Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Среднеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании педагогического совета Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г Утверждаю: директор Школы № 2 /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 14:53:14 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Проектирование в программе Компас 3D» Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Гилязова Р.Р., педагог дополнительного образования. г. Верхняя Салда, 2024 г 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Проектирование в программе Компас 3D» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. от 21.12.2020). 1.1 Направленность ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» имеет техническую направленность. 1.2 Актуальность Основанием для разработки ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» служат следующие нормативные правовые акты и правовые документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования образовательный (утверждён приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н Профессиональный 6. стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Постановление Главного государственного санитарного врача 7. Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об 8. утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по общеобразовательных реализации программ, адаптированных способствующих дополнительных социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». «Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности». Наиболее интенсивные изменения происходят в настоящее время в области технологий: появилась совершенно новая отрасль – нанотехнологии; широкое применение имеют лазерные технологии; информационно-коммуникационные технологии пронизали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности, в рамках Национального проекта «Образование» во все образовательные учреждения поставлено программное обеспечение КОМПАС-3D, которое может быть использовано в проектной работе обучающихся при создании чертежей и моделей объектов. В то же время обучающиеся 7-8-х классов изучают базовый ознакомительный курс (по 1 уроку в неделю) на основе традиционной работы с чертёжными инструментами. 1.3 Отличительные особенности программы. Применение инновационного продукта – программного обеспечения КОМПАС-3D позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса, так как обладает возможностями, недоступными в ручном черчении: наглядного представления моделей объектов; автоматического создания чертежей по их моделям; имитации технологических процессов при создании деталей и изделий. При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или деталей), а также автоматические расчёты объёма, массы и других геометрических параметров изделий. 1.4 Адресат программы. Программа «Проектирование в программе Компас 3D» в объёме 136 часов (4 часа в неделю) в течение 1 года обучения, предназначена для учащихся 7-8-х классов. ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» разработана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков. В данный возрастной период в учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер, проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. В этом возрасте у обучающихся формируются задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. Система набора в группу: Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в группы производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных образования. данных и при наличии сертификата дополнительного Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек. 1.5 Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса. Предлагается практически проверенная система проведения сдвоенных занятий, чередование видов деятельности: ручного и компьютерного создания объектов и презентаций, необходимости обязательная как физкультминутка. результирующей возможен переход формы на Предусмотрено проектной создание работы. дистанционное При обучение с групповая, с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.8 Форма обучения Формы обучения по программе: индивидуальная, использованием дистанционных технологий. 1.9 Виды занятий Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Проектирование в программе Компас 3D» предусматривает теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельное изучение теоретических тем) и практические (практические работы, деловая игра, проект и др.) занятия. 1.10 Формы итоговой аттестации По окончании ДООП производится публичная защита проекта (исследовательская работа). Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном режиме. Темы проектных работ, обучающиеся обычно находят сами, поэтому рекомендуется сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы проектирования могут быть выбраны из круга интересов детей и обеспечения учебного процесса: • Модернизация школьного оборудования, мебели. • Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии, • Обеспечение безопасности жизнедеятельности • Транспорт, и средства передвижения. • Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной инфраструктуры. • Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная техника. Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и моделированию – хороший стимул для расширения компетенций учащихся в области инженерных решений. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Цель программы: обучение в образовательной области Проектирование, предназначенной для проектирования инженерных объектов, черчения и моделирования на современном технологическом уровне – в программном обеспечении КОМПАС-3D, на базе центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». 2.2 Задачи: 1. Обучающие: - знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и понятие об инженерных качествах объектов; -освоение приёмов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей – в программном обеспечении КОМПАС-3D; -изучение правил вычерчивания чертежей и требований Государственных стандартов на оформление и создание чертежа, как документа. Овладение чертёжными инструментами и приёмами построения проекционных изображений, и практикой чтения чертежей. 2. Воспитательные. - овладевание навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов; - индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественноматематических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования. 3. Развивающие. - развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3Dмоделями; - расширение технического кругозора для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной инфраструктурой; - подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» выделяются следующие группы результатов: 1. Личностные результаты освоения программы. 2. Метапредметные результаты. 3. Предметные результаты. 1. Личностные результаты. - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего - современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным - поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе - образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные 2. результаты отражают сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные УУД: - смысловое чтение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). 3. Предметные результаты: - умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; - навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи; - учащиеся должны овладеть основами компьютерной и инженерной графики, а именно должны знать: - особенности, достоинства и недостатки растровой графики; - особенности, достоинства и недостатки векторной графики; - способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата; - проблемы преобразования графических форматов; - назначение и функции различных графических программ; - назначение и виды автоматизированных систем; - форматы листов и виды печатающих устройств; В соответствие с ДООП обучающиеся изучат: примеры инженерных объектов. правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и сборочных объектов. правила нанесения размеров и обозначений на чертеже. нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации. и применяют на практике ручные способы вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей. анализ, синтез и моделирование объектов. чтение чертежей деталей и расчёты по чертежам. разрезы и сечения, как средство изображения внутренней конструкции. А также смогут освоить на компьютере: способы создания плоскостных изображений и проекционных чертежей. способы создания 3D-моделей с применением операций формообразования: выдавливание, вращение, кинематическая операция и операция по сечениям. создание ассоциативных чертежей объектов и приведение их в соответствие с требованиями ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации. способы редактирования: параметрические и аналоговые. симметрия, копия, сдвиг и другие. массивы элементов. применение специальных операций для создания элементов конструкций машиностроения (без эскизов): фаска, скругление, ребро жёсткости, оболочка. моделирование тонкостенных объектов. применение библиотек. Учебная версия Системы автоматического проектирования (САПР) КОМПАС-3D LT может так же применяться в школе: на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной графики и трехмерного моделирования и проектирования; на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития пространственного мышления учащихся; при изучении и проектировании объектов материальной культуры, на занятиях по краеведению и истории; на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении проектов; в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»; на уроках физики и химии для виртуального моделирования оборудования. Освоение этой передовой технологии – хороший старт для тех учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства, строительством, транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в рабочих специальностях. Обучающиеся должны знать: правила техники безопасности при работе на компьютере и чертёжными инструментами. правила ГОСТ ЕСКД на оформление чертежа. типы графических изображений: чертёж, эскиз, технический рисунок, аксонометрия, разрез, сечение. метод ортогонального (прямоугольного) проецирования. правила нанесения размеров по стандарту. создание, сохранение и управление документами в системе Компас 3D. интерфейсы окон документов. системы координат документов в Компас 3D. состав кнопок командных и инструментальных панелей (компактная, геометрия, обозначения, редактирование). способы и порядок создания объектов в каждом документе Компас алгоритмы создания объектов. 