Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Дружина юных пожарных»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф.,
o=Школа №2,
email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 15:13:29
+05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Дружина юных пожарных»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок освоения: 1 год

Составитель:
Евдокимова Е.А.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

Данная

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа (далее ДООП) «Дружина юных пожарных разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря
2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения.
1.1 Направленность
Программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор»» имеет
социально-гуманитарную направленность.
1.2 Актуальность.
Программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор»» разработана с
учетом действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от

24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,

с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. №1726-р).
9. Порядок
деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. №196).
10.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.

Устав Школы № 2

Дружины

юных

пожарных

являются

добровольными

противопожарными формированиями детей и подростков, которые создаются
на базе образовательных учреждений органами управления образования в
соответствии со ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» от
21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ) и территориальными органами Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС
России) при содействии региональных и местных отделений Всероссийского

добровольного пожарного общества (далее ВДПО) в соответствии со ст.
2.2.4. Устава общероссийской общественной организации «Всероссийское
добровольное пожарное общество» и настоящим Положением с целью
совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности,
их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний
и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и
умение действовать при пожаре.
Настоящая программа «Дружина юных пожарных «Ночной дозор» в
Школе № 2 является частью патриотического воспитания и частью
воспитательного процесса подрастающего поколения, в области культуры
пожарной безопасности.
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем
стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно,
как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением
подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры,
зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают
самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь
соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному
поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут
столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы
сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных
знаний среди школьников.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной

особенностью

данной

программы

является

её

вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок
изучения тем; связывать изучение отдельных тем с особенностями местных
условий.

Практические

задания

способствуют

развитию

творческих

способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса
профессии пожарного.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития
учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя
основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых
ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
На отдельных занятиях возможно привлечение психолога или
муниципальных работников

школы

(медсестра

или

врач),

а

также

(представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.)
1.4 Адресат программы
ДООП «Дружина юных пожарных «Ночной дозор» рассчитана на 1 год
обучения и адресована учащимся 2-х классов.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить
других определенным вещам, именно это очень ценное качество при
организации агитационных массовых мероприятиях и акциях, где нужно,
например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких
детей или же обратиться к взрослым людям.
Программа

позволит

дисциплинированность,

воспитать

внимание,

в

детях

такие

собранность,

качества

как

ответственность,

осторожность, уверенность, гражданственность, патриотизм.
1.5 Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
1.6

Объем программы – 68 часов. Программа рассчитана на 1 год

обучения.
1.7

Особенности организации образовательного процесса.

Особенностью программы является её вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение
отдельных тем с особенностями местных условий; отводится большое
количество времени для использования учителем разнообразных форм и

методов организации учебного процесса и для творческой деятельности
детей.
Программа кружка рассчитана для учащихся 1-4 классов школы. В
кружке могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к пожарной
безопасности.
Занятия кружка проводятся во внеурочное время.
Количество детей в группе 10 человек.
1.8 Форма обучения.
Форма обучения по программе «Дружина юных пожарных: групповая,
индивидуальная, с использованием дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными викторины, игры, экскурсии, участие в слёте ДЮП и т.д. Организуя работу
со школьниками, следует помнить, что занятия в форме беседы, лекции,
рассказа кажутся детям малоинтересными, нудными и монотонными. Лучше
всего занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются
сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное,
внимание и многие другие качества ребёнка.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной деятельности:
-индивидуальные;
-групповые;
-индивидуально-групповые,
-коллективное творчество.
Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины,
сюжетные игры, видеопросмотры, практическая работа, КТД, экскурсии.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
- теоретический этап накопления знаний;
- практический этап (отработка последовательности действий при
пожаре);
- пропаганда знаний по противопожарной безопасности.

