Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:14:11 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» Возраст обучающихся: 8-16 лет Срок реализации: 5 лет Составитель: Смирнова Н. Н., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда 2024 г. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Музыкальный инструмент. Баян, аккордеон.» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.1. Направленность. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» направлена на приобретение детьми знаний, умений художественного и навыков игры на баяне (аккордеоне), получение ими образования, а также на эстетическое воспитание и духовно нравственное развитие ученика. Формирование навыков игры на баяне (аккордеоне), позволяет учащимся осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм. 1.2. Актуальность. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (баян (аккордеон)» разработана в соответствии: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 организациями, осуществляющими обучения, дистанционных «Об утверждении образовательную образовательных Порядка деятельность, технологий применения электронного при образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской реализации Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной общеобразовательным программам, деятельности по утвержденный дополнительным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» проектированию (вместе с дополнительных «Методическими рекомендациями общеразвивающих программ по (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, возможностями профессиональному здоровья, включая самоопределению детей-инвалидов, детей с с ограниченными учетом их образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования особых Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент (Гитара)» выражается в гуманизации и демократизации образовательного процесса, и его индивидуализации. Сегодня, в условиях современного мира, с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке творческих начал и созданием условий для самовыражения, способствующего формированию таких качеств, как самоконтроль, уважение к окружающим, целеустремленность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. 1.3. Отличительные особенности программы, новизна. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент баян (аккордеон), основана на: - доступности осваиваемого материала; - связи музыкального воспитания с жизнью и интересами детей; - вариативном подходе к выбору учебного материала в зависимости от уровня притязаний ребенка, его способностей и возможностей. В программу включена новая оригинальная градация освоения технического материала на баяне (аккордеоне). Новизна данной программы заключается в использовании современного репертуара при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние ученики, ведь каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования. 1.4.Адресат дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент баян (аккордеон), рассчитана на пяти летний срок обучения для детей и подростков 8-16лет. Данная программа предлагает свободу в выборе репертуара и направлена на развитие интересов самого учащегося. 1.5. Режим занятий . Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. При дистанционном обучении форма урока осуществляется с помощью Skype, WatsApp онлайн, продолжительность урока 30 минут специальность и 20 минут ансамбль. 1.6. Объем дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент баян(аккордеон)». Программа рассчитана на 5 лет обучения. 1.7. Особенности организации образовательного процесса. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на баяне (аккордеоне), произведения из репертуара, разработанного детской школой искусств, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и навыки аккомпанирования. В работе с учащимся преподавателю необходимо следовать основным принципам дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый, как индивидуальное занятие педагога с учеником. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Необходимо прививать ему сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему средству музыкальной выразительности баяниста, а также правильным движениям пальцев правой и левой руки, культуры владения мехом. Педагог осмысленной должен привить аппликатуры, ученику наиболее навыки полно использования раскрывающей грамотной, художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию его ритмической организации, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясное представление о баяне (аккордеоне), как о сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также знакомить ученика с важнейшими сведениями об истории возникновения и развития баяна (аккордеона), рассказать ему о лучших исполнителях. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. 1.8.Формы обучения. Приемы и методы воспитательного процесса: Традиционное индивидуальное занятие; Практическое занятие; Репетиция; Открытое занятие; Классный концерт; Конкурс, фестиваль; 1.9.