Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Проектирование в программе Компас 3D»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Среднеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя Салда,
ул. Энгельса,дом 87, корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:53:14 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Проектирование в программе Компас 3D»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Гилязова Р.Р.,
педагог дополнительного образования.

г. Верхняя Салда,
2024 г

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Проектирование в программе Компас 3D» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. от 21.12.2020).
1.1 Направленность
ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» имеет техническую
направленность.
1.2 Актуальность
Основанием для разработки ДООП «Проектирование в программе
Компас 3D» служат следующие нормативные правовые акты и правовые
документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021)

«Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ

Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от
25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
Профессиональный

6.

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Постановление Главного государственного санитарного врача

7.

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

8.

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации

основных

и

дополнительных

образовательных

программ

цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых
городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации
программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции

развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
«Модернизация

образования

—

это

комплексное,

всестороннее

обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с
требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших
традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в
содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности».
Наиболее интенсивные изменения происходят в настоящее время в области
технологий: появилась совершенно новая отрасль – нанотехнологии; широкое
применение имеют лазерные технологии; информационно-коммуникационные
технологии пронизали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности,
в рамках Национального проекта «Образование» во все образовательные
учреждения поставлено программное обеспечение КОМПАС-3D, которое
может быть использовано в проектной работе обучающихся при создании
чертежей и моделей объектов. В то же время обучающиеся 7-8-х классов
изучают базовый ознакомительный курс (по 1 уроку в неделю) на основе
традиционной работы с чертёжными инструментами.
1.3 Отличительные особенности программы.
Применение инновационного продукта – программного обеспечения
КОМПАС-3D позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса,
так как обладает возможностями, недоступными в ручном черчении:


наглядного представления моделей объектов;



автоматического создания чертежей по их моделям;



имитации технологических процессов при создании деталей и

изделий.
При этом возможно применение аналоговых, параметрических и
координатных методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или
деталей), а также автоматические расчёты объёма, массы и других
геометрических параметров изделий.

1.4 Адресат программы.
Программа «Проектирование в программе Компас 3D» в объёме 136
часов (4 часа в неделю) в течение 1 года обучения, предназначена для
учащихся 7-8-х классов.
ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» разработана в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков.
В данный возрастной период в учебной деятельности подростка
развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер,
проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность
подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения
разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала.
Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к
познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим
количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их
систематичность.
Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая
больше всего их увлекает. В этом возрасте у обучающихся формируются
задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот
период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном
направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но
справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и
понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в
нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого.
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных
образования.

данных

и

при

наличии

сертификата

дополнительного

Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек.
1.5 Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
1.7 Особенности организации образовательного процесса.
Предлагается практически проверенная система проведения сдвоенных
занятий, чередование видов деятельности: ручного и компьютерного создания
объектов

и

презентаций,
необходимости

обязательная
как

физкультминутка.

результирующей

возможен

переход

формы
на

Предусмотрено
проектной

создание

работы.

дистанционное

При

обучение

с

групповая,

с

использованием дистанционных образовательных технологий.
1.8 Форма обучения
Формы

обучения

по

программе:

индивидуальная,

использованием дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий
Дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

«Проектирование в программе Компас 3D» предусматривает теоретические
(беседы, лекции, доклады, самостоятельное изучение теоретических тем) и
практические (практические работы, деловая игра, проект и др.) занятия.
1.10 Формы итоговой аттестации
По

окончании

ДООП

производится

публичная

защита

проекта

(исследовательская работа).
Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном
режиме.

Темы проектных работ, обучающиеся обычно находят сами, поэтому
рекомендуется сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы
проектирования могут быть выбраны из круга интересов детей и обеспечения
учебного процесса:
•

Модернизация школьного оборудования, мебели.

•

Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии,

•

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

•

Транспорт, и средства передвижения.

