Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» художественной направленности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 15:11:32 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
Рябова Т.В.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
1.1. Направленность
ДООП

«Основы изобразительной грамоты и рисование»

имеет

художественную направленность и может реализоваться в начальном звене.
1.2. Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана
на основе следующих документов:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от
25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н

Профессиональный

6.

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Постановление Главного государственного санитарного врача

7.

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

8.

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации

основных

и

дополнительных

образовательных

программ

цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых
городах».
9.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации
программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
В настоящее время проблема развития детского творчества является
одной из наиболее актуальных. Перед нами возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств,

способных решать

современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого

потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической
культуры

ребёнка,

его

эмоциональной

отзывчивости.

Занятия

детей

изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение

наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное,

что особенно важно в настоящее время. Приобретая практические умения и
навыки в области художественного творчества, дети

получают возможность

удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто
новое своими силами.
1.3. Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной, адаптированной к
условиям образовательного учреждения Школы № 2; составлена на основе
авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 14 классы», разработанной под руководством Б. М. Неменского для
общеобразовательных школ (переизданной в 2012 г.), а также программы
дополнительного художественного образования детей, Н. В. Гросул, «Студия
изобразительного

творчества»,

опубликованной

в

числе

примерных

программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений; овладение способами художественной деятельности; развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в
ориентирована

на

этой

области

применение

заключается
широкого

в

том,

что

комплекса

дополнительного материала по изобразительному искусству.

программа
различного
Программой

предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному
искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов
учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Новизна данной программы состоит в том, что в процессе обучения
учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о

линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной
стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее
выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и
человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем,
что образовательный процесс направлен на оптимальное развитие личности на
основе: педагогической поддержки индивидуальности обучающегося и его
искреннем

интересе

организованной
социального

в

выполнении

образовательной

опыта,

заданий

в

деятельности,

обогащения

навыками

условиях

специально

накопления

учащимися

общения

и

совместной

деятельности в процессе освоения программы.
1.4. Адресат программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения и адресована ученикам 1 – 4
классов.

Учащиеся

этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную
информацию о видах изобразительного искусства.
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных

данных

и

при

наличии

сертификата

дополнительного

образования.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 20 человек.
1.5. Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
1.6. Объём и срок освоения программы
Объём программы- 270 часов
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1год обучения: 66 часов в год,
2год обучения: 68 часов в год,

3год обучения: 68 часов в год,
4 год обучения: 68 часов в год.
1.7. Особенности организации образовательного процесса
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с
учетом возраста к пройденного материалу на новом, более сложном
творческом уровне.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и
развитие самостоятельного творчества.
Теоретический

материал

при

реализации

программы

подается

небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять
рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение
не превышало 25 минут;
- работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать
с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст
младших школьников.
1.8. Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная,
индивидуально – групповая.
1.9. Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, мастеркласс.
1.10. Формы итоговой аттестации: Форма аттестации учащихся по
данной программе итоговая проектная работа. Запланированы участия в
конкурсах, выставках, результаты которых также являются оценочной
единицей.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы «Основы изобразительной грамоты и рисование»
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры

духовной,

поколениями.

т.

е.

культуры

мироотношений,

выработанных

Программа

разработана

как

целостная

система

введения

в

художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех
основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных
— живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн;
различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства
— традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение
роли

художника

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве

книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с
другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью
общества и человека.
2.2. Задачи программы
Обучающие:
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением
композиционного центра.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное
мышление

и

способность

эмоционально

воспринимать

окружающую

действительность и передавать в художественно- творческой деятельности;
- развивать познавательную, творческую и социальную активность
учащихся, потребность в самообразовании;
-

развивать эстетический вкус на основе творческого анализа

произведений искусства.
- развивать интерес к внутреннему миру человека, способность
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания.
Воспитательные:
- воспитать способность передавать в собственной художественной
деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным и
позитивным явлениям жизни и искусства;

-

сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому

культурно-историческому наследию;
-

воспитать

трудолюбие,

бережливость,

жизненный

оптимизм,

способность к преодолению трудностей.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:


чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;



уважительное отношение к культуре и искусству других народов

нашей страны и мира в целом;


понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и

каждого отдельного человека;


сформированность

эстетических

чувств,

художественно-

творческого мышления, наблюдательности и фантазии;


сформированность эстетических потребностей — потребностей в

общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему

миру,

потребностей

в

самостоятельной

практической

творческой деятельности;


развитие

эстетических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;


овладение

навыками

коллективной

деятельности

в

процессе

совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;


умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной

деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;


умение обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные
сформированности

результаты

характеризуют

уровень

универсальных способностей учащихся, проявляющихся

в познавательной и практической творческой деятельности:


овладение умением творческого видения с позиций художника,

т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;



овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в

процессе выполнения коллективной творческой работы;


использование средств информационных технологий для решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;


умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в

соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;


умение

рационально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность, умение организовать место занятий;


осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к

достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные

результаты

художественно-творческой

характеризуют

деятельности,

который

опыт

учащихся

в

приобретается

и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:


знание

видов

художественной деятельности: изобразительной

(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);


знание основных видов и жанров пространственно-визуальных

искусств;


эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;



применение художественных умений, знаний и представлений в

процессе выполнения художественно-творческих работ;


способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально

оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;


умение

обсуждать и анализировать

произведения

искусства,

выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;


усвоение названий ведущих художественных музеев России и

художественных музеев своего региона;


умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в

окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;


способность

использовать

в

художественно-творческой

деятельности различные художественные материалы и художественные
техники;


способность передавать в художественно-творческой деятельности

характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;


умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный

художественный образ;


освоение

умений применять в художественно

- творческой

деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;


овладение

навыками

моделирования

из

бумаги,

лепки

из

пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;


умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и

красоту природы различных регионов нашей страны;


умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у

народов мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;


изображение в творческих работах особенностей художественной

культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей
понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

относятся

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
предлагаемые

(знакомые

по

урокам)

произведения

изобразительного искусства и традиционной культуры;


способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту

городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;


умение объяснять значение памятников и архитектурной среды

древнего зодчества для современного общества;


выражение в изобразительной деятельности своего отношения к

архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;


умение приводить примеры произведений искусства, выражающих

красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира
человека.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тематическое планирование. 1 год обучения.
Общая тема: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя».
«Наблюдаем и изображаем осень» (16 ч.)
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Введение. Волшебные краски.

2

1

1

Практическая р.

2

Цветочная поляна.

4

1

3

Практическая р.

Осень – пора плодородия.

4

1

3

4

Дерево в осеннем убранстве.

2

1

1

5

Образ осени.

4

1

3

3

Практическая р.
Практическая р.
Практическая.
выставка

«В чём красота зимы?» (16 ч.)
6

Морозные узоры.

7

4

1

3

Зима за окном.

4

1

3

8

Забавные снеговики.

4

1

3

9

Зима в лесу.

4

1

3

Практическая р.
Практическая р
Практическая р
Практическая,
выставка.

«Мы и наши друзья» (18 ч.)
10

Четвероногий друг.

11

Птичий двор.

12
13

Практическая р

4
4

1
1

3
3

Портрет «Мамина улыбка»

4

1

3

Практическая р
Практическая р

Я помогаю маме и папе.

6

2

4

Практическая,
выставка.

«Какого цвета весна и лето» (16 ч.)
14
15

Какого цвета небо?
Деревья проснулись.

16
17

Деревья любуются своим
отражением.
Птицы прилетели.

18

Здравствуй, лето!

Практическая р
Практическая р

2

1

1

2

1

1

4

1

3

4

1

3

Практическая р

4

1

3

Практическая,

Практическая р

выставка.

Итого: 66 ч.

Тематическое планирование. 2 год обучения.
Общая тема: «Ты и искусство»
Таинственный мир цвета. (16 ч.)
№

Название темы.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1

Основные цвета и их смеси.
Цветы, плоды.

2

1

1

Практическая р

2

Разбелённые цвета.
«Морозное утро».

2

1

1

Практическая р

3

Замутнённые цвета. Чудище
злое и ужасное.

4
5
6

Практическая р
2

1

1

Холодные цвета. «Голубая
планета».

4

1

3

Тёплые цвета. «Планета
красных солнц».

4

1

3

2

1

Контрастные цвета.
Натюрморт.

Практическая р

Практическая р

«Выразительные средства графики» (16 ч.)

1

тест

7
8

В царстве Матушки Зимы.
Волшебный цветок.

4

1

3

Практическая р

4

1

3

Практическая р

9

Живые линии.

4

1

3

Практическая р

10

Город будущего.

4

1

3

Практическая р

О чём говорит искусство?» (20 ч.)
Образ сказочного героя (злого
6
2
4
или доброго).
Древний сказочный город
6
2
4
(добрых или злых героев).
Сказочный лес (для добрых
6
2
4
или злых героев).
Обобщение темы .
2
2
0

11
12
13
14

Практическая р
Практическая р
Практическая р
Устный опрос,
выставка

«Как говорит искусство» (16 ч.)
Цвет как средство выражения.
Автопортрет.
Пятно как средство выражения.
Силуэт.
Линия как средство
выражения.
Комнатное растение.

