Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьютерная грамотность»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU
Местонахождение: Верхняя Салда,
ул. Энгельса,дом 87, корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:53:40 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Компьютерная грамотность»
Возраст: 9-10 лет
Срок освоения: 1 год

Составитель:
Петрова Е.С.,
Ларина М.В.,
Лачихина А.В.,
педагоги дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
ДООП) «Компьютерная грамотность» разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1.1

Направленность

ДООП «Компьютерная грамотность» имеет техническую направленность и
нацелена на освоение современных информационных технологий.
1.2

Актуальность

Основанием для разработки ДООП «Компьютерная грамотность» служат
следующие нормативные и правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в
ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5
августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая

2018 г. № 298н «Об

утверждении профессионального стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест,

в том

числе

рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях,
расположенных в сельской местности и малых городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

адаптированных

дополнительных

способствующих социально-психологической

общеобразовательных
реабилитации,

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы
жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования
к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов,
которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их
возможностей.

Интерактивные

средства

обучения,

становятся

отличными

помощниками в развитии у детей: внимания; памяти; мышления; речи; личности;
навыков учебной деятельности.
Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от
объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при
котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом

педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний
учащимися.
1.3

Отличительные особенности программы

Данная программа отличается тем, что имеет сразу несколько направлений,
доступных для работы ученикам младшего школьного возраста. Причем обучение по
всем направлениям происходит одновременно.
В ДООП «Компьютерная грамотность» выделены следующие направления:
- работа на нетбуках;
- использование интерактивной доски;
- создание собственных мультимедийных продуктов;
- работа со средствами Microsoft Office.
1.4

Адресат программы

ДООП «Компьютерная грамотность» адресована учащимся 9-10 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
В данном возрастном периоде происходят следующие изменения:
- ребенку нравится исследовать всё, что незнакомо;
- ребенок понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее
историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния;
- ребенок хорошо мыслит и его понимание абстрактно растет;
- этот возраст можно назвать «золотым возрастом памяти».
Система набора в группу:
Набор обучающихся в группу является свободным. Зачисление детей в группы
производится по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних
учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных и при
наличии сертификата дополнительного образования.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 12 человек.
1.5

Режим занятий.

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю: 1 час в неделю. Программа рассчитана на
один год обучения.
1.6

Объем программы – 34 часа.

1.7

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия по программе «Компьютерная грамотность» проходят один раз в
неделю. Занятия включают в себя как теоретические темы (понятия «информация»,
«устройство» и т.д.), так и практические (уроки-практикумы, беседы, конференции)
1.8

Форма обучения

Формы обучения по ДООП «Компьютерная грамотность»: индивидуальная,
групповая, с использованием дистанционных технологий.
1.9

Виды занятий

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Компьютерная грамотность» предполагает, как теоретические, так и практические
занятия.
1.10 Форма итоговой аттестации
Оценка знаний учащихся проводится в несколько этапов. С целью определения
динамики усвоения учебного материала рекомендуется проводить промежуточную
аттестацию.
Промежуточная аттестация.
Для оценки знаний учащихся в рамках промежуточной аттестации используется
несколько видов заданий: подготовка презентации Power Point, составление таблицы
Excel, набор текста в файле Word.
Итоговая аттестация.
Для оценки знаний учащихся за весь курс предполагается защита проекта по уже
готовым шаблонам презентаций, таблиц.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы
Цель – повышение компьютерной грамотности младших школьников через
изучение интерфейса компьютера.
2.2 Задачи
Обучающие:
1)

Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными

устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
2)

Формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и

текстовом редакторе «Word», «PowerPoint»;

3)

Формирование представления о работе компьютера, способах управления

событиями на экране, терминологии, что является обязательным компонентом
компьютерной грамотности пользователя.
4)

Формирование умения, связанные с художественно-образным отражением

предметов с использованием прикладного программного обеспечения простейших
графических редакторов.
5)

Формировать навыки правильной работы с персональным компьютером.

