Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Самбо»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2,
email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя Салда,
ул. Энгельса,дом 87, корпус 2
Дата: 2024.08.30 15:13:49 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Самбо»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Шевчук А.П.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - ДООП)
«Самбо» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального, основного образования (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373, с изменениями) в соответствии с
примерной образовательной программой раздел «САМБО» по физической культуре
государственных общеобразовательных учреждений.
1. 1 Направленность.
ДООП «Самбо» имеет физкультурно-спортивную направленность и обеспечивает
организацию содержательного досуга учащихся, укрепления здоровья, удовлетворение
потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной
активности.
1.2 Актуальность.
Основанием для разработки ДООП «Самбо» служат следующие нормативные
правовые акты и правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

(утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от
22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом

Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г.
№ 422н
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и

взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.

Распоряжение

Минпросвещения

России

от

01.03.2019

№

Р-20

«Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к
обновлению

материально-технической

дополнительных
технического

образовательных
и

гуманитарного

базы,

с

целью

программ
профилей

реализации

цифрового,
в

основных

и

естественно-научного,

образовательных

организациях,

расположенных в сельской местности и малых городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Самбо - не только вид спортивного единоборства, это система воспитания,
способствующая

развитию

морально-волевых

качеств

человека,

патриотизма

и

гражданственности.
Самбо - это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и
дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и
выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.

Самбо

способствует

выработке

самодисциплины,

формирует

внутреннюю

нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо
формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою
семью, за Родину.
Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды
борьбы. Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя,
русской, грузинской, татарской, армянской, казахской, узбекской борьбы; финскофранцузской,

вольно-американской,

английской

борьбы

ланкаширского

и

камберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо и других видов
единоборств. Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного,
легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления,
открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и
нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности
дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них.
И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт
достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.
Актуальность программы состоит в том, что с помощью этой программы
преподаватель наиболее полно раскрывает способности каждого отдельно взятого ребёнка.
1.3 Отличительные особенности программы
Занятия самбо, как один из видов спортивных единоборств позволяют приобщить
детей к занятиям спортом, в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и
всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности,
формирование жизненно - важных двигательных умений и навыков, составляющих основу
техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной
деятельности.
1.4 Адресат программы.
ДООП «Самбо» рассчитана на один год обучения и адресована 3-4 - м классам.
ДООП «Самбо» разработана в соответствии с возрастными и психологическими
особенностями учащихся данного возраста.
Психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного
звена являются:



дальнейшее

физическое

и

психофизиологическое

развитие

ребенка,

обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;


совершенствование головного мозга и нервной системы;



рефлексия, анализ, внутренний план действий;



качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в

деятельности;


развитие нового познавательного отношения к действительности;



ориентация на группу сверстников своего возраста;



неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;



нервно-психическая ранимость ребенка;



неспособность

к

длительному

сосредоточению,

возбудимость,

эмоциональность;


развитие познавательных потребностей;



развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;



изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в группы
производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних
учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных и при наличии
сертификата дополнительного образования.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 человек.
1.5

Режим занятий

Занятия групповые.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 6
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа
1.6

Объем программы – 204 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.

1.7

Особенности организации образовательного процесса

К занятиям допускаются все учащиеся школы, не имеющие медицинских
противопоказаний.

На

занятиях

осуществляется

физкультурно–оздоровительная

и

воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку
оздоровительной направленности.
Преимущественная направленность образовательного процесса этого этапа:


укрепление здоровья, улучшение физического развития;



овладение основами техники безопасного падения и самостраховки;



приобретение разносторонней физической подготовленности;



выявление задатков и способностей у детей;



привитие стойкого интереса к занятиям спорта.
Форма обучения.

1.8

Форма обучения по ДООП «Самбо»: индивидуальная, групповая, с применением
дистанционных технологий.
Виды занятий.