Виды занятий. Методы обучения, применяемые в работе с учащимися: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащегося, работа над художественно-образной сферой произведения); метод показа; объяснительно-репродуктивный метод (повторение учащимся игровых приемов по образцу преподавателя); метод проблемного изложения (преподаватель ставит задачу и предлагает учащемуся варианты решения этих задач); Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Приёмы, используемые преподавателем: беседа с учащимися, устное изложение материала; освоение знаний и навыков через игру; анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ выступлений; обучение игровым навыкам посредством показа преподавателем на музыкальном инструменте; прослушивание музыки на электронных носителях; внеклассная работа – посещение концертов, фестивалей, конкурсов, участие в различных мероприятиях. принципы: формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием. соответствие методов и приемов детской возрастной психологии. использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа. дифференцированный подход к обучению. мотивированность действий ребенка. достаточно высокий уровень трудности обучения: Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил ученика. 1.10. Формы итоговой аттестации. Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу. Оценки качества знаний по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент баян (аккордеон), охватывают все виды контроля: - текущий контроль успеваемости; - промежуточная аттестация учащихся; - итоговая аттестация учащихся. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. 2.1. Цель: Творческое развитие личности учащихся через освоение музыкального инструмента баяна (аккордеона), воспитание художественного вкуса, создание условий для выявления, поддержки, профессионального самоопределения с учетом особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого ребенка. 2.2.Задачи: 1) Развитие музыкальных способностей. 2) Эмоциональное развитие ребенка и воспитание у него любви к музыке. 3) Формирование навыков игры на инструменте. 4) Активизировать развитие музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха). 5) Приобретение определенного объема музыкальных знаний, умений и практических исполнительских навыков. 6) Формирование представлений о выразительных элементах музыкальной речи и средствах музыкальной выразительности. 7) Развитие музыкально-образного мышления, памяти. 8) Формирование навыка чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, игры в ансамбле. 9) Воспитание усидчивости, внутренней дисциплины, умения планировать досуг и рабочее время. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки: - владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике, - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, - владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле. - разучивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей, умение читать с листа, подбирать по слуху; - умение аккомпанировать несложные вокальные и инструментальные произведения; - знание и понимание мелодической и гармонической структуры исполняемого произведения, умение создавать художественный образ и реализовывать исполнительский замысел произведения; - знание музыкальной терминологии, музыкальных жанров, стилей, направлений в искусстве. Личностные знают о значении музыкальных занятий в развитии человека, становлении его личности, формировании жизненных ценностей и ориентиров; имеют сформированную мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение); имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, имеют навыки бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. Метапредметные Познавательные знают где и как можно найти нужную информацию о музыкальном произведении, исполнителе и т.д.; умеют ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, владеют навыками ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; умеют осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей Коммуникативные знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи; знают приемы общения с людьми разного возраста и разного социального положения; умеют понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; имеют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми; умеют общаться с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкальноисполнительской деятельности; Регулятивные умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческо-музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта индивидуального и коллективного публичного выступления и при подготовке к нему; имеют навыки адекватной оценки своих реальных и потенциальных музыкально-творческих способностей знают свойства музыкального звука; Предметные знают музыкально-выразительные средства музыки и умеют классифицировать их по отличительным признакам; знают устройство музыкального звукоряда по принципу октавного деления; знают элементы нотной записи, умеют определять длительность нот и пауз; знают основные музыкальные интервалы – терция, квинта, октава; знают аппликатуру (буквенно-цифровое обозначение пальцев, ладов, аккордов); 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа, объяснение); - практический (выработка игровых навыков, работа на инструменте, упражнения); - наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем игровых движений и приемов игры на гитаре); - объяснительно-иллюстративный (игра педагогом произведения ученика с комментариями); - репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу преподавателя); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления). Выбор методов обучающегося. зависит от возраста и индивидуальных особенностей 4.1. Учебный (тематический) план. Требования по специальности для обучающихся на баяне (аккордеоне), сроком 5 лет составлены с учетом возрастной специфики учащихся. Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров. Несколько большее внимание следует уделить формированию навыков аккомпанемента в младших классах. Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную реализацию творческий потенциал ученика, при необходимости - подготовить его к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования. Название модуля 1.Организационное вводное занятие. 2.Знакомство с инструментом, посадка, постановка игрового аппарата. Лады в музыке. 3.Элементы музыкальной грамоты. 4.Обучение игре на музыкальном инструменте. 5. Ансамбль. 6.Работа по чтению нот с листа. Итого: Тема 1.Организационное вводное занятие. 2. Элементы музыкальной грамоты. 3. Работа над техникой. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов, просмотр видеоконцертов. 6. Подготовка к концертным выступлениям. Итого: Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Закрепление знаний музыкальной терминологии. Первый класс. Теория Практика 1 - Всего 1 1 2 3 4 1 4 40 8 41 1 8 5 5 56 6 5 64 Второй класс. Теория Практика 1 - Всего 1 2 3 1 1 6 42 3 9 43 3 - 3 1 6 7 11 55 66 Третий класс. Теория Практика 1 - 4 - Всего 1 4 3. Работа над техникой. Закрепление ранее пройденного материала. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов с беседой и анализом учебного материала. 6. Чтение нот с листа, закрепление ранее пройденного материала. Итого: - 8 8 1 42 43 3 - 3 1 6 7 10 56 66 Теория 1 Практика - Всего 1 4 2 6 4 8 1 42 43 3 - 3 1 6 7 12 54 66 Четвертый класс. Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Музыкальная терминология. 3. Работа над техникой на основе упражнений и этюдов. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов, просмотр видеоконцертов. 6. Закрепление ранее пройденного материала. Итого: Тема 1.Организационное вводное занятие. Составление плана на текущий год. 2. Закрепление знаний музыкальной терминологии. 3. Работа над техникой на основе упражнений и этюдов. 4. Работа над музыкальными произведениями. 5. Посещение классных концертов с беседой и анализом учебного материала. 6. Закрепление ранее пройденного материала. Итого: Пятый класс. Теория Практика 1 - Всего 1 4 - 4 2 6 8 1 40 41 3 - 3 1 8 9 12 54 66 4.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 класс. 1. за ним. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, (правильная, 2. удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 3. ряда (правой рукой). Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с 4. мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений. Штрихи non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. этюды. Произведения на фольклорной основе и Упражнения и произведения современных композиторов. Наиболее продвинутые учащиеся осваивают хроматическую гамму на выборной системе. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. 5. Академический зачет. Рекомендуемые упражнения и этюды (баян) 1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре. 2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си). 3. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор, Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. 4. Г.Беренс Этюд До мажор 5. К.Черни Этюд До мажор 6 Л.Шитте Этюд Фа мажор 7. В.Лушников Этюд 8. Д.Левидова Этюд Примерные исполнительские программы Баян А.Корнеа-Ионеску «Фанфары» 1. В.Моцарт «Азбука» 2. Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова 1. Калинников «Тень – тень» 2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» 3. Г.Беренс Этюд До мажор 1. А.Аренский «Журавель» 2. Русская народная песня «Вставала ранёшенько» 3. Д.Кабалевский «Маленькая полька 2 класс. Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные. Примерные исполнительские программы Баян 1.Детская песенка «Филин» 2. Русская народная песня «Я пойду ли молоденька», обр. И.Обликина 3. Г.Беренс Этюд До мажор 1. К.Черни Этюд Соль мажор 2. Л.Колосов «Считалочка» 3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр. В.Бушуева 1. Л.Шитте Этюд Фа мажор 2. А.Спаддавекиа «Добрый жук» 3. Русская народная песня «У нас нонче суббатея», обр. А.Крылусов Одну или две пьесы из трех можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля (дуэта, трио, квартета или других составов). 3 класс. Мажорные гаммы до 2-х знаков в ключе ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху. Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес. Примерные исполнительские программы Баян Д. Штейбельт «Сонатина» П. Чайковский «Вальс цветов» Русская народная песня «Ой, полна, полна коробушка» Обр. П.Лондонова. 1.Т. Хаслингер «Сонатина» 2.А.Судариков «Верхом на ослике» 3.Русская народная песня «Метёлки» обр.В Грачёва. 1.И.Гайдн «Танец №2» 2.В. Агапкин «Прощание славянки» 3.Русская народная песня «Калинка» обр. А. Гуськова 4 класс. Мажорные гаммы до 3-х, 4-х знаков в ключе двумя руками вместе в прямом движении в две октавы. Короткие и длинные арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе. Минорные гаммы до 2-х,3-х знаков в ключе двумя руками вместе. Освоение тремоло мехом. Подготовка итоговой программы. В произведение крупной формы, полифоническое современных композиторов программу включаются: Этюд, произведение, пьесы русских и обработки народных песен или танцев. Программы составляются с учётом индивидуальных способностей. Примерные итоговые исполнительские программы Баян 1. Г. Тышкевич Этюд (ля минор) 2. Э. Вольф «Ноктюрн» 3. Н. Чайкин «Маленькое рондо» 4.