Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:11:55 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальный инструмент. Гитара» Возраст обучающихся: 7-14 лет Срок реализации: 5 лет Составитель: Марченко О.В. педагог дополнительного образования, г. Верхняя Салда 2024 г. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Музыкальный инструмент (Гитара)» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.1. Направленность. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (Гитара)» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно нравственное развитие ученика. Формирование навыков игры на гитаре позволяет учащимся осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм. 1.2. Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (Гитара)» разработана в соответствии: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства Федерации от 23.08.2017 г. применения организациями, образования № 816 «Об и науки Российской утверждении осуществляющими Порядка образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 осуществления «Об утверждении Порядка организации и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления дополнительным образовательной общеобразовательным деятельности программам, по утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациями по рекомендациях» организации (вместе с образовательной «Методическими деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, психологической реабилитации, детей с ограниченными способствующих социально- профессиональному возможностями самоопределению здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Актуальность общеразвивающей «Музыкальный дополнительной программы инструмент. в области Гитара» общеобразовательной музыкального выражается в искусства гуманизации и демократизации образовательного процесса, и его индивидуализации. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационнотехнической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, способствующего формированию таких качеств, как самоконтроль, уважение к окружающим, целеустремленность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. 1.3.Отличительные особенности программы, новизна. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент. Гитара» основана на: - доступности осваиваемого материала; - связи музыкального воспитания с жизнью и интересами детей; - вариативном подходе к выбору учебного материала в зависимости от уровня притязаний ребенка, его способностей и возможностей. В программу включена новая оригинальная градация освоения технического материала на гитаре. Новизна данной программы заключается в использовании современного репертуара при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние ученики, ведь каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования. 1.4. Адресат программы. ДООП «Музыкальный инструмент. Гитара» рассчитана на трехлетний срок обучения для детей и подростков 7-14 лет. Данная программа предлагает свободу в выборе репертуара и направлена на развитие интересов самого учащегося. 1.5. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. При дистанционном обучении форма урока осуществляется с помощью Skype, WhatsApp онлайн, продолжительность урока 30 минут специальность и 20 минут ансамбль. 1.6.Объем дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент.Гитара». Программа рассчитана на 5 лет обучения. 1.7.Особенности организации образовательного процесса. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара, разработанного детской школой искусств, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и навыки аккомпанирования. В работе с учащимся преподавателю необходимо следовать основным принципам дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый, как индивидуальное занятие педагога с учеником. В некоторых случаях на начальном этапе обучения (1, 2 классы) возможны уроки, проводимые с двумя-тремя учениками одновременно в целях расширения кругозора, создания в классе коллективной творческой обстановки, а также для первоначального знакомства с игрой в ансамбле. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкальнотехнического развития учащегося. Необходимо прививать ему сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему средству музыкальной выразительности гитариста, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе вибрацией следует над приступить, когда учащийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию его ритмической организации, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как о сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также знакомить ученика с важнейшими сведениями об истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. 1.8.Формы обучения. Приемы и методы воспитательного процесса: Традиционное индивидуальное занятие; Практическое занятие; Репетиция; Открытое занятие; Классный концерт; Конкурс, фестиваль; 1.9.