1.9

Учебные занятия по ДООП «Самбо» проходят как в теоретической форме, так и в
практической.
Формы итоговой аттестации

1.10
По

окончании

обучения

по

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе «Самбо» проводятся спортивные соревнования.
2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Цель программы -

разносторонняя физическая подготовка учащихся и

овладение основами техники борьбы самбо.
2.2 Задачи:
1) Обучающие:


обучение учащихся навыкам самозащиты на основе борьбы самбо;



ознакомление учащихся с данным видом спорта и создание основ для

привлечения их к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время;
2) Воспитательные:


воспитание ответственности и профессионального самоопределения;



повышение уровня патриотизма учащихся, занимающихся национальным и

приоритетным видом спорта;


формирование

здорового

образа

жизни,

привлечение

учащихся

к

систематическим занятиям физической культурой и спортом;


распространение и внедрение передового опыта организации учебно-

тренировочной работы с учащимися в школе;


достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуаль­ными

способностями детей и подростков.
3) Развивающие:


укрепление

здоровья

и

всестороннее

физическое

развитие

(разви­тие

физических, интеллектуальных и нравственных способностей);


повышение общего уровня физической, технической и тактической подготовки

учащихся;


регулярный врачебный контроль над функциональным состоянием учащихся и

повседневный контакт тренера-преподавателя с вра­чом спортивного диспансера;


способствовать

физическому

совершенствованию

и

подготовке

высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь России на
международной спортивной арене.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Самбо» выделяются
следующие группы результатов:
1.

Личностные результаты освоения программы.

2.

Метапредметные результаты.

3.

Предметные результаты.

1.

Личностные результаты

- развитие навыков сотрудничества со

сверстниками и взрослыми в разных

социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных
ситуаций;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

2.

Метапредметные результаты отражают сформированность регулятивных,

познавательных коммуникативных навыков.
Регулятивные УУД:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Познавательные УУД:
-

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических
упражнений в двигательные действия и наоборот;
- владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;

3.

Предметные результаты:

- формирование

навыка

систематического наблюдения

за своим

физическим

состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы
тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация

отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли
и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представление

физической культуры как средства

укрепления

здоровья,

физического развития и физической подготовки человека;
- измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
(длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и
способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов
соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности к местам проведения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной
дозировкой нагрузки;
- характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование
ее напряженности во время занятий по развитию физических качеств; - взаимодействие со
сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
- подача строевых команд, подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными
способами, в различных условиях.
В результате обучения по программе учащиеся должны знать:
- основные понятия борьбы самбо;
- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни;

- историю развития самбо;
- правила соревнований в избранном виде спорта.
Обучающийся должен уметь:
- применять правила техники безопасности на занятиях;
- владеть основами гигиены;
- выполнять основные технические действия, предусмотренные программой;
- применять изученные технические действия в соревновательных условиях.
4.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Для

реализации

содержания

программы

дополнительного

образования

рекомендуется использование следующих форм организации занятий: урок, инструктаж,
практическое занятие, беседа, внеурочное занятие, соревнование, квест, состязание. При
этом количество аудиторных часов должно составлять не более 40% от всего
программного материала.
Методы обучения:
-

словесные (рассказ, объяснение);

-

наглядные (показ приемов);

-

практические (тренировка, самостоятельная работа).

4.1 Учебный (тематический) план
№

1.
1.1

Название раздела, темы

Теоретические основы
физической культуры и
спорта
Вводное занятие.
Физическая культура и спорт

Количество часов

Всего

Теория

30

30

1.3
1.4

-

2

Фронтальный опрос

2
-

5
Краткие сведения о
строении и функциях
организма
Общие понятия о
гигиене

Практика
-

Краткий обзор развития самбо
1.2

Формы
аттестации/контроля

Фронтальный опрос

5
-

5

5

5

5

Фронтальный опрос
-

Фронтальный опрос

1.5
1.6

1.7
1.8
2.
2.1

Краткие сведения о
физиологических основах тренировки самбиста
Морально-волевая
подготовка
Правила
техники безопасности и
предупреждение травматизма
Правила соревнований
Общая физическая
подготовка
Строевые упражнения

5

3

3

3

3

2

2

-

Фронтальный опрос

54

-

54

-

20

-

20

Контрольно- переводные
нормативы по ОФП,СФП
(Приложение 5)
Контрольно- переводные
нормативы по ОФП,СФП
(Приложение
5)

-

Фронтальный опрос

-

34

3.

Общие подготовительные
координационные и
развивающие
упражнения
Вид спорта самбо

3.1

Основные техники самбо

23

3.2

Стойки, дистанции и захваты

2.2

Фронтальный опрос

5

Фронтальный опрос

-

50

34
-

50

4.

