Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г
Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 15:14:33 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Музыкальный инструмент. Балалайка»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 5 лет
Составитель:
Смирнова Н. Н.,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2024 г.
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
ДООП) «Музыкальный инструмент - Балалайка) » разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
1.1. Направленность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
в
области
искусства «Музыкальный инструмент. Балалайка» направлена
детьми
знаний,
художественного
умений
и
образования,
навыков
а
игры
также
музыкального
на
на балалайке,
приобретение
получение
ими
на эстетическое воспитание и духовно
нравственное развитие ученика. Формирование навыков игры на балалайке,
позволяет учащимся осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм.
1.2. Актуальность.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
в
области
музыкального
искусства «Музыкальный инструмент. Балалайка» разработана в соответствии:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный
закон
РФ
от
24.07.1998
№
124-ФЗ
«Об
основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия
развития
воспитания
в
РФ
на
период
до
2025
года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
2.4.3648-20
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
программам,
деятельности
утвержденный
по
дополнительным общеобразовательным
приказом
Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
11.
Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015
№
АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации
образовательной
деятельности
с
использованием
сетевых
форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реабилитации,
возможностями
реализации
программ,
способствующих
профессиональному
здоровья,
адаптированных
социально-психологической
самоопределению
включая
дополнительных
детей-инвалидов,
детей
с
с
ограниченными
учетом
их
особых
образовательных потребностей»);
13.
Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Актуальность дополнительной
программы
в
области
(Балалайка)»выражается
общеобразовательной
музыкального
в
искусства
гуманизации
и
общеразвивающей
«Музыкальный
демократизации
инструмент
образовательного
процесса, и его индивидуализации. Сегодня, в условиях современного мира, с его
основной
информационно-технической
составляющей,
важно
помнить,
что
эстетическое развитие является средством для реализации заложенных в ребенке
творческих начал и созданием условий для самовыражения, способствующего
формированию таких качеств, как самоконтроль, уважение к окружающим,
целеустремленность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
1.3. Отличительные особенности программы, новизна.
ДООП в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент Балалайка
основана на:
- доступности осваиваемого материала;
- связи музыкального воспитания с жизнью и интересами детей;
- вариативном подходе к выбору учебного материала в зависимости от уровня
притязаний ребенка, его способностей и возможностей.
В программу включена новая оригинальная градация освоения технического
материала на Балалайке.
Новизна данной программы заключается в использовании современного
репертуара при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и
воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние ученики,
ведь каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным
слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования.
1.4. Адресат дополнительной
общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Музыкальный инструмент Балалайка», рассчитана на пяти
летний
срок
обучения
для
детей
и подростков 7-15лет. Данная программа
предлагает свободу в выборе репертуара и направлена на развитие интересов самого
учащегося.
1.5. Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями–10минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2раза в неделю по1академическому часу.
При дистанционном обучении форма урока осуществляется с помощью Skype,
WatsApp онлайн, продолжительность урока 30 минут
специальность и 20 минут
ансамбль.
1.6. Объем дополнительной
общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Музыкальный инструмент Балалайка».
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
1.7. Особенности организации образовательного процесса.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать
и грамотно исполнять на баяне (аккордеоне),
произведения из репертуара,
разработанного детской школой искусств, а также сформировать у него навыки чтения
нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и навыки аккомпанирования. В
работе с учащимся преподавателю необходимо следовать основным принципам
дидактики,
таким,
как
последовательность,
систематичность,
доступность,
наглядность в освоении материала.
Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок,
проводимый, как индивидуальное занятие педагога с учеником.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и
систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического
развития учащегося. Необходимо прививать ему сознательное отношение к усвоению
тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели,
которой они служат.
Основными
предпосылками
для
успешного
развития
ученика
является
воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук,
организация
и
освоение
целесообразных игровых движений,
обусловленных
художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого
пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.
Постоянное
внимание
следует
уделять
качеству
важнейшему средству музыкальной выразительности
звукоизвлечения
—
балалаечника, а также
правильным движениям пальцев правой и левой руки..
