Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Среднеобразовательная школа №2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г
Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя Салда,
ул. Энгельса,дом 87, корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:53:14 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Проектирование в программе Компас 3D»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Гилязова Р.Р.,
педагог дополнительного образования.
г. Верхняя Салда,
2024 г
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Проектирование в программе Компас 3D» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. от 21.12.2020).
1.1 Направленность
ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» имеет техническую
направленность.
1.2 Актуальность
Основанием для разработки ДООП «Проектирование в программе
Компас 3D» служат следующие нормативные правовые акты и правовые
документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021)
«Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(утверждён
приказом
стандарт
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.
Паспорт
национального
проекта
«Образование»
(утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от
25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
Профессиональный
6.
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Постановление Главного государственного санитарного врача
7.
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об
8.
утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации
основных
и
дополнительных
образовательных
программ
цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых
городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
способствующих
дополнительных
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
«Модернизация
образования
—
это
комплексное,
всестороннее
обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с
требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших
традиций отечественного образования. Это масштабные изменения в
содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности».
Наиболее интенсивные изменения происходят в настоящее время в области
технологий: появилась совершенно новая отрасль – нанотехнологии; широкое
применение имеют лазерные технологии; информационно-коммуникационные
технологии пронизали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности,
в рамках Национального проекта «Образование» во все образовательные
учреждения поставлено программное обеспечение КОМПАС-3D, которое
может быть использовано в проектной работе обучающихся при создании
чертежей и моделей объектов. В то же время обучающиеся 7-8-х классов
изучают базовый ознакомительный курс (по 1 уроку в неделю) на основе
традиционной работы с чертёжными инструментами.
1.3 Отличительные особенности программы.
Применение инновационного продукта – программного обеспечения
КОМПАС-3D позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса,
так как обладает возможностями, недоступными в ручном черчении:
наглядного представления моделей объектов;
автоматического создания чертежей по их моделям;
имитации технологических процессов при создании деталей и
изделий.
При этом возможно применение аналоговых, параметрических и
координатных методов создания чертежей и объёмных объектов (моделей или
деталей), а также автоматические расчёты объёма, массы и других
геометрических параметров изделий.
1.4 Адресат программы.
Программа «Проектирование в программе Компас 3D» в объёме 136
часов (4 часа в неделю) в течение 1 года обучения, предназначена для
учащихся 7-8-х классов.
ДООП «Проектирование в программе Компас 3D» разработана в
соответствии с возрастными и психологическими особенностями подростков.
В данный возрастной период в учебной деятельности подростка
развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер,
проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность
подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения
разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала.
Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к
познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим
количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их
систематичность.
Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая
больше всего их увлекает. В этом возрасте у обучающихся формируются
задатки будущих профессиональных навыков. Поэтому немаловажно в этот
период помочь ребенку направить свои умственные потребности в нужном
направлении. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но
справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и
понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в
нее обучающихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого.
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в
группы производится по заявлению родителя (законного представителя)
несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку
персональных
образования.
данных
и
при
наличии
сертификата
дополнительного
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 10 человек.
1.5 Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.6 Объем программы – 136 часов. Программа рассчитана на 1 год
обучения.
1.7 Особенности организации образовательного процесса.
Предлагается практически проверенная система проведения сдвоенных
занятий, чередование видов деятельности: ручного и компьютерного создания
объектов
и
презентаций,
необходимости
обязательная
как
физкультминутка.
результирующей
возможен
переход
формы
на
Предусмотрено
проектной
создание
работы.
дистанционное
При
обучение
с
групповая,
с
использованием дистанционных образовательных технологий.
1.8 Форма обучения
Формы
обучения
по
программе:
индивидуальная,
использованием дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий
Дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа
«Проектирование в программе Компас 3D» предусматривает теоретические
(беседы, лекции, доклады, самостоятельное изучение теоретических тем) и
практические (практические работы, деловая игра, проект и др.) занятия.
1.10 Формы итоговой аттестации
По
окончании
ДООП
производится
публичная
защита
проекта
(исследовательская работа).
Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном
режиме.
Темы проектных работ, обучающиеся обычно находят сами, поэтому
рекомендуется сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы
проектирования могут быть выбраны из круга интересов детей и обеспечения
учебного процесса:
•
Модернизация школьного оборудования, мебели.
•
Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии,
•
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
•
Транспорт, и средства передвижения.
•
Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной
инфраструктуры.
•
Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная
техника.
Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и
моделированию – хороший стимул для расширения компетенций учащихся в
области инженерных решений.
2.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы:
обучение в образовательной области Проектирование, предназначенной
для проектирования инженерных объектов, черчения и моделирования на
современном технологическом уровне – в программном обеспечении
КОМПАС-3D, на базе центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста».
2.2 Задачи:
1. Обучающие:
- знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их
классификации и понятие об инженерных качествах объектов;
-освоение приёмов проектирования, создания и редактирования моделей
объектов и чертежей – в программном обеспечении КОМПАС-3D;
-изучение
правил
вычерчивания
чертежей
и
требований
Государственных стандартов на оформление и создание чертежа, как
документа. Овладение чертёжными инструментами и приёмами построения
проекционных изображений, и практикой чтения чертежей.
2. Воспитательные.
- овладевание навыками индивидуальной и групповой деятельности в
разработке и реализации проектов моделей объектов;
- индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественноматематических
и
технологических
дисциплин,
основывающихся
на
использовании современных систем компьютерного проектирования и
моделирования.
3. Развивающие.
- развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3Dмоделями;
- расширение технического кругозора для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной
инфраструктурой;
- подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием,
производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
структуре
планируемых
результатов
освоения
ДООП
«Проектирование в программе Компас 3D» выделяются следующие группы
результатов:
1.
Личностные результаты освоения программы.
2.
Метапредметные результаты.
3.
Предметные результаты.
1. Личностные результаты.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
-
современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
-
поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе
-
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные
2.
результаты
отражают
сформированность
регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
-
смысловое чтение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
3. Предметные результаты:
-
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы
и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
-
навыки выбора способа представления данных в зависимости от
постановленной задачи;
-
учащиеся должны овладеть основами компьютерной и инженерной
графики, а именно должны знать:
-
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
-
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
-
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного
формата;
-
проблемы преобразования графических форматов;
-
назначение и функции различных графических программ;
-
назначение и виды автоматизированных систем;
-
форматы листов и виды печатающих устройств;
В соответствие с ДООП обучающиеся изучат:
примеры инженерных объектов.
правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и
сборочных объектов.
правила нанесения размеров и обозначений на чертеже.
нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской
документации.
и применяют на практике
ручные способы вычерчивания чертежей, эскизов и технических
рисунков деталей.
анализ, синтез и моделирование объектов.
чтение чертежей деталей и расчёты по чертежам.
разрезы и сечения, как средство изображения внутренней
конструкции.
А также смогут освоить на компьютере:
способы создания плоскостных изображений и проекционных
чертежей.
способы
создания
3D-моделей
с
применением
операций
формообразования: выдавливание, вращение, кинематическая операция и
операция по сечениям.
создание ассоциативных чертежей объектов и приведение их в
соответствие с требованиями ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской
документации.
способы
редактирования:
параметрические
и
аналоговые.
симметрия, копия, сдвиг и другие. массивы элементов.
применение специальных операций для создания элементов
конструкций машиностроения (без эскизов): фаска, скругление, ребро
жёсткости, оболочка.
моделирование тонкостенных объектов.
применение библиотек.
Учебная версия Системы автоматического проектирования (САПР)
КОМПАС-3D LT может так же применяться в школе:
на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной
графики и трехмерного моделирования и проектирования;
на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития
пространственного мышления учащихся;
при изучении и проектировании объектов материальной культуры,
на занятиях по краеведению и истории;
на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении
проектов;
в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»;
на уроках физики и химии для виртуального моделирования
оборудования.