Творческое мышление

20

-

20

Контрольно- переводные
нормативы по ОФП,СФП
(Приложение
5), соревнования
Контрольнопереводные нормативы
по ОФП, СФП
(Приложение
5), соревнования
-

4.1

10

-

10

Фронтальный опрос

5.1

Основы творческого
мышления спортсмена.
Упражнения и тренингидля
творческого
мышления
Различные виды спорта
и подвижные игры
Спортивные игры

5.2

6.

23

27

4.2
5.

27

Динамика личностного
развития (Приложение 2)

10
20

-

10
20

10

-

10

Подвижные игры

10

-

10

10

-

10

6.2

Спортивное испециальное
оборудование
Оборудование места для
борьбы самбо
Форма самбиста

7.
7.1

6.1

Мониторинг физического
развития
(Приложение 1)
Мониторинг
физического
развития (Приложение 1)

5

-

5

Фронтальный опрос

5

-

5

Фронтальный опрос

Специальная подготовка

8

-

8

Специальная физическая
подготовка

6

-

6

Контрольно- переводные
нормативы по ОФП,СФП
(Приложение 5)

7.2

8.

8.1

8.2

Общая характеристика
основных физическихкачеств
человека
Национальный
региональный компонент
(знание особенностей
развитиевидов спорта в
Свердловской области)
История возникновениясамбо в
спортивной
школе
Развитие самбо в г.
Верхняя Салда.
Итого:

2

2

Фронтальный опрос

8

Фронтальный опрос

4

Фронтальный опрос
Фронтальный опрос

8

4
4

-

4

204

30

166

4.2 Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Теоретические основы физической культуры и спорта.
1.1

Вводное занятие. Физическая культура и спорт.

Теория: Физическая культура как часть общей культуры общества. Основные
элементы физической культуры. Спорт – составная часть физической культуры, средство и
метод физического воспитания. История физической культуры и спорта.
1.2

Краткий обзор развития самбо.

Теория: История создания самбо. Борьба - старейший вид спорта. Виды и характер
борьбы у народов нашей страны. Выдающиеся спортсмены в этом виде спорта.
1.3

Краткие сведения о строении и функциях организма.

Теория: Скелет человека. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат.
Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям. Основные мышцы человека, их
названия, сгибатели, разгибатели, супинаторы, пронаторы, гладкие, поперечнополосатые
мышцы, мышцы рук, ног, туловища. Преодолевающая, уступающая, удерживающая
работа мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.
1.4

Общие понятия о гигиене.

Теория: Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, история развития.
Требования к питанию на фоне физической активности. Понятие о нутриентах и
рациональном питании. Удовлетворение потребностей организма в энергии и основных
компонентах питания при занятиях физической культурой и спортом. Режим питания и
режим тренировок. Суточный режим. Соотношение сна и бодрствования.
1.5

Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста.

Теория: Анатомические и физиологические особенности организма. Определение
понятия «физическое развитие». Нервная система и ее роль в жизнедеятельности
организма. Костно-мышечная система, ее строение и функции. Сердечно-сосудистая
система. Система дыхания.
Морально-волевая подготовка.

1.6

Теория: Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий спортом:
сознательность, уважение к старшим, смелость, выдержка, решительность, настойчивость.
Правила техники безопасности и предупреждение травматизма.

1.7

Теория: Соблюдение правил техники безопасности при занятиях борьбой. Понятие о
травмах и их причинах.
Правила соревнований.

1.8

Теория: Значение соревнований по самбо, их цели и задачи. Виды соревнований.
Правила определения победителей в соревнованиях.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.

2.1
Практика:


Строевые приемы. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!»,

«Смирно!», «Отставить!», «Вольно!», «Разойдись!», «По порядку - рассчитайсь!»,
«На первый-второй - рассчитайсь!» и др.


Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.



Понятия: «строевая стойка», «стойка ноги врозь», «основная стойка»,

«колонна», «шеренга», «фронт», «тыл», «интервал», «дистанция».


Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две,

три, четыре).


Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из

шеренги в колонну захождением отделений плечом.


Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение

бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по
диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.


Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от

середины (вправо, влево). Размыкание в колоннах по направляющим.



Рапорт дежурного.



Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы,

бега, прыжков.
Общие подготовительные координационные и развивающие

2.2
упражнения:
Практика:


Ходьба. Обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в

полуприседе, спортивная.


Бег. На короткие дистанции из различных стартовых положений, на

средние, длинные дистанции, назад, боком, с подниманием ног, касаясь пятками ягодиц, с
поворотом, с ускорениями.


Прыжки. В длину, в высоту, с места, с разбега, на одной и двух ногах,

вперед, назад, в стороны, боком с вращениями.


