Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 15:15:18 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юная рукодельница» Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок освоения: 1 год Составитель: Тарасова В.В., учитель технологии г. Верхняя Салда 2024 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Юная рукодельница» была разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 1.1 Направленность ДООП «Юная рукодельница» имеет художественную направленность и предполагает воспитание у учащихся интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду 1.2 Актуальность Программа «Юная рукодельница» разработана с учетом действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования: 1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726р). 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196). 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 4. Устав Школы № 2 5. СанПиН устройству, 2.4.4.3172-14 содержанию и «Санитарно-эпидемиологические организации режима работы требования к образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04. 07.2014 года № 41. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и 2 социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке Игрушка, кукла – одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художники- кукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают каталоги международных выставок, проводят мастер-классы. журналы – Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень увлекательное. Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего школьного возраста. В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы. Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии. В основу программы положены следующие принципы: - принцип доступности, так как следует учитывать возраст учащихся, их образовательный уровень и физические возможности; 3 - принцип последовательности – «от простого к сложному», так как необходимо учитывать специфику данного вида творчества и постепенность усложнения приемов и техники работы; - принцип связи теории с практикой, так как практика закрепляет теорию, нарабатывает навыки, развивает творческое мышление и фантазию; - принцип индивидуальности, так как необходимо помнить, что каждый ребенок – личность и результат его обучения и воспитания зависит от позиции ребенка в образовательном процессе, от его желаний и возможностей. принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в художественном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях образовательной деятельности. 1.3 Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является расширение возможности учащихся в овладении техникой папье-маше, изобразительным искусством, швейным и декоративно - прикладным искусством, а также принять активное участие в социально-значимых творческих проектах. 1.4 Адресат программы Настоящая программа предназначена для работы с учащимися средней школы. Программа рассчитана на 1 год обучения и адресована учащимся 5-7 классов. Подростковый активностью, которая возраст отличается стимулируется не повышенной только интеллектуальной естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. В этом возрасте у обучающихся формируются задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе 4 организовать работу на уроке, вовлечь в нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. Система набора в группу Набор учащихся в группу является свободным. Зачисление детей в группы производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных и при наличии сертификата дополнительного образования. Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 -15 человек. 1.5 Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. 1.6 Объем программы – 204 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в форме бесед (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Каждое занятие длится по 40 минут, три раза в неделю по 2 академических часа. Итого- 204 часа в год. 1.8 Форма обучения Форма обучения по ДООП «Юная рукодельница» - групповая, индивидуальная, фронтальная, интегрированная, комбинированная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.9 Виды занятий - На тему, предложенную учителем (освоение нового материала, повторение пройденного); - На тему, выбранную ребёнком (по его замыслу). Тема конкурсов. 1.10 Форма итоговой аттестации 5 По окончании ДООП производится публичная защита проекта (конструирование и изготовление куклы). 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. 2.1 Цель программы - реализация творческой активности учащегося через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы. 2.2 Задачи программы: 1. Образовательные: - формирование у учащихся знания об истории авторской куклы; - приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности; - формирование индивидуального стиля при изготовлении куклы. 2.