6)

Способствовать формированию у детей предпосылок теоретического

уровня мышления, рефлексии способов действия, способов решения задач своей
деятельности с помощью компьютера.
Воспитательные:
1) Воспитывать

самостоятельность,

собранность,

сосредоточенность,

усидчивость
2) Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
Развивающие:
1)

Развивать знаковую функцию сознания

2)

Развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка

3)

Развивать конструктивные способности, тренировать память, внимание,

4)

Развивать воображение;

5)

Развивать творческое, логическое, абстрактное мышление, развивать

потребность к познанию.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Компьютерная
грамотность» выделяют следующие группы результатов:
1.

Личностные результаты.

2.

Метапредметные результаты.

3.

Предметные результаты.

1.

Личностные результаты:

- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы
познания и творчества;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их
образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информационных компьютерных технологий
в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.
2. Метапредметные результаты отражают сформированность регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
1) Регулятивные УУД
•

умение находить варианты решения различных творческих задач;

•

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;

•

овладение логикой сравнения, анализа, синтеза и обобщения;

•

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

2)

Познавательные УУД

- владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение

необходимой информации,

применение

методов

информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
3)

Коммуникативные УУД

- овладение умением вести диалог, контактировать со сверстниками;
- навыки создания личного информационного пространства.
- контактность, доброжелательное отношение в общении;

- умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к
ним;
3. Предметные результаты
Будут знать:


Общие сведения об устройстве и принципах работы компьютера.



Начальные сведения о комплектующих компьютера.



Операционную систему Windows.



Стандартные прикладные программы для Windows.



Возможности текстового редактора Word: приемы редактирования,

форматирования, способы управления параметрами, методы создания графических
объектов, способы встраивания объектов.


Прикладные программы.



Презентацию PowerPoint: основные возможности, способы управления

параметрами, анимацию.


Основные понятия, используемые при работе с электронными таблицами.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической
подготовки):
Будут уметь:


Работать с клавиатурой.



Работать с архиваторами.



Работать с антивирусными программами.



Работать в среде Windows.



Использовать способы настройки в Windows.



Работать с текстовым редактором Word.



Работать презентацией PowerPoint



Работать с табличным редактором Excel.



Работать с редактором Microsoft Publisher.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
3.1 Учебный (тематический) план
№

Название

Общее количество часов

Форма

п/п
1.
1.1

1.2

1.3
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15

3.

3.1
3.2
3.3
3.4

4.

раздела/модуля
Введение
Знакомство
с
компьютером.
Инструктаж по ТБ
Операционная
система Windows.
Знакомство
с
клавиатурой.
Работа с мышью.
Текстовый
редактор Word
Освоение
клавиатуры
Отработка навыков
по набору текста
Шрифт, цвет текста
Вставка рисунков,
надписи Word Art
Поздравительная
открытка
Титульная
страница книги
Копирование
текста
Итоговая
работа.
Проект. Создание
грамоты
Построение таблиц.
Редактирование
таблиц.
Работа с таблицами
Вставка символов.
Работа с рисунками
Smart Art
Работа с фигурами
Итоговая
работа.
Проект. Создание
календаря.
Мастер создания
презентаций
Power Point
Работа в программе
«PowerPoint»».
Команды меню
Инструменты
Закрепление
знаний о программе
«PowerPoint»».
Конкурс
презентаций.
Мастер создания
буклетов
и
брошюр

Всего

Теория

Практика аттестации/контроля

3
1

1
1

2
-

Входная диагностика

1

-

1

Практическая работа

1
15

-

1
15

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1
1

1
1

Практическая работа
Практическая работа

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1

1

Практическая работа

1
1

1
1

Практическая работа
Практическая работа

1
1
1

1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1

1
1

Практическая работа
Практическая работа.

