название модуля Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/контрол я Диагностика измерения уровня владения языком. Устный опрос (беседа). 1 Введение. Диагностика измерения уровня владения языком. 2ч - 2ч 2 Речь и ее значение в жизни. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 6. “Озорные буквы”. Звуковой состав слова. Слова играют в прятки. 2ч 1 час 1 час 7. Слово и его значение. 2ч 1 час 1 час 8. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час Дидактическая игра. 10. Наш цветной мир. Понятие об образности речи. Что на что похоже. Первичное представление о сравнении. Загадаем загадки! Работа со словарем. Устный опрос (беседа). Разбор слова по звуковому составу. Рисунок. Выставка рисунков. Работа со словарем. Познавательная игра. Мини - сценка. 2ч 1 час 1 час Сочинение загадки. 11. Текст. 2ч 1 час 1 час 12. Текст. 2ч 1 час 1 час 13. 14. 15. Заглавие текста. Тема текста. Мы строим текст. 2ч 2ч 2ч 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Анализ текста. Работа со словарем. Анализ текста. Работа со словарем. Анализ текста. Анализ текста. Мини – сочинение. 16. Культура общения. 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 17. 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 18. Культура речи. Вежливые слова. Пословицы. 2ч 1 час 1 час 19. Учимся рассуждать. 2ч 1 час 1 час 20. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. 2ч 1 час 1 час Презентация (объяснение) пословицы. Устный опрос (беседа). Устный опрос (беседа). 3. 4. 5. 9. Речь. Значение в жизни человека. “Тише, громче…” Выразительность речи. Слово. Слова…Слова… Лексическое значение слов. как: - Загадки, скороговорки. Правильное и быстрое произношение скороговорки. Презентация сочиненной загадки. Работа со словарем. Мини - сценка. Играем в загадки. Сочинение 2 ч загадок. Происхождение слов. Как 2ч нужно говорить. 1 час 1 час 1 час 1 час Крылатые слова и выражения. Сочинение стихов по заданной рифме. Выделение признаков предложения в устной речи. Текст. Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. Текст. Тема текста. Сочинение по плану «Моя бабушка». Игра «Секреты речи». Восстановление деформированного текста. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 2ч 2ч 1 час 1 час 1 час 1 час Анализ текста. Сочинение. 2ч 2ч 1 час 1 час 1 час 1 час 31. 32. Культура общения. 2ч 2ч 1 час 1 час 1 час 1 час Игра «Секреты речи». Восстановление деформированного текста. Ролевое чтение. Решение кроссворда. 33. 34. 35. 36. 2ч 2ч 2ч 2ч 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 2ч 1 час 1 час Работа со словарем. 40. Учимся дискутировать. Вежливые слова в диалоге. Разговор по телефону. «Культурную речь приятно слушать». Речь. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. Слово. Лексическое значение слова. Буквы в слове. 2ч 1 час 1 час Решение кроссворда. 41. Слова играют в прятки. 2ч 1 час 1 час 42. Определять лексическое значение слова. Текст. Текст. Тема текста. Заглавие текста.. Мы строим текст. Опорные слова. План текста. 2ч 1 час 1 час Рисунок. Выставка рисунков. Дидактическая игра. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 37 38. 39. 43. 44. 45. Волшебные слова. Оформление стен – газеты. Сочинение четверостишья. Выразительное чтение текста. Устный опрос (беседа). Дискуссия. Мини – сценка. Ролевая игра. Оформление стен – газеты. Устный опрос (беседа). Устный опрос (беседа). Анализ текста. Составление плана текста. 46. Повторение пройденного. 2ч 1 час 1 час Решение кроссворда. 47. Культура общения. 2ч 1 час 1 час 48. Культура речи. Вежливые слова. 2ч 1 час 1 час 49. Выражение приветствия и прощания. 2ч 1 час 1 час 50. Выражение просьбы. 2ч 1 час 1 час Устный опрос (беседа). Оформление стен – газеты. Выразительное чтение. Ролевое чтение. 51. Благодарность. 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 52. Знакомство. 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 53. Разговор по телефону. 2ч 1 час 1 час Ролевое чтение. 54. Тон вежливой речи. 2ч 1 час 1 час Мини - сценка. 55. 2ч 1 час 1 час Ролевая игра. 56. Речь – средство передачи мысли и чувств. Устная и письменная речь. 2ч 1 час 1 час 57. Учебная речь (научная). 2ч 1 час 1 час 58. Громкость, темп и тон, как средство выразительности. Мимика и жесты устной речи. Наши помощники словари. 2ч 1 час 1 час 2ч 1 час 1 час Устный опрос (беседа). Анализ учебной (научной) речи. Выразительное чтение. Ролевая игра. 2ч 1 час 1 час Работа со словарями. 61. О происхождении фразеологизмов. 2ч 1 час 1 час 62. Текст. 2ч 1 час 1 час Презентация фразеологизмов. Анализ текста. 63. Открываем «загадки» текста. 2ч 1 час 1 час Анализ текста. 64. 