3D. требования к эскизам операций формообразования. Обучающиеся должны уметь: выполнять построение чертежей и эскизов на бумаге. «читать» чертежи деталей и несложных сборок. составлять планы создания виртуального объекта: модели, чертежа, эскиза. проводить анализ формы предметов и синтез изображения. создавать и редактировать документы чертёж в системе Компас создавать и редактировать модели в документе деталь Компас 3D. создавать ассоциативные чертежи моделей. выполнять разрезы и читать чертежи с разрезами. найти тему для проекта в диапазоне своих интересов. найти необходимую информацию по теме проекта (в литературе, 3D. периодике, в internet- ресурсах) Обучающиеся должны иметь представления: о стандартизации, государственных стандартах, и системе ЕСКД. об изделиях, их составе и конструктивных элементах. о требованиях к аппаратным средствам для установки ПО Компас о 3D. методе проектов и составе пакета конструкторской документации в проекте. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ. Программа «Проектирование в программе Компас 3V» выстроена в логике организации компьютерного учебного проектирования: создания моделей и чертежей объектов инженерного назначения разной степени сложности. В программе КОМПАС-3D основой для создания чертежа является 3Dмодель, поэтому в программе выделено 24 часа на создание моделей в документе Деталь. Освоение КОМПАС-График 8 часов имеет прикладное значение, и применяется для создания и чтения проекционных чертежей и эскизов. Изучение правил стандартов по оформлению чертежа, создание и редактирование ассоциативных чертежей составляет 8 часов курса. Инженерный компонент – 6 часов и 8 часов – практическое проектирование. Выдерживается системная линия: Создание – Редактирование – трансформация объекта. Особое внимание уделено координатным способам проектирования объектов, что важно для интеграции с курсом математики (геометрии). Анализ формы и синтез изображения – необходимые логические составляющие инженерного проектирования. В конце каждой темы проводится творческая работа или тестирование. Виды деятельности: познавательная, обучающая, проблемно-ценностное общение. 3.1 Учебный (тематический) план. № 1 1.1 1.2 Название модуля Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Инженерные качества. Количество часов Всего Теория Практика 16 8 8 Форма аттестации/контроля 4 2 2 Презентация 4 2 2 Работа с техническими журналами Презентация. Включение Системы КОМПАС-3D Работа с интернет – ресурсами Internet -сайты: 1.3 Проект – это всё об объекте! 4 2 2 1.4 Знакомство с проектами: Спутники СССР, Луноходы, космический 4 2 2 корабль Буран отечественного производства. Первый полёт в Космос Ю.А. Гагарина Компас - График. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Понятие вида, Создание вида. http://buran.ru; http://luna.ru http://.gagarin.ru и др. 15 8 7 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2.4 Орнаментальные изображения. Привязки: Глобальные и локальные. Виды плоских деталей в документе Чертёж. Размеры. 2 1 1 2.5 Творческая работа. 1 - 1 3. 3.1 Проекционное черчение Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование. Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D. Виртуальное проецирование. Создание ассоциативного чертежа детали Эскизы деталей с натуры. Чтение проекционных чертежей. Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT. Проецирование с натуры на компьютере. Моделирование объектов способом 20 4 4 2 16 2 2. 2.1 2.2 2.3 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 20 8 Задачи о заполнении поверхности. Решение инженерных задач. Центральный и ленточный орнамент Чертежи плоских деталей Чертежи на созданных видах Самостоятельная работа Макетирование из бумаги Проекции геометрических тел Алгоритм построения чертежа в 3-х проекциях Работа в документе Деталь Демонстрационный 2 2 Ручное черчение Ручное рисование 2 Занимательные задания на чтение чертежей 2 Творческая работа 12 4.1 4.2 Выдавливание Объекты: изделия и их модели. Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и определения. 4 2 2 Презентация 4 2 2 Обучающий урок Выдавливание геометрических тел 2 4 Приклеивание и Вырезание выдавливанием. Задачи Практические задания 4.3 Создание простого объекта. 6 4.4 Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцуизображению, с натуры. Творческое задание для моделирования. Ассоциативные чертежи Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT. Дерево построения чертежа. Разрезы и сечения на чертеже. 4 4 2 2 4.5 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи. Сложные 3D модели и сборочные чертежи Принципы конструирования инженерных объектов. Тонкостенные объекты. Примеры. Импорт детали. Операции формообразования. Операция «По сечениям». Основные понятия. Самостоятельная работа 15 4 9 2 6 2 Обучающий урок 4 2 2 Обучающий урок 4 2 2 Презентация Построение разреза и сечения на ассоциативном виде Создать модель и её чертёж 3 3 28 12 16 4 2 2 4 2 2 Презентация Команда: Свойства детали Обучающий урок 2 Практическая работа 2 Обучающий урок. Сфера, тор и вал. Обучающий урок Модель Светильник, по сечениям 2 4 2 2 2 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 7 7.1 7.2 7.3 Кинематическая операция. Дополнительные конструктивные элементы. Использование библиотеки Отверстия 2 2 2 Модель трубопровод сложной формы. Обучающий урок Модели объектов и массивов Практическая работа Чтение сборочного чертежа. Понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного чертежа. Создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу. Тест и упражнения для создания сложных моделей За энергией – в космос! Создание проекта инженерного объекта. Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта. Использование сведений из литературных источников, технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений. Метод прототипа, понятие обобщённого прототипа, творческий подход. Объём документации: Пояснительная записка, спецификация. Графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Условности и упрощения Эскизы: технический 2 2 Практическая работа 2 2 Контрольная работа 4 2 2 2 22 10 12 4 2 2 Творческая работа в малой группе 2 Распределение работы в группе 2 Ручное проектирование 2 4 2 7.4 7.5 7.6 рисунок и разрез объекта. Функциональные качества, инженерные качества объекта, размеры. Создание КОМПАС-3Dмодели объекта и ассоциативного чертежа. Создание Презентации. Вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Применение эффектов анимации. Использование возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей. Космические спутники, корабли и станции. Выдающиеся Советские и Российские учёные, инженеры- исследователи Космического пространства и космонавты, (презентация). Защита проектов Итого: 4 2 2 В документах Деталь и Чертёж 4 2 2 Практическая работа 4 2 2 Защита проектов 136 59 77 4.2 Содержание учебного (тематического) плана. 1.Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах 1.1 Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Теория: машины, аппараты, приборы, инструмент. Практика: принципы классификации инженерных объектов. 1.2 Инженерные качества. Теория: Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, тактико-технические данные. Практика: функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам. 1.3 Проект – это всё об объекте! Теория: содержание проектной документации. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Практика: включение Системы, Создание Документа; виды Документов, интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись, Геометрические примитивы. 1.4 Знакомство с проектами: Спутники СССР, Луноходы, космический корабль Буран отечественного производства. Первый полёт в Космос Ю.А. Гагарина. Теория: знакомство с проектами. Практика: современные средства для разработки проектной документации, сопровождения изделия в его жизненном цикле, средства диагностики. 2. Компас - График. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. 2.1Понятие вида, Создание вида. Теория: панель инструментов Геометрия, Панель свойств и Параметры инструментов. Компактная панель инструментов. Практика: редактирование: команды и инструменты. 2.2 Особенности постановки инженерных задач. Теория: особенности постановки инженерных задач. Практика: практическая работа. 2.3 Орнаментальные изображения. Теория: Привязки: Глобальные и локальные. Практика: применение инструментов: Непрерывный ввод объекта, Кривая Безье. 2.4 Виды плоских деталей в документе Чертёж. Теория: алгоритм плоскостного построения. Анализ формы объекта и синтез (изображения). Практика: аналоговые, параметрические и координатные способы создания вида. 2.5 Размеры. Практика: нанесение и редактирование размеров, текстовые вставки в документ Чертёж. 2.6 Творческая работа Практика: создание графического объекта. 3. Проекционное черчение 3.1 Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование. Теория: проекционный угол и образование проекционного чертежа. Проекционные плоскости и оси. Практика: геометрические тела вращения и гранные тела. 3.2. Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D. Теория: построение в КОМПАС-график. Практика: способы создания проекционного чертежа. 3.3 Виртуальное проецирование. Теория: создание проекций на плоскости эскиза модели. Практика: применение инструмента панели Геометрия – Спроецировать объект. 3.4 Создание ассоциативного чертежа детали. Практика: создание ассоциативного чертежа детали. 3.5 Эскизы деталей с натуры Практика: правила измерения, понятие о симметрии изделий. Вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров. 3.6 Чтение проекционных чертежей. Теория: технический рисунок – способ передачи формы предмета. Практика: чтение проекционных чертежей. 3.7 Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT. Практика: составление проекционного чертежа методом виртуальных темплетов. 3.8 Проецирование с натуры на компьютере. Практика: проецирование с натуры на компьютере. 4. Моделирование объектов способом Выдавливание 4.1 Объекты: изделия и их модели. Теория: изделия и способы их изготовления. Модели. Свойства трёхмерного твёрдотельного моделирования. Практика: анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3Dмодели. 4.2 Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и определения. Теория: интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели. Практика: система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные плоскости. 4.3 Формообразование Детали выдавливанием: создание первого формообразующего элемента. Теория: операция Эскиз. Правила и требования, предъявляемые к эскизам. Практика: размеры в эскизах: фиксированные и информационные. 4.4 Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза. Теория: вспомогательные плоскости. Системы координат модели и эскиза. Практика: координатный способ построения эскизов формообразующих элементов. Операция Выдавливание. 4.5 Способы редактирования аналоговые и параметрические. Теория: изучение способов редактирования. 4.6 Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу-изображению, с натуры. Теория: свойства: Цвет, Массоцентровочные характеристики (МЦХ) и геометрические характеристики изделия по модели. Расчётные параметры изделий. Практика: создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию и размерам; по образцу-изображению, с натуры. 