•

Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной

инфраструктуры.
•

Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная

техника.
Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и
моделированию – хороший стимул для расширения компетенций учащихся в
области инженерных решений.
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы:
обучение в образовательной области Проектирование, предназначенной
для проектирования инженерных объектов, черчения и моделирования на
современном технологическом уровне – в программном обеспечении
КОМПАС-3D, на базе центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
2.2 Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их
классификации и понятие об инженерных качествах объектов;
-освоение приёмов проектирования, создания и редактирования моделей
объектов и чертежей – в программном обеспечении КОМПАС-3D;

-изучение

правил

вычерчивания

чертежей

и

требований

Государственных стандартов на оформление и создание чертежа, как
документа. Овладение чертёжными инструментами и приёмами построения
проекционных изображений, и практикой чтения чертежей.
2. Воспитательные.
- овладевание навыками индивидуальной и групповой деятельности в
разработке и реализации проектов моделей объектов;
- индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественноматематических

и

технологических

дисциплин,

основывающихся

на

использовании современных систем компьютерного проектирования и
моделирования.
3. Развивающие.
- развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3Dмоделями;
- расширение технического кругозора для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной
инфраструктурой;
- подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием,
производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В

структуре

планируемых

результатов

освоения

ДООП

«Проектирование в программе Компас 3D» выделяются следующие группы
результатов:
1.

Личностные результаты освоения программы.

2.

Метапредметные результаты.

3.

Предметные результаты.

1. Личностные результаты.

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего

-

современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным

-

поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе

-

образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные

2.

результаты

отражают

сформированность

регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
-

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
-

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
-

смысловое чтение;

-

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
3. Предметные результаты:
-

умение использовать готовые прикладные компьютерные программы

и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
-

навыки выбора способа представления данных в зависимости от

постановленной задачи;
-

учащиеся должны овладеть основами компьютерной и инженерной

графики, а именно должны знать:
-

особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

-

особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

-

способы хранения изображений в файлах растрового и векторного

формата;
-

проблемы преобразования графических форматов;

-

назначение и функции различных графических программ;

-

назначение и виды автоматизированных систем;

-

форматы листов и виды печатающих устройств;

В соответствие с ДООП обучающиеся изучат:


примеры инженерных объектов.



правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и

сборочных объектов.


правила нанесения размеров и обозначений на чертеже.



нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской

документации.


и применяют на практике



ручные способы вычерчивания чертежей, эскизов и технических

рисунков деталей.


анализ, синтез и моделирование объектов.



чтение чертежей деталей и расчёты по чертежам.



разрезы и сечения, как средство изображения внутренней

конструкции.
А также смогут освоить на компьютере:


способы создания плоскостных изображений и проекционных

чертежей.


способы

создания

3D-моделей

с

применением

операций

формообразования: выдавливание, вращение, кинематическая операция и
операция по сечениям.


создание ассоциативных чертежей объектов и приведение их в

соответствие с требованиями ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской
документации.


способы

редактирования:

параметрические

и

аналоговые.

симметрия, копия, сдвиг и другие. массивы элементов.


применение специальных операций для создания элементов

конструкций машиностроения (без эскизов): фаска, скругление, ребро
жёсткости, оболочка.


моделирование тонкостенных объектов.



применение библиотек.

Учебная версия Системы автоматического проектирования (САПР)
КОМПАС-3D LT может так же применяться в школе:


на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной

графики и трехмерного моделирования и проектирования;


на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития

пространственного мышления учащихся;



при изучении и проектировании объектов материальной культуры,

на занятиях по краеведению и истории;


на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении

проектов;


в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»;



на уроках физики и химии для виртуального моделирования

оборудования.
Освоение этой передовой технологии – хороший старт для тех
учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства,
строительством, транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в
рабочих специальностях.
Обучающиеся должны знать:


правила техники безопасности при работе на компьютере и

чертёжными инструментами.


правила ГОСТ ЕСКД на оформление чертежа.



типы графических изображений: чертёж, эскиз, технический

рисунок, аксонометрия, разрез, сечение.


метод ортогонального (прямоугольного) проецирования.



правила нанесения размеров по стандарту.



создание, сохранение и управление документами в системе

Компас 3D.


интерфейсы окон документов. системы координат документов в

Компас 3D.


состав

кнопок

командных

и

инструментальных

панелей

(компактная, геометрия, обозначения, редактирование).


способы и порядок создания объектов в каждом документе Компас



алгоритмы создания объектов.

3D.



требования к эскизам операций формообразования.