5

5

1

1

Практическая работа

1
1
2

1
1
2

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2

2

4.1

4.2
5.
5.1

5.2

5.3

6.
6.1

6.2

6.3
7.

Программа
Publisher. Создание
брошюры
Буклет.
Оформление.
Компьютер
и
Internet.
Информация.
Количество
информации.
Получение,
обработка,
передача, хранение
информации.
Компьютерные
вирусы,
антивирусные
программы.
Редактор таблиц
Microsoft Excel
Основы работы с
редактором таблиц
Excel
Интерфейс
Excel.Ввод
и
редактирование
данных.
Автозаполнение
ячеек. Ссылки.
Итоговое занятие.
Всего:

1

-

1

Практическая работа

1

-

1

Практическая работа

3

-

3

1

-

1

Практическая работа

1

-

1

Практическая работа

2

-

2

Практическая работа

3

-

3

1

-

1

Практическая работа

1

-

1

Практическая работа

1

-

1

Практическая работа

2
34

1

2
33

Защита проекта

4.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение
1.1 Знакомство с компьютером. Инструктаж по ТБ.
Теория: адаптация к компьютерному классу. Правила поведения и техника
безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройством компьютера
(нетбука).
1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой.
Практика: знакомство с рабочим столом. Познакомить с клавиатурой. Развивать
память, внимание, координацию движений. Учить выполнять задания по инструкции.
1.3 Работа с мышью.
Практика: учимся «перетаскивать» предметы, а также учимся «щелкать» на
нужном предмете и производить двойные щелчки. Развивать память, внимание,
координацию движений. Учить выполнять задания по инструкции.

2. Текстовый редактор Word
2.1 Освоение клавиатуры:
Практика: техника быстрого печатания. Игра «Колобок».
2.2 Отработка навыков по набору текста.
Практика: техника быстрого печатания
2.3 Шрифт, цвет текста.
Практика: создание документа, создание статьи, набор текста различными
шрифтами.
2.4 Вставка рисунков, надписи Word Art.
Практика: отработка навыков вставки рисунка, использование надпи Word Art.
2.5 Поздравительная открытка.
Практика: оформление поздравительной открытки в Microsoft Word.
2.6 Титульная страница книги
Практика: оформление титульной страницы книги, документа.
2.7 Копирование текста.
Практика: команды «Копировать», «Вырезать», «Вставить». Сочетания клавиш.
2.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты.
Практика: создание грамоты. Представление готовой работы.
2.9 Построение таблиц.
Практика: построение таблицы в Microsoft Word.
2.10 Редактирование таблиц.
Практика: редактирование таблицы, заполнение, перенос на другую страницу.
2.11 Работа с таблицами.
Практика: отработка навыков создания таблицы. Вставка текста.
2.12 Вставка символов.
Практика: вставка символов в текст.
2.13 Работа с рисунками Smart Art.
Практика: работа с рисунками Smart Art.
2.14 Работа с фигурами.
Практика: вставка фигур в документ. Работа с фигурами.
2.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря.
Практика: создание календаря в Microsoft Word.

3. Мастер создания презентаций Power Point
3.1 Работа в программе «PowerPoint».
Практика: отработка навыков работы в программе Power Point.
3.2 Команды меню.
Практика: работа с командами меню.
3.3 Инструменты.
Практика: инструменты Power Point. Создание анимации.
3.4 Закрепление знаний о программе «PowerPoint»».
«Конкурс презентаций».
Программа: отработка навыков работы в программе Power Point.
4. Мастер создания буклетов и брошюр
4.1 Программа Publisher. Создание брошюры.
Практика: знакомство с программой, создание брошюры, визитки.
4.2 Буклет. Оформление.
Практика: создание и оформление буклета.
5. Компьютер и Internet.
5.1 Информация. Количество информации.
Практика: передача информации на компьютер с внешних устройств.
5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации.
Практика: получение, отработка, передача, хранение информации.
5.3 Компьютерные вирусы, антивирусные программы.
Практика:

поиск

вирусов,

виды

антивирусных

антивирусными программами.
6. Редактор таблиц Microsoft Excel
6.1 Основы работы с редактором таблиц Excel.
Практика: работа с редактором таблиц Excel.
6.2 Интерфейс Excel. Ввод и редактирование данных.
Практика: ввод и редактирование данных в Excel.
6.3 Автозаполнение ячеек. Ссылки.
Практика: отработка навыков автозаполнения ячеек.
7. Итоговое занятие.
Практика: защита проекта.

программ,

работа

с

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
1
34
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября 2024
г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8 января
2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта 2025
года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

5.2 Условия реализации программы
Материальное обеспечение:
- компьютеры (нетбуки) – по количеству обучающихся;
- программное обеспечение Microsoft Office;
- доступ в сеть Internet.
5.3 Кадровое обеспечение
ДООП «Компьютерная грамотность» может реализовываться педагогами
дополнительного образования.
5.4 Методические материалы
№
п/п

Название раздела

1

Введение

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Нетбук, Internet

2

Текстовый редактор Word

Нетбук, Internet

Формы,
методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология

Формы
учебного
занятия

Практическое
занятие

Практическое
занятие

3

Мастер создания презентаций
Power Point

Нетбук, Internet

4

Мастер создания буклетов и
брошюр

Нетбук, Internet

5

Компьютер и Internet

Нетбук, Internet

6

Редактор таблиц Microsoft
Excel

Нетбук, Internet

7

Итоговое занятие

Нетбук, Internet

проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения
Дискуссии,
групповые
задания,
технология
проблемного
обучения

Практическое
занятие

Практическое
занятие

Практическое
занятие

Практическое
занятие

Практическое
занятие

5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы и режим контроля:
– входной контроль (собеседование);
–

текущий

контроль

(осуществляется

на

каждом

занятии

в

форме

индивидуальный и групповой опрос, творческих заданий);
– промежуточный контроль (индивидуальные творческие работы);
– итоговый контроль (творческая работа-проект)
Критерии оценки учебных результатов программы:
Критерий 1 – Устройство компьютера (знание начальных сведений об
устройстве и принципах работы компьютера)
Критерий 2 - Ввод текста (знание и умение использовать приемы ввода текста в
текстовом редакторе Word)

Критерий 3 - Оформление текста в редакторе (умение форматировать текстовые
документы в текстовом редакторе Word)
Критерий 4 - Самостоятельность и целеустремленность (умение самостоятельно
и эффективно работать)
Критерии

оценки

уровня

теоретической

подготовки

воспитанников:

соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта
кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических
навыков

работы

со

специальной

литературой,

осмысленность

и

свобода

использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода
владения

специальным

оборудованием

и

оснащением;

качество

выполнения

практического задания; технологичность практической деятельности.
Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации
практической

деятельности:

культура

поведения;

творческое

отношение

к

выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе;
развитость специальных способностей.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебной теме,
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в
излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических
задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений,
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике,
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу
Деятельность учащегося оценивается по следующему, принципу: максимум
похвалы, минимум порицания. Наряду с оценками «верно» и «неверно» необходимо
давать письменную или устную характеристику знаний учащихся. Даже если ответ в

корне неверный, педагог, наряду с указаниями на недочёты и ошибки, всегда должен
найти какие-то слова, которые позволят ребёнку поверить в свои силы и не потерять
интерес к занятиям. Важно в процессе контроля знаний учащегося искать не
недостатки, ошибки, просчёты, а чуть заметные ростки успеха и прогресса, иногда
специально создавая ситуацию успеха.
При оценивании деятельности учащегося важно учитывать, что оценивать лишь
то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал. Также важно помнить
основную функцию оценивания: получить объективное представление о том, что
знает, умеет учащийся, что у него получается и как с ним работать дальше, чтобы
способствовать его уверенному развитию. Оценка – своего рода мерило, позволяющая
определить степень успешности обучения.
Можно вывести некоторые правила оценивания:


Оцениваются не только решение, выполнение задания, ответ, но и

достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для практики
и для получения новых знаний.