65. Тематический словарь. Учимся быть талантливыми читателями. Как работать над сочинением. Как работать над изложением. Пиши правильно! Говори правильно! 1ч 1ч 1 час 1 час 1ч 1 час Работа со словарями. Выразительное чтение. Мини – сочинение. 1ч 1 час Изложение. 1ч 1 час Культура общения. 1ч 1 час Рисунок. Выставка рисунков. Ролевое чтение. - 1 час Ролевая игра. - 1 час 2 час. Ролевое чтение. Творческий отчет. 62 ч 74ч 59. 60. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. Выражение приветствия и прощания. Выражение просьбы. 1ч Благодарность. Знакомство. 1ч Чему мы научились. 2ч Заключительный урок. Повторение. Итого: 136 ч 4.2 Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение. Диагностика измерения уровня владения языком. Практика: проверка уровня владения языком. 2. Речь. Значение речи в жизни человека. Теория: формирование понимания значения речи, особенностей устной речи. Практика: Усвоение основных знаний о значения речи, особенностей устной речи. Устный опрос (беседа). 3. “Тише, громче”. Выразительность речи. Теория: Изучение особенностей устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Практика: Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. 4. Слово. Слова…Слова… Лексическое значение слов. Теория: Формирование основных представлений о слове, его лексическом значении. Однозначность слова. Многозначность слова. Практика: Формирование умения работать с толковым словарем, определять лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. 5. “Озорные буквы”. Звуковой состав слова. Теория: Изучение разбора слова по звуковому составу. Практика: Разбор слов по звуковому составу. 6. Слова играют в прятки. Теория: Звуковой состав слова. Формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Практика: Усвоение правила непроизносимых согласных в корне слова. Рисунок примера слова с непроизносимой согласной в корне слова. 7. Слово и его значение. Теория: Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. Практика: Работа с толковым словарем. Познавательная игра. 8. Наш цветной мир. Понятие об образности речи. Теория: Формирование первичного представления об образности речи. Практика: Формирование навыков употребления в речи образных выражений. Мини - сценка. 9. Что на что похоже. Первичное представление о сравнении. Теория: Формирование первичного представления о сравнении. Практика: Дидактическая игра. 10. Загадаем загадки! Теория: Формирование представления о загадках, основы составления загадки. Практика: Формирование умения отгадывать загадки, сочинять загадки. 11. Текст. Теория: Формирование основных понятий о тексте. Практика: Формирование умения отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Анализ текста. Работа со словарем. 12. Текст. Теория: Формирование основных понятий о тексте. Практика: Формирование умения отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Анализ текста. Работа со словарем. 13. Заглавие текста. Теория: Формирование понятий: опорные слова, тема текста, основная мысль текста. Практика: Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте. Анализ текста. 14. Тема текста. Теория: Формирование Практика: Формирование умения отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. 15. Мы строим текст. Теория: Формирование умения отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Практика: Формирование навыков построения связного текста. Мини – сочинение. 16. Культура общения. Теория: Формирование понимания о культуре речи. Практика: Прививать навыки культурной речи. Ролевое чтение. 17. Культура речи. Вежливые слова. Теория: Формирование понимания о важности вежливых слов. Рассмотрение жизненных ситуаций, в которых уместны слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 18. Пословицы. Теория: Формирование понимания что такое пословицы. История пословиц. Практика: Презентация (объяснение) пословицы. 19. Учимся рассуждать. Теория: Формирование представления что такое рассуждение? Практика: Формирование умения строить рассуждение. Устный опрос (беседа). 20. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. Теория: Что такое звук? Какие бывают звуки? История скороговорок. Практика: Заучивание и знание нескольких скороговорок. 21. Играем в загадки. Сочинение загадок. Теория: Как строиться загадка? Практика: Сочинение загадок. 22. Происхождение слов. Как нужно говорить. Теория: История часто употребляемых слов. Происхождение слов. Практика: Работа со словарем. Мини - сценка. 23. Крылатые слова и выражения. Теория: Формирование представления о крылатых словах и выражениях. Практика: Формирование навыков употребления в речи образных выражений. 