Педагог
осмысленной
должен
привить
аппликатуры,
ученику
наиболее
навыки
полно
использования
раскрывающей
грамотной,
художественное
содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником
произведений с аккомпанементом преподавателя под баян. Это обогащает слуховые,
музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенствованию
его ритмической организации, заставляет добиваться согласованного ансамблевого
звучания.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их
домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы
дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет педагогу
более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за
учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические
особенности.
На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для
контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения,
взаимодействия с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.
В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога
ясное представление о балалайке, как о сольном и ансамблевом инструменте.
Необходимо также знакомить ученика с важнейшими сведениями об истории
возникновения и развития балалайки, рассказать ему о лучших исполнителях. Педагог
должен дать учащемуся точное представление о назначении частей инструмента,
раскрыть его звуковые и технические возможности.
1.8.Формы обучения.
Приемы и методы воспитательного процесса:
Традиционное индивидуальное занятие;
Практическое занятие;
Репетиция;
Открытое занятие;
Классный концерт;
Конкурс, фестиваль;
1.9.Виды занятий.
Методы обучения, применяемые в работе с учащимися:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков учащегося,
работа над художественно-образной сферой произведения);
метод показа;
объяснительно-репродуктивный метод (повторение учащимся игровых
приемов по образцу преподавателя);
метод проблемного изложения (преподаватель ставит задачу и предлагает
учащемуся варианты решения этих задач);
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Приёмы, используемые преподавателем:
беседа с учащимися, устное изложение материала;
освоение знаний и навыков через игру;
анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ
выступлений;
обучение игровым навыкам посредством показа преподавателем на
музыкальном инструменте;
прослушивание музыки на электронных носителях;
внеклассная работа – посещение концертов, фестивалей, конкурсов,
участие в различных мероприятиях.
принципы:
формирование предварительного слухового восприятия и представления с
последующим пояснением и осознанием.
соответствие методов и приемов детской возрастной психологии.
использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и
средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с
рассуждениями, анализа.
дифференцированный подход к обучению.
мотивированность действий ребенка.
достаточно высокий уровень трудности обучения:
Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие
от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения.
Преодоление
трудностей
придает
интерес
учению,
стимулирует
развитие
познавательных и духовных сил ученика.
1.10. Формы итоговой аттестации.
Цель любой аттестации — определение уровня подготовки учащегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Оценки
качества
знаний
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающейпрограмме в области музыкального искусства «Музыкальный
инструмент балалайка, охватывают все виды контроля:
-
текущий контроль успеваемости;
-
промежуточная аттестация учащихся;
-
итоговая аттестация учащихся.
2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.1.Цель:
Творческое развитие личности учащихся через освоение музыкального
инструмента балалайки, воспитание художественного вкуса, создание условий
длявыявления, поддержки, профессионального самоопределения с учетом
особенностей музыкального развития и природных возможностей каждого
ребенка.
2.2.Задачи:
1) Развитие музыкальных способностей.
2) Эмоциональное развитие ребенка и воспитание у него любви к музыке.
3) Формирование навыков игры на инструменте.
4) Активизировать развитие музыкальных способностей (ладового чувства,
чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического,
мелодического слуха).
5) Приобретение определенного объема музыкальных знаний, умений и
практических исполнительских навыков.
6) Формирование представлений о выразительных элементах музыкальной
речи и средствах музыкальной выразительности.
7) Развитие музыкально-образного мышления, памяти.
8) Формирование навыка чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху,
игры в ансамбле.
9) Воспитание усидчивости, внутренней дисциплины, умения планировать
досуг и рабочее время.
3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика,
с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения
поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-
практический
(выработка
игровых
навыков,
работа
на
инструменте,упражнения);
- наглядно-слуховой(показ, наблюдение, демонстрация преподавателем игровых
движений и приемов игры на балалайке);
- объяснительно-иллюстративный (игра педагогом произведения ученика с
комментариями);
- репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу
преподавателя);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логическогомышления);
- эмоциональный(подборассоциаций,образов;художественныевпечатления).
Выбор
методов
зависит
от
возраста
и
индивидуальных особенностей
обучающегося.