4.7 Творческое задание для моделирования. Практика: проектирование детали (изделия). 5. Ассоциативные чертежи 5.1 Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT. Теория: алгоритм вставки ассоциативного чертежа. Практика: Панель свойств и команды: Схема видов, Ориентация главного вида. Вставка Изометрии. Опция: Линии. 5.2 Дерево построения чертежа. Теория: свойства ассоциативного чертежа. Практика: нанесение размеров, осевых и центровых линий. Разрушение ассоциативной связи. Решение задач. 5.3 Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные. Теория: соединение половины вида и половины разреза на ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании разреза. Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений. Практика: создание вынесенных сечений в документе Чертёж. Отключение проекционной связи в ассоциативном виде. 5.4 Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи. Практика: контрольная работа. 6. Сложные 3D модели и сборочные чертежи. 6.1 Принципы конструирования инженерных объектов. Теория: элементы конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные элементы. Конструкционные Материалы. Практика: понятие о сборочных чертежах. 6.2 Тонкостенные объекты. Примеры. Практика: создание модели с использованием вкладки Тонкая стенка. Применение и правила создания операции Оболочка 6.3 Импорт детали. Теория: команда Вставить из файла. Использование библиотеки материалов. Практика: ассоциативный чертёж импортированной детали. 6.4 Операции формообразования. Теория: операция Вращение. Требования к эскизу. Практика: постановка задачи и план создания элемента вращения. Параметры Угол и Тонкая стенка. 6.5 Операция «По сечениям». Основные понятия. Теория: требования к эскизам. Постановка задачи Создание эскизов сечений во вспомогательных плоскостях. Практика: настройка параметров и создание операции По сечениям. Редактирование 6.6 Кинематическая операция. Теория: требования к эскизам кинематического элемента. Практика: задача о создании объекта с применением Кинематической операции 6.7 Дополнительные конструктивные элементы. Теория: дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления, операция Уклон грани. Практика: создание элемента Ребро жесткости: требования к эскизу; использование инструмента Спроецировать объект. Моделирование ребра жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды массивов: концентрические и параллелограммные. 6.8 Использование библиотеки Отверстия. Практика: использование библиотеки Отверстия. 6.9 Чтение сборочного чертежа. Теория: понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного чертежа. Практика: создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу. 6.10 Тест и упражнения для создания сложных моделей. Практика: упражнения для создания сложных моделей. 7. За энергией – в космос! Создание проекта инженерного объекта. 7.1 Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта. Теория: использование сведений из литературных источников, технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений. Практика: метод прототипа, понятие обобщённого прототипа, творческий подход. 7.2 Объём документации: Пояснительная записка, спецификация. Теория: графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж общего вида, чертежи деталей. Практика: условности и упрощения 7.3 Эскизы: технический рисунок и разрез объекта. Практика: функциональные качества, инженерные качества объекта, размеры. 7.4 Создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного чертежа. Практика: создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного чертежа. 7.5 Создание Презентации. Теория: вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint. Практика: применение эффектов анимации. Использование возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей. 7.6 Космические спутники, корабли и станции. Теория: выдающиеся Советские и Российские учёные, инженерыисследователи Космического пространства и космонавты, (презентация). Практика: защита проектов. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 34 170 4 136 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая 5.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. 10 ноутбуков с оперативной памятью 128 мбайт, с манипуляторами «мышь». на жёстком диске система компас-3d занимает объём около 105 мбайт. информацию по установке программы компас-3d можно бесплатно скачать на официальном сайте компании Askon http://edu.ascon.ru/download.php. Для учителя: проектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей для черчения, ресурсы internet. Для обучающихся: тетрадь в клетку, чертёжные инструменты, карандаши, нетбук. 5. 3 Кадровое обеспечение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектирование в программе Компас3D» может реализовываться педагогами дополнительного образования, педагогами информатики, черчения. 5.4 Методические материалы. № п/п Название раздела 1 За энергией – в космос! Создание проекта инженерного объекта. 2 Компас - График. Создание, редактирование и трансформация графических объектов. Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии. Жесткое соблюдение алгоритмов. Метод самостоятельной работы Формы учебного занятия. Коллективные и индивидуальные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. Жесткое Коллективные и соблюдение индивидуальные алгоритмов. формы работы: Метод предусмотрена самостоятельной возможность работы выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. 