Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника и конструирование: Fischertechnik Механика 2.0» Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.30 14:56:01 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника и конструирование: Fischertechnik Механика 2.0»
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Суетина М.В.,
педагог дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
общеобразовательная
общеразвивающая

Дополнительная

программа

«Робототехника и конструирование: Fischertechnik Механика 2.0» (далее – ДООП)
технической направленности является одной из начальных частей курса
робототехники.
1.1.

Направленность

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Робототехника и конструирование» имеет техническую направленность.
1.2 Актуальность
Основанием

для

разработки

ДООП

«Робототехника

и

конструирование:Fischertechnik Механика 2.0» служат следующие нормативные
правовые акты и правовые документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №
1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от
5 августа 2016 г. № 422н

6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»
7.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-20 «Об

утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного,

технического

и

гуманитарного

профилей

в

образовательных

организациях, расположенных в сельской местности и малых городах».
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10.

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Робототехника — это проектирование, конструирование и программирование
всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную
структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
В настоящее время автоматизация достигла такого уровня, при котором
технические объекты выполняют не только функции по обработке материальных
предметов,

но

и

начинают

выполнять

обслуживание

и

планирование.

Человекоподобные роботы уже выполняют функции секретарей и гидов.
Робототехника уже выделена в отдельную отрасль.
Современные технологии стали неотъемлемой частью нашейповседневной
жизни.

Сегодня

робототехника

приобретает

все

большую

значимость

и

актуальность, становится одним из наиболее востребованных и перспективных
направлений, как в научно-производственной сфере, так и в сфере образования.
Современное образование принимает активное участие в реализации концепции
формирования инженерно-технических кадров. На начальном этапе – это
поддержка

научно-технического

творчества

обучающихся,

использование

достижений в области робототехники, направление познавательных интересов
детей

в

увлекательный

мир

роботов,

предоставление

возможности

информационных технологий на основе использования конструктора Fischertechnik
Механика

2.0.

Простота

конструктивными

построения

возможностями

модели

в

Fischertechnik

сочетании
Механика

с

большими

2.0

позволяет

обучающимся изучить принципы работы простых механизмов, научиться работать
руками,

развивает

элементарное

конструкторское

мышление,

фантазию,

необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в технически
грамотных специалистах в области инженерии, а также необходимостью
повышения мотивации к выбору инженерных профессий и созданию системы
непрерывной подготовки будущих квалифицированных инженерных кадров,
обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для
развития приоритетных направлений отечественной науки и техники.
Программа дает начальные представления о технических устройствах,
современных разработках в робототехнике, о конструкциях управляемых роботов.
В ходе ее освоения обучающиеся приобретают важные навыки творческой и
исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики,
прикладной математики,

физики,

знакомятся

с

процессами исследования,

планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового
решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных
результатов.

Данная программа предназначена для обучающихся 3-4 классов в возрасте 911 лет, которые будут знакомиться с Fischertechnik Механика 2.0– технологиями.
Программа рассчитана на 1 год обучения и даёт объем технических и
естественно - научных компетенций, которыми вполне может овладеть
современный
школьник,
ориентированный
на
научно-техническое
и
технологическое
направление
дальнейшего
образования
и
сферу
профессиональной деятельности.
1.3 Отличительные особенности программы
Программа ориентирована в первую очередь на ребят, желающих
основательно изучить сферу применения роботизированных технологий и
получить практические навыки в конструировании робототехнических устройств
определяется гибкостью по отношению к платформам реализуемых
робототехнических устройств.
1.4 Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-11 лет. В
объединении могут заниматься и мальчики, и девочки. Набор детей - по желанию.
ДООП «Робототехника и конструирование: Fischertechnik Механика 2.0»
разработана с учетом психологических и возрастных особенностей детей данного
возраста.
Ученикам данной возрастной категории нравится исследовать все, что
незнакомо. Они понимают законы последовательности и последствия; имеют
хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства,
расстояния; хорошо мыслят и их понимание абстрактного растет. Также детям
нравится делать коллекции, собирать все, что угодно. Для них главное не качество,
а количество. «Золотой возраст памяти». Ученики любят коллективные игры;
интересы постоянно меняются; пробуждается интерес и любопытство ко всему
вокруг.
1.5 Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.6 Объем программы –136 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
1.7 Особенности организации образовательного процесса
Особенность данной ДООП состоит в том, что она является мощным
образовательным инструментом, позволяющим дать учащимся навыки по
проектированию, созданию и программированию роботов.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Предполагаются:
инструктаж по технике безопасности в начале занятий и практические задания.
1.8 Форма обучения