3.1. Учебный (тематический) план.
Требования по специальности для обучающихся на балалайке, сроком 5 лет
составлены с учетом возрастной специфики учащихся. Репертуар должен во всех
классах включать в себя разнохарактерные произведения различных стилей, жанров.
Несколько
большее
внимание
следует
уделить
формированию
навыков
аккомпанемента в младших классах. Ученики, занимающиеся по пятилетней
программе,
должны принимать активное участие в концертной деятельности,
участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить на максимальную
реализацию творческий потенциал ученика.
Первый класс.
Название модуля
1.Организационное
вводное
занятие.
2.Знакомство с инструментом,
посадка, постановка игрового
аппарата. Лады в музыке.
3.Элементы музыкальной грамоты.
4.Обучение игре на музыкальном
инструменте.
5.Ансамбль.
6.Работа по чтению нот с листа.
Итого:
Второй класс.
Тема
1.Организационное
вводное
занятие.
2. Элементы музыкальной грамоты.
3. Работа над техникой.
4. Работа над музыкальными
произведениями.
5. Посещение классных концертов,
просмотр видео концертов.
6. Подготовка к концертным
выступлениям.
Итого:
Теория
1
Практика
-
Всего
1
1
2
3
4
1
4
40
8
41
1
8
5
5
56
6
5
64
Теория
1
Практика
-
Всего
1
2
3
1
1
6
42
3
9
43
3
-
3
1
6
7
11
55
66
Теория
1
Практика
-
Всего
1
4
-
4
-
8
8
1
42
43
Третий класс.
Тема
1.Организационное
вводное
занятие. Составление плана на
текущий год.
2. Закрепление знаний
музыкальной терминологии.
3. Работа над техникой.
Закрепление ранее пройденного
материала.
4. Работа над музыкальными
произведениями.
5. Посещение классных концертов с 3
беседой и анализом учебного
материала.
6. Чтение нот с листа, закрепление
1
ранее пройденного материала.
Итого:
10
-
3
6
7
56
66
Четвертый класс.
Тема
1.Организационное
вводное
занятие. Составление плана на
текущий год.
2. Музыкальная терминология.
3. Работа над техникой на основе
упражнений и этюдов.
4. Работа над музыкальными
произведениями.
5. Посещение классных концертов,
просмотр видео концертов.
6. Закрепление ранее пройденного
материала.
Итого:
Теория
1
Практика
-
Всего
1
4
2
6
4
8
1
42
43
3
-
3
1
6
7
12
54
66
Пятый класс.
Теория
Практика
вводное 1
плана на
Тема
1.Организационное
занятие. Составление
текущий год.
2. Закрепление знаний
музыкальной терминологии.
3. Работа над техникой на основе
упражнений и этюдов.
4. Работа над музыкальными
произведениями.
5. Посещение классных концертов с
беседой и анализом учебного
материала.
6. Закрепление ранее пройденного
материала.
Итого:
Всего
1
4
-
4
2
6
8
1
40
41
3
-
3
1
8
9
12
54
66
3.2. Содержание учебного (тематического) плана.
1 класс.
Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за
ним.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная,
удобная посадка, постановка рук).
Развитие
музыкально-слуховых
представлений
и
музыкально-образного
мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и
развитие первоначальных навыков игры на балалайке
(правильная, удобная
посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.
В
течение
первого
года
обучения
учащийся
должен
пройти:
гаммы
однооктавные: Ми, Фа, Соль мажор.
Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных
композиторов.
Чтение нот с листа. Игра по слуху. Упражнения и этюды. Произведения на
фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Развитие начальных навыков смены позиций. Гаммы Соль, Ля мажор. Чтение
нот с листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды.
Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
За год обучающийся должен освоить 2-3 этюда; 14-16 пьес различной степени
завершенности.
Переводной зачет(3 разнохарактерных произведения).
Примерные исполнительские программы
1.Рябинин А.
Люлли Ж.Б.
Иванов А.
«Этюд»
«Жан и Пьеро»
« Полька»
2 Мельников В. « Этюд»
Бетховен Л.