Обучающиеся должны уметь:


выполнять построение чертежей и эскизов на бумаге.



«читать» чертежи деталей и несложных сборок.



составлять

планы

создания

виртуального

объекта: модели,

чертежа, эскиза.


проводить анализ формы предметов и синтез изображения.



создавать и редактировать документы чертёж в системе Компас



создавать и редактировать модели в документе деталь Компас 3D.



создавать ассоциативные чертежи моделей.



выполнять разрезы и читать чертежи с разрезами.



найти тему для проекта в диапазоне своих интересов.



найти необходимую информацию по теме проекта (в литературе,

3D.

периодике, в internet- ресурсах)
Обучающиеся должны иметь представления:


о стандартизации, государственных стандартах, и системе ЕСКД.



об изделиях, их составе и конструктивных элементах.



о требованиях к аппаратным средствам для установки ПО Компас



о

3D.
методе

проектов

и

составе

пакета

конструкторской

документации в проекте.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Программа «Проектирование в программе Компас 3V» выстроена в
логике организации компьютерного учебного проектирования: создания
моделей и чертежей объектов инженерного назначения разной степени
сложности.

В программе КОМПАС-3D основой для создания чертежа является 3Dмодель, поэтому в программе выделено 24 часа на создание моделей в
документе Деталь. Освоение КОМПАС-График 8 часов имеет прикладное
значение, и применяется для создания и чтения проекционных чертежей и
эскизов. Изучение правил стандартов по оформлению чертежа, создание и
редактирование ассоциативных чертежей составляет 8 часов курса.
Инженерный компонент – 6 часов и 8 часов – практическое
проектирование.
Выдерживается системная линия: Создание – Редактирование –
трансформация объекта. Особое внимание уделено координатным способам
проектирования объектов, что важно для интеграции с курсом математики
(геометрии). Анализ формы и синтез изображения – необходимые логические
составляющие

инженерного

проектирования.

В

конце

каждой

темы

проводится творческая работа или тестирование.
Виды деятельности: познавательная, обучающая, проблемно-ценностное
общение.
3.1 Учебный (тематический) план.
№
1

1.1

1.2

Название модуля
Как построен этот мир,
посмотри! Понятие об
инженерных объектах
Виды инженерных
объектов - сооружения,
транспортные средства,
линии коммуникаций.
Инженерные качества.

Количество часов
Всего Теория
Практика
16
8
8

Форма
аттестации/контроля

4

2

2

Презентация

4

2

2

Работа с техническими
журналами
Презентация.
Включение Системы
КОМПАС-3D
Работа с интернет –
ресурсами
Internet -сайты:

1.3

Проект – это всё об
объекте!

4

2

2

1.4

Знакомство с проектами:
Спутники СССР,
Луноходы, космический

4

2

2

корабль Буран
отечественного
производства. Первый
полёт в Космос Ю.А.
Гагарина
Компас - График.
Создание,
редактирование и
трансформация
графических объектов.
Понятие вида, Создание
вида.

http://buran.ru;
http://luna.ru
http://.gagarin.ru и др.

15

8

7

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2.4

Орнаментальные
изображения. Привязки:
Глобальные и локальные.
Виды плоских деталей в
документе Чертёж.
Размеры.

2

1

1

2.5

Творческая работа.

1

-

1

3.
3.1

Проекционное черчение
Центральное,
косоугольное и
прямоугольное
проецирование.
Три способа создания
проекционного чертежа в
КОМПАС-3D.
Виртуальное
проецирование.
Создание ассоциативного
чертежа детали
Эскизы деталей с натуры.
Чтение проекционных
чертежей.
Составление чертежей
средствами КОМПАС-3D
LT.
Проецирование с натуры
на компьютере.
Моделирование
объектов способом

20
4

4
2

16
2

2.

2.1

2.2

2.3

3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
4

2

2

2

2

2

2

2
2
4

2

2
20

8

Задачи о заполнении
поверхности. Решение
инженерных задач.
Центральный и
ленточный орнамент
Чертежи плоских
деталей
Чертежи на созданных
видах
Самостоятельная
работа
Макетирование из
бумаги
Проекции
геометрических тел
Алгоритм построения
чертежа в 3-х
проекциях
Работа в документе
Деталь
Демонстрационный

2
2

Ручное черчение
Ручное рисование

2

Занимательные задания
на чтение чертежей

2

Творческая работа

12

4.1
4.2

Выдавливание
Объекты: изделия и их
модели.
Введение в компьютерное
моделирование: основные
понятия и определения.