Освоение этой передовой технологии – хороший старт для тех
учащихся, кто свяжет свою жизнь со сферой материального производства,
строительством, транспортом, в военных и инженерных профессиях, и в
рабочих специальностях.
Обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере и
чертёжными инструментами.
правила ГОСТ ЕСКД на оформление чертежа.
типы графических изображений: чертёж, эскиз, технический
рисунок, аксонометрия, разрез, сечение.
метод ортогонального (прямоугольного) проецирования.
правила нанесения размеров по стандарту.
создание, сохранение и управление документами в системе
Компас 3D.
интерфейсы окон документов. системы координат документов в
Компас 3D.
состав
кнопок
командных
и
инструментальных
панелей
(компактная, геометрия, обозначения, редактирование).
способы и порядок создания объектов в каждом документе Компас
алгоритмы создания объектов.
3D.
требования к эскизам операций формообразования.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять построение чертежей и эскизов на бумаге.
«читать» чертежи деталей и несложных сборок.
составлять
планы
создания
виртуального
объекта: модели,
чертежа, эскиза.
проводить анализ формы предметов и синтез изображения.
создавать и редактировать документы чертёж в системе Компас
создавать и редактировать модели в документе деталь Компас 3D.
создавать ассоциативные чертежи моделей.
выполнять разрезы и читать чертежи с разрезами.
найти тему для проекта в диапазоне своих интересов.
найти необходимую информацию по теме проекта (в литературе,
3D.
периодике, в internet- ресурсах)
Обучающиеся должны иметь представления:
о стандартизации, государственных стандартах, и системе ЕСКД.
об изделиях, их составе и конструктивных элементах.
о требованиях к аппаратным средствам для установки ПО Компас
о
3D.
методе
проектов
и
составе
пакета
конструкторской
документации в проекте.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Программа «Проектирование в программе Компас 3V» выстроена в
логике организации компьютерного учебного проектирования: создания
моделей и чертежей объектов инженерного назначения разной степени
сложности.
В программе КОМПАС-3D основой для создания чертежа является 3Dмодель, поэтому в программе выделено 24 часа на создание моделей в
документе Деталь. Освоение КОМПАС-График 8 часов имеет прикладное
значение, и применяется для создания и чтения проекционных чертежей и
эскизов. Изучение правил стандартов по оформлению чертежа, создание и
редактирование ассоциативных чертежей составляет 8 часов курса.
Инженерный компонент – 6 часов и 8 часов – практическое
проектирование.
Выдерживается системная линия: Создание – Редактирование –
трансформация объекта. Особое внимание уделено координатным способам
проектирования объектов, что важно для интеграции с курсом математики
(геометрии). Анализ формы и синтез изображения – необходимые логические
составляющие
инженерного
проектирования.
В
конце
каждой
темы
проводится творческая работа или тестирование.
Виды деятельности: познавательная, обучающая, проблемно-ценностное
общение.
3.1 Учебный (тематический) план.
№
1
1.1
1.2
Название модуля
Как построен этот мир,
посмотри! Понятие об
инженерных объектах
Виды инженерных
объектов - сооружения,
транспортные средства,
линии коммуникаций.
Инженерные качества.
Количество часов
Всего Теория
Практика
16
8
8
Форма
аттестации/контроля
4
2
2
Презентация
4
2
2
Работа с техническими
журналами
Презентация.
Включение Системы
КОМПАС-3D
Работа с интернет –
ресурсами
Internet -сайты:
1.3
Проект – это всё об
объекте!
4
2
2
1.4
Знакомство с проектами:
Спутники СССР,
Луноходы, космический
4
2
2
корабль Буран
отечественного
производства. Первый
полёт в Космос Ю.А.
Гагарина
Компас - График.
Создание,
редактирование и
трансформация
графических объектов.
Понятие вида, Создание
вида.
http://buran.ru;
http://luna.ru
http://.gagarin.ru и др.
15
8
7
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2.4
Орнаментальные
изображения. Привязки:
Глобальные и локальные.
Виды плоских деталей в
документе Чертёж.
Размеры.
2
1
1
2.5
Творческая работа.