Переползания. Вперед, назад, на животе вперед-назад, в стороны, боком,

на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в
положении руки перед грудью с помощью ног.


Упражнения

без

предметов.

Сгибание,

разгибание,

отведение,

приведение, вращение руки вперед и вверх, вращение вперед и внутрь, круговые
упражнения

в

лучезапястных,

локтевых,

плечевых,

голеностопных,

коленных,

тазобедренных суставах, наклоны туловища вперед, назад, в сторону, повороты головы и
туловища.


Упражнения с предметами. Скалками, гирями, гантелями, мячами.



Акробатические упражнения. Кувырки вперед и назад, кувырки назад с

выходом в стойку на руках, кувырок – полет в длину, в высоту, через препятствие,
кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди, кувырок через
левое (правое) плечо; кувырок, скрестив ноги; кувырок из стойки на голове и руках, из
стойки на руках; перевороты вперед, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине,
сальто вперед с разбега.
Раздел 3. Вид спорта самбо.
3.1

Основы техники.

Практика: основные положения борцов, захваты, передвижения по ковру и способы

подготовки приемов.
3.2

Стойки, дистанции и захваты.

Практика: Стойки: правая, левая, фронтальная, низкая и высокая. Дистанции: вне
захвата, дальняя, средняя, ближняя и вплотную. Захваты: рук, ног, корпуса, за рукава,
отвороты, пояс, проймы и т.п.
Раздел 4. Творческое мышление.
4.1

Основы творческого мышления спортсмена. Практика: Развитие

творческого мышления.
4.2

Упражнения и тренинги для творческого мышления.

Практика: Упражнения и тренинги для развития творческого мышления различают по
формам: игровым, индивидуальным или групповым (всем известный мозговой штурм),
устным или изобразительным и т.д.
Раздел 5. Различные виды спорта и подвижные игры.
5.1

Спортивные игры.

Практика: Футбол. Ведение ногой мяча вокруг предметов; стоя на против друг друга,
обвести мяч вокруг партнера, вернуться на свое место и послать в ноги своему товарищу;
обвести стоящие кегли и попасть в ворота; ведение мяча с одной стороны площадки на
другую; в парах перекатывать мяч правой и левой ногой, то же самое в стойках; удары по
мячу о стенку (остановить мяч и снова послать его в стену). Игра «Сбей кеглю», «Попади в
предмет», «Не задень».
5.2

Подвижные игры.

Практика: с элементами бега, прыжков, переползаний, с перепиской, расстановкой и
собиранием предметов.
Раздел 6. Спортивное и специальное оборудование.
6.1

Оборудование зала и инвентарь.

Практика: Изучение требований к спортивному залу для занятий.
Эксплуатация и сохранение.
6.2

Форма самбиста.

Практика: Форма самбиста. Ее подготовка и уход за ней.
Раздел 7. Специальная подготовка.
7.1

Специальная физическая подготовка.

Практика: умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с
обязательными для борца специальными навыками.
7.2

Общая характеристика основных физических качеств человека.

Практика: Общая

характеристика

основных физических

качеств

человека (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость).
Раздел 8. Национальный региональный

компонент

(знание

особенностей

развитие видов спорта в Свердловской области).
8.1

История возникновения самбо в Свердловской области.

Практика: особенности развития видов спорта в Свердловской области. Спортсмены
Свердловской области.
8.2

Развитие самбо в г. Верхняя Салда.

Практика: История развития самбо в г. Верхняя Салда. Спортсмены г. Верхняя
Салда.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

5.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
1.

Спортивный зал (зал борьбы).

Оснащение зала:

34
170
6
192
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября 2024
г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8 января
2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта 2025
года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

Ковер борцовский 14х5м -1 шт.
Мат гимнастический – 4 шт.
Шведская стенка – 3 шт.
2.

Зал общефизической подготовки (ОФП).

Оснащение зала:
Скамья д/пресса – 1 шт.
Гриф д/штанги – 2 шт.
Скамья для жима лежа – 1шт.
Блины для грифа различных номиналов – 2шт Гири (16, 24, 32 кг.).
5.3 Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
может

реализовываться

педагогами

дополнительного

образования,

«Самбо»
педагогами-

организаторами ОБЖ, педагогами физкультуры.
5.4 Методические материалы
№

Название раздела

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы учебного
занятия

1

Теоретические основы
физической культуры и
спорта

Словесный метод,
метод показа, парный
спарринг

Лекции,
практическое
занятие

2

Общая физическая
подготовка

Словесный метод,
метод показа.
индивидуальный,
круговой,
попеременный,
дифференцированный,
игровой методы.