Формы обучения по ДООП «Робототехника и конструирование:
Fischertechnik Механика 2.0»: индивидуальная, групповая, с использованием
дистанционных технологий.
1.9 Виды занятий
При работе используются различные приёмы групповой деятельности в
разноуровневых группах для обучения элементам кооперации, внесения в
собственную деятельность самооценки, взаимооценки, умение работать с
технической литературой и выделять главное.
1.10 Формы итоговой аттестации
По окончании ДООП «Робототехника и конструирование: Fischertechnik
Механика 2.0» проводятся соревнования по сборке и программированию моделей
роботов.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы: изучение основ начального инженерно-технического
конструирования
и
основ
робототехникис
использованием
набораFischertechnikМеханика 2.0.
2.2 Задачи программы:
Обучающие:

изучение
принципов
работы
электроники,
робототехники,
компьютерных технологий, состояние и перспективы компьютерных технологий в
настоящее время;

формирование технической грамотности и навыков владения
технической терминологией;

изучение приемов и технологий разработки простейших алгоритмов и
систем управления, машинного обучения, технических устройств и объектов
управления;

формирование навыков необходимых для проектной деятельности.
Воспитательные:

воспитание этики групповой работы;

воспитание отношений делового сотрудничества, взаимоуважения;

развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп
и в коллективе в целом;
Развивающие:

формирование трудовых умений и навыков, умение планировать
работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;


развитие у детей воображения, пространственного мышления,
воспитания интереса к технике и технологиям;

развитие умения планировать свои действия с учётом фактора времени,
в обстановке с элементами конкуренции;

развитие умения визуального представления информации и
собственных проектов;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся
с использованием межпредметных связей (информатика, технология, окружающий
мир, математика, физика).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов освоения ДООП «Робототехника и
конструирование: Fischertechnik Механика 2.0» выделяются следующие группы
результатов:
1.
Личностные результаты освоения программы.
2.
Метапредметные результаты.
3.
Предметные результаты.
Личностные результаты указывают на сформированность: уважительного
отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций:
- знать: способы выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения
диалога;
- уметь: работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе
проектирования и программирования модели;
- владеть: навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыками
по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы
над проектом.
Метапредметные результаты указывают на сформированность регулятивных,
познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
- формировать умение составлять план действия на занятии;
- формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с
полученными данными.

Познавательные УУД:
- формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;
- формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать других;
- формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и
коллективе;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- основные понятия робототехники;
- основы алгоритмизации;
- умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
- навыки работы со схемами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- собирать базовые модели роботов;
- составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
- использовать датчики и двигатели в простых задачах.
-использовать датчики и двигатели в сложных задачах, предусматривающих
многовариантность решения;
- проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
• получить знания о науке и технике как способе рационально-практического
освоения окружающего мира;
• роботах, как об автономных модулях, предназначенных для решения
сложных практических задач;
• истории и перспективах развития робототехники;
• физических, математических и логических теориях, положенных в основу
проектирования и управления роботами;
• техническими компетенциями в сфере робототехники, достаточными для
получения высшего образования по данному направлению;
• набором коммуникативных компетенций, позволяющих безболезненно войти
и функционировать без напряжения в команде, собранной для решения некоторой
технической проблемы;
• разовьет фантазию, зрительно-образную память, рациональное восприятие
действительности;
• научится решать практические задачи, используя набор технических и
интеллектуальных умений на уровне их свободного использования;