Оценка должна позволить увидеть педагогу свои и ученические пробелы,

и возможные шаги для успешной коррекции.


Оценка должна стимулировать деятельность учащихся.

В качестве форм оценивания результатов учащихся используется: контрольные
работы, творческие работы и рефераты по самостоятельно выбранной теме,
тематические игры, тесты. Сочетание форм может быть самым разнообразным самой
разнообразной главное – помнить, что при использовании какой-либо одной из этих
форм, достаточно трудно получить объективные сведения о знаниях и умениях
учащихся, т.к. дети не всегда в полной мере могут раскрыться в игре, а нередко очень
зажаты на контрольной работе.
Критерии обучения:
1.

Знание начальных сведений об

устройстве и принципах работы

компьютера, стандартных прикладных программ для Windows, приемов обработки
текстовых документов в текстовом редакторе Word;
2.

Умение работать в среде Windows, текстового редактора Word.

3.

Умение общаться и работать в коллективе

Знание

4.

основных

возможностей

программы

создания

презентаций

PowerPoint, основных понятия, используемых при работе с электронными таблицами.
5.

Умение работать в среде PowerPoint; с табличным редактором Excel.

6.

Воспитать чувство ответственности за выполняемую работу.

7.

Развить

коммуникативные

навыки

с

учетом

психофизических

особенностей обучающихся.
Форма оценки результатов:
Оценка результатов проводиться по трем уровням усвоения материала: низкий,
средний, высокий.
Низкий - обучаемый знает лишь основной материал, а на заданные вопросы
отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если
задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве
выполненной работы.
Средний - обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих
вопросов, а при выполнении практической работы – если задание выполнено
правильно.
Высокий - обучаемый глубоко изучил учебный материал, последовательно и
исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической
работы – если задание выполнено правильно, уверенно и быстро.
В промежуточной и итоговой аттестации используется 5ти-балльная система
оценки результатов каждого обучающегося (по пяти критериям):
1–15 баллов – низкий уровень
16–22 баллов – средний уровень
23-25– баллов – высокий уровень
Формы проверки результативности программы:
Образовательные

результаты,

демонстрируются в формах:


защита творческих работ,



конкурс,



компьютерный диктант



тест



контрольная работа,

в

соответствии

с

целью

программы,



открытое занятие,

Механизм оценки результатов обучения
Формы
Формы

проверки

результатов

деятельности

учащихся

могут

быть

разнообразными: контрольные работы, творческие работы по самостоятельно
выбранной теме, тематические игры, тесты. Учащиеся принимают участие в
муниципальных, окружных, городских конкурсах творческих работ, олимпиадах и
других мероприятиях.
Методы
Наличие

класса

ПК

предоставляет

широкие

средства

и

возможности

индивидуализации обучения и контроля результатов.
Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно знание учащимися
раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться
клавишами редактирования.
Тесты – с их помощью можно получить, информацию об уровне усвоения
элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению
знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при
организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при
повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной
оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.
Работа с творческими группами - при такой организации обмен мнениями идет
свободно, дети учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в
атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих
групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.
Протокол результатов
аттестации учащихся
Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________
№ группы ________Год обучения________ Даты проведения ___________
Форма проведения (контрольное занятие, тест, защита творческой работы)
Форма

оценки

результатов:

в

промежуточной

и

итоговой

аттестации

используется пятибальная система оценки результатов каждого обучающегося:
5 баллов – высокий уровень

3 -4 баллов – средний уровень
1 - 2 – балла – низкий уровень
Фамилия, имя
обучающегося