Виды занятий. Методы обучения, применяемые в работе с учащимися: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащегося, работа над художественно-образной сферой произведения); метод показа; объяснительно-репродуктивный метод (повторение учащимся игровых приемов по образцу преподавателя); метод проблемного изложения (преподаватель ставит задачу и предлагает учащемуся варианты решения этих задач); Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Приёмы, используемые преподавателем: беседа с учащимися, устное изложение материала; освоение знаний и навыков через игру; анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ выступлений; обучение игровым навыкам посредством показа преподавателем на музыкальном инструменте; прослушивание музыки на электронных носителях; внеклассная работа – посещение концертов, фестивалей, конкурсов, участие в различных мероприятиях. принципы: формирование предварительного слухового восприятия представления с последующим пояснением и осознанием. соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа. дифференцированный подход к обучению. мотивированность действий ребенка. достаточно высокий уровень трудности обучения: Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика. 1.10. Формы итоговой аттестации. Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Оценки качества знаний по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (Гитара)» охватывают все виды контроля: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация учащихся. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. 2.1. Цель: Цель программы - творческое развитие личности учащихся через освоение музыкального инструмента гитара, воспитание художественного вкуса, создание условий для выявления, поддержки, профессионального самоопределения с учетом особенностей природных возможностей каждого ребенка. 2.2.Задачи: музыкального развития и Обучающие: 1) Приобретение определенного объема музыкальных знаний, умений и практических исполнительских навыков. 2) Формирование навыка чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, игры в ансамбле. 3) Формирование представлений о выразительных элементах музыкальной речи и средствах музыкальной выразительности. 4) Формирование навыков игры на инструменте. Развивающие: 1)Развитие музыкальных способностей. 2) Развитие музыкально-образного мышления, памяти. 3) Активизировать развитие музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха). Воспитательные: 1) Эмоциональное развитие ребенка и воспитание у него любви к музыке. 2) Воспитание усидчивости, внутренней дисциплины, умения планировать досуг и рабочее время. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Музыкальный инструмент. Гитара» выделяются следующие группы результатов: - владение основными навыками исполнения на гитаре; - умение самостоятельно разбирать, разучивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей, умение читать с листа, подбирать по слуху; - умение аккомпанировать несложные вокальные и инструментальные произведения; - знание и понимание мелодической и гармонической структуры исполняемого произведения, умение создавать художественный образ и реализовывать исполнительский замысел произведения; - знание музыкальной терминологии, музыкальных жанров, стилей, направлений в искусстве. Личностные знают о значении музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров; имеют сформированную мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение); имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, имеют навыки бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. Метапредметные Познавательные знают где и как можно найти нужную информацию о музыкальном произведении, исполнителе и т.д.; умеют ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, владеют навыками ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; умеют осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей Коммуникативные знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи; знают приемы общения с людьми разного возраста и разного социального положения; умеют понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; имеют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми Предметные младшего возраста, взрослыми; умеют общаться с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности; Регулятивные умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческо-музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта индивидуального и коллективного публичного выступления и при подготовке к нему; имеют навыки адекватной оценки своих реальных и потенциальных музыкально-творческих способностей знают свойства музыкального звука; знают музыкально-выразительные средства музыки и умеют классифицировать их по отличительным признакам; знают устройство музыкального звукоряда по принципу октавного деления; знают элементы нотной записи, умеют определять длительность нот и пауз; знают и умеют читать схематическое изображение упрощённого нотного письма – табулатура; знают основные музыкальные интервалы – терция, квинта, октава; знают аппликатуру (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов, аккордов); умеют читать аппликатурные сетки и знают расположение аккордов первой позиции; умеют ставить мажорные, минорные, доминантсептаккорды семи основных групп (до,ре,ми,фа,соль,си) в пределах первых пяти ладов; умеют читать аппликатурные сетки дробных, блюзовых и джазовых аккордов и ставить их на гитаре. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - практический (выработка игровых навыков, работа на инструменте, упражнения); - наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем игровых движений и приемов игры на гитаре); - объяснительно-иллюстративный (игра педагогом произведения ученика с комментариями); - репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу преподавателя); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося. 4.1. Учебный (тематический) план. Требования по специальности для обучающихся на гитаре сроком 5 лет составлены с учетом возрастной специфики учащихся. Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров. Несколько большее внимание следует уделить формированию навыков аккомпанемента в младших классах. Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную реализацию творческий потенциал ученика, при необходимости - подготовить его к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования. Первый класс. Название модуля 1.Организационное вводное занятие. 2.Знакомство с инструментом, Теория 1 Практика - Всего 1 1 2 3 посадка, постановка игрового аппарата. Лады в музыке. 3.Элементы музыкальной грамоты. 4.Обучение игре на музыкальном инструменте. 5. Ансамбль. 6.Работа по чтению нот с листа. Итого: 4 1 4 40 8 41 1 8 5 5 56 6 5 64 Теория 1 Практика - Всего 1 2 3 1 1 6 42 3 9 43 3 - 3 1 6 7 11 55 66 Теория 1 Практика - Всего 1 4 - 4 - 8 8 1 42 43 3 - 3 1 6 7 10 56 66 Теория 1 Практика - Всего 1 4 2 6 4 8 Второй класс. Тема 1.Организационное вводное занятие. 2. Элементы музыкальной грамоты. 3. Работа над техникой. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов, просмотр видеоконцертов. 6. Подготовка к концертным выступлениям. Итого: Третий класс. Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Закрепление знаний музыкальной терминологии. 3. Работа над техникой. Закрепление ранее пройденного материала. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов с беседой и анализом учебного материала. 6. Чтение нот с листа, закрепление ранее пройденного материала. Итого: Четвертый класс. Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Музыкальная терминология. 3. Работа над техникой на основе упражнений и этюдов. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов, просмотр видеоконцертов. 6. Закрепление ранее пройденного материала. Итого: 1 42 43 3 - 3 1 6 7 12 54 66 Теория 1 Практика - Всего 1 4 - 4 2 6 8 1 40 41 3 - 3 1 8 9 12 54 66 Пятый класс. Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Закрепление знаний музыкальной терминологии. 3. Работа над техникой на основе упражнений и этюдов. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов с беседой и анализом учебного материала. 6. Закрепление ранее пройденного материала. Итого: 4.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 класс. Теория: Знакомство с инструментом. Устройство инструмента и названия частей гитары. Практика: Акустические свойства, создание звука и особенности инструмента. Посадка гитариста и постановка правой руки, организация целесообразных представлений игровых и движений. Развитие музыкально-образного музыкально-слуховых мышления. Аппликатурные обозначения. Освоение приема «тирандо» и «апояндо». Игра большим пальцем правой руки по открытым басовым струнам. Постановка левой руки. Позиция. Игра большим пальцем правой руки с привлечением левой руки в средних позициях (V–VII). Первоначальное освоение более низких позиций (I–IV). Теория: освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, ознакомление с буквенно-цифровыми обозначениями аккордов и изучение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Практика: нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов в правой руке. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки. Практика: в течение учебного года рекомендуется освоить с учеником 20-30 пьес: народные песни, мелодии песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом). Для учащихся целесообразно освоение легких пьес с мелодией и басом. В этот период желательно проходить большой объём музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, уделить особое внимание к звукоизвлечению. Примеры программ переводного зачета: Вариант 1 (самый несложный) Каркасси М. Вальс До мажор Джулиани М. Этюд До мажор, ор.100, №1 «Ехал козак за Дунай» украинская народная песня Вариант 2 Карулли Ф. Аллегретто ми минор Джулиани М. Экоссез Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор Вариант 3 Карулли Ф. Андантино соль мажор Каркасси М. Андантино ля минор «Нiч яка мiсячна» украинская народная песня Вариант 4 Кригер И. Бурре «Как по морю», обр. А.