• приобретет уважительное отношение к труду как к обязательному этапу
реализации любой интеллектуальной идеи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащийся должен знать/понимать:
 влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и
здоровье;
 область применения и назначение инструментов, различных машин,
технических устройств (в том числе компьютеров);
 основные источники информации;
 виды информации и способы её представления;
 основные информационные объекты и действия над ними;
 назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки
информации;
 правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
Уметь:
 получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя
рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
 основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона,
датчик расстояния, порт, разъем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для соблюдения правил личной гигиены и безопасности
приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных
технологий.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
4.1 Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
1.1

1.2

2.
2.1

Содержание модуля
Введение
Техника безопасности.
Вводное занятие
Среда конструирования знакомство с деталями
конструктора.
Что такое механика?
Машины вокруг нас
Первые шаги
Способы передачи
движения. Понятия о
редукторах.

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации/контроля
6
4
2
2
2
Текущий
контроль.
Практическое
задание
4
2
2
Текущий
контроль.
Практическое
задание
130
4

2
-

128
4

Текущий
контроль.
Практическое

2.2

Электрический двигатель
Червячный редуктор
Шлагбаум

задание
4

-

4

2.3

Поворотная платформа

4

-

4

2.4

Цилиндрический
редуктор

4

-

4

2.5

Зубчатая передача

4

-

4

2.6

Наклонная рампа

4

-

4

2.7

Приводы транспортных
средств

4

-

4

2.8

Цепная передача

4

-

4

2.9

Машина с рулевым
управлением

4

-

4

2.10

Карданный шарнир

4

-

4

2.11

Коробка передач

4

-

4

2.12

Планетарный редуктор

4

-

4

2.13

Конический редуктор
Кухонный комбайн

4

-

4

2.14

Дифференциал

4

-

4

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Промежуточный
контроль.
Практическое задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание

2.15

Ножничный подъёмник

4

-

4

2.16

Кривошипно-шатунный
механизм
Стеклоочиститель

4

-

4

2.17

Четырёхзвенный
механизм

4

-

4

2.18

Отрезной станок

4

-

4

2.19

Рычаг
Рычажные весы

4

-

4

2.20

Весы с передвижной
гирей

4

-

4

2.21

Полиспаст

4

-

4

4

-

4

2.22 Статические конструкции
Стол

2.23

Стремянка

4

-

4

2.24

Простой балочный мост

4

-

4

2.25

Мост с движением по
верхнему поясу

4

-

4

2.26

Мост с движением по
нижнему поясу

4

-

4

2.27

Мост с движением по
нижнему поясу

8

-

8

2.28

Подъёмный кран

4

-

4

Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Текущий

2.29

Подготовка к
соревнованиям

4

-

4

2.30

Проведение
соревнований

8

-

8

2.31

Итоговое занятие

6

2

4

Итого:

136

6

130

контроль.
Практическое
задание
Текущий
контроль.
Практическое
задание
Промежуточный
контроль.
Практическое
задание
Итоговый
контроль.
Практическое
Задание. Итоговая
игра

4.2 Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение.
1.1 Техника безопасности. Вводное занятие.
Теория: правила поведения обучающихся в компьютерном классе,
соблюдение мер противопожарной безопасности. Правила работы с
ресурсными наборами Fischertechnik Механика 2.0.
1.2 Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.
Теория: что такое механика? Машины вокруг нас.
Практика: применение роботов в современном мире. Что такое робот?
Виды современных роботов. Идея создания роботов. История
робототехники.Соревнования роботов.
2. Первые шаги.
2.1 Способы передачи движения. Понятия о редукторах. Электрический
двигатель. Червячный редуктор.
Практика: построить модель шлагбаума.
2.2 Шлагбаум.
Практика: запуск и проверка работы шлагбаума.
2.3 Поворотная платформа.
Практика: сборка модели поворотной платформы.
2.4 Цилиндрический редуктор.
Практика: сборка и запуск модели цилиндрического редуктора 1.
2.5 Зубчатая передача.
Практика: сборка и запуск модели цилиндрического редуктора 2.
2.6 Наклонная рампа.
Практика: построить наклонную рампу и автомобиль согласно
инструкции по сборке.