15
16
17

6

2

4

Практическая р

6

2

4

Практическая р
Практическая,

4

1

3

тест

68 ч.

Тематическое планирование
3 год обучения.
Общая тема: «Искусство вокруг нас».
«Искусство в твоём доме». (16 ч.)
№

Название темы

Количество часов
Всего

1
2
3
4

5

Твоя посуда.
Твоя посуда.
Твои книжки.
Часы у тебя дома.

Наш город.

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

3
3
3
3

Практическая р
Практическая р
Практическая р
Практическая р

«Искусство на улицах твоего города». (16 ч.)
8
2
4

Практическая р

4
4
4
4

1
1
1
1

Город будущего.

6

8

2

Практическая,

4

выставка

Художник и зрелище. (20 ч.)
7

Карнавальные маски

4

1

3

Практическая р

8

Театр кукол.

8

2

6

Практическая р

9

Художник и балет.

8

2

6

Практическая р

4
4
3

Практическая р
Практическая р
Практическая,
выставка
Итого: 68 ч.

Художник и музей. (16 ч.)

10
11
12

Картина-пейзаж.
Картина-натюрморт.
Картина-портрет.

6
6
4

2
2
1

Тематическое планирование. 4 год обучения.
Общая тема: «Каждый народ-художник».
Истоки родного искусства. (16 ч.)
№

Название темы.

Количество часов
Всего

1
2

Русская деревня.
Воспевание труда в искусстве

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

8

2

6

Практическая р

8

2

6

Практическая р

Древние города нашей земли. (16 ч.)
Древние соборы.
Народные праздники.

Каждый народ-художник. (20 ч.)

8
8

2
2

6
6

Практическая р
Практическая,
выставка

5
6
7

Образ человека и природы
Крайнего Севера
Искусство народов гор и
Степей
Образ художественной куль
туры Средней Азии

8

2

6

Практическая р

4

1

3

Практическая р

8

2

6

Практическая р

Искусство объединяет народы. (16 ч.)
8
9

Все народы воспевают мате
ринство
Сопереживание – великая
тема искусства

8

2

6

Практическая р

8

2

6

Практическая,
защита проекта

Итого:68 ч.

1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы
для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие
навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти,
бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с
каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения
в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию.

Развитие

выразительность цвета.

навыков

работы

гуашью.

Эмоциональная

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника

монотипии.

Представления

о

симметрии.

Развитие

воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика,
птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская или филимоновская
игрушка, или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в
условиях

урока

на

основе

фотографий).

Эмоционально-эстетическое

восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их
видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция
в круге или в полосе.
Представления
Последовательное

о

симметрии

ведение

работы

и
над

наблюдение

её

изображением

в

природе.

бабочки

по

представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или филимоновская
игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания
бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки.
Приёмы складывания бумаги.

Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем
мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных
простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и
вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование

(или

аппликация)

пространственной

среды

сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и
предметной

среды

жизни

человека

в

зависимости

от

поставленной

аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание

иллюстраций

детской

книги

на

основе

содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В.
М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач
наблюдения.

Ассоциации

из

личного

опыта

— установок

учащихся

и

оценка

эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование

мелких

деталей

природы,

выражение

ярких

зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме.
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы
для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства
графических материалов, приёмы работы.

Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на
плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и
движение.
Пропорции
аналитических

—

навыков

соотношение

видения

частей

пропорций.

и

целого.

Развитие

Выразительные

свойства

пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на
листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета.
Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму
натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его
характера.

Аналитическое

рассматривание

графических

произведений

анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета.
Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью.
Пастозное, плотное и

прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы
акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение
цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях
погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза,
буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером
(образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного
животного по мотивам выбранного художественного народного промысла
(филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и
другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в
соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей
характерной пластики движения.

Соблюдение

цельности формы,

её

преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из
пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях
урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное

сопоставление

с

орнаментами

в

предметах декоративно-прикладного

искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные

изображения

животных

в

игрушках

промыслов;

народных

филимоновские,

дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом
местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные
народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в
жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги,
разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе
сворачивания геометрических тел —параллелепипедов разной высоты,
цилиндров

с

прорезями

и

наклейками);

завивание,

скручивание

и

складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской
архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для
доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору
учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных
деталей,

анализ

их

конструкции

и

эмоционального

воздействия.