Иванова-Крамского Таррега Ф. Этюд До мажор Вариант 5 Каркасси М. Прелюд ля минор Иванов-Крамской А. Танец Таррега Ф. Этюд ми минор 2 класс. Теория: развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с элементами полифонии. Практика: продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Продолжение работы над постановкой рук, свободой игровых движений. Работа над чередованием пальцев правой руки по одной струне и качеством исполнения «тирандо» и «апояндо». Динамика звучания. Повышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Развитие силы и уверенности пальцев правой руки. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Расширенная и суженная позиции. Развитие начальных навыков смены позиций, чтения нот с листа, аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи. Теория: работа над переходами со струны на струну. Элементарные виды флажолетов. Практика: подготовка к игре в ансамбле на простом музыкальном материале. Развитие техники баррэ. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами полифонии и крупной формы, а также изучение мажорных гамм. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли (с педагогом) и этюды. В исключительных случаях для продвинутых учащихся целесообразно включение в план 1-2 произведений с элементами полифонии, вариационной или сонатной формы. Примеры программ переводного зачета: Вариант 1 Вайс С.Л. Менуэт «I шумить, i гуде», обр. А.Иванова-Крамского Каркасси М. Вальс Фа мажор Вариант 2 Шабатовский О. Рождественская ёлка Копенков О. Аллеманда Каркасси М. Аллегретто Ре мажор Вариант 3 Мертц Й. Адажио Шварц-Рефлингер Э. Прелюдия ми минор Сагрерас Х. Этюд Ре мажор Вариант 4 Карулли Ф. Ларгетто Иванов-Крамской А. Грустный напев «Мазурка», обр. К.Сосиньского Вариант 5 Копенков О. Ведро мороженного Рокамора М. Мазурка Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №3 Вариант 6 Бах И.С. Менуэт ми минор Карулли Ф. Рондо Соль мажор М. Линнеман Походка хомячка 3 класс. Теория: развитие музыкально-образного исполнительских навыков учащихся. мышления и Практика: работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и «баррэ». Смешанное легато. Подготовка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации. Развитие беглости пальцев правой руки. Совершенствование исполнения различных видов арпеджио. Развитие беглости пальцев левой руки и техники легато. Работа над координацией действий рук в гаммообразных элементах. Смешанное легато. Работа над сменой позиций в произведениях. Подготовка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Изучение буквенно-цифровых обозначений аккордов. Знакомство с простейшим аккомпанементом четырехзвучными аккордами. Практика: работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Дальнейшая работа над простейшими видами полифонии. Подготовка к изучению крупной формы. В течение учебного года проработать с учеником 14-18 различных произведений, в том числе 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Изучение минорных мелодических гамм формулами i-m и m- a («тирандо» и «апояндо»), а также упражнений для развития техники арпеджио и легато. Примеры программ переводного зачета: Вариант 1 Ерзунов В. Тема с вариациями в старинном стиле Крайдлер Д. Восход солнца Шилин Ю. Блюз ми минор Сор Ф. Этюд ля минор, ор.31, №20 Вариант 2 Копенков О. Самба ля минор Сор Ф. Аллегретто Фа мажор Цыганская народная песня обр. М. Александровой «Сосница» Джулиани М. Этюд ля минор, ор.100, №11 Вариант 3 Джулиани М. Анданте До мажор Уандерс Д. Кампоморо Кучуков В. Вариации на тему украинской песни «Ой, не ходи Грицю» Карулли Ф. Этюд Соль мажор Вариант 4 Минисетти Ф. Вечер в Венеции Джулиани М. Сонатина До мажор, ор.71, №1, I ч. Копенков О. Румба Сор Ф. Этюд си минор, ор.35, №22 Вариант 5 Карулли Ф. Рондо до мажор Иванов-Крамской А. Вальс обр. М.- Л.Анидо Аргентинская народная мелодия Джулиани М. Этюд ми минор, ор.48, №5 4 класс. Теория: развитие исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Практика: работа над звукоизвлечением, динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры. Совершенствование техники «баррэ». «Расгеадо». Совершенствование техники вибрации. Совершенствование техники легато. Исполнение мелизмов: форшлаг, мордент, группетто. Искусственные флажолеты. Закрепление навыков игры в позициях. Смена позиции с помощью глиссандо. Закрепление навыков игры в позициях. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, «баррэ», вибрации и легато. Мелизмы. Ознакомление с колористическими приемами игры. Искусственные и сложные флажолеты. Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления и творческой самостоятельности учащегося. Усложнение ритмических задач. Закрепление навыков чтения нот с листа и аккомпанемента. Развитие навыков аккомпанемента с использованием обращений четырехзвучных аккордов, освоение способов их записи. В течение учебного года разучить с учеником 13-18 различных музыкальных произведений, в том числе, 2-4 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные гармонические гаммы. Для профессионально ориентированных учащихся предлагается включать в план не менее 4 полифонических пьес, 2 произведений крупной формы, 4 этюда на различные виды техники. Примеры программ переводного зачета: Вариант 1 Бах Й. С. Прелюдия до мажор Каркасси М. Андантино Ля мажор Джулиани М. Аллегро ля минор ор. 51 № 15 Таррега Ф. Этюд в форме менуэта Вариант 2 Копенков О. Приятное путешествие Карулли Ф. Рондо ор. 241 Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №23 Вариант 3 Калатаунд Б. Болеро ля минор Кост Н. Рондо Соль мажор Кардосо Х. Милонга Джулиани М. Этюд ми минор, ор.100, №13 Вариант 4 Бах И.С. Прелюдия ре минор, BWV 999 Копенков О. Рондо ля минор Лауро А. Венесуэльский вальс №2 Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №9 Вариант 5 Бах И.С. Гавот Ми мажор, BWV 1012 Сор Ф. Рондо Ре мажор Гершвин Д. Летний ритм Джулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48, №9 5 класс. Теория: формирование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Углубленная работа над звуком. Практика: разбор произведений итоговой выпускной программы. Исполнение изученных гамм в заданном темпе. Целенаправленная подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования. Теория: современные колористические приемы игры. Практика: работа над звукоизвлечением. Смена позиции с помощью глиссандо. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах арпеджио. Тамбурин. Имитация малого барабана. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах гамм. Дальнейшее совершенствование техники легато. Трель. Сложные флажолеты. Тремоло. Пиццикато. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Соло левой руки. Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений, техники аккомпанемента. Углубленное изучение произведений, входящих в программу вступительного экзамена в колледж. Участие в концертной жизни класса и школы. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес, включая полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд. Примеры программ выпускного экзамена: Вариант 1 Бах И.С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002 Джулиани М. Сонатина до мажор ор.71 № 1 (Рондо) Иванов-Крамской А. «Грезы» Каркасси М. Этюд Ре мажор, ор.60, №14 Вариант 2 Джулиани М. Сонатина Соль мажор, ор.71, №2, I ч. Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор.15 bis Таррега Ф. Арабское каприччио Таррега Ф. Этюд Ми мажор (de velocidad) Вариант 3 Гендель Г. Чакона Алан Л. Огонь сердца Иванов – Крамской А. Порыв Каркасси М. Этюд ми минор, ор.60, №19 Вариант 4 Бах И.С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007 Паганини Н. Соната До мажор Абреу С. «Тико-тико» (самба) Дамас Т.– Таррега Ф. Этюд-скерцо Ля мажор Вариант 5 Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10 Джулиани М. Сонатина Ре мажор, ор.71, №3, IV ч. Вила-Лобос Э. Шоро №1 Пухоль Э. «Шмель» (этюд) 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии 34 170 2 68 16 6 7 8 Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Для реализации настоящей программы требуется: кабинеты для индивидуальных занятий соответствующие санитарногигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму; инструменты – гитары для детей разного возраста; аппаратура для слушания музыки. стулья, соответствующие росту учеников; подставки для ног; нотная библиотека; музыкальная фонотека. Дидактический материал: научная и специальная литература; репертуарные сборники, нотные сборники таблицы музыкальных терминов; видеозаписи, аудиозаписи; компьютерные программные средства. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы: дневник учащегося; индивидуальный план учащегося; журнал преподавателя; четвертные ведомости успеваемости; общешкольная ведомость. 5.3 Кадровое обеспечение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный инструмент. Гитара» реализуется педагогами дополнительного образования. 5.4 Методические материалы. № п/п Название раздела, темы 1. История исполнительского искусства. Музыкальнотеоретическая подготовка. 2. Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Музыкальный инструмент гитара. Музыкальный инструмент гитара. 3. Учебнотехническая работа. Музыкальный инструмент гитара. 