1.10 Формы итоговой аттестации.
Формы итоговой аттестации: конкурс творческих работ, конференция.
По окончании учебного года ученикам выдается свидетельство об освоении
курса.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы:
Повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности
и привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения
среди учащихся начальной школы и населения в микрорайоне.
2.2 Задачи программы:
Обучающие:
-Обучение основам пожарной безопасности.
-Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи.
-Обучение умениям правильно действовать в экстремальной
ситуации.
-Ознакомление

с

особенностями

применения

специальных

средств пожаротушения.
Развивающие:
-Развитие организаторских способностей детей в процессе
профилактической работы по противопожарной безопасности.
-Развитие способности предвидеть и избегать возможности
возникновения пожара.
-Развитие памяти, внимания и творческих способностей.
Воспитывающие:
-Формирование

активной

жизненной

позиции,

ответственности за коллективное дело, дисциплинированности.
-Формирование навыков осторожного обращения с огнём.
-Воспитание толерантных отношений.

чувства

-Осуществление профилактической работы по противопожарной
безопасности среди детей.
-Воспитание коммуникабельности, доброты, милосердия.
Программа дополнительного образования детей «Дружина юных
пожарных» имеет социально – педагогическую направленность.
Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие
в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее
(проведение акций, праздников, конкурсов).

.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться огнетушителем.
4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при
травмах, полученных во время пожара.
Результат деятельности учащихся:
- участие в школьных и

городских мероприятиях по данному

направлению,
- выставки творческих работ.
Реализация программы кружка «Дружина юных пожарных»
позволит:

-привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области
безопасности жизни;
-сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ
безопасности жизнедеятельности;
-выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в
повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и
чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения
определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим
интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях,
развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в
сложных жизненных ситуациях.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны
овладеть не только правилами безопасного поведения в различных
ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать
первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать
о значении природного окружения для здоровья человека.
Личностные результы:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели
и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации
поставленных

целей,

оценивать

результаты

своей

деятельности

в

обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности
в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека
на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
•

формирование

умений

взаимодействовать

с

окружающими,

выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их
последствий на безопасность личности, общества и

государства; о

государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании
первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике —
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки
и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные
последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать
в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное
решение в различных ситуациях.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
Для реализации содержания программы дополнительного образования
рекомендуется использование следующих форм организации занятий: урок,
инструктаж, практическое занятие, беседа, соревнование, квест, игра,
познавательная

игра,

научно-практическая

конференция.

При

этом

количество аудиторных часов должно составлять не более 40% от всего
программного материала.
4.1 Учебный (тематический) план занятий.
№
п\п

Раздел, тема

1. 1Введение. «Понятие опасности и
. чрезвычайной ситуации»
2. Раздел 1. «Что такое служба
противопожарной безопасности»
3. Раздел 2. «Правила пожарной

Количество часов
всего

теория

практика

6

6

12

4

8

8

4

4

безопасности дома»
4.
5.
6.
7.
8.

Раздел 3. «Источники возможной
опасности в доме»
Раздел 4. «Противопожарный режим в
общественных местах»
Раздел 5. «Оказание первой
медицинской помощи»
Раздел 6. «Лесные пожары»

12

7

5

12

10

2

10

5

5

5

2

3

Раздел 7. «Повторение правил пожарной
безопасности»
Итого

3

2

1

68

4.2 Содержание учебного (тематического) плана

Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»


Знакомство с работой кружка на текущий год.. Цели и задачи

отряда ДЮП. Доработка эмблемы отряда ДЮП.Общее понятие опасности и
чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций.
Практическая часть


Доработка эмблемы отряда ДЮП.
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»



Знакомство с профессией пожарного. Основное направление

деятельности пожарной охраны. Экскурсия в ПЧ г. Верхняя Салда
.Прочтение книг о героической профессии пожарного. Чтение рассказа Л.Н.
Толстого «Пожарные собаки». Беседа по прочитанным книгам.
Практическая часть


Аппликация «Пожарные машины».



КТД

«Пожарный

–

профессия

героическая».

Оформление

стенгазеты.
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома»


Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и

опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения
пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при
возникновении пожара в доме.

Практическая часть


Викторина «Это нужно знать!»



Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»



Игра – практикум «Твои действия при пожаре»



Просмотр тематических фильмов.
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»



Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками.

Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек.
Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила
установки

ёлки.

Использование

электрогирлянд.

Правила

ухода

за

естественными и искусственными ёлками .«Фейерверк – не игрушка».
Практическая часть


Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь»



День загадок на тему «Электробытовые предметы»



Игра – занятие «А у нас в квартире газ».



Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».



Ролевой диалог с диспетчером 01.