Сопоставление их с рукотворными произведениями.

20

Восприятие

орнаментальных

произведений

прикладного

искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением
цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие

произведений

анималистического

жанра

в

графике

(произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их
пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе
Paint или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими
фигурами.

Трансформация

и

копирование

геометрических

фигур

в

программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш,
кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых
сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе
Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий
костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре.
Масштаб.

Доминанта.

Обсуждение

в

условиях

урока

ученических

фотографий, соответствующих изучаемой теме.
3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка
по

выбору).

Рисунок

буквицы.

Макет

книги-игрушки.

Совмещение

изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на развороте
книги.

21

Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция
открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок открытки
или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения.
Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе
наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего
города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин.
Изображение

лица

человека.

Строение,

пропорции,

взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица — маски
персонажа с ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование
гуаши или карандаша и акварели (по памяти и представлению).
Художник в театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для
спектакля со сказочным сюжетом (сказка по выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по
цветной бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или
аппликации.
Натюрморт

из

простых

предметов

с

натуры

или

по

представлению. «Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих
личность ученика.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор
для изображения времени года, времени дня, характера погоды и
особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и
состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру.
Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей его

22

личности с использованием выразительных возможностей композиционного
размещения в плоскости листа, особенностей пропорций и мимики лица,
характера цветового решения, сильного или мягкого контраста, включения в
композицию дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из
бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки
или создание этого персонажа путём бумагопластики.
Освоение знаний о видах скульптуры (по назначению) и жанрах
скульптуры (по сюжету изображения).
Лепка

эскиза

парковой скульптуры.

Выражение

пластики

движения в скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы

исполнения

орнаментов

и

выполнение

эскизов

украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных
промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по выбору
учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и
создание орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические чередования
мотивов,

наличие

композиционного

центра,

роспись

по

канве.

Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе:
ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для
цветов и др.
Модуль «Архитектура»

23

Зарисовки

исторических

памятников

и

архитектурных

достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по
памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости
(аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги, картона,
пенопласта и других подручных материалов.
Графический рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ
моего города» (села) в виде коллективной работы (композиционная склейкааппликация рисунков зданий и других элементов городского пространства,
выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги.
Рассматривание

и

обсуждение

иллюстраций

известных

российских

иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира — архитектура, улицы города
или села. Памятники архитектуры и архитектурные достопримечательности
(по выбору учителя), их значение в современном мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и
Санкт-Петербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные музеи. Виртуальные путешествия в художественные
музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж,
Государственный

Русский

музей,

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Экскурсии в местные художественные музеи и галереи. Виртуальные
экскурсии в знаменитые зарубежные художественные музеи (выбор музеев
— за учителем). Осознание значимости и увлекательности посещения
музеев;
посещение знаменитого музея как событие; интерес к коллекции музея
и искусству в целом.

24

Знания о видах пространственных искусств: виды определяются
по назначению произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве — в живописи, графике,
скульптуре — определяются предметом изображения; классификация и
сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи и
др.).
Представления о произведениях крупнейших отечественных
художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова,
В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского и др.
Представления о произведениях крупнейших отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и др.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение

в

графическом

редакторе

различных

по

эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости:
покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались,
разбежались, догоняют, улетают и т. Д.). Вместо пятен (геометрических
фигур) могут быть простые силуэты машинок, птичек, облаков и др.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента
(паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с
поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого
раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же
элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или
другом графическом редакторе).

Совмещение с помощью графического

редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания
плаката или поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager:
изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот,
отражение.

25

Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи
местные (по выбору учителя).
4 КЛАСС
Модуль «Графика»
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение
размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения
цветового и тонального контрастов.
Рисунок

фигуры

человека:

основные

пропорции

и

взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости
листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок
и сказаний разных народов. Изображение

города

—

тематическая

графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров
(смешанная техника).
Модуль «Живопись»
Красота

природы

разных

климатических

зон,

создание

пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с
разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или
автопортрет,

портрет

персонажа

по

представлению

(из

выбранной

культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей
на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и
легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство

со

мемориальными комплексами.

скульптурными

памятниками

героям

и

Создание эскиза памятника народному

26

герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности,
трагизма и победительной силы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению

предмета,

в

художественной обработке которого он применяется. Особенности символов
и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в
архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная
резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка,
декор головных уборов и др.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и
обереги в его декоре.
Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий,
связь украшения костюма мужчины с родом его занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с
окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство
(каркасный дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и
традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы,
функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого
деревянного дома. Разные виды изб и надворных построек.