Лекции,
демонстрация
технического
действия,
практическое
занятие

3

Вид спорта.

ПК, экран,
проектор.
Инструкции по
технике
безопасности
Спортивный зал,
инвентарь: маты,
резиновые и
набивные мячи,
гимнастическая
стенка, скакалки,
гантели,
тренажёры.
ПК, экран,
проектор.
Нормативы,
комплексы
упражнений
Спортивный зал,
инвентарь: маты,
резиновые и
набивные мячи,
гимнастическая
стенка, скакалки,
гантели,

Групповой,
повторный, игровой
рассказ, просмотр
аудио и видео
материалов

Лекция, беседа,
просмотр
соревнований
практическое
занятие

п/п

4

Творческое мышление

5

Различные виды спорта и
подвижные игры.

6

Спортивное и специальное
оборудование

7

Специальные навыки.

8

Национальны региональный
компонент (знание
особенностей развития
видов спорта в
Свердловской области).

тренажёры.
ПК, экран,
проектор
ПК, экран,
проектор
Спортивный зал,
инвентарь: маты,
резиновые и
набивные мячи,
гимнастическая
стенка, скакалки,
гантели,
тренажёры.
ПК, экран,
проектор
Спортивный зал,
инвентарь: маты,
резиновые и
набивные мячи,
гимнастическая
стенка, скакалки,
гантели,
тренажёры.
Нормативы,
комплексы
упражнений,
презентации,
подвижные игры
с элементами
волейбола.
ПК, экран,
проектор.
ПК, экран,
проектор,
спортинвентарь
ПК, экран,
проектор

Метод
психорегуляции
Аутогенная
тренировка.
Групповой,
повторный, игровой
рассказ, просмотр
аудио и видео
материалов

Беседы,
практическое
занятие
Лекция, беседа,
просмотр
соревнований
практическое
занятие

Повторный,
дифференцированный,
игровой,
соревновательный
методы.
Идеомоторный метод.
Метод расчленённого
разучивания. Метод
целостного
упражнения. Метод
подводящих
упражнений

Лекции,
демонстрация
технического
действия,
практическое
занятие

Рассказ, просмотр
аудио и видео
материалов

Лекция, беседа,
просмотр
соревнований
практическое
занятие
Лекция, беседа,

Рассказ, просмотр
аудио и видео
материалов

5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Цель учебных занятий сводится

к

усвоению

нового

материала.

На учебно-тренировочных занятиях идет не только изучение и закрепление
материала, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной
работоспособности.

Тренировочные

занятия целиком посвящены повышению эффективности

выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности.
Контрольные занятия обычно проводятся в конце прохождения определенного раздела
образовательной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике,
проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебнотренировочной работы, успехи и отставание отдельных самбистов, и их главные
недостатки на уровне моральной, волевой, физической
подготовки.
соревнований.

Соревновательные занятия
Спортивные

занятия

проводятся
строятся

в

и
в

технико-тактической

форме

неофициальных

соответствии

с

общими

закономерностями построения занятий по физическому воспитанию.
Организационные формы тренировочных занятий:


индивидуальная форма – учащиеся получают индивидуальное

задание и выполняют его самостоятельно, после чего демонстрируют выполнение
педагогу.


групповая форма – учащиеся получают задания по микрогруппам,

что позволяет развить соревновательный дух, взаимопомощь в процессе выполнения
упражнений.


фронтальная форма - группа спортсменов одновременно выполняет

одинаковые упражнения.


самостоятельные занятия – утренняя гимнастика, подвижные игры,

индивидуальные комплексы упражнений.
В учебно-тренировочном процессе различают занятия по общей физической
подготовке и специальные занятия.
Тренировочное занятие состоит из следующих составных частей:
Подготовительная часть – разминка – комплекс упражнений,

1.

которые выполняются спортсменом с целью подготовки организма к предстоящей
деятельности.
2.
с

целью

Основная часть – комплекс упражнений, которые выполняются
восприятия

новых

элементов

осваиваемой

спортивной

техники.

Характеризуется наибольшей физической и психической нагрузкой.
3.