Воспитывающие: - воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через общение в коллективе; - художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а также способствовать приобретению инструкторского опыта; - формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству; - стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение. 3. Развивающие: - развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); - активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Юная рукодельница» выделяются следующие группы результатов: 1. Личностные результаты освоения программы. 2. Метапредметные результаты. 6 3. Предметные результаты. 1. Личностные результаты. - формирование детского коллектива, создание доброжелательной комфортной обстановки сотрудничества в объединении; - приобретение познавательного интереса к изучению создания кукол; - научатся аккуратности, усидчивости, разовьют вкус и эстетическое восприятие народной игрушки. 2. Метапредметные результаты отражают сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. 1) Регулятивные УУД: - принимать цель деятельности на занятии; - проговаривать последовательность действий на занятии; - осуществлять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы и схемы; - совместно с педагогом и сверстниками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии. 2) Познавательные УУД: - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, делать простейшие обобщения; - группировать образы по декоративно-художественному признаку; - анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; - ориентироваться в дополнительном материале; - находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - делать выводы о результате совместной работы группы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия; 3) Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: 7 - слушать и слышать педагога и сверстников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему; - выполнять предлагаемые задания в группе. 3. Предметные результаты. В результате освоения программы учащиеся должны знать: – Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделия. – Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. – Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные средства обработки. – Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами. – Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. – Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях. – Инструменты и приспособления для скрапбукинга. – Технологию выполнения изделий в технике скрапбукинга. – Инструменты и приспособления для торцевания. – Технологию выполнения изделий в техники торцевания. – Технологию изготовления кукол. – Технологию выполнения изделий в технике декупаж. – Основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота). уметь: – Правильно организовать свое место. – Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике. – Выполнять правила техники безопасности. – Работать по шаблону. – Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий. – Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке. 8 – Свойства бумаги ее особенности. – Читать простейший скетч. – Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению изделий: экономную разметку по шаблону, скетчу, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, скотча, эстетично и аккуратно распределять рисунок на изделии. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗВОАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Ожидаемый личностный результат данной программы отсрочен во времени, конечный результат – это формирование творческой личности ребенка; умеющего проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельности, преобразующего окружающую Положительным результатом образовательной самоопределение ребенка жизненное, – действительность. деятельности социальное, является личностное и профессиональное, то есть, если после окончания данного курса обучения воспитанник захочет продолжить занятия в любом другом объединении ДО, то он будет иметь знания и навыки в работе с различными материалами и инструментами, представление о народных традициях, промыслах и истории родного края, а так же постоянную потребность в творчестве и самовыражении. В этом случае можно сказать, что цели программы будут достигнуты. Промежуточными результатами являются участие работ учащихся в различных выставках и конкурсах детского творчества: итоговых выставках внутри объединения, городских, областных и региональных. 3.1 Учебный (тематический) план № Название модуля п/п 1 1.1 1.2 Вводные занятия Вводное занятие. Мир игрушек. История кукол. Русская народная кукла. Значение работы над текстильной куклой. Количество часов Форма Всего Теория Практика аттестации/контроля 4 2 4 2 - Практическая работа 2 2 - Практическая работа 9 2 2.1 2.2 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 Виды работ. Организация рабочего места. Материалы инструменты. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Ручные швы. Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку» ,«строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Выполнение различных видов швов. Изделия первой сложности из 2-3 выкроек Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам. Набивка. Кукольная фурнитура. Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на 6 2 2 2 4 - Практическая работа 4 - 4 Практическая работа 29 10 19 2 1 1 Практическая работа 2 2 - Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 4 2 2 Практическая работа 10 3.5 3.6 3.7 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. Сборка куклы. (Последовательность сборки). Глаза и нос куклы. Различные способы изготовления. Способы прикрепления. Рисование глаз куклы. Декоративное оформление куклы. Кукольная одежда и аксессуары. Изделия второй сложности из 4-7 выкроек Изделия второй сложности из 4-7 выкроек Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда. Ткани, используемы для их пошива. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Особенности раскроя тильд. Сшивание и вырезание деталей кроя. Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Одежда для куколтильд. Аксессуары тильда. Материалы для изготовления кукольных 5 2 3 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 10 2 8 Практическая работа 69 19 50 4 2 2 Практическая работа 3 1 2 Практическая работа 2 1 1 Практическая работа 10 2 8 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 11 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 4.18 4.19 4.20 5 5.1 причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Кукла из пластика История авторской куклы. Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними Начало работы, образ будущей куклы. Пластика головы Работа над пластикой рук Работа над пластикой ног Каркас тела куклы Сборка деталей куклы (соединение вылепленных частей с каркасом, придание задуманной позы) Подставка для куклы. Формирование туловища из ваты или других материалов. Изготовление одежды для куклы Изготовление обуви для куклы Роспись лица Создание причёски Куклы для кукольного театра Куклы для кукольного театра Маппет-куклы. Особенности кроя маппет-кукол. 2 2 - Практическая работа 4 2 2 Практическая работа 2 2 - Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 4 1 2 3 Практическая работа Практическая работа 2 2 - 2 2 Практическая работа Практическая работа 8 2 4 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 4 2 90 1 17 3 2 73 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 12 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки Сборка маппет-куклы. Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Ремонт текстильной куклы. Текстильная кукла «Тыквоголовка» Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам. Набивка. Кукольная фурнитура. Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. Обработка деталей тела куклы Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек. Соединение деталей куклы. Тонировка. Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос. 4 2 2 Практическая работа 6 2 2 1 4 1 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 1 1 Практическая работа 4 2 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 13 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 5.18 5.19 5.20 5.21 5.22 5.23 5.24 5.25 5.26 5.27 Прорисовка лица текстильной куклы. Варианты прорисовки глаз Одежда куклы. Особенности кроя. Создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто). Образ куклы. Обувь. Виды обуви. Аксессуары. Изготовление зверей в стиле Тильда (Собачка, заяц, слон и т.д. – на выбор) Раскрой деталей игрушки. Обработка деталей игрушки Набивка деталей игрушки Соединение деталей игрушки. Отделка игрушки Изготовление игрушек примитивов. Интерьерная текстильная кукла – Шапокляк, клоун, Карлесон, Баба-Яга, домовой - на выбор. Раскрой деталей игрушки. Обработка деталей куклы. Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка. Раскрой костюма куклы. Обработка костюма куклы. Прическа куклы. Прорисовка лица куклы Декоративная отделка куклы. Изготовление текстильной куклы в 2 - 2 Практическая работа 6 2 4 Практическая работа 4 2 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 1 1 2 - 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 2 - 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 6 2 4 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 2 2 - 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 14 5.28 5.29 5.30 5.31 5.32 5.33 5.34 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 русском народном костюме. Раскрой куклы. Обработка деталей куклы Выворачивание деталей. Набивка. Соединение деталей куклы. Тонировка. Раскрой костюма куклы. Обработка костюма куклы. Отделка костюма. Прическа куклы. Прорисовка лица куклы Декоративная отделка костюма. Лапти. Творческие проектные работы. Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу. Творческие выставки, подготовка работ к конкурсам и выставкам. Участие в мастер классах. Пряничные кофейные игрушки (Заяц, ежик, черепаха, птица). Технология изготовления игрушек. Раскрой. Тонировка. Пошив игрушки. Роспись. Изготовление сувенирной куклы из льняного шпагата. Изготовление конуса. Обмотка конуса. Декоративная отделка куклы. Подведение итогов работы. Планы на новый учебный год. 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 2 2 - 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 21 6 15 6 2 4 Практическая работа 6 - 6 Практическая работа 4 2 2 Практическая работа 4 1 3 Практическая работа 1 1 - Практическая работа 15 Итого: 204 58 146 3.2 Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводные занятия 1.1 Разнообразие игрушек. Теория: первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. 1.2 Назначение мягкой игрушки. Русская народная кукла. Традиции изготовления. Куклы - берегини. Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Теория: техника безопасности на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. 2.Ручные швы 2.1 Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Теория: ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. 2.2 Выполнение различных видов швов. Практика: выполнение различных видов швов. 3. Изделия первой сложности из 2-3 выкроек 3.1 Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Теория: мех и флис – недостатки и преимущества. Практика: выбор материалов по их свойствам. Набивка, её виды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура. 3.2 Знакомство с лекалами и количеством деталей. Теория: знакомство с лекалами и количеством деталей. 3.3 Работа с чертежами и выкройками. Теория: работа с чертежами и выкройками. 16 Практика: снятие лекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. 3.4 Раскрой. Теория: лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек. Практика: бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. 3.5 Сборка куклы. Теория: определение последовательности сборки. Практика: правила заполнения игрушки набивочным материалом. 3.6 Оформление глаза и носа куклы. Практика: знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол. 3.7 Декоративное оформление куклы. Теория: разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары. Практика: выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров. 4. Изделия второй сложности из 4-7 выкроек 4.1 Кукла «Тильда». Теория: «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд. 17 Практика: ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. 4.2 Ткани ручной окраски. Теория: окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофеи чая. Практика: различные способы окрашивания. 4.3 Работа с чертежами и выкройками. Теория: особенности раскроя тильд. Последовательность кроя. Практика: снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. 4.4 Сшивание и вырезание деталей кроя. Теория: особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Практика: инструменты и приспособления. Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление. 4.5 Одежда для кукол-тильд. Теория: одежда для кукол – тильд. Практика: аксессуары-тильда. 4.6 Материалы для изготовления кукольных причесок. Теория: изготовление волос куклы разными способами. Практика: готовые кукольные парички. 4.7 Кукла из пластика Теория: история авторской куклы. 4.8 Введение в практическую деятельность – лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики. Теория: лепка кукол из пластилина. Практика: лепка простой куклы из пластилина по технологии куклы из пластики. 4.9 Знакомство с видами пластиков и технологией работы с ними. Теория: знакомство со вспомогательными инструментами и технологией работы с ними 18 4.10 Начало работы, образ будущей куклы. Теория: образ будущей куклы. Практика: пластика головы 4.11 Практика: работа над пластикой рук 4.12 Практика: работа над пластикой ног 4.13 Практика: каркас тела куклы 4.14 Сборка деталей куклы Теория: сборка деталей куклы. Практика: соединение вылепленных частей с каркасом, придание задуманной позы. 4.15 Практика: подставка для куклы. 4.16 Практика: формирование туловища из ваты или других материалов. 4.17 Изготовление одежды для куклы Теория: варианты одежды для куклы. Практика: изготовление одежды для куклы. 4.18 Практика: изготовление обуви для куклы 4.19 Роспись лица Теория: техника росписи лица. Практика: роспись лица. 4.20 Практика: создание причёски. 5. Куклы для кукольного театра 5.1 Куклы для кукольного театра. Марионетки. Пальчиковые куклы. Маппеткуклы. Практика: особенности кроя маппет-кукол. 5.2 Работа с чертежами и выкройками маппет-кукол. Теория: снятие лекал на кальку. Практика: раскрой с учётом экономичности раскладки. 5.3 Сборка маппет-куклы. Теория: техника сборки маппет-куклы. Практика: сборка маппет – куклы. 