Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г
Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:52:38 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Управление БПЛА»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок освоения: 1 год
Составитель:
Сазанов С.В.,
педагог дополнительного образования
г. Верхняя Салда
2024 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Управление БПЛА» разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
1.1
Направленность.
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Управление БПЛА» отнесена к программам технической направленности,
так
как
направлена
на
знакомство
обучающихся
с
современными
технологиями малой беспилотной авиации.
1.2
Актуальность
Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями
следующих нормативно-правовых и стратегических документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2023);
Федеральный закон от 31.07.2020 года № 304-ФЗ «О внесении
2.
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
3.
№629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. №533
4.
«О внесении изменений в организации и осуществления образовательной
деятельности по ДОО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017
5.
№816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
образовательных программ»;
технологий
при
реализации
Концепция развития дополнительного образования детей до
6.
2030 года(Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №
678-р);
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
7.
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Методические
8.
рекомендации
по
дополнительных общеразвивающих программ (включая
проектированию
разноуровневые
программы) (приложение к письму Департамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ
18.11.2015 г. № 09-3242);
Постановление Главного государственного санитарного врача
9.
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006
10.
№152-ФЗ.
Подготовка кадров для отрасли беспилотных летательных аппаратов
(далее БПЛА) ̶
одна и з кл юче вы х задач, п о с та вл е н н ы х президентом
Ро с с и и В . В . Путиным на Совещании по вопросам развития малой авиации
27 апреля 2023 года. В рамках национального проекта «Беспилотные
авиационные системы», утвержденного Правительством РФ 21.06.2023 года,
планируется динамичное развитие отрасли вплоть до 2030 года, включая
использование БПЛА в самых разных сферах: в сельском хозяйстве, для
выполнения задач фото- и видеосъемки, мониторинга лесов, доставки грузов,
контроля объектов техносферы, наблюдения процессов и явлений, в том числе
наблюдение за труднодоступными объектами, аэрофотосъемки и др. Задача
широкого внедрения мультикоптеров требует подготовки профессиональных
кадров,
обладающих
знаниями
в
области
конструирования,
программирования, управления и обслуживания беспилотных летательных
аппаратов.
В 2023 году гонки дронов официально признаны новым видом спорта
(Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20.06.2023 № 437),
что дает возможности для подготовки и участия школьников в соревнованиях
самого разного уровня. Наряду с другими инновационными видами
фиджитал-спорта дрон-рейсинг (drone racing) включены в программу «Игр
будущего» в Казани в 2024 году. С 1 сентября 2023 года тему беспилотных
летательных
аппаратов
будут
изучать
общеобразовательных школ, она включена
в
старших
классах
в программу внеурочной
деятельности по начальной военной подготовке.
1.3 Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью Программы является её инновационная
направленность, использование возможностей техносферы для формирования
компетенций, обучающихся в реальной (проектной, игровой) деятельности с
помощью передовых технологий и современного оборудования.
Программа рассчитана на использование мультимодального обучения
(модель VARK Нила Флеминга) и STEM-подход (Science, Technology,
Engineering, Mathematics), что позволяет выявить и раскрыть задатки и
способности, развить техническое мышление, раскрыть творческий потенциал
обучающихся сразу по нескольким направлениям STEАM-«РИТМ» обучения:
робототехника, искусство, технологии и математика.
1.4 Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической
направленности
«Управление
БПЛА»
ориентирована
на
школьников в возрасте от 13 до 17 лет, заинтересованных в получении знаний
по БПЛА, в приобретении навыков управления квадрокоптерами, в раскрытии
своего потенциала через участие в техническом творчестве, в игровой и
проектной деятельности.
Категория обучающихся – школьники от 13 до 17 лет и старше,
взрослые.
Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями
учащихся данного возрастного периода.
В данный возрастной период у учащихся происходит формирование
умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе
выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить
перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения
овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять
круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и
устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и
действиях, развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм
самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних
критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе
сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных
чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.
1.5 Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
1.7 Особенности организации образовательного процесса
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных данных и при наличии сертификата дополнительного
образования. В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки. Набор
детей - по желанию.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 человек
1.8 Форма обучения
Формы обучения по ДООП «Управление БПЛА»: индивидуальная,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий
При проведении занятий используются различные приёмы групповой
деятельности в разно уровневых группах для обучения элементам кооперации,
внесения в собственную деятельность самооценки, взаимооценки, умение
работать с технической литературой и выделять главное.