4

2

2

Презентация

4

2

2

Обучающий урок
Выдавливание
геометрических тел

2

4

Приклеивание и
Вырезание
выдавливанием. Задачи
Практические задания

4.3

Создание простого
объекта.

6

4.4

Создание моделей по
различным заданиям: по
чертежу; по описанию и
размерам; по образцуизображению, с натуры.
Творческое задание для
моделирования.
Ассоциативные чертежи
Понятие ассоциативной
связи в Системе
КОМПАС-3D LT.
Дерево построения
чертежа.
Разрезы и сечения на
чертеже.

4

4

2

2

4.5
5
5.1

5.2
5.3

5.4

6
6.1

6.2
6.3
6.4
6.5

Тестирование и
упражнения по теме
Ассоциативные чертежи.
Сложные 3D модели и
сборочные чертежи
Принципы
конструирования
инженерных объектов.
Тонкостенные объекты.
Примеры.
Импорт детали.
Операции
формообразования.
Операция «По сечениям».
Основные понятия.

Самостоятельная
работа

15
4

9
2

6
2

Обучающий урок

4

2

2

Обучающий урок

4

2

2

Презентация
Построение разреза и
сечения на
ассоциативном виде
Создать модель и её
чертёж

3

3

28

12

16

4

2

2

4

2

2

Презентация
Команда: Свойства
детали
Обучающий урок

2

Практическая работа

2

Обучающий урок.
Сфера, тор и вал.
Обучающий урок
Модель Светильник, по
сечениям

2
4
2

2

2

6.6
6.7

6.8

6.9

6.10

7

7.1

7.2

7.3

Кинематическая
операция.
Дополнительные
конструктивные
элементы.
Использование
библиотеки Отверстия

2

2

2

Модель трубопровод
сложной формы.
Обучающий урок
Модели объектов и
массивов
Практическая работа

Чтение сборочного
чертежа. Понятие о
сопрягающихся размерах.
Деталирование
сборочного чертежа.
Создание моделей
отдельных деталей по
сборочному чертежу.
Тест и упражнения для
создания сложных
моделей
За энергией – в космос!
Создание
проекта
инженерного объекта.
Выбор темы и
Обоснование выбора
темы проекта.
Использование сведений
из литературных
источников, технических
журналов, Internet
ресурсов для обоснования
принятых решений.
Метод прототипа,
понятие обобщённого
прототипа, творческий
подход.
Объём документации:
Пояснительная записка,
спецификация.
Графические документы:
Технический рисунок
объекта, чертёж общего
вида, чертежи деталей.
Условности и упрощения
Эскизы: технический

2

2

Практическая работа

2

2

Контрольная работа

4

2
2

2

22

10

12

4

2

2

Творческая работа в
малой группе

2

Распределение работы
в группе

2

Ручное проектирование

2

4

2

7.4

7.5

7.6

рисунок и разрез объекта.
Функциональные
качества, инженерные
качества объекта,
размеры.
Создание КОМПАС-3Dмодели объекта и
ассоциативного чертежа.
Создание Презентации.
Вставка КОМПАС-3D LT
документов в PowerPoint.
Применение эффектов
анимации. Использование
возможностей
интерактивной доски
ActivStudio для
демонстрационных целей.
Космические спутники,
корабли
и
станции.
Выдающиеся Советские и
Российские
учёные,
инженеры- исследователи
Космического
пространства
и
космонавты,
(презентация).
Защита проектов
Итого:

4

2

2

В документах Деталь и
Чертёж

4

2

2

Практическая работа

4

2

2

Защита проектов

136

59

77

4.2 Содержание учебного (тематического) плана.
1.Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах
1.1 Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства,
линии коммуникаций.
Теория: машины, аппараты, приборы, инструмент.
Практика: принципы классификации инженерных объектов.
1.2 Инженерные качества.
Теория: Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность,
габаритные размеры, тактико-технические данные.