19 5.4 Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Теория: инструменты и приспособления. Практика: ремонт текстильной куклы. 5.5 Текстильная кукла «Тыквоголовка» Практика: цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам. Набивка. Кукольная фурнитура. 5.6 Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Практика: размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. 5.7 Обработка деталей тела куклы. Теория: техника обработки деталей тела куклы. Практика: обработка деталей тела куклы. 4.21 Выворачивание и набивка частей тельца. Теория: особенности набивки и утяжки ручек и ножек. Практика: выворачивание и набивка частей тельца. 4.22 Соединение деталей куклы. Практика: тонировка. 4.23 Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос. 4.24 Прорисовка лица текстильной куклы. Варианты прорисовки глаз 5.12 Одежда куклы. Особенности кроя. Практика: создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто). 5.13 Образ куклы. Теория: обувь. Виды обуви. Практика: аксессуары. 5.14 Изготовление зверей в стиле Тильда (Собачка, заяц, слон и т.д. – на выбор). Теория изготовление зверей в стиле Тильда. Практика: раскрой деталей игрушки. 20 5.15 Практика: обработка деталей игрушки 5.16 Набивка деталей игрушки. Теория: техника набивки деталей. Практика: набивка деталей игрушки. 5.17 Практика: соединение деталей игрушки. 5.18 Практика: отделка игрушки 5.19 Изготовление игрушек примитивов. Практика: интерьерная текстильная кукла – Шапокляк, клоун, Карлесон, БабаЯга, домовой - на выбор. Раскрой деталей игрушки. 5.20 Практика: обработка деталей куклы. 5.21 Выворачивание деталей. Набивка. Практика: соединение деталей куклы. Тонировка. 5.22 Раскрой костюма куклы. Теория: техника раскроя костюма. Практика: раскрой костюма куклы. 5.23 Обработка костюма куклы. Теория: техника обработки костюма куклы. Практика: обработка костюма куклы. 5.24 Практика: прическа куклы. 5.25 Практика: прорисовка лица куклы 5.26 Практика: декоративная отделка куклы. 5.27 Изготовление текстильной куклы в русском народном костюме. Практика: раскрой куклы. 5.28 Практика: обработка деталей куклы 5.29 Выворачивание деталей. Набивка. Практика: соединение деталей куклы. Тонировка. 5.30 Практика: раскрой костюма куклы. 5.31 Обработка костюма куклы. Теория: обработка костюма куклы. Практика: отделка костюма куклы. 21 5.32 Практика: прическа куклы. 5.33 Практика: прорисовка лица куклы 5.34 Практика: декоративная отделка костюма. Лапти. 6.Творческие проектные работы 5.1 Создание эскиза куклы. Теория: конструирование выкройки. Практика: создание куклы по собственному эскизу. 6.2 Творческие выставки, подготовка работ к конкурсам и выставкам. Практика: участие в мастер - классах. 5.2 Пряничные - кофейные игрушки (Заяц, ежик, черепаха, птица). Теория: технология изготовления игрушек. Практика: раскрой. Тонировка. Пошив игрушки. Роспись. 6.4 Изготовление сувенирной куклы из льняного шпагата. Теория: изготовление конуса. Практика: обмотка конуса. Декоративная отделка куклы. 6.5 Подведение итогов работы. Теория: выставка кукол. Планы на новый учебный год. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 34 170 6 204 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 22 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Наглядные пособия • презентации на определенные темы занятий; • литература; • технологические карты для изготовления игрушек; • образцы игрушек; • образцы ручных и машинных швов; • шаблоны для изготовления игрушек. Перечень необходимых материалов: • Ткань однотонная и с мелким рисунком различной расцветки и фактуры: хлопчатобумажные (ситец, бязь, сорочечная), льняные, шерстяные (костюмные), шелковые, искусственные, синтетические, смесовые, трикотаж, драп, сукно, фетр и др. • Нетканые материалы (синтепон, ватин). • Набивочный материал (вата, ватин, холофайбер, и пр.). • Нитки швейные катушечные (№ 10-40) различных цветов (в тон ткани). • Пряжа крученая и многослойная некрученая различной толщины, цвета, состава (для “париков”). • Мех искусственный и натуральный (с ворсом различной длины), плюш, ворсовые ткани (бархат, велюр, вельвет, спандекс, махровая и др.). • Кожа натуральная и искусственная, клеенка и др. (для изготовления деталей глаз, рта, носа, лап и пр.). • Тесьма, ленты, кружево, “шитье”, сутаж, шнур и др. (для декорирования, изготовления некоторых подвесных деталей). • Клей универсальный типа “Момент”, клеящий горячий пистолет с специальным клеем. • Проволока медная (диаметром 2-4 мм.) для каркаса. 