1.10 Формы итоговой аттестации.
Подведение итогов реализуется в рамках следующих мероприятий:
защита результатов выполнения заданий, групповые соревнования.
Представление результатов образовательной деятельности проходит в
форме публичной презентации решений заданий командами и последующих
ответов, выступающих на вопросы наставника и других команд.
Формы диагностики результатов обучения - беседа, тестирование,
опрос.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1
Цель
программы:
приобщение
обучающихся
к
научно-
техническому творчеству посредством ознакомления их с принципами работы
и
основами
управления
беспилотными
летательными
аппаратами
конструкциях,
механизмах,
мультироторного типа (квадрокоптерами).
2.2 Задачи:
Обучающие:
-
сформировать
представления
о
используемых в дронах, их назначении, истории БПЛА и перспективах
развития;
-
сформировать знания в области моделирования и конструирования
БПЛА;
-
сформировать знания основ теории полета, практических
навыков дистанционного управления БПЛА;
-
обучить навыкам пилотирования БПЛА;
-
сформировать умения и навыки пилотирования в различных
режимах.
Развивающие:
-
развить инженерное
мышление,
навыки конструирования
и
пилотированияБПЛА;
-
развить мыслительные, творческие, коммуникативные способности;
-
развить интеллектуальную инициативу и творческое мышление;
-
научить приобретать и самостоятельно применять на практике
полученныезнания и умения.
Воспитательные:
-
воспитать
умение работать
в команде, эффективно
общаться ираспределять обязанности;
-
воспитать творческое отношение к выполняемой работе;
сформировать навыки проектной деятельности, стремление к
самовыражению через техническое творчество.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с целями и задачами ожидаемые результаты освоения
ДООП «Управление БПЛА» включают в себя:
Предметные результаты:
-
приобретение знаний о роли и месте БПЛА в современном
обществе, историю и перспективы их развития; законодательстве и правилах
пилотирования БПЛА;
-
знание основных понятий и технических терминов БПЛА;
основныхкомпонентов и принципов работы БПЛА;
-
овладение приемами настройки, техобслуживания и
эксплуатацииквадрокоптеров;
-
знание техники безопасности, проверки
работоспособности
отдельныхузлов и деталей, порядка поиска неисправностей в квадрокоптерах;
-
приобретение
навыков
управления
квадрокоптером
в
авиасимуляторе иреальном пилотировании.
Метапредметные результаты:
-
сформировать
самостоятельность
в
учебно-познавательной
деятельности;
-
развить стремление к самореализации, целеустремлённость;
-
сформировать у обучающихся техническое мышление и творческий
подходк работе;
-
развить
навыки
научно-исследовательской,
инженерно-
конструкторской ипроектной деятельности;
-
сформировать навыки технического решения изобретательских
задач уобучающихся.
Личностные результаты:
-
сформировать коммуникативные навыки и культуру делового
общения, внимательное и уважительное отношение к людям;
-
развить усидчивость, трудолюбие, широкий технический кругозор,
эффективное применение умений и навыков;
-
сформировать умения планировать работу по реализации проекта,
способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный проект;
-
сформировать
навыки
продуктивного
взаимодействия
и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной
деятельности.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
Для реализации содержания программы дополнительного образования
рекомендуется использование следующих форм организации занятий: урок,
инструктаж, практическое занятие, соревнование, научно-практическая
конференция. При этом количество аудиторных часов должно составлять не
более 40% от всего программного материала.
4.1 Учебный (тематический) план
№
п/п
Название
раздела/модуля
1
Входной контроль
2
Развитие БПЛА в
России. Фиджиталспорт, дронрейсинг и «Игры
будущего»
3
4
5
6
7
8
9
10
История БПЛА. «Бум
дроностроения». ТОП
дронов.
Устройство и принцип
работы
мультикоптера.
Обучение.
Основы управление
квадрокоптером.
Базовые понятия.
Настройка
симулятора. Режимы
LOS и FPV. Простые
фигуры.
Пилотирование в
симуляторе. Сложные
фигуры.
Режимы «акро» и
«стаб».