1
-
1
3.
3.1
Проекционное черчение
Центральное,
косоугольное и
прямоугольное
проецирование.
Три способа создания
проекционного чертежа в
КОМПАС-3D.
Виртуальное
проецирование.
Создание ассоциативного
чертежа детали
Эскизы деталей с натуры.
Чтение проекционных
чертежей.
Составление чертежей
средствами КОМПАС-3D
LT.
Проецирование с натуры
на компьютере.
Моделирование
объектов способом
20
4
4
2
16
2
2.
2.1
2.2
2.3
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
20
8
Задачи о заполнении
поверхности. Решение
инженерных задач.
Центральный и
ленточный орнамент
Чертежи плоских
деталей
Чертежи на созданных
видах
Самостоятельная
работа
Макетирование из
бумаги
Проекции
геометрических тел
Алгоритм построения
чертежа в 3-х
проекциях
Работа в документе
Деталь
Демонстрационный
2
2
Ручное черчение
Ручное рисование
2
Занимательные задания
на чтение чертежей
2
Творческая работа
12
4.1
4.2
Выдавливание
Объекты: изделия и их
модели.
Введение в компьютерное
моделирование: основные
понятия и определения.
4
2
2
Презентация
4
2
2
Обучающий урок
Выдавливание
геометрических тел
2
4
Приклеивание и
Вырезание
выдавливанием. Задачи
Практические задания
4.3
Создание простого
объекта.
6
4.4
Создание моделей по
различным заданиям: по
чертежу; по описанию и
размерам; по образцуизображению, с натуры.
Творческое задание для
моделирования.
Ассоциативные чертежи
Понятие ассоциативной
связи в Системе
КОМПАС-3D LT.
Дерево построения
чертежа.
Разрезы и сечения на
чертеже.
4
4
2
2
4.5
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
Тестирование и
упражнения по теме
Ассоциативные чертежи.
Сложные 3D модели и
сборочные чертежи
Принципы
конструирования
инженерных объектов.
Тонкостенные объекты.
Примеры.
Импорт детали.
Операции
формообразования.
Операция «По сечениям».
Основные понятия.
Самостоятельная
работа
15
4
9
2
6
2
Обучающий урок
4
2
2
Обучающий урок
4
2
2
Презентация
Построение разреза и
сечения на
ассоциативном виде
Создать модель и её
чертёж
3
3
28
12
16
4
2
2
4
2
2
Презентация
Команда: Свойства
детали
Обучающий урок
2
Практическая работа
2
Обучающий урок.
Сфера, тор и вал.
Обучающий урок
Модель Светильник, по
сечениям
2
4
2
2
2
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
7
7.1
7.2
7.3
Кинематическая
операция.
Дополнительные
конструктивные
элементы.
Использование
библиотеки Отверстия
2
2
2
Модель трубопровод
сложной формы.
Обучающий урок
Модели объектов и
массивов
Практическая работа
Чтение сборочного
чертежа. Понятие о
сопрягающихся размерах.
Деталирование
сборочного чертежа.
Создание моделей
отдельных деталей по
сборочному чертежу.
Тест и упражнения для
создания сложных
моделей
За энергией – в космос!
Создание
проекта
инженерного объекта.
Выбор темы и
Обоснование выбора
темы проекта.
Использование сведений
из литературных
источников, технических
журналов, Internet
ресурсов для обоснования
принятых решений.
Метод прототипа,
понятие обобщённого
прототипа, творческий
подход.
Объём документации:
Пояснительная записка,
спецификация.
Графические документы:
Технический рисунок
объекта, чертёж общего
вида, чертежи деталей.
Условности и упрощения
Эскизы: технический
2
2
Практическая работа
2
2
Контрольная работа
4
2
2
2
22
10
12
4
2
2
Творческая работа в
малой группе
2
Распределение работы
в группе
2
Ручное проектирование
2
4
2
7.4
7.5
7.6
рисунок и разрез объекта.
Функциональные
качества, инженерные
качества объекта,
размеры.