Практика:

функциональные

качества,

эксплуатационные,

потребительские, экономические, экологические требования к инженерным
объектам.
1.3 Проект – это всё об объекте!
Теория:

содержание

проектной

документации.

Правила

техники

безопасности при работе на компьютере.
Практика: включение Системы, Создание Документа; виды Документов,
интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись,
Геометрические примитивы.
1.4 Знакомство с проектами: Спутники СССР, Луноходы, космический
корабль Буран отечественного производства. Первый полёт в Космос Ю.А.
Гагарина.
Теория: знакомство с проектами.
Практика:

современные

средства

для

разработки

проектной

документации, сопровождения изделия в его жизненном цикле, средства
диагностики.
2. Компас - График.

Создание, редактирование и трансформация

графических объектов.
2.1Понятие вида, Создание вида.
Теория: панель инструментов Геометрия, Панель свойств и Параметры
инструментов. Компактная панель инструментов.
Практика: редактирование: команды и инструменты.
2.2 Особенности постановки инженерных задач.
Теория: особенности постановки инженерных задач.
Практика: практическая работа.
2.3 Орнаментальные изображения.
Теория: Привязки: Глобальные и локальные.
Практика: применение инструментов: Непрерывный ввод объекта,
Кривая Безье.

2.4 Виды плоских деталей в документе Чертёж.
Теория: алгоритм плоскостного построения. Анализ формы объекта и
синтез (изображения).
Практика: аналоговые, параметрические и координатные способы
создания вида.
2.5 Размеры.
Практика: нанесение и редактирование размеров, текстовые вставки в
документ Чертёж.
2.6 Творческая работа
Практика: создание графического объекта.
3. Проекционное черчение
3.1 Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование.
Теория: проекционный угол и образование проекционного чертежа.
Проекционные плоскости и оси.
Практика: геометрические тела вращения и гранные тела.
3.2. Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D.
Теория: построение в КОМПАС-график.
Практика: способы создания проекционного чертежа.
3.3 Виртуальное проецирование.
Теория: создание проекций на плоскости эскиза модели.
Практика: применение инструмента панели Геометрия – Спроецировать
объект.
3.4 Создание ассоциативного чертежа детали.
Практика: создание ассоциативного чертежа детали.
3.5 Эскизы деталей с натуры
Практика:

правила

измерения,

понятие

о

симметрии

изделий.

Вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.
3.6 Чтение проекционных чертежей.
Теория: технический рисунок – способ передачи формы предмета.

Практика: чтение проекционных чертежей.
3.7 Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT.
Практика: составление проекционного чертежа методом виртуальных
темплетов.
3.8 Проецирование с натуры на компьютере.
Практика: проецирование с натуры на компьютере.
4. Моделирование объектов способом Выдавливание
4.1 Объекты: изделия и их модели.
Теория: изделия и способы их изготовления. Модели. Свойства
трёхмерного твёрдотельного моделирования.
Практика: анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3Dмодели.
4.2 Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и
определения.
Теория: интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели.
Практика: система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные
плоскости.
4.3 Формообразование Детали выдавливанием: создание первого
формообразующего элемента.
Теория: операция Эскиз. Правила и требования, предъявляемые к
эскизам.
Практика: размеры в эскизах: фиксированные и информационные.
4.4 Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза.
Теория: вспомогательные плоскости. Системы координат модели и
эскиза.
Практика: координатный способ построения эскизов формообразующих
элементов. Операция Выдавливание.
4.5 Способы редактирования аналоговые и параметрические.
Теория: изучение способов редактирования.

4.6 Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию
и размерам; по образцу-изображению, с натуры.
Теория: свойства: Цвет, Массоцентровочные характеристики (МЦХ) и
геометрические характеристики изделия по модели. Расчётные параметры
изделий.
Практика: создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по
описанию и размерам; по образцу-изображению, с натуры.
4.7 Творческое задание для моделирования.
Практика: проектирование детали (изделия).
5. Ассоциативные чертежи
5.1 Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT.
Теория: алгоритм вставки ассоциативного чертежа.
Практика: Панель свойств и команды: Схема видов, Ориентация
главного вида. Вставка Изометрии. Опция: Линии.
5.2 Дерево построения чертежа.
Теория: свойства ассоциативного чертежа.
Практика: нанесение размеров, осевых и центровых линий. Разрушение
ассоциативной связи. Решение задач.
5.3 Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные.
Теория:

соединение

половины

вида

и

половины

разреза

на

ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании разреза.
Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений.
Практика:

создание

вынесенных

сечений

в

документе

Чертёж.