Подготовка к полетам
в закрытом
помещении. Техника
безопасности.
Дрон-рейсинг. Фигуры
для прохождения
гоночной
трассы.
Итоговые занятия.
Соревнования.
Всего
Кол-во часов
Форма аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Практическая работа
Практическая работа
4
1
3
Практическая работа
4
1
3
Практическая работа
12
12
Практическая работа
34
34
Практическая работа
24
24
Практическая работа
24
24
Практическая работа
16
16
Практическая работа
14
14
Практическая работа
2
136
2
3
133
4.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Входной контроль.
Теория. Инструктаж по ТБ.
2. Развитие БПЛА в России. Фиджитал-спорт, дрон-рейсинг и
«Игры будущего».
Теория: Задачи и перспективы развития БПЛА в России.
Практика: Квадрокоптеры «Геоскан Пионер» и STEM подход в
образовании. Фиджитал-спорт, гонки дронов и «Игры будущего». Дрон
рейсинг в России. DroneSportsLeague. Федеральный проект «Россия глазами
дронов». Крупнейшие шоу дронов в России и в книге рекордов Гиннеса.
3. История БПЛА. Бум «дроностроения». ТОП дронов.
Теория: Что такое дрон? История БПЛА. Радиоуправляемая лодка
Николы Тесла.
Музей
авиации:
орникоптер,
автожир,
геликоптер.
Авиамоделизм в СССР.
«Авиамузей»
журнала
«Техника-молодёжи»
за
1982-1984
гг.
Радиоуправляемые модули. Технологический прорыв XXI века. Квадрокоптер
Phantom - мировой бестселлер беспилотной авиации 2013 года. Бум
«дроностроения». Виды дронов. ТОП дронов. Рекорды. Пассажирские дроны
«с человеком на борту».
4. Устройство и принцип работы мультикоптера. Обучение.
Теория: Виды мультикоптеров по количеству винтов. Преимущества
многороторных БПЛА.
Практика: Принцип работы квадрокоптера. Основных элементы
конструкции и их назначение. Что должен знать и уметь «оператор
беспилотных авиационных систем»? Обучение дронам в школе: предметы и
разделы.
5. Основы управление квадрокоптером. Базовые понятия.
Теория: Что такое FPV? Управление FPV квадрокоптером: по Wi-Fi и
по радиоканалу.
Практика: Основные элементы FPV квадрокоптера: аппаратура и
протокол работы, приемник, АКБ, зарядка, очки и шлемы. Форматы передачи
видеосигнала: аналоговый
и
цифровой.
Как
летает
мультикоптер?
Управление квадрокоптером:
«тангаж», «крен» и «рыскание».Режимы LOS (Line ofSight, «в поле
зрения») и FPV (First Person View, «вид от первого лица»). Управление
квадрокоптером
в
авиасимуляторе.
Оборудование
и
программное
обеспечение. Подключение и настойка аппаратуры. Симулятор PicaSim. Два
основных режима полета «Акро» и «Стаб». Базовые понятия для совершения
полета. Арм, дизарм.
6. Настройка симулятора. Режимы LOS и FPV. Простые фигуры.
Теория: Начала дрон-рейсинга.
Практика: Установка симулятора (DCL Games).
Настройка симулятора (DCL Games). Режим стабилизации.
7. Пилотирование в симуляторе.
Сложные
фигуры.
Режимы «акро» и «стаб».
Теория: Режим «ACRO».
Практика: Фигура дрон-рейсинга: развороты. Фигура дрон-рейсинга:
«Сплит-S». Фигура дрон-рейсинга: «дайв».
к полетам в закрытом помещении.
8.Подготовка
Техника безопасности.
Практика: Фигуры дрон-рейсинга: спирали. Фигуры дрон-рейсинга:
«змейка». Фигуры дрон-рейсинга: «powerloop» («пауэр-луп»). Фигуры дронрейсинга: «дуга».
9. Основы дрон-рейсинга. Законодательство РФ.
Практика:
Соревнования
Фигуры
Drone
«горка».
Sports
Прохождение
Global.
Лига
гоночной
дрон-рейсинга
трассы.
в
РФ.
Законодательство РФ.
10.Итоговые занятия. Соревнования.