4. Художественная работа. Музыкальный инструмент гитара Формы, методы, приемыобучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Словесный (рассказ, беседа, объяснение); Занятие-беседа. Наглядно Занятиеслуховой (показ, наблюд наблюдение. ение, демонстрация преподавателем игровых движений и приемов игры на гитаре); Репродуктивный: Занятие(повторение учеником повторение. игровых приемов по образцу преподавателя); Аналитический: (сравнения и обобщения); Занятиесравнение 5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Оценки качества знаний по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (Гитара)» охватывают все виды контроля: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация учащихся. Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы. Вид контроля Задачи Формы Текущий контроль - поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различных систем оценивания. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные экзамены Экзамен проводится в выпускных классе: 5 Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Преподаватель планирует и проводит контрольные уроки в течение четверти (полугодия) в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапа изучаемой программы с целью повышения его мотивации к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольные прослушивания могут проводиться в классе в присутствии других преподавателей, включать в себя элементы беседы с учащимся и обсуждение рекомендательного характера. Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения; выступление ученика оценивается комиссией. Переводные экзамены могут проводиться в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения предмета данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением обязательным дифференцированных методическим систем обсуждением. оценок, Экзамены завершается проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс. Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном классе: 5, в соответствии с действующими учебными планами. Критерии оценок: Оценка 5 («отлично») Критерии оценивания исполнения - исполнение программы целиком без остановок и существенных ошибок; - ясным, внятным звуком; - ритмично; - в достаточной степени выразительно; - исполняемые произведения соответствуют примерным 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») Зачет (без оценки) программным требованиям. Все требования к качеству звука, ритмичности, музыкальности исполнения, а также уровень сценической культуры оцениваются в соответствии с возрастом и годом обучения. Несоответствие исполнения какому-либо пункту/пунктам предыдущего раздела, например: - заметная ошибка, либо несколько менее значительных; - некачественное звучание инструмента; - неритмичное исполнение; - невыразительное исполнение; - несколько заниженный уровень сложности программы. Степень данных недочетов в исполнении оценивается комиссией. Значительное несоответствие исполнения какомулибо пункту/пунктам первого раздела, например: - множественные ошибки или остановки; - значительно заниженный уровень сложности программы; - различные комбинации пунктов 1-4. Отказ от выступления, либо незнание программы и невозможность доиграть ее до конца. Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры: оценка годовой работы учащегося; оценки за академические концерты или экзамены; другие выступления учащегося в течение учебного года. При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры: продемонстрирован достаточный технический уровень владения инструментом; раскрыт художественный образ музыкального произведения; отражено понимание в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения. На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды приобретенных оценочных средств выпускниками обеспечивают знаний, умений, оценку навыков качества и степень готовности выпускников к возможному продолжению к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации общеобразовательных программ, адаптированных способствующих дополнительных социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы. 1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. «Классическая шестиструнная гитара»: Справочник. – М.: Композитор, 1999 – 326 с. 2. Иванов-Крамской А. М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Изд. 4 – Р-н-Д.: Феникс, 2004 – 152 с. 3. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007. 4. «Как научиться играть на гитаре»./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с. 5. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002 – 148 с. 6. Катанский А. В., Катанский В. М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебнометодическое пособие. – И.: Катанский, 2008 – 248 с. 7. Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре». / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002 – 148 с. 8. Ноуд Фредерик. «Самоучитель игры на гитаре». –М.: Астрель, 2005 – 270 с. 9. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре». – М.: Советский композитор. – 189 с. 10. Сор Ф. «Школа игры на гитаре»./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с. 11. Шумидуб А. «Школа игры на гитаре».