Создание КОМПАС-3Dмодели объекта и
ассоциативного чертежа.
Создание Презентации.
Вставка КОМПАС-3D LT
документов в PowerPoint.
Применение эффектов
анимации. Использование
возможностей
интерактивной доски
ActivStudio для
демонстрационных целей.
Космические спутники,
корабли
и
станции.
Выдающиеся Советские и
Российские
учёные,
инженеры- исследователи
Космического
пространства
и
космонавты,
(презентация).
Защита проектов
Итого:
4
2
2
В документах Деталь и
Чертёж
4
2
2
Практическая работа
4
2
2
Защита проектов
136
59
77
4.2 Содержание учебного (тематического) плана.
1.Как построен этот мир, посмотри! Понятие об инженерных объектах
1.1 Виды инженерных объектов - сооружения, транспортные средства,
линии коммуникаций.
Теория: машины, аппараты, приборы, инструмент.
Практика: принципы классификации инженерных объектов.
1.2 Инженерные качества.
Теория: Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность,
габаритные размеры, тактико-технические данные.
Практика:
функциональные
качества,
эксплуатационные,
потребительские, экономические, экологические требования к инженерным
объектам.
1.3 Проект – это всё об объекте!
Теория:
содержание
проектной
документации.
Правила
техники
безопасности при работе на компьютере.
Практика: включение Системы, Создание Документа; виды Документов,
интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись,
Геометрические примитивы.
1.4 Знакомство с проектами: Спутники СССР, Луноходы, космический
корабль Буран отечественного производства. Первый полёт в Космос Ю.А.
Гагарина.
Теория: знакомство с проектами.
Практика:
современные
средства
для
разработки
проектной
документации, сопровождения изделия в его жизненном цикле, средства
диагностики.
2. Компас - График.
Создание, редактирование и трансформация
графических объектов.
2.1Понятие вида, Создание вида.
Теория: панель инструментов Геометрия, Панель свойств и Параметры
инструментов. Компактная панель инструментов.
Практика: редактирование: команды и инструменты.
2.2 Особенности постановки инженерных задач.
Теория: особенности постановки инженерных задач.
Практика: практическая работа.
2.3 Орнаментальные изображения.
Теория: Привязки: Глобальные и локальные.
Практика: применение инструментов: Непрерывный ввод объекта,
Кривая Безье.
2.4 Виды плоских деталей в документе Чертёж.
Теория: алгоритм плоскостного построения. Анализ формы объекта и
синтез (изображения).
Практика: аналоговые, параметрические и координатные способы
создания вида.
2.5 Размеры.
Практика: нанесение и редактирование размеров, текстовые вставки в
документ Чертёж.
2.6 Творческая работа
Практика: создание графического объекта.
3. Проекционное черчение
3.1 Центральное, косоугольное и прямоугольное проецирование.
Теория: проекционный угол и образование проекционного чертежа.
Проекционные плоскости и оси.
Практика: геометрические тела вращения и гранные тела.
3.2. Три способа создания проекционного чертежа в КОМПАС-3D.
Теория: построение в КОМПАС-график.
Практика: способы создания проекционного чертежа.
3.3 Виртуальное проецирование.
Теория: создание проекций на плоскости эскиза модели.
Практика: применение инструмента панели Геометрия – Спроецировать
объект.
3.4 Создание ассоциативного чертежа детали.
Практика: создание ассоциативного чертежа детали.
3.5 Эскизы деталей с натуры
Практика:
правила
измерения,
понятие
о
симметрии
изделий.
Вычерчивание эскиза в рабочей тетради с простановкой размеров.
3.6 Чтение проекционных чертежей.
Теория: технический рисунок – способ передачи формы предмета.
Практика: чтение проекционных чертежей.
3.7 Составление чертежей средствами КОМПАС-3D LT.
Практика: составление проекционного чертежа методом виртуальных
темплетов.
3.8 Проецирование с натуры на компьютере.
Практика: проецирование с натуры на компьютере.
4. Моделирование объектов способом Выдавливание
4.1 Объекты: изделия и их модели.