Практика: участие в школьных показательных соревнованиях по
пилотированию.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
34
68
4
136
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая
5.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническая база для реализации программы включает
следующие составляющие:
Выделенный канал связи или отдельный Wi-Fi-канал;
В помещении, где проводится трансляция имеется соответствующее
мероприятию освещение;
Стол преподавателя - 1 шт.;
Стул преподавателя - 1 шт.;
Настольный компьютер (четырехядерный процессор Intel Core i3 –
1035G1 с частотой 1.0 ГГц – 3,6 ГГц, оперативная память DDR4 объемом
16384 Мб, SSD 512 Гб);
Веб-камера, микрофон, наушники;
Интернет,
локальные
компьютерные
сети,
интернет-браузеры
Яндекс.Браузер, Opera;
Для пилотирования в авиасимуляторе: программа авиасимулятор
«PicaSim»
(бесплатно
скачивается
из
Интернет
по
ссылке
https://rowlhouse.co.uk/PicaSim/)
и
радиоаппаратура
6-канальный
USB-
контроллер FlySky FS-SM600 с разъемом USB.
Для пилотирования в режиме FPV «вид от первого лица» нужен
комплект: FPV квадрокоптер «EMAX Tinyhawk III», FPV очки или экран,
аккумуляторы к квадрокоптеру и оригинальное зарядное устройство
(приобретаются обучающимся самостоятельно).
5.3 Кадровое обеспечение
Реализация
«Управление
дополнительной
БПЛА»
обеспечивается
общеразвивающей
педагогами
и
программы
дополнительного
образования, имеющими высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка,
секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы.
Уровень компетентности педагогических работников организации,
реализующей образовательные программы с применением электронного
обучения, дистанционных
использования
новых
образовательных
технологий,
информационно-коммуникационных
в
вопросах
технологий
соответствует требованиям Методических рекомендаций по использованию
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации дополнительныхпрофессиональных образовательных программ.
5.4 Методические материалы
Содержание учебных модулей и учебно-методических материалов
представлено в виде цифровых образовательных ресурсов (видеоуроков,
лекций).
Оценочные материалы по программе включают следующие формы и
методы для проведения входного, текущего и промежуточного контроля,
итогового контроля: задания в тестовой форме, практическое задание.
Учебно-методическое обеспечение Дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы технической направленности «Управление
БПЛА» обеспечено электронными пособиями, материалами видеоуроков,
учебниками, учебно-методической литературой по всем темам.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Астахова, Н. Л. Дроны и их пилотирование. С чего начать / Н. Л.
Астахова, В. А. Лукашов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2021. – 224 с.: ил.
2.
Василин Н. Я. Беспилотные летательные аппараты / – Мн. ООО
«Поппури», 203. – 272 с.: ил.
3.
Дроны с нуля: Пер. с англ. / Т. Килби, Б. Килби. – СПб.: БХВ-
Петербург, 2016.
– 192 с.: ил.
4.
Моисеев В.С. Прикладная теория управления беспилотными
летательными аппаратами: монография. – Казань: ГБУ «Республиканский
центр мониторинга качества образования» (Серия «Современная прикладная
математика и информатика»). – 768 с.
5.
Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн. Малые беспилотные
летательныеаппараты: теория и практика – Москва: Техносфера, 2015. – 312 c.
6.
Яценков В. С. Я92 Твой первый квадрокоптер: теория и практика.
– СПб.:БХВ-Петербург, 2016. – 256 с.: ил. – (Электроника)
Электронные образовательные ресурсы
7.
Иноцемзев Д.П. Беспилотные летательные аппараты: теория и
практика.
[
Электронный
ресурс
]
-
URL:
https://rusdrone.ru/blog/arkhiv/bespilotnye- letatelnye-apparaty-teoriya-i-praktika/
8.
FPV
справочник
[Электронный
ресурс]
–
UTL:
https://mydrone.ru/fpv-spravochnik
9.
Дрономания, онлайн-журнал о дронах [ Электронный ресурс ] -
URL:https://dronomania.ru/
10.
Краткая история квадрокоптеров [Электронный ресурс] – UTL:
https://radiocopter.ru/istoriya-kvadrokopterov/ | Радиокоптер.ру
11.
Электронная библиотека на сайте ООО «ПНОЦ» - - URL:
https://ноц59.рф/biblioteka