Отключение проекционной связи в ассоциативном виде.
5.4 Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи.
Практика: контрольная работа.
6. Сложные 3D модели и сборочные чертежи.
6.1 Принципы конструирования инженерных объектов.

Теория: элементы конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные
элементы. Конструкционные Материалы.
Практика: понятие о сборочных чертежах.
6.2 Тонкостенные объекты. Примеры.
Практика: создание модели с использованием вкладки Тонкая стенка.
Применение и правила создания операции Оболочка
6.3 Импорт детали.
Теория: команда Вставить из файла. Использование библиотеки
материалов.
Практика: ассоциативный чертёж импортированной детали.
6.4 Операции формообразования.
Теория: операция Вращение. Требования к эскизу.
Практика: постановка задачи и план создания элемента вращения.
Параметры Угол и Тонкая стенка.
6.5 Операция «По сечениям». Основные понятия.
Теория: требования к эскизам. Постановка задачи Создание эскизов
сечений во вспомогательных плоскостях.
Практика: настройка параметров и создание операции По сечениям.
Редактирование
6.6 Кинематическая операция.
Теория: требования к эскизам кинематического элемента.
Практика: задача о создании объекта с применением Кинематической
операции
6.7 Дополнительные конструктивные элементы.
Теория: дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления,
операция Уклон грани.
Практика: создание элемента Ребро жесткости: требования к эскизу;
использование инструмента Спроецировать объект. Моделирование ребра

жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды массивов:
концентрические и параллелограммные.
6.8 Использование библиотеки Отверстия.
Практика: использование библиотеки Отверстия.
6.9 Чтение сборочного чертежа.
Теория: понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного
чертежа.
Практика: создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу.
6.10 Тест и упражнения для создания сложных моделей.
Практика: упражнения для создания сложных моделей.
7. За энергией – в космос! Создание проекта инженерного объекта.
7.1 Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта.
Теория:

использование

сведений

из

литературных

источников,

технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений.
Практика:

метод

прототипа,

понятие

обобщённого

прототипа,

творческий подход.
7.2 Объём документации: Пояснительная записка, спецификация.
Теория: графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж
общего вида, чертежи деталей.
Практика: условности и упрощения
7.3 Эскизы: технический рисунок и разрез объекта.
Практика: функциональные качества, инженерные качества объекта,
размеры.
7.4 Создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного чертежа.
Практика: создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного
чертежа.
7.5 Создание Презентации.
Теория: вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint.

Практика:

применение

эффектов

анимации.

Использование

возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей.
7.6 Космические спутники, корабли и станции.
Теория: выдающиеся Советские и Российские учёные, инженерыисследователи Космического пространства и космонавты, (презентация).
Практика: защита проектов.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
4
136
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

5.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.


10 ноутбуков с оперативной памятью 128 мбайт, с

манипуляторами «мышь».


на жёстком диске система компас-3d занимает объём около 105

мбайт.


информацию по установке программы компас-3d можно бесплатно

скачать на официальном сайте компании Askon
http://edu.ascon.ru/download.php.

Для учителя:
проектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей
для черчения, ресурсы internet.
Для обучающихся:
тетрадь в клетку, чертёжные инструменты, карандаши, нетбук.
5. 3 Кадровое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Проектирование в программе Компас3D» может реализовываться педагогами
дополнительного образования, педагогами информатики, черчения.
5.4 Методические материалы.
№ п/п

Название раздела

1

За энергией – в космос!
Создание проекта
инженерного объекта.

2

Компас - График. Создание,
редактирование и
трансформация графических
объектов.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.
Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы

Формы
учебного
занятия.

Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.

3

Проекционное черчение

4

Моделирование объектов
способом Выдавливание

5

Ассоциативные чертежи

6

Сложные 3D модели и
сборочные чертежи

Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»

Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы

Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.