3 Проекционное черчение 4 Моделирование объектов способом Выдавливание 5 Ассоциативные чертежи 6 Сложные 3D модели и сборочные чертежи Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Жесткое соблюдение алгоритмов. Метод самостоятельной работы Коллективные и индивидуальные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. Жесткое Коллективные и соблюдение индивидуальные алгоритмов. формы работы: Метод предусмотрена самостоятельной возможность работы выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. Жесткое Коллективные и соблюдение индивидуальные алгоритмов. формы работы: Метод предусмотрена самостоятельной возможность работы выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. Жесткое Коллективные и соблюдение индивидуальные алгоритмов. формы работы: Метод предусмотрена самостоятельной возможность работы выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. 7 Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах Компьютеры, мультимедиа проектор; программное обеспечение САПР Компас 3D LT v12 с официального сайта производителя ПО «АСКОН» Жесткое соблюдение алгоритмов. Метод самостоятельной работы Коллективные и индивидуальные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие работы по 2 человека по желанию обучающихся. 5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы По санитарным нормам, обучающиеся должны работать за компьютером в течение 30 минут в течение урока, поэтому рекомендуется в первой половине урока изучать теорию, выполнять записи, эскизы и чертежи в тетради, работая за партами. После объяснения нового материала, обучающиеся делают гимнастику и садятся к компьютерам. Работают за компьютерами под фронтальным наблюдением учителя. Передают выполненную на компьютере работу по сетевой связи на учительский терминал, а тетрадь на проверку. Учитель работает с классом во фронтальном режиме. Дети охотно объясняют друг другу элементы, вызывающие затруднения – этому препятствовать не следует. Можно выделить для себя таких «помощников». Учёт индивидуальных качеств обучающихся. Для медлительных и отстающих учащихся предусматривается ограничение объёма задания; для идущих впереди разработаны варианты заданий повышенной сложности. В качестве поощрения даётся возможность выполнять оригинальные творческие объекты по заданной теме. Нормы оценок. Количество и качество выполненной работы по каждой теме оценивается в конце каждого занятия, оценка так же ставится за записи, эскизы и упражнения в тетради. Учитель проставляет оценки в журнал и дневники. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации». 2. основного Федеральный общего государственный образования образовательный (утверждён приказом стандарт Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020) 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н 6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 8. Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». 9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по общеобразовательных реализации программ, адаптированных способствующих дополнительных социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы. 11. Аскон: - КОМПАС 3D LT Руководство пользователя (том1, том II , том II ) -Азбука КОМПАС 12. Баранова И.В. KOM П AC -3 D для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений» - М., ДМК, 2009. 13. Большаков В.П. КОМПАС 3D для студентов и школьников. Черчение, информатика, геометрия - СПб.: БХВ-Петербург, 2010 . - 304с. 14. Ганин Н.Б. Проектирование в системе KOM П AC -3 D VI 1 - М.: ДМК Пресс 2012.- 776 с. 15. Герасимов А.А. Самоучитель KOM П AC -3 D V 13 - СПб.: БХВ- Петербург, 2012.- 464с. 16. Ефремов Г.В., Компьютерная графика. Учебное пособие - Г.В. Ефремов, С.И. Нюкалова, 2013. 17. Потёмкин А. Инженерная графика - М., Лори, 2002. - 445с. 18. Черкашина Г.Д., ТЕХНОЛОГИЯ. Компьютерное черчение. Компьютерное моделирование в системе КОМПАС 3D LT . Учебнометодическое пособие (для учителей черчения и информатики), Г.Д.Черкашина, В.А.Хныченкова Санкт-Петербург, 2013 Литература для обучающихся. 19. Богуславский А. А. Учимся моделировать и проектировать на компьютере А. А. Богуславский, И. Ю. Щеглова – Коломна, 2009. Методические формы проведения занятий. Разнообразие приёмов работы на компьютере и большие возможности в вариативном выполнении одного и того же действия в КОМПАС-3D, требуют на первых уроках жёсткого соблюдения алгоритмов. Коллективные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие работы по 2 человека по желанию учащихся. При необходимости работать за одним компьютером по 2 ученика, каждый учащийся повторил все манипуляции на компьютере. Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном режиме. Темы проектных работ, учащиеся обычно находят сами, поэтому рекомендуется сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы проектирования могут быть выбраны из круга интересов детей и обеспечения учебного процесса: Модернизация школьного оборудования, мебели. Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии, Обеспечение безопасности жизнедеятельности Транспорт, и средства передвижения. Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной инфраструктуры. Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная техника. Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и моделированию – хороший стимул для расширения компетенций учащихся в области инженерных решений. Обучение по этой программе способствует расширению инженерного кругозора учащихся, приучает к самостоятельному принятию решений и обоснованному выбору профессии и специальности.