23 • Палочки, ветки для народных кукол. • Пуговицы, бусины, бисер, стразы, пайетки, блестки и пр. (для декорирования). • Молнии, кнопки, крючки одежные, пряжки, липкая лента, резинка бельевая и др. (для изготовления некоторых видов кукол). • Клей ПВА, клей-карандаш для бумаги. • Тетради обучающимся для записи заданий, выполнения зарисовок и пр. Канцтовары: • карандаши простые и цветные, фломастеры, ручки цветные шариковые и гелевые, альбомы, ватман (для выполнения оформительских работ, наглядных пособий, изготовления открыток, сувениров); • кисти №1, №2, №3, акриловые краски, пастель художественная; • бумага писчая, картон, калька (для изготовления выкроек), бумага писчая для документации; • папки, файлы для хранения документации, выкроек; • скрепки маленькие и большие, кнопки канцелярские; • скотч (шириной 10-50 мм.). Перечень необходимых инструментов: • Набор швейных игл различной величины • Нитевдеватели • Наперстки • Вспарыватели • Ножницы (закройные, канцелярские, «зигзаг») • Булавки портновские • Мел портновский или тонкий кусочек мыла • Линейки, угольники, лекала, циркули • Шило • Кусачки, плоскогубцы • Крючки вязальные № 1-3 • Сантиметровая лента 24 • Колышки, палочки для набивки • Кисти для клея • Резинка-ластик, точилка • Нож канцелярский • Дырокол • Степлер Перечень необходимого оборудования: • Утюг, подставка • Доска гладильная, резиновый коврик • Машины швейные • Компьютер (для разработки творческих проектов, оформления сопроводительной документации к работам для участия в выставках и др.) 5.3 Кадровое обеспечение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юная рукодельница» может реализовываться педагогами дополнительного образования, педагогами технологии, педагогами ИЗО и черчения. 5.4 Методические материалы. № п/п Название раздела 1 Вводные занятия Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Тетрадь, ручка, карандаш, фломастер Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, учебное занятие, занятие-игра 25 чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). 2 Ручные швы Хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты; нитки для шитья, шерстяные, «мулине»; иглы разной величины; ножницы, шило, плоскогубцы, нож; картон, калька, копировальная бумага; линейка, карандаш, фломастеры, клей. Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). учебное занятие, занятие-игра 3 Изделия первой сложности из 23 выкроек Иглы разной величины; ножницы, шило, плоскогубцы, нож; картон, калька, копировальная бумага; линейка, карандаш, Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). учебное занятие, занятие-игра 4 Изделия второй сложности из 47 выкроек линейка, карандаш, фломастеры, клей; вата, синтепон, проволока; бисер, пуговицы, тесьма, кружева. Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, учебное занятие, занятие-игра 26 изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). 5 Куклы для кукольного театра Хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты; нитки для шитья, шерстяные, «мулине»; иглы разной величины; ножницы, шило, плоскогубцы, нож; картон, калька, копировальная бумага; линейка, карандаш, фломастеры, клей. Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). учебное занятие, занятие-игра 6 Творческие проектные работы Готовые изделия, материал для выставки. Методы: словесноинформационный (беседа, инструктаж по технике безопасности,); практический (работа с материалом, рисование, составление схем, изготовление выкроеклекал и пр.); наглядный (наглядные демонстрации с использованием готовых наглядных пособий (рисунков, таблиц, чертежей, изделийобразцов, слайд-шоу и схем)). учебное занятие, занятие-игра 27 5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Критерии оценивания результатов Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить: - процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т.д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные. - работа «по образцу» является необходимым началом этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога – развивать творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности. - выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью зачетов, собеседования в конце учебного года. Для сравнения обучающимися результатов своей практической деятельности в конце полугодия оформляется стенд «Лучшая кукла», а в конце года наиболее удачные работы участвуют в различных выставках. Очень важно продумать форму оценки практической деятельности обучающихся в течение учебного года: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «2» или «3». В этом случае на помощь педагогу может прийти диагностическая система оценки. Работу по подведению итогов необходимо построить так чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие. 28 Диагностика результативной деятельности. Ф.И. ребенка Критерии результативности 1. Качество работы: 1.1.Знание теории (Низкий- рассказывает с помощью наводящих вопросов педагога; Средний- рассказывает только со слов педагога. Высокий- дополняет самостоятельно полученной информацией). 1.2.Аккуратность выполнения (Низкийпостоянный контроль со стороны педагога за порядком на рабочем месте, не может работать без помощи педагога; Средний- напоминания, что на рабочем месте должен быть порядок во время работы, работает самостоятельно, но иногда требуется помощь педагога; Высокий- на рабочем месте порядок, работает без помощи педагога). 