24. Сочинение стихов по заданной рифме. Теория: Формирование представления о стихе, рифме. Практика: Сочинение четверостишья. 25. Выделение признаков предложения в устной речи. Теория: Формирование представления о признаках предложения в устной речи. Практика: Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). 26. Текст. Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. Теория: Актуализация знаний: что такое текст? Признаки текста? Основная мысль? Опорные слова? Практика: Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте. 27. Текст. Тема текста. Теория: Формирование представления о том, что такое тема текста. Практика: Озаглавливание. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. 28. Сочинение по плану «Моя бабушка». Теория: Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Практика: Формирование навыков составления плана текста. Написание сочинения. 29. Игра «Секреты речи». Теория: Формирование представления об особенностях русской речи. Практика: Игра «Секреты речи». 30. Восстановление деформированного текста. Теория: Актуализация знаний о том, что такое текст, правила построения текста. Практика: Формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями. Формирование навыков построения связного текста. 31. Культура общения. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Ролевое чтение. 32. Волшебные слова. Теория: Формирование представления о важности вежливых слов. Практика: Моделирование жизненных ситуаций, в которых необходимо употреблять определенные вежливые слова. 33. Учимся дискутировать. Теория: Формирование представления о том, что такое дискуссия. Особенности дискуссии. Практика: Формирование умения дискутировать на определенные темы. 34. Вежливые слова в диалоге. Теория: Формирование представления о важности вежливых слов. Практика: Построение диалога с активным использованием вежливых слов. 35. Разговор по телефону. Теория: Формирование представления о правилах построения разговора по телефону. Практика: Исценирование разговора по телефону. 36. «Культурную речь приятно слушать». Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Выразительное чтение художественной литературы. Оформление стен – газеты «Культура речи». 37. Речь. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи. Теория: Формирование представления об особенностях устной и письменной речи. Практика: Усвоение знаний об особенностях устной и письменной речи. Устный опрос (беседа). 38. Тише, громче. Регулирование громкость речи, темп речи. Теория: Изучение особенностей устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Практика: Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. 39. Слово. Лексическое значение слова. Теория: Формирование основных представлений о слове, его лексическом значении. Однозначность слова. Многозначность слова. Практика: Формирование умения работать с толковым словарем, определять лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. 40. Буквы в слове. Теория: Изучение разбора слова по звуковому составу. Практика: Решение кроссворда. 41. Слова играют в прятки. Теория: Звуковой состав слова. Формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. Практика: Усвоение правила непроизносимых согласных в корне слова. Рисунок примера слова с непроизносимой согласной в корне слова. 42. Определять лексическое значение слова. Теория: Формирование основных представлений о слове, его лексическом значении. Прямой и переносный смысл слов. Практика: Формирование умения работать с толковым словарем, определять лексическое значение слова, в переносном и прямом смысле слова. 43. Текст. Текст. Тема текста. Заглавие текста. Теория: Актуализация знаний о том, что такое заголовок текста. Практика: Озаглавливание текстов. 44. План текста. Теория: Актуализация знаний о том, что такое план текста. Практика: Формирование навыков составления плана текста. Развитие логического мышления, внимания, памяти. 45. План текста. Теория: Актуализация знаний о том, что такое план текста. Практика: Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме., сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Восстановление деформированного текста. 46. Повторение пройденного. Теория: Актуализация знаний о пройденном материале. Практика: Решение кроссворда. 47. Культура общения. Теория: Формирование понимания о культуре речи. Практика: Прививать навыки культурной речи. Ролевое чтение. 48. Культура речи. Вежливые слова. Теория: Формирование понимания о важности вежливых слов. Рассмотрение жизненных ситуаций, в которых уместны слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 49. Выражение приветствия и прощания. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 50. Выражение просьбы. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 51. Благодарность. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 52. Знакомство. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 53. Разговор по телефону. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 54. Тон вежливой речи. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 55. Речь – средство передачи мысли и чувств. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Формирование умения передавать свои чувства и мысли с помощью речи. 56. Устная и письменная речь. Теория: Формирование представления об особенностях устной и письменной речи. Практика: Усвоение знаний об особенностях устной и письменной речи. Устный опрос (беседа). 57. Учебная речь (научная). Теория: Формирование представления об особенностях учебной речи (научной). Практика: Усвоение знаний об особенностях учебной речи (научной). Устный опрос (беседа). 58. Громкость, темп и тон, как средство выразительности. Теория: Изучение особенностей устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Практика: Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. 59. Мимика и жесты устной речи. Теория: Формирование основных понятий что такое жесты, что они выражают. Практика: Ролевая игра. 60. Наши помощники словари. Теория: Формирование основных знаний о словарях. Виды словарей. История словарей. Практика: Работа с различными словарями. 61. О происхождении фразеологизмов. Теория: Формирование представление о фразеологизмах. История фразеологизмов. Практика: Презентация фразеологизма (объяснение значения и т.д.) 62. Текст. Теория: Формирование понятия о тексте. Практика: Формирование умения отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. 63. Открываем «загадки» текста. Теория: Формирование представления о предложении. Практика: Формирование навыков составления плана текста. Развитие логического мышления, внимания, памяти. 64. Тематический словарь. Теория: Формирование основных знаний о словарях. Виды словарей. История словарей. Практика: Работа с различными словарями. 65. Учимся быть талантливыми читателями. Теория: Формирование представления о выразительном чтении текста. Практика: Выразительно чтение текста. 66. Как работать над сочинением. Теория: Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Практика: Формирование навыков составления плана текста. Написание сочинения. 67. Как работать над изложением. Теория: Формирование представления о том, что такое изложение, как правильно писать изложение. Практика: Написание изложения. 68. Пиши правильно! Говори правильно! Теория: Формирование культурной речи у обучающихся. Практика: Рисунок о культуре речи. 69. Культура общения. Выражение приветствия и прощания. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 70. Выражение просьбы. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 71. Благодарность. Знакомство. Теория: Прививать навыки культурной речи. Практика: Практическое применение слов- выражений приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения. Ролевое чтение. 72. Чему мы научились. Заключительный урок. Повторение. Практика: Творческий отчет одной из изученных тем. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 34 170 4 136 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2 Условия реализации программы. Условия реализации программы. Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития. Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей. Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь: Класс или другое помещение со столами. Наглядный материал - подбирается заранее и располагается в доступном месте. Методическое обеспечение программы. Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды. Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”. Карточки, сделанные педагогом. Раздаточные материалы. Технические средства обучения. проектор для показа слайдов, экран компьютер. 6. Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе с «Методическими адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы 11. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г. 12. Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г. 13. Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г. 14. Львов М.Р., Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г. 15. Соколова Т.Н., Школа развития речи (рабочая тетрадь.) 16. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н. И учеба, и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г. 17. Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. Просвещение, 1972 г. 18. Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М. Просвещение, 1989 г.