27

Конструкция и изображение здания каменного собора: свод,
нефы, закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего
города, собор как архитектурная доминанта.
Традиции
разных

народов.

архитектурной
Изображение

конструкции
типичной

храмовых

построек

конструкции

зданий:

древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства
древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения культурного
наследия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М.
Васнецова, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П.
Рябушкина, И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской
отечественной культуры.
Примеры

произведений

великих европейских

художников:

Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору
учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,
Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с
учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских).
Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на
острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления
об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в
культуре Древней Греции, других культур Древнего мира.
Архитектурные памятники Западной Европы Средних веков и эпохи
Возрождения.

Произведения

предметно-пространственной

культуры,

28

составляющие истоки, основания национальных культур в современном
мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли:
Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям
Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и
воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода,
перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических
деревянного

фигур

дома

(избы)

конструкции
и

традиционного

различных

вариантов

крестьянского
его

устройства.

Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных
традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур:
каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,
мечеть.
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических
фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение
различных фаз движения. Создание анимации схематического движения
человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить
две фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и
сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.

Создание

компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры,
декоративного

и

изобразительного

искусства

выбранной

эпохи

или

национальной культуры.

29

Виртуальные тематические путешествия по художественным музеям
мира.
Значительную роль в программе четвертого года обучения играют
музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.
5.ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
2
68
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

В период школьных каникул занятия по основному расписанию не
проводятся. Изменения в расписании утверждаются приказом директора
школы.
5.2 Условия реализации программы:
Материально-технического
программ

дополнительного

и

учебно-методического

образования

ресурсов учебных кабинетов,

предполагает

обеспечения
использование

личной методической копилки педагогов,

использование ТСО, информационных, цифровых, интернет- ресурсов и
других средств обучения,

использование материально-технической базы

школы, необходимой для осуществления образовательной деятельности


Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, кисти,

простые карандаши, бумага, гуашь. акварель, палитры, баночки для воды


Информационное обеспечение: компьютер с выходом в интернет,
30

видео-проектор,


Методические

материалы

наглядные

пособия,

электронные

наглядные пособия
Критерии

оценки

овладения

детьми

изобразительной

деятельностью:
Отметка

«5» —

уровень

выполнения

требований

высокий,

отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно
продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно
переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно
применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное

время,

самостоятельно,

с

соблюдением

технологической

последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но
допущены

незначительные

ошибки

в

разработке

композиции,

есть

нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил
малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с
небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время,
самостоятельно.
Отметка «3» —

уровень выполнения

требований достаточный,

минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности;
Формы аттестации/контроль
1. Вводный контроль проводится в форме собеседования и рисунка на
свободную тему (сентябрь).

31

2. Промежуточный контроль: тестирование, участие в городских,
областных,

всероссийских

и

международных

конкурсах

рисунков,

олимпиадах (январь).
3. Итоговый контроль: выставка творческих работ, портфолио или
проект. (май).
4. Текущий контроль проводится в форме 5-минуток, мини-тестов,
групповых работ, выставки (после каждого раздела).
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н

32

6.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20

«Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том
числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации

основных

и

дополнительных

образовательных

программ

цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и
малых городах».
9.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
11. Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. Изобразительное
искусство и художественный труд:1-4 кл. Книга для учителя.М.1991 г.

33

12.М.А.Абрамова. Беседы и дидактические игры на уроках по
изобразительному искусству.1-4 кл.М.2003 г.
13 И.Д.Агеева. Занимательные материалы по изобразительному
искусству. Методическое пособие. М.2006 г.
14.А.Рутковская. Рисование в начальной школе.М.2001 г.
15.Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе.

Учебное пособие для студентов

пед.вузов.М.1999 г.
16.С.А.Казначеева,

С.А.Бондарева.

Изобразительное

искусство.

Развитие цветового восприятия у школьников: описание опыта, конспекты
уроков. Волгоград.2009 г
17. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить (папье-маше,
пластилин)-М.2003г.
18.Волков Н.П. Приобщение школьников к творчеству.-М.1982 г.
19.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел.-Ярославль.1999 г.
20. Карлсон М. Научитесь лепить фигурки людей-Мн.2002 г.
21. Лыкова И.А. Лепим с мамой-М.2003 г.
22.Федотов Г. Дарите людям красоту-М.1985 г.
23.Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продлённого
дня-М.1982
24.Шевчук Л.В. Дети и народное творчество-М.1985 г.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».