2.7 Приводы транспортных средств.
Практика: изменение скорости транспортного средства при помощи
редуктора.
2.8 Цепная передача.
Практика: сборка транспортного средства с цепной передачей, но ручным
приводом.
2.9 Машина с рулевым управлением.
Практика: управление поворотом оси и управление рулевым колесом с
ручным приводом.
2.10 Карданный шарнир.
Практика: построить модель карданного шарнира согласно инструкции по
сборке.
2.11 Коробка передач.
Практика: собрать модель коробки передач.
2.12 Планетарный редуктор.
Практика: собрать модель планетарного редуктора, запустить, используя
ползун.
2.13 Конический редуктор. Кухонный комбайн.
Практика: сборка модели конического редуктора. Наблюдение.
2.14 Дифференциал.
Практика: сборка модели дифференциала. Наблюдение за работой модели.
2.15 Ножничный подъёмник.
Практика: построить ножничный подъёмник.
2.16 Кривошипно-шатунный механизм. Стеклоочиститель.
Практика: принцип работы стеклоочистителя.
2.17 Четырёхзвенный механизм.
Практика: сборка четырёхзвенного механизма. Наблюдение за работой.
2.18 Отрезной станок.
Практика: собрать модель отрезного станка. Изменить ход пилы.
2.19 Рычаг. Рычажные весы.
Практика: построить модель рычажных весов.
2.20 Весы с передвижной гирей.
Практика: построить весы с передвижной гирей.
2.21 Полиспаст.
Практика: полиспаст с двумя, тремя, четырьмя роликами. Наблюдение.
2.22 Статические конструкции. Стол.
Практика: сборка модели стола.
2.23 Стремянка.
Практика: собрать стремянку без стяжек.
2.24 Простой балочный мост.

Практика: сборка модели простого балочного моста.
2.25 Мост с движением по верхнему поясу.
Практика: добавить в предыдущую модель нижний пояс.
2.26 Мост с движением по нижнему поясу.
Практика: построить мост с движением по нижнему поясу пролетного
строения.
2.27 Мост с движением по нижнему поясу.
Практика: построить модель вантового моста.
2.28 Подъёмный кран.
Практика: сборка рамной конструкции башни, стрелы с поворотным
столом.
2.29 Подготовка к соревнованиям.
Практика: подготовка к соревнованиям.
2.30 Проведение соревнований.
Практика: проведение соревнований, награждение победителей.
2.31 Подведение итогов.
Теория: подведение итогов, устный опрос.
Практика: выставка и демонстрация готовых изделий.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

34
170
4
136
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября 2024
г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8 января
2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта 2025
года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

5.2 Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально-

технического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных
условий. При реализации ДООП «Робототехника и конструирование: Fischertechnik
Механика 2.0» используются методические пособия, дидактические материалы,
материалы на электронных носителях.
Для успешного проведения занятий и выполнения ДООП «Робототехника и
конструирование» в полном объеме необходимы:
 компьютерный стол – 10 шт.;
 рабочий стол для сборки – 10 шт.;
 стулья – 15 шт.;
 стеллаж – 15 шт.;
 маркерная доска;
 маркеры;
Технические средства обучения:
- компьютеры/ноутбуки – 15 шт. (операционная системаWindows: 7,
- Vista, 8, 10 (32-битная, 64-битная);
- процессор с тактовой частотой 2200 MHz иболее;
- ОЗУ не менее 2 ГБ; видеокарта с видеопамятью объемом не менее 256Мб;
- мультимедийный проектор – 1 шт.;
- интерактивная доска – 1 шт.;
- принтер (черно/белой печати, формата А4) – 1 шт.;
- наушники – 15 шт.;
- микрофон – 15 шт.;
- конструктор FishertechnikBT «Старотовый набор» 3 шт
- батарейка типа Крона или аккумулятор Fishertechnik
расходные материалы:
- бумага;
- ручки;
- разноцветная бумага;
- картон;
- фольга;
- ленточки;
- ножницы;
- цветные карандаши;
- комплект измерительных инструментов: линейка или рулетка,
- секундомер.
5.3 Кадровое обеспечение.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Робототехника и конструирование: Fischertechnik Механика 2.0» может