«Прекрасный цветок»
Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» - русская народная песня
3.Глейхман В.
«Этюд»
Котельников В.
«Веселый муравей»
Стемпневский С. (обр.) «Под горою калина» – русская народная песня
4.Зверев А.
Этюд-картинка «Колокольчики»
Спадавеккиа А. «Добрый жук»
Александров А. (обр.) «Сапожник» - чешская народная песня
2 класс.
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный
прием, двойное пиццикато.
Освоение техники игры интервалов. Основы техники
исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными
терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти:
гаммы
однооктавные: Фа, Ми, Соль, Ля мажор, арпеджио; упражнения; 3-4 этюда; 10-12
разнохарактерных пьес различной степени завершенности.
Чтение нот с листа.
Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и
интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес
русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли
могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерные исполнительские программы
1.Глейхман В. «Этюд»
Петерсен Р.
«Марш гусей»
Котельников В. «Колыбельная»
2.Шишаков Ю.
Моцарт В.
«Этюд»
«Аллегро»
Шутенко К. (обр.) «По дороге жук» - украинская народная песня
3.Ильина Р. « Этюд»
Тихомиров А. «Современный танец»
Панин В. (обр.) «Во сыром бору тропинка» - русская народная песня
4.Иляшевич В. «Этюд»
Чайковский П. Танец из балета «Спящая красавица» пер. В.Глейхмана
Страхов В.
«Дедушка Андреев»
По окончании второго года
обучения сформированы следующие знания,
умения, навыки. Учащийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом пиццикато, бряцание , двойное пиццикато;
- знает основные музыкальные термины.
3 класс.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике.
Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приемы игры: к ранее
изученным приемам добавляется, большая, малая,
обратная дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, гитарный прием . Основы
аккордовой техники.
За учебный год обучающиеся должны освоить 2-3 этюда на разные приемы
игры; 10-12 разнохарактерных пьес.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с
циклической формой (сюита). Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.
Примерные исполнительские программы
1.Агафонников Н. Этюд «Догони-ка»
Бах И.С. « Менуэт»
Феоктистов Б. «Плясовой наигрыш»
2.Дварионас Б. « Прелюдия»
Косенко В.
«Старинный танец» перелож. В.Глейхмана
Трояновский Б. (обр.) «Ай, все кумушки домой» - рус. народная песня
3. Зверев А. Две части из сюиты «Из любимых книжек»: «Буратино и
пудель Артемон», «Петрушка на ярмарке»
Моцарт Л. «Паспье»
Дербенко Е. «Дорога на Карачев»
4.Бетховен Л.
Глинка М.
«Контрданс»
перелож. В.Глейхмана
«Чувство»
Котельников В. (обр.) «Степь да степь кругом» - русская народная
песня
4 класс.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение
работы
над
постановочно-двигательными
навыками,
звукоизвлечением и метроритмом.
Развитие технических навыков.
Формирование слухового контроля к качеству звука,
динамике. Овладение
средствами создания художественного образа произведения.
Подготовка и исполнение выпускной программы.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, двойное пиццикато, большая,
малая, обратная дроби, тремоло, пиццикато пальцами левой руки, вибрато, тремоло,
глиссандо, натуральные флажолеты . Основы аккордовой техники.
Мажорные и минорные гаммы в две октавы а пределах диапазона инструмента,
арпеджио.
За год обучающийся должен освоить 2 этюда; 8 разнохарактерных произведений
различных по жанру и стилю.
Продолжение знакомства с музыкальными терминами, знакомство с крупной
формой (сонатина, рондо, вариации, концерт). Желательно включение в репертуар
произведений В.Андреева, Б.Трояновского, А.Шалова. Ансамбли. Чтение нот с листа.
Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые
исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.
Примерные исполнительские итоговые программы
1.Камалдинов Г. «Этюд»
Чайковский П.
Глейхман В.
«Старинная французская песенка»
«Марш в старинном стиле»
Шалов А. (обр) «Как у наших у ворот» - русская народная песня
2.Каркасси Дж. « Аллегретто» перелож. И.Титовой
Захаров Д.