Аппликация «Пожарные знаки».
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»



Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина

пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных
местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в
общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического
фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения».Опасная высота опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на
балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма.
Практическая часть


Объёмная аппликация «Огнетушитель».
Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»



Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.

Просмотр тематического фильма.Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая
медицинская

помощь

при

отравлении

газами».Причины

отравления

газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.
Практическая часть


Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге»



Практические занятия по отработке навыков оказания первой

медицинской помощи при отравлении газами.
Раздел 6. «Лесные пожары»


Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы,
тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных
пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Практическая часть


Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!»



Оформление стенгазеты «Береги лес!»
Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности»



Повторение и обобщение пройденного материала.

Практическая часть Викторина «Юный пожарный»
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

34
68
2
68
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025

9
10

года
31 декабря – 8 января
27 мая

Выходные дни
Окончание учебного года

5.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Необходимым условием полноценной реализации программы является
материально-техническое оснащение:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- магнитная доска;
- принтер;
- комплект видеоматериалов по противопожарной тематике;
- комплекты плакатов по противопожарной безопасности;
- комплект плакатов по оказанию первой помощи;
- информационные стенды по ГО, пожарной безопасности, планы
эвакуации;
- средства индивидуальной защиты;
- медицинское имущество.
5.3 Кадровое обеспечение.
ДООП «Дружина юных пожарных» может реализовываться педагогами
ОБЖ, педагогами дополнительного образования, учителями начальных
классов.
5.4 Методическое обеспечение программы
Учитывая неравномерность психического и физического развития
детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам пожарной
безопасности построен на основе дидактических закономерностей: от
простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к
общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в
образовательном
Преемственность.

процессе,

относятся

следующие.

Каждая

новая

ступень

обучения

младших

школьников должна

опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные
в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность.
Знания по основам пожарной безопасности следует давать постепенно,
определенными

дозами,

без

перегрузки,

с

нарастающим

объемом

информации с 1 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения.
Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка
позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует
заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины,
определения,

схемы,

таблицы

и

т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания
учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной
обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка
самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не
иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность.
Учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
Наглядность.
Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда
они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым
реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности
жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжкитетради с

иллюстрированным

материалом,

книги,

плакаты,

макеты,

специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы,
мультфильмы и др.
Принцип единства воспитания и обучения.
На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру
поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних
условиях.

Метод обучения
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны
следующие
устные

методы

изложения

знаний

по

основам

безопасности

жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная
работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
Беседа.
Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и
личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию
нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и
навыки. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он
активизирует их мышление.
Правильно сформулированная задача придает мышлению детей
направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют
установки

педагога на

запоминание

той

или

иной

информации,

неоднократное повторение в процессе занятий.
Игра.
Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по
правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и
направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя
дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях.
Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.Постепенное
усложнение сознательного многократного повторения действий помогает
сформировать безопасное поведение учащихся.
Экскурсия.
Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления
учебного материала. На экскурсиях дети приобщаются к природной,
техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний,
умений,

навыков

и

привычек.

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо

дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме
традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с
применением инноваций.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой
для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе
классных занятий по тематике пожарной безопасности, формирования и
развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи
и других познавательных способностей, необходимых для правильной и
безопасной

ориентации

в

чрезвычайных,

опасных и

экстремальных

ситуациях.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от

24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н,
с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ
от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н

6.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. №1726-р).
9. Порядок
деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. №196).
10.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206

12.

Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45

13.

Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации

с.
с.
для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977
14.

Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988.

15.

Бородкина

- 25 с.
Н.И.,

Лепехин

А.Н.

Пособие

для

обучения

школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991.

16.

Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат,

1982. – 25с.
17.

Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной

безопасности".- Свердловск, 1991.
18.

Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности

жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно
использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО
«Гелиос - Медиа», 2004. – 36с.
19.

Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с.

20.

Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по

обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.:
"Стройиздат", 1991.
21.

Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат",

22.

Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.:

1987.
Просвещение, 1985
23.

Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 -

(Моя профессия)
24.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ;
под ред. В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2010.
25.

Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях.

– Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с.
26.

Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат,

1986. -43 с.
27.

Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат,

28.

Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983.

2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».