реализовываться педагогами дополнительного образования, педагогами
начального образования, педагогами информатики.
5.4 Методические материалы
№
п/п

Название
раздела

1

Введение

2

Первые шаги

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Конструктор
Fishertechnik BT
«Старотовый
набор»

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Проблемный
метод, частичнопоисковый,
исследовательский,
создание ситуаций
творческого
поиска.
Конструктор
Проблемный
Fishertechnik BT метод, частично«Старотовый
поисковый,
набор»
исследовательский,
создание ситуаций
творческого
поиска.

Формы учебного
занятия

Практические
занятия

Практические
занятия,
соревнования.

5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует
проводить в виде:
- тестирование, демонстрация моделей;
- упражнение-соревнование,игра-соревнование, игра-путешествие;
- викторины, конкурсы профессионального мастерства, смотры, открытые
занятия, представление курсовой работы;
- персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и
итоговаязащита проектов.
Формы подведения реализации программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося
является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
способность упорно добиваться достижения нужного результата. Это возможно
при:

- организациитекущих выставок лучших работ. Представление собственных
модернизированных моделей на этих выставках.
- Наблюдение за работой учащихся на занятиях, командный анализ
проведённой работы, зачётная оценка по окончании занятия.
- Участие учащихся в проектной деятельности, соревнования, конкурсах
разного уровня.
- В конце обучения ребята создают своих собственных роботов и делают
презентацию их возможностей для родителей.
Способы и формы проверки результатов освоения программы.
Виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для
закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по
данной теме.
Формы проверки результатов:
- наблюдение за учащимися в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов:
- выполнение практических работ;
- контрольные занятия.
Итоговая аттестация учащихся проводится по результатам подготовки и
защиты проекта (участия в соревнованиях).
Проверка усвоения учащимися программы производится в форме аттестации
(входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая), а также участием в
выставках, конкурсах, соревнованиях. Формы и критерии оценки результативности
определяются самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже), чтобы можно
было отнести обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий,
средний, низкий.
Оценочными критериями результативности обучения также являются:

- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта
кругозора;

свобода

восприятия

теоретической

информации;

развитость

практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и
свобода использования специальной терминологии;
-

критерии

оценки

уровня

практической

подготовки

обучающихся:

соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
качество выполнения практического задания; технологичность практической
деятельности;
- критерии оценки
организации

практической

уровня

развития

деятельности:

обучающихся

культура

детей: культура

поведения;

творческое

отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность
при работе; развитость специальных способностей.
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
технической направленности
«Робототехника и конструирование Fishertechnik Механика 2.0»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка детей:
1.1.
Теоретические
знания (по основным
разделам
учебнотематического плана
программы)

Критерии

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

1.2.
Владение Осмысленность и
специальной
правильность
терминологией
использования

Степень выраженности
оцениваемого качества
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема знаний);
- средний уровень (объем
освоенных
знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(дети освоили практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой)
- минимальный уровень
(избегают
употреблять
специальные термины);
средний
уровень
(сочетают
специальную
терминологию с бытовой);

%/
колво
чел.