«Полька»
Шевченко А. Сюита «Подарки Деда Мороза»(части по выбору)
Глейхман В. (обр.) «По полю, полю» - русская народная песня
3.Тамарин И. «Гавот»
Шуман Р. « Смелый наездник» перелож. В.Глейхмана
Градецкий А. «Мороженое»
Колонтаев В. (обр.) «Пчелочка златая» - русская народная песня
4.Кабалевский Д.
«Этюд»
Сафронов С. «Сонатина» ч 1
Бах И.С. «Марш» перелож. К.Фортунатова
Глейхман В. (обр.) «Во кузнице» - русская народная песня
Пятый класс
- Двухоктавные мажорные и минорные (трех видов) гаммы и арпеджио в
тональностях до 5-ти знаков в I, II, III позициях пройденными штрихами,
динамическими оттенками и ритмическими фигурациями на одном звуке и в
последовательности.
- Применение пройденных ритмических фигураций, освоение квинтолей двумя
способами (2 + 3, 3 + 2), мелизмов. Освоение новых приемо: vibr указательным и
средним пальцами, тремоло в исполнении кантилены, pizz левой рукой в нисходящем
движении, большая дробь, натуральные флажолеты (от открытой струны).
- Упражнения и этюды на овладение и развитие новых видов техники,
усложнение ритмических фигураций, растяжку пальцев левой руки, отработку
исполнения мелизмов.
- Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме
рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).
- Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой,
законченностью пьес.
- Игра в ансамбле.
Примеры программ выпускного экзамена:
1 вариант
1. Моцарт В. Рондо (III ч. Легкой сонаты для фортепиано C-dur)
2. Рахманинов С. Итальянская полька.
3. Р.Н.П. "Возле речки, возле моста". Обр. А. Конова.
2 вариант
1. В. Цветков. Рондо.
2. Френкель Я. Погоня.
3. Р.Н.П. "При долинушке. Обр. Б. Феоктистова.
4. Планируемые результаты.
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать
их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и
эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
- разучивать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и
стилей, умение читать с листа, подбирать по слуху;
-
умение
аккомпанировать
несложные
вокальные
и
инструментальные
произведения;
- знание и понимание мелодической и гармонической структуры исполняемого
произведения,
умение
создавать
художественный
образ
и
реализовывать
исполнительский замысел произведения;
-
знание
музыкальной
терминологии,
музыкальных
жанров,
стилей,
направлений в искусстве.
Личностные
Метапредметные
знают о значении музыкальных занятий в развитии человека,
становлении его личности, формировании жизненных
ценностей и ориентиров;
имеют сформированную мотивационную направленность на
продуктивную
музыкально-творческую
деятельность
(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
импровизация, музыкально-пластическое движение);
имеют потребность в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного
развития,
социализации,
самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного
человека и общества,
имеют навыки бережного, ответственного и компетентного
отношения к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей.
Познавательные
знают где и как можно найти нужную информацию о
музыкальном произведении, исполнителе и т.д.;
умеют ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников,
владеют навыками ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
умеют
осуществлять
поиск
оснований
целостности
художественного явления (музыкального произведения),
синтеза как составления целого из частей
Коммуникативные
знают сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
знают приемы общения с людьми разного возраста и разного
социального положения;
умеют понимать композиционные особенности устной
(разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при
построении собственных высказываний в разных жизненных
ситуациях;
умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной музыкально-творческой деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
имеют навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми;
умеют общаться с публикой в условиях
предъявления
результата
творческой
исполнительской деятельности;
концертного
музыкально-
Регулятивные
Предметные
умеют принимать и сохранять учебно-творческие цели и
задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и
оценивать собственные учебные действия;
умеют договариваться о распределении функций и ролей в
совместной
творческо-музыкальной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
имеют опыт мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе
приобретения опыта индивидуального и коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему;
имеют навыки адекватной оценки своих реальных
потенциальных музыкально-творческих способностей
знают свойства музыкального звука;
знают музыкально-выразительные средства музыки и умеют
классифицировать их по отличительным признакам;
знают устройство музыкального звукоряда по принципу
октавного деления;
знают элементы нотной
длительность нот и пауз;
знают основные музыкальные интервалы – терция, квинта,
октава;
знают аппликатуру (буквенно-цифровое обозначение пальцев,
ладов, аккордов);
записи,
умеют
5. Организационно-педагогические условия.