Заключительная

часть

–

комплекс

упражнений,

которые

выполняются для постепенного снижения нагрузки.
Текущий контроль осуществляется тренером-преподавателем, реализующим
дополнительные предпрофессиональные программы:


в рамках одного тренировочного занятия;



в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом

контроле);


в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания

динамики развития физических качеств и/или технических, техникотактических
умений и навыков при сдаче контрольных нормативов.
Обще подготовительные упражнения.
Строевые упражнения.
Строевые приемы.


Выполнение команд



Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.



Понятия: "строевая стойка", "стойка ноги врозь", "основная стойка",

"интервал", "дистанция".


Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две,

три, четыре).


Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом,

из шеренги в колонну захождением отделений плечом.


Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение

бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по
диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.


Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от

середины (вправо, влево).


Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы,

бега, прыжков.
Общеразвивающие упражнения.


Упражнения для мышц и суставов туловища и шеи.



Упражнения для мышц и суставов рук и ног.



Упражнения с отягощением весом собственного тела для воспитания

физических качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости.
Стретчинг.
Анатомические и физиологические особенности стретчинга. Ознакомление с
зонами растяжения.

Использование различных упражнений стретчинга для

увеличения подвижности в суставах, предотвращения травм.
Упражнения с партнером.


Упражнения в различных положениях: в стойке, в партере, лежа, на

мосту и др.


Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты,

приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание лежа
на спине, в положении на "борцовском мосту".


Упражнения с сопротивлением партнера: в положении стоя, в

положении сидя, в положении лежа на спине, в положении лежа на животе.


Упражнения для развития гибкости, силы с помощью партнера.



Упражнения в положении на "борцовском мосту"



Упражнения на гимнастической стенке.



Упражнения с гимнастической палкой.



Упражнения

с

мячом

(набивным,

теннисным

и

др.).

Общеподготовительные упражнения для ОФП.


Упражнения с самбистским поясом (скакалкой).



Прыжки с продвижением вперед и назад, влево и вправо - с подскоками

и без подскоков, вращая скакалку вперед или назад. Бег с прыжками через скакалку,
вращая ее вперед: по кругу, по восьмерке, по гимнастической скамейке или бревну.
Продвижение вперед прыжками на одной ноге с горизонтальным вращением
скакалки. Галоп с продвижением вперед, влево, вправо и вращением скакалки
вперед и назад.


Упражнения с партнером и в группе.



Акробатика. Особенности обучения и совершенствование элементов

акробатики и акробатических прыжков в условиях зала борьбы.


Стойки



"Седы": ноги вместе, ноги врозь, углом, согнув ноги, в группировке, на

пятках.


Упоры: присев; присев на правой, левую в сторону на носок; стоя; лежа;

лежа на согнутых руках; лежа сзади; лежа сзади, согнув ноги; лежа правым боком;
на коленях.


Перекаты: вперед, назад, влево (вправо)



Прыжки: прогибаясь, ноги врозь, согнув ноги.



Кувырки: в группировке - вперед, назад; согнувшись - вперед, назад;

назад перекатом; назад через стойку на руках; вперед прыжком (длинный);
кувырок-полет.


Осуществление страховки преподавателем при проведении занятий

самбо в зале.
Специально-подготовительные

упражнения

для

защиты

от

бросков

(самостраховки).
Классификация падений самбиста по способу приземления или по частям
тела, которые раньше всего соприкасаются с ковром (на руки, ноги, туловище,
голову), по направлению движения падающего (вперед, назад, в сторону), по
сложности и трудности выполнения (прямое, вращательное движение, высота
полета, перекатом, прыжком, с партнером или без него).
Падение с опорой на руки.
Падение с опорой на ноги.
Падение с приземлением на колени:
Падение с приземлением на туловище.
Падение на спину.
Падение на живот.
Специально-подготовительные упражнения для бросков.
Упражнения для выведения из равновесия.
Упражнения для бросков захватом ног (ноги).
Упражнения для подножек.
Упражнения для подсечки.
Упражнения для зацепов.
Упражнения для бросков через спину.