Методы
диагностики
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая работа,

Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование,
наблюдение

2.
Практическая
подготовка детей:
2.1.
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным разделам)

2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

2.3.
навыки

Творческие

3.
Общеучебные
умения и навыки
ребенка:
3.1.
Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу
3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3.
Умение
осуществлять учебно исследовательскую

- максимальный уровень
(термины
употребляют
осознанно и в полном
соответствии
с
их
содержанием)
Соответствие
минимальный
уровень
практических
(овладели менее чем ½
умений и навыков предусмотренных умений и
программным
навыков);
требованиям
- средний уровень (объем
освоенных
умений
и
навыков составляет более
½);
- максимальный уровень
(дети овладели практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой)
Отсутствие
- минимальный уровень
затруднений
в (испытывают
серьезные
использовании
затруднения при работе с
оборудованием)
средний
уровень
(работает
с
помощью
педагога)
максимальный
уровень
(работают
самостоятельно)
Креативность
в начальный
выполнении
(элементарный, выполняют
практических
лишь
простейшие
заданий
практические задания)
репродуктивный
(выполняют задания на
основе образца)
- творческий (выполняют
практические задания с
элементами творчества)
Самостоятельность минимальный
в
подборе
и (испытывают
серьезные
анализе
затруднения, нуждаются в
литературы
помощи
и
контроле
педагога)
- средний (работают с
литературой с помощью
педагога и родителей)
максимальный
(работают самостоятельно)
Самостоятельность
в пользовании

Самостоятельность
в
учебноисследовательской

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный

Наблюдения,
Соревнования,
Итоговые
работы,

наблюдение

Наблюдение,
Итоговые работы

Наблюдение,
Анкетирование,

Наблюдение,
Опрос,

Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,

работу
(рефераты,
самостоятельные
учебные исследования,
проекты и т.д.)
3.2. Учебно коммуникативные
умения:
3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2.
выступать
аудиторией

работе

-средний
-максимальный

Адекватность
восприятия
информации,
идущей
педагога

от

Умение Свобода владения
перед и
подачи
подготовленной
информации

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный

Наблюдения,
Опрос,

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

наблюдения

-максимальный
3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее
(учебное)
место
3.3.2.
Навыки
соблюдения
ТБ
в
процессе деятельности

3.3.3.
аккуратно
работу

Самостоятельно
Уровни по аналогии с п.
готовят и убирают 3.1.1.
рабочее место
- минимальный
-средний

наблюдение

-максимальный
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
ТБ
программным
требованиям

- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема
навыков
соблюдения ТБ);
- средний уровень (объем
освоенных
навыков
составляет более ½);
- максимальный уровень
(освоили практически весь
объем навыков)
Умение Аккуратность
и - удовлетворительно
выполнять ответственность в - хорошо
работе
-отлично

наблюдение

Наблюдение,
Итоговые работы

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
(https://fgos.ru)

3.

Паспорт

национального

проекта

«Образование»

(утверждён

президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
4.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №
1642 (в ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования».
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от
5 августа 2016 г. № 422н.
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8.

Распоряжение Министерства просвещения России от 01.03.2019 № Р-

20 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе
рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации
основных и дополнительных образовательных программ цифрового, естественнонаучного,

технического

и

гуманитарного

профилей

в

образовательных

организациях, расположенных в сельской местности и малых городах».
Литература, использованнай при составлении программы
9.

Fischertechnik- основы образовательной робототехники. Учеб. -метод.

Пособие В.Н.Халамов

10.

Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники

на базе конструктора fischertechnik».
11.

Инструкции

по

сборкеСправочное

пособие

к

программному

обеспечению Robolab 2.9.4. – М.: ИНТ. .Клаузен Петер. Компьютеры и роботы. –
М.: Мир книги, 2006.
12.

Макаров И. М., Топчеев Ю. И. Робототехника. История и перспективы.

– М.: Наука, Изд-во МАИ, 2003.
13.

Рабочие тетради fischertechnik.

14.

Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,

15.

Сухомлинский В. Л. Воспитание коллектива. – М.: Просвещение, 1989.

16.

Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. 3-е изд. –

2010.

СПб.:Наука, 2014.
Литература для учащихся (родителей)
17.

Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники

на базе конструктора fischertechnik».
18.

Рабочие тетради fischertechnik.

19.

Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука,

20.

Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский,

2010.
Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред.
А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2009.
21.
2009.

Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».