5.1. Календарный учебный график на 2023-2024 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
и
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
34
204
2
68
16
18
определять
7
8
Начало занятий
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
1 сентября
с 28 октября по 5 ноября 2023
г (9 дней)
с 31 декабря 2023 по 8 января
2024 года (9 дней)
с 24 марта по 31 марта 2024
года (8 дней)
с 25 мая по 31 августа 2024
года
31 декабря – 8 января
25 мая
5.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации настоящей программы требуется:
кабинеты для индивидуальных занятий соответствующие санитарногигиеническим требованиям по площади и уровню освещения,
температурному режиму;
инструмент – балалайка
для детей разного возраста;
аппаратура для слушания музыки.
стулья, соответствующие росту учеников;
подставки для ног;
нотная библиотека;
музыкальная фонотека.
Дидактический материал:
научная и специальная литература;
репертуарные сборники, нотные сборники
таблицы музыкальных терминов;
видеозаписи, аудиозаписи;
компьютерные программные средства.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы:
дневник учащегося;
индивидуальный план учащегося;
журнал преподавателя;
четвертные ведомости успеваемости;
общешкольная ведомость.
5.3 Кадровое обеспечение.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Музыкальный инструмент (Балалайка)» реализуется педагогами дополнительного
образования.
5.4 Методические материалы.
Материально№п
техническое
Формы, методы, приемы обучения. Формы
/п Название раздела, темы оснащение, дидактикоПедагогические технологии
учебного
методический
занятия
материал
1. История
исполнительского
искусства.
2. Музыкальнотеоретическая
подготовка.
3.
Учебно-техническая
работа.
4. Художественная
работа.
Музыкальный
словесный (рассказ, беседа,
инструмент балалайка. объяснение);
Занятиебеседа.
Музыкальный
ЗанятиеНаглядно
инструмент балалайка. слуховой (показ, наблюдение,
наблюдение
.
демонстрация преподавателем
игровых движений и приемов игры
на балалайке);
Музыкальный
репродуктивный:
(повторение Занятиеинструмент балалайка. учеником игровых приемов по повторение.
образцу преподавателя);
Музыкальный
аналитический:
инструмент балалайка. обобщения);
(сравнения
и Занятиесравнение
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и
формы.
Оценки качества знаний по программе "Балалайка" охватывают все виды
контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации – определение уровня подготовки учащегося
на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
текущий контроль:
выявление отношения учащегося изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно
(с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и
предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля
учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
Промежуточная аттестация:
Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на
определенном этапе обучения.
Формы: уроки,
академические концерты,
прослушивания к конкурсам,
отчетным концертам.
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные зачеты,
экзамены.
Итоговая аттестация: определяет уровень и качество освоения программы
учебного
предмета.
Экзамен проводится в выпускных классах.
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков
учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и
концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы
учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками
музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка
степени
готовности
учащихся
выпускных
классов
к
итоговой
аттестации.
Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в
себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в
течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от
этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному
процессу.
Контрольные
уроки
проводятся
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают
публичное исполнение технической или академической программы или ее части в
присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим
обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но
они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее
части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для
академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3
произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение
полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года
обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных
систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены
проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в
полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах.
Контроль и учет успеваемости
Контроль
успеваемости
осуществляется
преподавателем
на
уроках
по
пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам
четверти и года выставляется итоговая оценка.
Успеваемость учащихся по программе "Балалайка" учитывается на различных
выступлениях:
экзаменах,
академических
концертах,
контрольных
уроках,
технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению
обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых
концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Форма
и
репертуар
зачетных
выступлений
учащегося
планируется
в
индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также
уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в
зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
В соответствии с учебным планом в 8 классе учащиеся сдают выпускной
экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые
проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго
полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего
объѐма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4
произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для
исполнения не ограничивается.
Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете
– контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с
оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем
техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки
исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом
отношении исполнение своей зачетной программы.
Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению
на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем
классе
концерт
для
родителей.
Исполнение
самостоятельно
подготовленных
произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на
классные и родительские собрания.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в
выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах
учебный год завершается переводным зачетом.
На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм.
Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными
требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения
культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов
выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной
программы.
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им
мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
- оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном
зачете, а также результаты контрольных уроков;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Критерии оценки
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете,
экзамене:
Оценка 5 (отлично) выставляется:
-
за
технически
исполнительская
свобода
безупречное
служит
исполнение
раскрытию
программы,
при
художественного
котором
содержания
произведений;
- в том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно,
убедительно и законченно по форме;
- проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для
достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла;
- продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также
приемами качественного звукоизвлечения.
Оценка 4 (хорошо) выставляется:
- за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае,
когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания
исполняемого
произведения
программа
исполнена
наизусть,
проявлено
индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены
небольшие технические и стилистические неточности;
-
учащийся
демонстрирует
применение
художественного
оправданных
технических приѐмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются
небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется:
- за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих
возможностей, неяркое, необразное исполнение программы;
- программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению;
- учащийся показывает недостаточное владение техническими приѐмами,
отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в
звукоизвлечении.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется:
- за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении;
- слабое знание программы наизусть;
- грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена
системой "+" и "-", что даст возможность более конкретно отметить выступление
учащегося.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности
учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам
дидактики:
последовательность,
освоении материала.
систематичность,
доступность,
наглядность
в
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических
особенностей
ученика,
его
физических данных.
Педагог
должен
неустанно
контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с
педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки,
сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты
классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного
года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой
характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана
следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по
степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября
после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем
подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на балалайке является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки
рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного
материала
рекомендуется
применение
различных
вариантов
–
штриховых,
динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие
индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую
значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от
их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до
уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими
вариантами,
динамикой
(средствами
музыкальной
выразительности)
должна
последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом
постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика
слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа
над
музыкальным
произведением
должна
проходить
в
тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы
над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в
работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно
произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по
основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому
репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных
инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные
программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики,
произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется
исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно,
полноценно использованы характерные особенности балалайки.
В классе балалайки при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения
чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и
использовать различные варианты аппликатуры. Вся творческая деятельность
педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе
имеющейся методической литературы.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Методические пособия
1. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982. – 95 с.
2. Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ,
музыкальных училищ и вузов. / сост. И. Иншаков, А. Горбачѐв. – М.: Музыка, 1996. –
87 с.
3. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке.. – М.: Музыка, 1980. – 150 с.
4. Информационные бюллетень "Народник" № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В.
Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
5. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.
– 184 с.
6. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ,
ДМШ, музыкальных училищ и вузов. / сост. И. Иншаков, А. Горбачѐв. – М.: Музыка,
1998.- 64 с.
7. Цветков В. Школа игры на балалайке. – П.: МОУМЦ, 2000. – 101 с.
Учебная литература
1. Альбом балалаечника ДМШ, муз. училище. вып. 1.– М.: Изд. Музыка, 2001. –
73 с.
2. Альбом балалаечника ДМШ, муз. училище. вып. 2. – М.: Изд. Музыка, 2003. –
79 с.
3. Альбом начинающего балалаечника вып. 6 . Сост. И. Шелмаков. – Л.: Изд.
Композитор, 1982. – 35
4. Альбом начинающего балалаечника вып. 8. Ред. И. Обликин. – М.: Изд.
Композитор, 1984. – 31 с.
5. Альбом начинающего балалаечника вып. 9. Ред. И. Обликин. – М.: Изд.
Композитор, 1985. – 31 с.
6. Балалайка. Хрестоматия 1-3 кл. ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды)./ сост.
В. Глейхман. – М.: Кифара, 2004. – 188 с.