Упражнения для бросков прогибом
Специально-подготовительные упражнения для технических действий в
положении лежа.
Упражнения для удержаний.
Для ухода от удержаний.
Из положения лежа.
Контрольно-измерительные нормативы
Мальчики

Девочки

Контрольные упражнения

«Челночный бег» 3x10 м, с
Подтягивание на высокой
перекладине
из виса (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине из виса лежа (колво раз)
Отжимание в упоре лежа (кол-во
раз)
Упор утлом на брусьях, с
Поднимание туловища из
положения лежа на спине с
фиксированными стопами (колво раз)
Прыжок в длину с места, см
Метание набивного мяча
(1 кг) из-за головы с места, м

Оценка
5
4
3
Общая физическая подготовка
8,5
9,3
10,0

4

3

8,9

9,5

10,1

6

4

3

-

-

-

-

-

-

15

10

8

15

12

7

8

7

5

4

3

2

-

-

-

11

8

5

190

165

140

180

155

130

13,5

12,0

10,7

10,5

9,5

8,5

Техническая подготовка
5

Исходное положение Выполнение
«борцовский мост». Забегания в одном темпе в обе
вокруг головы
стороны
(по 5 раз в каждую сторону)
без прыжков

Варианты самостраховки

5

Высокий
полет, мягкое
приземление,
правильная
амортизация

4

Нарушение
темпа, смещение
головы и рук
относительно и.п.

Недостаточно
высокий полет, падение
с касанием
головой

3
Выполнение в
одну
сторону, мелкие
шаги,
значительное
смещение головы и
рук относительно
и.п
Падение через
сторону, удар
туловищем о
ковер, жесткое
приземление,

руками

Владение техникой самбо
из всех основных
классификационных групп

Демонстрация без
ошибок с
названием приемов

Демонстрация с
некоторыми
ошибками и
названием приемов

ошибки при
группировке
Демонстрация
с серьезными
ошибками,
неправильно
назван прием

Таблица 1. Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.

Тест

Методические указания

Физическая подготовка
Скоростные качества
Бег 30 метров, секунды
С высокого старта
Стандартный приём, с партнером без
Броски на протяжении 10 секунд, количество раз
сопротивления
5 бросков, секунды
Темп максимальный
Силовые качества
Прыжок в длину, сантиметры
С места
В висе на перекладине (кольцах,
Удержание ног в положении угла 900 , секунды
гимнастической стенке)
Прыжок в высоту, сантиметры
С места
Подтягивание на перекладине (кольцах), количество
До уровня подбородка
раз
Борьба за владение мячом, количество раз
Стоя на коленях, по сигналу тренера
Кистевая динамометрия, килограммы

Максимальное усилие левой и правой
рук

Выносливость
Бег 400 метров, минуты, секунды
На стадионе или по месту (в лесу)
Броски манекена 2 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
Броски партнера 3 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
Гибкость
Гимнастический мост
На ковре
Борцовский мост
На ковре
Наклон вперед
Стоя на ковре
Наклон вперед
Стоя на гимнастической скамье
Подъем ноги (пятки) к голове (за
Сидя на ковре, с захватом ступни (левой, правой ноги)
голову)
руками посередине
Координационные способности
Общего и вспомогательного характера (10–12), составляются
Комплекс упражнений
тренером, выполняются вместе
Имитация технико-тактических
Тренером составляются 2–3 комбинации (стандартные) с
действий (комбинаций), секунды
двумя-тремя технико-тактическими действиями
Тренер использует в эстафетах кроме бега, прыжков,
Эстафета с элементами техникобросков элементы технико-тактических действий (имитация)
тактических действий, секунды
или выполнение их на спарринг-партнерах (без

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

сопротивления)
Техническая подготовленность
Выполнение отдельных техникоСтоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
тактических приемов
Выполнение отдельных техникотактических комплексов (2–3
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
приема), секунды
Выполнение отдельных приемов
Стоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым
(имитация)
партнером)
Выполнение отдельных техникоСтоя на месте и в движении по ковру (с воображаемым
тактических комплексов (2–3
партнером)
приема), секунды
Выполнение отдельных
элементов технико-тактических
Стоя на месте и в движении по ковру без сопротивления
действий
Выполнение отдельных техникоСтоя возле гимнастической стенки (с воображаемым
тактических приемов (имитация с
партнером)
резиновым бинтом)
Выполнение комплекса
Комплексы подбираются тренером к основным техникоспециально-подготовительных
тактическим приемам. Подводящие упражнения должны
(подводящих) упражнений (10–
соответствовать приему по форме, структуре и механизму
12)
воздействия на организм.