- М.: Шумидуб, 2002, - 127 с. Литература для учащихся (родителей). 1. Альбом для детей и юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 4./ Сост. Г. Ларичев. – М.: 2004 – 56 с. 2. Воспоминание: Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 2004 – 48 с. 3. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 1 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006 – 32 с. 4. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 3 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006 – 32 с. 5. Калинин В. Юный гитарист. – М.: Музыка, 2009 – 125 с. 6. Караван мелодий. Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для шестиструнной гитары. Сост. Т. В. Левина. – М.: Кифара, 2010 – 43 с. 7. Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006 – 59 с. 8. Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006 – 56 с. 9. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 2 Музыка из кинофильмов, мюзиклов и опер. – СПб.: Диада-СПб, 2003 – 33 с. 10. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 7 Дом восходящего солнца. – СПб.: Диада-СПб, 2000 – 24 с. 11. Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста / Виктор Козлов. – Челябинск: MPI, 2005 – 50 с. 12. Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар / Виктор Козлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Челябинск: MPI, 2007 – 36 с. 13. Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары. – М.: Классика-XXI, 2005 –20 с. 14. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 1 – М.: Классика-XXI, 2005 – 14 с. 15. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 2 – М.: Классика-XXI, 2005 – 26 с. 16. Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2 / Составитель Г. Гарнишевская. – СПб.: Композитор, 2003 – 42 с. 17. Любимые мелодии для шестиструнной гитары. Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2005 – 119 с. 18. Нотное приложение к журналу «Классическая гитара». Вып. 1./ Сост. К. Миронов. – Красноярск: 2001 19. Поплянова Е. М. Счастливые башмаки: ансамбли для двух гитар / Елена Поплянова; исполн. Ред. В. Козлова. – Челябинск: MPI 2006 – 32 с. 20. Произведения для шестиструнной гитары. Ступеньки к мастерству. Вып.2. – М.: ВЛАДОС, 2005 – 92 с. 21. Семенов В. Ю. Во саду ли, в огороде: Альбом юного гитариста. – Челябинск: MPI, 2003 – 12 с. 22. Старинная музыка. 1-5 классы ДМШ./ Сост. В. Мельниченко, Т. Косарева.– Омск: ГРАН-центр, 1999 – 60 с. 23. Суханов В. Ф. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Р-н-Д.: Феникс, 2001 – 112 с. 24. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1 тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004 – 63 с. 25. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 2 тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004 – 63 с. 26. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Средние классы ДМШ. 3 тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004 – 66 с. 27. Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь./ Сост. Г. Фетисов. – М.: Катанский, 2003 – 56 с. 28. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2006 –104 с. 29. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 3-4 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2007 – 88 с. 30. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы./ Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2004 – 80 с. 31. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ, младшие курсы музучилищ. Этюды./ Сост. В. Агабабов. – М.: Музыка, 2003 – 48 с. 32. Хрестоматия гитариста. Подготовительные классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 1999 – 56 с. 33. Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-нД.: Феникс, 2000 – 72 с. 34. Хрестоматия гитариста: сонаты и сонатины / редактор-сост. Ю. Г. Лихачев. – Р-н-Д.: Феникс, 2009 – 101 с. 35. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (2 класс) / авт.сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008 – 56 с. 36. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (4 класс) / авт.сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008 – 56 с. 37. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2006 – 55 с. 38. Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005 – 88 с. 39. Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006 – 76 с. 40. Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебнометодическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006 – 96 с. 41. Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. –Р-н-Д.: Феникс, 2007 – 96 с. 42. Шумидуб А. Л. Школа гитариста-исполнителя. М.: Шумидуб, 2006 – 109 с. 43. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. – М.: Катанский, 2007 – 40 с. 44. Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих. Сост. И. Пермяков.– СПб.: Композитор, 2007 – 40 с. 45. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. 1-5 классы ДМШ./ Сост. В. Мельниченко, Т. Косарева. – Омск: ГРАН-центр, 1999 – 48 с.