Теория: изделия и способы их изготовления. Модели. Свойства
трёхмерного твёрдотельного моделирования.
Практика: анализ формы объекта и синтез модели. План создания 3Dмодели.
4.2 Введение в компьютерное моделирование: основные понятия и
определения.
Теория: интерфейс окна Деталь. Знакомство с окном Дерево модели.
Практика: система 3D-координат в окне Деталь, и конструктивные
плоскости.
4.3 Формообразование Детали выдавливанием: создание первого
формообразующего элемента.
Теория: операция Эскиз. Правила и требования, предъявляемые к
эскизам.
Практика: размеры в эскизах: фиксированные и информационные.
4.4 Создание простого объекта. Выбор плоскости для создания эскиза.
Теория: вспомогательные плоскости. Системы координат модели и
эскиза.
Практика: координатный способ построения эскизов формообразующих
элементов. Операция Выдавливание.
4.5 Способы редактирования аналоговые и параметрические.
Теория: изучение способов редактирования.
4.6 Создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по описанию
и размерам; по образцу-изображению, с натуры.
Теория: свойства: Цвет, Массоцентровочные характеристики (МЦХ) и
геометрические характеристики изделия по модели. Расчётные параметры
изделий.
Практика: создание моделей по различным заданиям: по чертежу; по
описанию и размерам; по образцу-изображению, с натуры.
4.7 Творческое задание для моделирования.
Практика: проектирование детали (изделия).
5. Ассоциативные чертежи
5.1 Понятие ассоциативной связи в Системе КОМПАС-3D LT.
Теория: алгоритм вставки ассоциативного чертежа.
Практика: Панель свойств и команды: Схема видов, Ориентация
главного вида. Вставка Изометрии. Опция: Линии.
5.2 Дерево построения чертежа.
Теория: свойства ассоциативного чертежа.
Практика: нанесение размеров, осевых и центровых линий. Разрушение
ассоциативной связи. Решение задач.
5.3 Разрезы и сечения на чертеже. Разрезы простые и сложные.
Теория:
соединение
половины
вида
и
половины
разреза
на
ассоциативном виде. Приёмы оптимизации процесса при создании разреза.
Сечения на чертеже. Правила изображения и обозначения сечений.
Практика:
создание
вынесенных
сечений
в
документе
Чертёж.
Отключение проекционной связи в ассоциативном виде.
5.4 Тестирование и упражнения по теме Ассоциативные чертежи.
Практика: контрольная работа.
6. Сложные 3D модели и сборочные чертежи.
6.1 Принципы конструирования инженерных объектов.
Теория: элементы конструкций: корпусы, фундаменты, функциональные
элементы. Конструкционные Материалы.
Практика: понятие о сборочных чертежах.
6.2 Тонкостенные объекты. Примеры.
Практика: создание модели с использованием вкладки Тонкая стенка.
Применение и правила создания операции Оболочка
6.3 Импорт детали.
Теория: команда Вставить из файла. Использование библиотеки
материалов.
Практика: ассоциативный чертёж импортированной детали.
6.4 Операции формообразования.
Теория: операция Вращение. Требования к эскизу.
Практика: постановка задачи и план создания элемента вращения.
Параметры Угол и Тонкая стенка.
6.5 Операция «По сечениям». Основные понятия.
Теория: требования к эскизам. Постановка задачи Создание эскизов
сечений во вспомогательных плоскостях.
Практика: настройка параметров и создание операции По сечениям.
Редактирование
6.6 Кинематическая операция.
Теория: требования к эскизам кинематического элемента.
Практика: задача о создании объекта с применением Кинематической
операции
6.7 Дополнительные конструктивные элементы.
Теория: дополнительные конструктивные элементы: Фаски, Скругления,
операция Уклон грани.
Практика: создание элемента Ребро жесткости: требования к эскизу;
использование инструмента Спроецировать объект. Моделирование ребра
жёсткости детали. Зеркальный массив. Массивы элементов. Виды массивов:
концентрические и параллелограммные.
6.8 Использование библиотеки Отверстия.
Практика: использование библиотеки Отверстия.
