Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:13:29 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных» Возраст обучающихся: 8-9 лет Срок освоения: 1 год Составитель: Евдокимова Е.А., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда 2024 г. Данная 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Дружина юных пожарных разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 1.1 Направленность Программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор»» имеет социально-гуманитарную направленность. 1.2 Актуальность. Программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор»» разработана с учетом действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования образовательный (утверждён приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 9. Порядок деятельности по организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196). 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Устав Школы № 2 Дружины юных пожарных являются добровольными противопожарными формированиями детей и подростков, которые создаются на базе образовательных учреждений органами управления образования в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ) и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) при содействии региональных и местных отделений Всероссийского добровольного пожарного общества (далее ВДПО) в соответствии со ст. 2.2.4. Устава общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и настоящим Положением с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Настоящая программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор» в Школе № 2 является частью патриотического воспитания и частью воспитательного процесса подрастающего поколения, в области культуры пожарной безопасности. Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. 1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного. Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также (представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.) 1.4 Адресат программы ДООП «Дружина юных пожарных «Ночной дозор» рассчитана на 1 год обучения и адресована учащимся 2-х классов. В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить других определенным вещам, именно это очень ценное качество при организации агитационных массовых мероприятиях и акциях, где нужно, например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких детей или же обратиться к взрослым людям. Программа позволит дисциплинированность, воспитать внимание, в детях такие собранность, качества как ответственность, осторожность, уверенность, гражданственность, патриотизм. 1.5 Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 1.6 Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса. Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое количество времени для использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного процесса и для творческой деятельности детей. Программа кружка рассчитана для учащихся 1-4 классов школы. В кружке могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к пожарной безопасности. Занятия кружка проводятся во внеурочное время. Количество детей в группе 10 человек. 1.8 Форма обучения. Форма обучения по программе «Дружина юных пожарных: групповая, индивидуальная, с использованием дистанционных технологий. 1.9 Виды занятий. Формы и методы проведения занятий могут быть различными викторины, игры, экскурсии, участие в слёте ДЮП и т.д. Организуя работу со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: -индивидуальные; -групповые; -индивидуально-групповые, -коллективное творчество. Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видеопросмотры, практическая работа, КТД, экскурсии. Работа кружка включает в себя 3 этапа: - теоретический этап накопления знаний; - практический этап (отработка последовательности действий при пожаре); - пропаганда знаний по противопожарной безопасности. 1.10 Формы итоговой аттестации. Формы итоговой аттестации: конкурс творческих работ, конференция. По окончании учебного года ученикам выдается свидетельство об освоении курса. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Цель программы: Повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся начальной школы и населения в микрорайоне. 2.2 Задачи программы: Обучающие: -Обучение основам пожарной безопасности. -Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи. -Обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации. -Ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения. Развивающие: -Развитие организаторских способностей детей в процессе профилактической работы по противопожарной безопасности. -Развитие способности предвидеть и избегать возможности возникновения пожара. -Развитие памяти, внимания и творческих способностей. Воспитывающие: -Формирование активной жизненной позиции, ответственности за коллективное дело, дисциплинированности. -Формирование навыков осторожного обращения с огнём. -Воспитание толерантных отношений. чувства -Осуществление профилактической работы по противопожарной безопасности среди детей. -Воспитание коммуникабельности, доброты, милосердия. Программа дополнительного образования детей «Дружина юных пожарных» имеет социально – педагогическую направленность. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, конкурсов). . 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать: 1. Основные причины пожаров в жилом доме. 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5.Виды травм, полученных при пожаре. 6. Знаки пожарной безопасности. Уметь: 1. Пользоваться спичками. 2. Эвакуироваться из здания школы. 3. Пользоваться огнетушителем. 4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. Результат деятельности учащихся: - участие в школьных и городских мероприятиях по данному направлению, - выставки творческих работ. Реализация программы кружка «Дружина юных пожарных» позволит: -привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; -сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; -выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Личностные результы: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Для реализации содержания программы дополнительного образования рекомендуется использование следующих форм организации занятий: урок, инструктаж, практическое занятие, беседа, соревнование, квест, игра, познавательная игра, научно-практическая конференция. При этом количество аудиторных часов должно составлять не более 40% от всего программного материала. 4.1 Учебный (тематический) план занятий. № п\п Раздел, тема 1. 1Введение. «Понятие опасности и . чрезвычайной ситуации» 2. Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» 3. Раздел 2. «Правила пожарной Количество часов всего теория практика 6 6 12 4 8 8 4 4 безопасности дома» 4. 5. 6. 7. 8. Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» Раздел 6. «Лесные пожары» 12 7 5 12 10 2 10 5 5 5 2 3 Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Итого 3 2 1 68 4.2 Содержание учебного (тематического) плана Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» Знакомство с работой кружка на текущий год.. Цели и задачи отряда ДЮП. Доработка эмблемы отряда ДЮП.Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций. Практическая часть Доработка эмблемы отряда ДЮП. Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны. Экскурсия в ПЧ г. Верхняя Салда .Прочтение книг о героической профессии пожарного. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Беседа по прочитанным книгам. Практическая часть Аппликация «Пожарные машины». КТД «Пожарный – профессия героическая». Оформление стенгазеты. Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома» Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Практическая часть Викторина «Это нужно знать!» Сюжетно – ролевая игра «Наш дом» Игра – практикум «Твои действия при пожаре» Просмотр тематических фильмов. Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек. Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками .«Фейерверк – не игрушка». Практическая часть Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь» День загадок на тему «Электробытовые предметы» Игра – занятие «А у нас в квартире газ». Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг». Ролевой диалог с диспетчером 01. Аппликация «Пожарные знаки». Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения».Опасная высота опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма. Практическая часть Объёмная аппликация «Огнетушитель». Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма.Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами».Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Практическая часть Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге» Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении газами. Раздел 6. «Лесные пожары» Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Практическая часть Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!» Оформление стенгазеты «Береги лес!» Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» Повторение и обобщение пройденного материала. Практическая часть Викторина «Юный пожарный» 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 34 68 2 68 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 9 10 года 31 декабря – 8 января 27 мая Выходные дни Окончание учебного года 5.2 Условия реализации программы Материально-техническое оснащение Необходимым условием полноценной реализации программы является материально-техническое оснащение: - компьютер; - интерактивная доска; - магнитная доска; - принтер; - комплект видеоматериалов по противопожарной тематике; - комплекты плакатов по противопожарной безопасности; - комплект плакатов по оказанию первой помощи; - информационные стенды по ГО, пожарной безопасности, планы эвакуации; - средства индивидуальной защиты; - медицинское имущество. 5.3 Кадровое обеспечение. ДООП «Дружина юных пожарных» может реализовываться педагогами ОБЖ, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов. 5.4 Методическое обеспечение программы Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам пожарной безопасности построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном Преемственность. процессе, относятся следующие. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей. Последовательность и постепенность. Знания по основам пожарной безопасности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы. Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях. Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжкитетради с иллюстрированным материалом, книги, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, мультфильмы и др. Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях. Метод обучения При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями). Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление. Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий. Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся. Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек. Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций. Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике пожарной безопасности, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях. 6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования образовательный (утверждён приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 9. Порядок деятельности по организации и дополнительным осуществления образовательной общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196). 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 12. Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 13. Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации с. с. для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977 14. Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. 15. Бородкина - 25 с. Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991. 16. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с. 17. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991. 18. Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с. 19. Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с. 20. Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991. 21. Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 22. Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: 1987. Просвещение, 1985 23. Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия) 24. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2010. 25. Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях. – Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с. 26. Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат, 1986. -43 с. 27. Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 28. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983. 2002.