1.3.Сроки выполнения (Низкий- работает очень медленно, не успевает доделать за отведенные часы; Средний- в целом укладывается во времени, но не успевает доделать детали; Высокий- укладывается в отведенное время, полностью успевая сделать работу ) 2.Креативность 2.1Подача новой идеи (Низкий- не имеет собственных идей; Средний- придумывает с наводящими вопросами; Высокий- постоянно подает новые идеи). 2.2. Внедрение новой идеи (Низкий- не может; Средний- только с помощью учителя; Высокий- полностью делает самостоятельно). 2.3. Технологическая карта (ТН). (Низкий- не может ни разработать ТН, ни работать по ТН; Средний- разрабатывает ТН и работает по ТН с помощью педагога; Высокий- все делает самостоятельно).. 3.Участие в конкурсах, выставках. (Низкий- нигде не участвует; Средний- участвует только на уровне образовательного учреждения; Высокий- участвует в выставках на любом уровне). Низ. Сред. Высок. Условия реализации программы: - Определение темы, зарождение идеи; 29 - Создание условий для самостоятельного выбора ребёнком темы из предложенного списка, включая «свободную тему»; - Погружение в информационное поле по данной теме; - Предоставление возможности ребёнку пользоваться библиотечным фондом, консультации библиотекаря по выбранной теме, помощь в поиске информации через Интернет, рекомендации по использованию внешних источников; - Создание эмоционального пространства, при котором ребёнок с увлечением пройдёт весь путь от задумки образа до конечного результата, невзирая на длительность процесса изготовления, технологические трудности и переделки, поиск новых решений. - Создание условий для выбора ребёнком сюжетных героев, персонажей; совместное партнёрское обсуждение педагогом и ребёнком образа будущего персонажа; - Создание условий для выработки ребенком своего индивидуального стиля в изготовлении кукол; - Оказание технологической помощи ребёнку педагогами в вербализированной форме («не руками»). - Вовлечение ребёнка в завершающий этап – художественное оформление куклы или дизайн всей композиции - как равноправного партнёра путём творческого сотрудничества с педагогами; - Организация участия ребёнка в выставках с целью получения экспертной оценки; - Посещение ребёнком выставок по профилю и других видов декоративноприкладного творчества. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726р). 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196). 30 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) (https://fgos.ru) 6. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». 8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н. 9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 11. Устав Школы № 2 31 Литература, использованная при составлении программы 12. Агапова И., ДавыдоваМ. Мягкие игрушки на любой вкус. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 160 с. + 8, ил. 13. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа кружка рукоделия.14. СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. М.: Изд. «Культура и традиции», 2007. 15. Журнал «Валя-Валентина». № 5. 2015 56с. 16. Зайцева О. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол. – М.: АСТ;СПб.; Астрель СПб, 2010. – 111 с.: ил., 16 л. ил. – (Своими руками). 17. Мудрагель Л. Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекции, изготовление. Питер, 2014. 18. Коллекция журналов «Кукольный мастер» Издательский дом «Дизайн Кора» специализированное издание «для профессионалов и любителей кукол»; 19. Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз»; 20. Кочеткова Н. В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий: (для детей 7-14 лет). – Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с. 21. Куклы из ткани. Лучшие модели. Галерея авторских кукол. Гриднева Е., Питер, 2015. 22. Лободина Н, В, Технология 1 класс: практические и творческие задания: рабочая тетрадь – Волгоград: Учитель, 2010. – 73 с. 23. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997 24. Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка». «ЭКСМО-Пресс» 2002г 25. Текстильные Ангелы и Феи. Пошаговый мастер-класс. - Войнатовская Е., Питер, 2015. 32 26. Текстильные куклы на каркасе. Пошаговый мастер-класс. - Войнатовская Е., Питер, 2014. 27. Тильдамания. Рязанова Н., - АСТ, Москва, 2013. 28. Чердачные куклы. Мастер-классы и выкройки. - Войнатовская Е., Питер, 29. Чулочная кукла. Украшение на ёлку. - Лаврентьева Е., Питер, 2017. 30. Чулочная кукла. Забавные домовушки-обереги. - Лаврентьева Е., Питер, 31. Чернякова 2015. 2017. В.Н. Технология обработки ткани. 5 класс – М.: «Просещение», 1999. 32. Чуракова И. Авторская тряпичная кукла. Одежда, аксессуары. Питер, 33. Шьём мишку Тёпу. Пошаговый мастер-класс в сказках и картинках. 2015. Русецкая И., Питер, 2017. 34. Юрина Нина, Куклы – М.: СЛОВО/SLOBO, 2002. – 48 стр., илл. 33