7. Балалайка. Хрестоматия 3-5 кл. ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды)./ сост.
В. Глейхман. – М.: Кифара, 2007. – 160 с.
8. Данилов А. Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано. Вып. 2. –
Р-н-Д.: Изд. Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001.
– 72 с.
9. Данилов. А. Транскрипции для
балалайки
и
фортепиано.–
Р-н-Д.:
Изд.
консерватории им. С. В. Рахманинова, 1998. – 47 с.
Ростовской
государственной
10. Дугушин А. Музыкальные зарисовки. Для балалайки и фортепиано. – СПб.:
Композитор, 2001. – 38 с.
11. Играем на бис! Из репертуара А. Тихонова: Произведения для балалайки. –
М.: Музыка, 2003. – 72 с.
12. Из репертуара П. Нечепоренко. Произведения для балалайки. Вып. 2. / Сост.
В. Болдырев. – М.: музыка., 2001. – 80 с.
13. Информационные бюллетень "Народник" № 1-58./Ред.-сост. В. Навожилов,
В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
14. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано. Сост. Е. Блинов.–
Екатеринбург: АСБАУ, 1995. – 55 с.
15. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара Е. Шабалина,
Н. Роботовой. – М.: Пробел, 2001. – 68 с.
16. Концертные пьесы для юношества. Сост. В. Конов.– М.: Изд. Музыка, 1999.
– 46 с.
17. Крючков Е. Прелюдия и скерцо для балалайки и фортепиано.– М.: Изд.
Музыка 2001. – 23 с.
18. Мордухович А. Эстрадные произведения для балалайки в сопровождении
фортепиано. – Магнитогорск.: АРС-экспресс, 2001. – 34 с.
19. На досуге. Репертуарная тетрадь балалаечника. Выпуск 1. / сост. В. Лобов. –
М.: Музыка, 1982. – 31 с.
20. Нечепоренко П. Произведения для балалайки.– М.: Изд. Музыка, 2001. – 38
с.
21. Поиграй-ка, балалайка вып. 1. - М.: Изд. "Классика" – XXI», 2003.–37 с.
22. Поиграй-ка, балалайка вып. 2. - М.: Изд. "Классик" – XXI», 2003. – 40 с.
23. Пьесы для балалайки старшие классы ДМШ. Сост. А. Зверев. – СП.: Изд.
Композитор, 1999. – 40 с.
24. Репертуар балалаечника вып. 27. Сост. В. Глейхман. – М.: Композитор, 1994.
– 49 с.
25. Улыбки. Сборник детских пьес для балалайки фортепиано от В. Макаровой./
Сост. В. Макарова. – Красноярск: Макарова, 2011. – 50 с.
26. Хрестоматия балалаечника младшие классы ДМШ. В. Щербак. – М.: Изд.
Музыка, 1996. – 80 с.
27. Хрестоматия балалаечника старшие классы ДМШ. Сост. В. Зажигин, С.
Щегловитов.– СПб.: Изд. Композитор, 1999. – 76 с.
28. Хрестоматия балалаечника. Педагогический репертуар 4-5 классы ДМШ. /
сост. В. Глейхман.– М.: Музыка, 1984. – 65 с.
29. Шалов А. Аленкины игрушки. Детская сюита для балалайки.– СПб.:
Композхитор, 2000. – 25 с.
30. Шалов А. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для
балалайки.– М.: Изд. Музыка, 2000. – 72 с.
31. Шестериков И. Детские сюиты для балалайки и фортепиано. – Красноярск:
Клатерианум, 2005. – 33 с.
32. Этюды для балалайки./ сост. А. Данилов. – М.: Музыка, 1989. – 47 с.
6.Список литературы.
Нормативные документы
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
4.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от
22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования»
5.Профессиональный стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5
августа 2016 г. № 422н
6.Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №
298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
7.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.Распоряжение
Минпросвещения
России
от
01.03.2019
№
Р-20
утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том
«Об
числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях,
расположенных в сельской местности и малых городах».
9.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
способствующих социально-психологической
общеобразовательных
реабилитации,
программ,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10.Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».