№

Критерии оценки уровня готовности
(перечислены ниже)
Устройство
Работа
в Ввод
компьютера
графическом
текста
редакторе

Оформление
текста
в
редакторе

Самостоят
ельность
и
целеустре
мленность

Результаты
диагностики
Баллы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Результаты аттестации:
23-25 баллов – высокий уровень
16-22 балл – средний уровень
1-15 баллов – низкий уровень
Всего диагностировано ______ воспитанников. Из них высокий уровень
имеют____ чел., средний_____ чел., низкий____ чел.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)

4.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
5.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в
ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»
6.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5
августа 2016 г. № 422н
7.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н «Об

утверждении профессионального стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
9.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест,

в том

числе

рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях,
расположенных в сельской местности и малых городах».
10.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации

адаптированных

дополнительных

способствующих социально-психологической

общеобразовательных
реабилитации,

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11.

Приказ

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
12.

Гусева О.Л., Миронова Н.Н. Практикум по Excel. - М.: Финансы и

статистика, 1997 г.
13.

Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы

школьника. - М.: Центр « Педагогический поиск », 2003.
14.

Дмитриева

В.Г.

Социально-педагогические

аспекты

модернизации

образования. – М.: МИОО, 2004г.
15.

Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в

школьном возрасте. - М.: Московский психолого-социальный институт 2000 г.
16.

Информатика. Задачник-практикум в 2-х т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.

Хенера: Том 1, 2.- М.: Лаборатория базовых знаний, 1999 г.
17.

Комплект

Федеральных

цифровых

информационно-образовательных

ресурсов, помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru)
18.

Лисина

М.И.

Общение,

личность

и

психика

ребёнка./Народное

образование. 2002,№ 8.
19.

Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 1. Ефимова О. В.

Интеллект-центр М. 2002
20.

Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 2. Ефимова О. В.

Интеллект-центр М. 2002
21.

О.В.Спиридонов,

Н.С.Вольпян. MicrosoftWord От

пользователя

к

специалисту.Методическоепособие. М. БИНОМ. Лабораториязнаний, 2007 г.
22.

Основы программирования. Зайцева Л.В., Константинова Е.И. Учебное

пособие для проведения компьютерного практикума.- М.:НГУ Натальи Нестеровой,
1997 г.
23.

Послед Б.С. access 2002. Приложения баз данных. Лекции и упражнения. –

СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002 г.
24.

Приказ Департамента образования города Москвы от 18.04.2007 г. №253

25.

Практикум по ACCESS Золотова С.И. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.

26.

Ресурсы

Единой

коллекции

цифровых

образовательных

ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/)
27.

Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН

2.4.4.1251-03 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ
03.04.2003 г. № 27Д)
28.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное

пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс,
2001
29.

Станек У. Microsoft Windows 8. Справочник администратора. – Спб.: БХВ-

Петербург, 2015 – 400с.
30.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного

образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.19995 г. № 233 и
изменений от 22.02.1997 г. № 470)
31.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11

класс. Лаборатория базовых знаний. – М.:АО «Московские учебники, -СиДи-пресс»
2002
32.

Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО «Московские

учяебники – СиДи-пресс», 1999
33.

Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО "Московские

учебники – СиДи-пресс", 1999
34.

Юдин М., Куприянова А., Прокди Р. Ноутбук с Windows 8.1. Полное

руководство 2015. М.: Наука и техника, 2015. – 512с.
Список литературы для учащихся (родителей):
35.

Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с

основами информатики. – М.: АСТ, 2000 г.
36.

Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2001.

37.

Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.

38.

Освой самостоятельно Internet за 24 часа. 3-е издание. Пер. с англ. – М.:

Вильямс, 2000 г.
39.

Дмитриева

В.Г.

Социально-педагогические

образования. – М.: МИОО, 2004 г.

аспекты

модернизации

40.

Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в

школьном возрасте. - М.: Московский психолого-социальный институт 2000 г.
41.

Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».