В. Купревич «Путешествие в Мосальск» 5.Украинская народная песня «Соловейко» 5 класс. Формирование всего комплекса навыков и знаний, полученных за время обучения. Углубленная работа над звуком. Разбор произведений итоговой выпускной программы. Исполнение изученных гамм в заданном темпе. Целенаправленная подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в образовательную организацию среднего профессионального образования. Современные приемы игры. Работа над звукоизвлечением. Совершенствование техники.. Совершенствование техники чередования пальцев в различных видах гамм. Дальнейшее совершенствование техники легато. Трель. Тремоло мехом. Дальнейшее совершенствование исполнения различных видов гамм и упражнений, техники аккомпанемента. Участие в концертной жизни класса и школы. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес, включая полифоническую пьесу, произведение крупной формы, этюд. Примеры программ выпускного экзамена: 1. Н. Чайкин Этюд (до минор) 2.Г.Ф. Гендель «Сарабанда» 3.К.Вебер «Сонатина» 4. А.Алябьев «Соловей» 5.Русская народная песня «А я по лугу» обр. Ю. Крылова. 1. Ф. Бургмюллер Этюд (до мажор) 2. И.С. Бах «Прелюдия» 3. И.Яшкевич «Сонатина» 4.А.Рыбалкин «Музыкальный момент» 5.Русская народная песня «Отдавали молоду» обр.Г.Шндерёва. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 Выходные дни 34 170 2 68 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 10 Окончание учебного года 27 мая 5.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Для реализации настоящей программы требуется: кабинеты для индивидуальных занятий соответствующие санитарногигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму; инструменты – баян, аккордеон. для детей разного возраста; аппаратура для слушания музыки. стулья, соответствующие росту учеников; подставки для ног; нотная библиотека; музыкальная фонотека. Дидактический материал: научная и специальная литература; репертуарные сборники, нотные сборники таблицы музыкальных терминов; видеозаписи, аудиозаписи; компьютерные программные средства. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы: дневник учащегося; индивидуальный план учащегося; журнал преподавателя; четвертные ведомости успеваемости; общешкольная ведомость. 5.3 Кадровое обеспечение. Дополнительная «Музыкальный общеобразовательная инструмент дополнительного образования. (Баян, аккордеон)» общеразвивающая программа реализуется педагогами 5.4 Методические материалы. Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал № п/п Название раздела, темы История Музыкальный исполнительского инструмент баян. искусства. аккордкон. МузыкальноМузыкальный теоретическая инструмент баян. подготовка. 1. 2. 3. Учебнотехническая работа. Музыкальный инструмент баян. 4. Художественная Музыкальный работа. инструмент баян. Формы учебного занятия Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии словесный (рассказ, беседа, объяснение); Занятиебеседа. ЗанятиеНаглядно наблюдение слуховой (показ, наблюдение, . демонстрация преподавателем игровых движений и приемов игры на баяне); репродуктивный: (повторение Занятиеучеником игровых приемов по повторение. образцу преподавателя); аналитический: обобщения); (сравнения и Занятиесравнение 6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля учащихся являются: • текущий контроль, • промежуточная аттестация учащихся, • итоговая аттестация учащихся. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются: • систематичность, • учет индивидуальных особенностей учащегося. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются: • зачеты (недифференцированный, дифференцированный); • переводные зачеты (дифференцированные); • академические концерты; • контрольные уроки. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год. Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов. Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение. По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 2. Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу характере и нужных темпах без ошибок. музыкально, в 4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения. 3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. 7.Список литературы. Нормативные документы 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3.Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6.Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8.Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации общеобразовательных программ, адаптированных способствующих дополнительных социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Учебная литература Баян 1. Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А.Талакин. М., Советский композитор, 1978 2. Альбом начинающего баяниста. Вып.19, 23, 25. Сост. С.Павин. М., Советский композитор, 1979 3. Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф.Бушуев, А.Талакин. М., Советский композитор, 1970 4. «Альбом для детей и юношества». Сост. А.Коробейников. СПб, «Композитор», 2009 5. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В.Алехин. М., 1978 6. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф.Бушуев. М., Советский композитор, 1975 7. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В.Алехин. М., 1969 8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В.Алехин. М., 1978 9. Баян. Подготовительная группа. Сост. А.Денисов, В.Угринович. Киев, «Музична Украина», 1980 10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. И.Алексеев, Н. Корецкий. Киев, «Музична Украина», 1981 11. Баян 4 класс ДМШ. Сост. А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1980 12. Баян 5 класс ДМШ. Сост. А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1982 13. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор 2001 14.Концертный и педагогический репертуар баяниста 2-3 классы ДМШ сост. Б. Самойленко Саратов «Орион» 2013 15. Концертный и педагогический репертуар баяниста 2-7 классы ДМШ сост. Б. Самойленко Саратов «Орион» 2013 16. Музыкальные картинки для баяна-аккодеона. Б. Самойленко. Саратов «Детская книга» 2004 17. Музыкальный зоопарк. Е.Лёвина, А.Лёвин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011 18. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. Сост. А.Доренский. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998 19. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П.Говорушко. Л., 1980 20. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006 21. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 1975 22. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.Грачев, А.Крылусов. М., Музыка, 1975 23. Педагогический репертуар баяниста .Сост.Б. Самойленко 2-7 классы ДМШ Саратов «Детская книга», 2000 24. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 25. Прогрессивная школа игры на баяне. Ю.Акимов, П.Гвоздев. Часть 1, 2. М., 1971 26. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин. М., «Советский композитор», 1971 27. Популярные обработки народных мелодий для баяна. М., Музыка, 1989 28. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004 29. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2005 30. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В.Алехин, С.Павин, Г.Шашкин. М., Музыка, 1976 31. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, В.Грачев. М., Музыка, 1971 32. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1979 33. Хрестоматия баяниста. 5 класс. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1997 34. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы. Сост. А. Крылусов М., Музыка, 1984, 1997 35. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2002 36. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2004 37. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2006 38. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2007 39. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005 40. Школа игры на баяне. Ю.Акимов. М., Советский композитор, 1980 41. Школа игры на баяне. П.Говорушко. М., Музыка, 1971 42. Школа игры на готово-выборном баяне. А.Онегин. М., Музыка,1976 43. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2004 44. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2008 45. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л.Гаврилов, В.Грачев. М., 1971 46. Этюды для баяна. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2006 47. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 2004 Методическая литература Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980 Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989 Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978 Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979 Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978 Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973 Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004 Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970 Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970 Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975 Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981 Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985 Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982 Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980 Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974 Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985 Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974 Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985 Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977 Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004 Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980 Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989 Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002 Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989 Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978 Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978 Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982 Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001 Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004 30.Саранин В.Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой беглости исполнителя-баяниста. Тамбов, 1988 31. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978 32. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готововыборном баяне. М., Советский композитор, 1979 33. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987