6.9 Чтение сборочного чертежа.
Теория: понятие о сопрягающихся размерах. Деталирование сборочного
чертежа.
Практика: создание моделей отдельных деталей по сборочному чертежу.
6.10 Тест и упражнения для создания сложных моделей.
Практика: упражнения для создания сложных моделей.
7. За энергией – в космос! Создание проекта инженерного объекта.
7.1 Выбор темы и Обоснование выбора темы проекта.
Теория:
использование
сведений
из
литературных
источников,
технических журналов, Internet ресурсов для обоснования принятых решений.
Практика:
метод
прототипа,
понятие
обобщённого
прототипа,
творческий подход.
7.2 Объём документации: Пояснительная записка, спецификация.
Теория: графические документы: Технический рисунок объекта, чертёж
общего вида, чертежи деталей.
Практика: условности и упрощения
7.3 Эскизы: технический рисунок и разрез объекта.
Практика: функциональные качества, инженерные качества объекта,
размеры.
7.4 Создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного чертежа.
Практика: создание КОМПАС-3D- модели объекта и ассоциативного
чертежа.
7.5 Создание Презентации.
Теория: вставка КОМПАС-3D LT документов в PowerPoint.
Практика:
применение
эффектов
анимации.
Использование
возможностей интерактивной доски ActivStudio для демонстрационных целей.
7.6 Космические спутники, корабли и станции.
Теория: выдающиеся Советские и Российские учёные, инженерыисследователи Космического пространства и космонавты, (презентация).
Практика: защита проектов.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
9
10
Выходные дни
Окончание учебного года
34
170
4
136
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября
2024 г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8
января 2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта
2025 года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая
5.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
10 ноутбуков с оперативной памятью 128 мбайт, с
манипуляторами «мышь».
на жёстком диске система компас-3d занимает объём около 105
мбайт.
информацию по установке программы компас-3d можно бесплатно
скачать на официальном сайте компании Askon
http://edu.ascon.ru/download.php.
Для учителя:
проектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей
для черчения, ресурсы internet.
Для обучающихся:
тетрадь в клетку, чертёжные инструменты, карандаши, нетбук.
5. 3 Кадровое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Проектирование в программе Компас3D» может реализовываться педагогами
дополнительного образования, педагогами информатики, черчения.
5.4 Методические материалы.
№ п/п
Название раздела
1
За энергией – в космос!
Создание проекта
инженерного объекта.
2
Компас - График. Создание,
редактирование и
трансформация графических
объектов.
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии.
Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы
Формы
учебного
занятия.
Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
3
Проекционное черчение
4
Моделирование объектов
способом Выдавливание
5
Ассоциативные чертежи
6
Сложные 3D модели и
сборочные чертежи
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы
Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
Жесткое
Коллективные и
соблюдение
индивидуальные
алгоритмов.
формы работы:
Метод
предусмотрена
самостоятельной возможность
работы
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
7
Как построен этот мир,
посмотри! Понятие об
инженерных объектах
Компьютеры,
мультимедиа
проектор;
программное
обеспечение САПР Компас
3D LT v12 с
официального
сайта
производителя
ПО «АСКОН»
Жесткое
соблюдение
алгоритмов.
Метод
самостоятельной
работы
Коллективные и
индивидуальные
формы работы:
предусмотрена
возможность
выполнять
творческие
работы по 2
человека по
желанию
обучающихся.
5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
По
санитарным
нормам,
обучающиеся
должны
работать
за
компьютером в течение 30 минут в течение урока, поэтому рекомендуется в
первой половине урока изучать теорию, выполнять записи, эскизы и чертежи в
тетради, работая за партами.
После объяснения нового материала, обучающиеся делают гимнастику
и садятся к компьютерам. Работают за компьютерами под фронтальным
наблюдением учителя. Передают выполненную на компьютере работу по
сетевой связи на учительский терминал, а тетрадь на проверку.
Учитель работает с классом во фронтальном режиме. Дети охотно
объясняют друг другу элементы, вызывающие затруднения
– этому
препятствовать не следует. Можно выделить для себя таких «помощников».