Таблица 2. Примерная процедура контроля подготовленности и
соревновательной деятельности самбистов
Регистрируемые
показатели

Скоростные

Скоростно-силовые

Максимальная сила
Взрывная сила
Силовая
выносливость

Тесты, единицы измерения
Выполнение стандартных бросков
манекена 10 секунд, количество раз
Выполнение стандартных бросков
партнера 10 секунд, количество раз
10 повторений стандартных
бросков, секунды
Выполнение стандартных бросков
партнера 15 секунд, количество раз
Уход от удержания 15 секунд,
количество раз
Освобождение от стандартных
захватов 10 секунд, количество раз
Выведение партнера из равновесия
10 секунд, количество раз

Методические указания
Манекены соответствующих размеров
Без сопротивления
Без сопротивления
С сопротивлением 25%
максимального (слева и справа)
Удержание с боку, сопротивление
25% максимального (слева и справа)
Захваты: рукава, отвороты, за пояс
(сопротивление максимальное)
Сопротивление до 80%
максимального (влево, вправо)

Выполняется до отказа:
Приседание с партнером на плечах, комбинационный тип – вес партнера
количество раз
до 50% от собственного; темповой и
силовой – до 80%

Гибкость
Координационные
способности
Выносливость

Соревновательная
деятельность

«Высота» борцовского моста,
сантиметры
Перевороты через голову стоя на Выполняется с и без опоры руками в
борцовском мосту, количество раз
ковер
Выполнение 5 логических приемов Выполняется во время передвижения
от одного приема к другому, баллы
по ковру вперед, назад, вбок
Для комбинационного типа –
5-минутный тест: коэффициент
минимальное время (секунды)
специальной выносливости
выполнение 1–2 подходов, для
темпового и силового – 3–4
Количество применяемых
самбистом технико-тактических
действий из разных
классификационных групп;
эффективность применения
технико-тактических действий
(коэффициент эффективности);
умение навязывать сопернику свой
тип борьбы (баллы)

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №
1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от

5 августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного,

технического

и

гуманитарного

профилей

в

образовательных

организациях, расположенных в сельской местности и малых городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы
1.

Алмакаева P.M. Социально-психологические особенности учебно-

тренировочных групп и их учет при организации воспитательной работы: Научная
библиотека диссертаций и авторефератов. Режим доступа:
2.

Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков - М.:

Физкультура и спорт, 1985.

3.

Белорусова

нравственного

В.В.

воспитания

Исследование
спортсменов

проблем

спортивной

этики

и

Основы

спортивной

этики

и

//

нравственного воспитания спортсменов. - Л.: Ленуприздат, 1977. -С . 5-10.
4.

Ваисов К.М., Кудрявцев Д.В. Борьба самбо. Техника и методика

обучения. - "ОмГТУ" 2010 г.
5.

Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе. Журнал

"Теория и практика физической культуры", 2009.
6.

Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих, - "Астрель" 2001 г.

7.

Дамаданова Х. Д., Омаров О. Н. Патриотическое воспитание молодежи

в условиях социальных перемен // Ученые записки университета им. П. Ф.
Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2010. – № 12 (70). – С. 63–69.
8.

Еганов А. В. Куликов Л. М. Воспитание патриотизма учащейся

молодежи в процессе занятий спортивной и физкультурной направленности //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Наука и
образование в современной России: материалы междунар. науч. конф.; РАЕ. – М.,
2010. – № 12. – С. 65–67.
9.

Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе - М.: W

Физкультура и спорт, 1984.-102с.
10.

Киль А. Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно из

приоритетных направлений государственной политики в сфере физической
культуры и спорта РФ // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 3. – С. 62–
63.
11.

Ковалевский В.Ф. Организация воспитательной работы в детских

спортивных коллективах. - Краснодар. 1986.-158с.
12.

Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.

13.

Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.:

Академия, 2013
14.

Петленко

П.

Познай

и

сотвори

себя:

Основные

проблемы

педагогической валеологии: Здоровье и образование. Концептуальные основы
педагогической валеологии. - Материалы Всерос. науч.-практ. семинара. – (СПб., 79 декабря 1983) - СПб., 1994. - С. 26

15.

Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный

результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 111 с.
16.
доступа:

Роль тренера в воспитании спортсмена [Электронный ресурс] Режим
http://avangardsport.at.ua/blog/rol_trenera_v_vospitanii_sportsmena/2012-

237#.VJbOvF4gB
17.

Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация

тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. III. Методика подготовки. - М.:
Советский спорт, 1998.
18.

Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П.

Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
19.

Харлампиев А.А Система самбо - Москва "Фаир-пресс", 2004 г.

20.

Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е. Табакова. -

Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
21.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.- М.: РГАФК, 1996.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».