7

Как построен этот мир,
посмотри! Понятие об
инженерных объектах

Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»

Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы

Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.

5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
По

санитарным

нормам,

обучающиеся

должны

работать

за

компьютером в течение 30 минут в течение урока, поэтому рекомендуется в
первой половине урока изучать теорию, выполнять записи, эскизы и чертежи в
тетради, работая за партами.
После объяснения нового материала, обучающиеся делают гимнастику
и садятся к компьютерам. Работают за компьютерами под фронтальным
наблюдением учителя. Передают выполненную на компьютере работу по
сетевой связи на учительский терминал, а тетрадь на проверку.
Учитель работает с классом во фронтальном режиме. Дети охотно
объясняют друг другу элементы, вызывающие затруднения

– этому

препятствовать не следует. Можно выделить для себя таких «помощников».
Учёт индивидуальных качеств обучающихся.
Для

медлительных

и

отстающих

учащихся

предусматривается

ограничение объёма задания; для идущих впереди разработаны варианты
заданий повышенной сложности. В качестве поощрения даётся возможность
выполнять оригинальные творческие объекты по заданной теме.
Нормы оценок.
Количество и качество выполненной работы по каждой теме
оценивается в конце каждого занятия, оценка так же ставится за записи,
эскизы и упражнения в тетради.

Учитель проставляет оценки в журнал и дневники.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021)

«Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного

Федеральный
общего

государственный

образования

образовательный

(утверждён

приказом

стандарт

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от
25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный

стандарт

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных

правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации

основных

и

дополнительных

образовательных

программ

цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых
городах».
9.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации
программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы.
11.

Аскон:

- КОМПАС 3D LT Руководство пользователя (том1, том II , том II )
-Азбука КОМПАС
12.

Баранова И.В. KOM П AC -3 D для школьников. Черчение и

компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений» - М., ДМК, 2009.

13.

Большаков В.П. КОМПАС 3D для студентов и школьников.

Черчение, информатика, геометрия - СПб.: БХВ-Петербург, 2010 . - 304с.
14.

Ганин Н.Б. Проектирование в системе KOM П AC -3 D VI 1 - М.:

ДМК Пресс 2012.- 776 с.
15.

Герасимов А.А. Самоучитель KOM П AC -3 D V 13 - СПб.: БХВ-

Петербург, 2012.- 464с.
16.

Ефремов Г.В., Компьютерная графика. Учебное пособие - Г.В.

Ефремов, С.И. Нюкалова, 2013.
17.

Потёмкин А. Инженерная графика - М., Лори, 2002. - 445с.

18.

Черкашина

Г.Д.,

ТЕХНОЛОГИЯ.

Компьютерное

черчение.

Компьютерное моделирование в системе КОМПАС 3D LT . Учебнометодическое

пособие

(для

учителей

черчения

и

информатики),

Г.Д.Черкашина, В.А.Хныченкова Санкт-Петербург, 2013
Литература для обучающихся.

19.

Богуславский А. А. Учимся моделировать и проектировать на

компьютере А. А. Богуславский, И. Ю. Щеглова – Коломна, 2009.

Методические формы проведения занятий. Разнообразие приёмов работы на
компьютере и большие возможности в вариативном выполнении одного и того же действия
в КОМПАС-3D, требуют на первых уроках жёсткого соблюдения алгоритмов.
Коллективные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие
работы по 2 человека по желанию учащихся.
При необходимости работать за одним компьютером по 2 ученика, каждый учащийся
повторил все манипуляции на компьютере.
Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном режиме.

Темы проектных работ, учащиеся обычно находят сами, поэтому рекомендуется
сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы проектирования могут быть
выбраны из круга интересов детей и обеспечения учебного процесса:
 Модернизация школьного оборудования, мебели.
 Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии,
 Обеспечение безопасности жизнедеятельности
 Транспорт, и средства передвижения.
 Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной инфраструктуры.
 Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная техника.
Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и моделированию –
хороший стимул для расширения компетенций учащихся в области инженерных решений.
Обучение по этой программе способствует расширению инженерного кругозора
учащихся, приучает к самостоятельному принятию решений и обоснованному выбору
профессии и специальности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».