Учёт индивидуальных качеств обучающихся.
Для
медлительных
и
отстающих
учащихся
предусматривается
ограничение объёма задания; для идущих впереди разработаны варианты
заданий повышенной сложности. В качестве поощрения даётся возможность
выполнять оригинальные творческие объекты по заданной теме.
Нормы оценок.
Количество и качество выполненной работы по каждой теме
оценивается в конце каждого занятия, оценка так же ставится за записи,
эскизы и упражнения в тетради.
Учитель проставляет оценки в журнал и дневники.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021)
«Об образовании в Российской Федерации».
2.
основного
Федеральный
общего
государственный
образования
образовательный
(утверждён
приказом
стандарт
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в
ред. от 21.12.2020)
3.
Паспорт
национального
проекта
«Образование»
(утверждён
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017
№ 1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с
изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от
25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н
6.
Профессиональный
стандарт
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
8.
Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью
реализации
основных
и
дополнительных
образовательных
программ
цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей в
образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых
городах».
9.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
общеобразовательных
реализации
программ,
адаптированных
способствующих
дополнительных
социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10.
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы.
11.
Аскон:
- КОМПАС 3D LT Руководство пользователя (том1, том II , том II )
-Азбука КОМПАС
12.
Баранова И.В. KOM П AC -3 D для школьников. Черчение и
компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений» - М., ДМК, 2009.
13.
Большаков В.П. КОМПАС 3D для студентов и школьников.
Черчение, информатика, геометрия - СПб.: БХВ-Петербург, 2010 . - 304с.
14.
Ганин Н.Б. Проектирование в системе KOM П AC -3 D VI 1 - М.:
ДМК Пресс 2012.- 776 с.
15.
Герасимов А.А. Самоучитель KOM П AC -3 D V 13 - СПб.: БХВ-
Петербург, 2012.- 464с.
16.
Ефремов Г.В., Компьютерная графика. Учебное пособие - Г.В.
Ефремов, С.И. Нюкалова, 2013.
17.
Потёмкин А. Инженерная графика - М., Лори, 2002. - 445с.
18.
Черкашина
Г.Д.,
ТЕХНОЛОГИЯ.
Компьютерное
черчение.
Компьютерное моделирование в системе КОМПАС 3D LT . Учебнометодическое
пособие
(для
учителей
черчения
и
информатики),
Г.Д.Черкашина, В.А.Хныченкова Санкт-Петербург, 2013
Литература для обучающихся.
19.
Богуславский А. А. Учимся моделировать и проектировать на
компьютере А. А. Богуславский, И. Ю. Щеглова – Коломна, 2009.
Методические формы проведения занятий. Разнообразие приёмов работы на
компьютере и большие возможности в вариативном выполнении одного и того же действия
в КОМПАС-3D, требуют на первых уроках жёсткого соблюдения алгоритмов.
Коллективные формы работы: предусмотрена возможность выполнять творческие
работы по 2 человека по желанию учащихся.
При необходимости работать за одним компьютером по 2 ученика, каждый учащийся
повторил все манипуляции на компьютере.
Контрольные занятия рекомендуется проводить в соревновательном режиме.
Темы проектных работ, учащиеся обычно находят сами, поэтому рекомендуется
сначала активизировать детей, выслушать их тематику. Темы проектирования могут быть
выбраны из круга интересов детей и обеспечения учебного процесса:
Модернизация школьного оборудования, мебели.
Оборудование лабораторных работ по физике, химии, технологии,
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Транспорт, и средства передвижения.
Машины, механизмы, аппараты и другие объекты инженерной инфраструктуры.
Фантастические образы, такие как Роботы, Конструкции, Военная техника.
Участие в Олимпиадах и конкурсах по компьютерному черчению и моделированию –
хороший стимул для расширения компетенций учащихся в области инженерных решений.
Обучение по этой программе способствует расширению инженерного кругозора
учащихся, приучает к самостоятельному принятию решений и обоснованному выбору
профессии и специальности.