МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.31 13:21:58 +05'00' РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Косовских И.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Математическая грамотность для обучающихся 7 - 9 классов г. Верхняя Салда Планируемые результаты Изучение курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» позволит учащимся сформировать три уровня компетентности: Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений. Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач. Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты. Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с математическими текстами). Отметка учащимся не выставляется. Объем учебной нагрузки составляет: Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов (34 часа), по 1 часу в неделю для 8 классов (34 часа), по 1 часу в неделю для 9 классов (34 часа) Содержание курса Раздел 1. Числа и вычисления Средства математического действия (понятия, представления) -позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий - деление с остатком, алгоритм Евклида - рациональные и иррациональные числа -арифметический квадратный корень -свойства степени с целым показателем. -стандартный вид числа -числовые последовательности -арифметическая прогрессия -геометрическая прогрессия Математические действия -сравнение многозначных чисел -выполнение алгоритмических действий с многозначными числами -прикидка -элементы рационального счета -свойства и преобразования пропорции -процентные расчеты. - задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Раздел 2. Измерение величин Средства математического действия (понятия, представления) -отношение между числом, величиной и единицей -отношение «целого и частей» -формула площади прямоугольника -Международная система измерения единиц СИ - погрешность и точность приближения. Математические действия -прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) -косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам) - нахождение приближённых значений квадратного корня. - действия над приближёнными значениями. Раздел 3. Закономерности Средства математического действия (понятия, представления) -«индукционный шаг» -повторяемость (периодичность) -симметрия - алгебра событий и вероятностные пространства. Математические действия -выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах -вычисление количества элементов в структурированном объекте Раздел 4. Зависимости между величинами Средства математического действия (понятия, представления) -отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») -прямая пропорциональная зависимость между величинами -производные величины: скорость, производительность труда и другие. -соотношения между единицами Математические действия -решение текстовых задач. -описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и прочие.) -действия с именованными числами -нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов). Раздел 5. Элементы геометрии Средства математического действия (понятия, представления) -форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) -пространственные отношения между фигурами Математические действия -распознавание геометрических фигур -определение взаимного расположения геометрических фигур -исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. Формы проведения занятий Лекции Практикумы Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве) Работа в парах Индивидуальные консультации Самостоятельная работа Календарно-тематическое планирование «Математическая грамотность» 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Делимость чисел и их свойства. Простые числа 1 2 Деление с остатком. Алгоритм Евклида 1 3 Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по остаткам от деления 1 4 Сравнение и их свойства 1 5 Арифметика остатков 1 6 Решение задач и с помощью сравнения 1 7 Множество рациональных чисел 1 8 Законы арифметических действия и равносильные преобразования 1 9 Равносильные преобразования алгебраических сумм 1 10 Равносильные преобразования произведений 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Измерение величин: точность и погрешность. Международная система измерения единиц СИ 1 13 Измерения. Классификация ошибок измерения 1 14 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 15 Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с повторениями 1 16 Способы упорядочивания информации 1 17 Статистические характеристики. Частота и вероятность случайного события 1 Примеч. 18 Классическая схема определения вероятности 1 19 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 20 Математическая модель реальной задачи. Основные требования к математической модели 1 21 Метод построения математической теории 1 22 Некоторые методы математического доказательства 1 23 Логический вывод. Логические ошибки 1 24 Решение задач с помощью разложения многочленов на множители 1 25 Функциональная зависимость между величинами. Способы задания функции 1 26 Функциональная зависимость и кодирование информации 1 27 Прямая пропорциональность 1 28 Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции 1 29 Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые уравнения. 1 30 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 31 Задачи на построение 1 32 Многогранники. Тела вращения 1 33 Правильные многоугольники. Правильные многогранники 1 34 Решение тестовых заданий 1 8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Колво часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Рациональные выражения. Рациональные дроби. 1 2 Преобразование рациональных выражений. 1 3 Среднее гармоническое ряда положительных чисел. 1 4 Рациональные числа. Иррациональные числа 1 5 Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. 1 6 Квадратный корень из произведения и дроби. 1 7 Квадратный корень из степени. 1 Примеч. 8 Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. 1 9 Свойства степени с целым показателем. 1 10 Стандартный вид числа. 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Погрешность и точность приближения. 1 13 Нахождение приближённых значений квадратного корня. 1 14 Запись приближённых значений. Действия над приближёнными значениями. 1 15 Решение тестовых заданий 1 Раздел 3. Закономерности 16 Сбор и группировка статистических данных, 1 17 Наглядная интерпретации статистических данных. 1 18 Элементы комбинаторики 1 19 Начальные сведения из теории вероятностей 1 20 Алгебра событий и вероятностные пространства. Диаграммы Эйлера -Венна 1 21 Вариационные ряды. 1 22 Числовые характеристики случайных величин (математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана) 1 23 Полигон и гистограмма 1 24 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 25 Решение задач на рациональные дроби 1 26 Решение задач на квадратные корни 1 27 Решение задач с помощью квадратных уравнений. 1 28 Решение задач на неравенства 1 29 Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. 1 30 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 31 Длина окружности и площадь круга 1 32 Площадь треугольника, площадь параллелограмма 1 33 Площадь квадрата, площадь ромба, прямоугольника, трапеции 1 34 Решение тестовых заданий 1 9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) № Тема урока Кол-во часов Раздел 1. Числа и вычисления 1 Действительные числа 1 2 Степень с рациональным показателем 1 3 Корень n-ой степени 1 4 Последовательности 1 5 Арифметическая прогрессия. Решение текстовых задач 1 6 Геометрическая прогрессия. Решение текстовых задач 1 7 Метод математической индукции 1 8 Метод математической индукции 1 9 Лишние данные 1 10 Решение задач с лишними данными 1 11 Решение тестовых заданий 1 Раздел 2. Измерение величин 12 Чтение чертежей 1 13 Участок 1 14 Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях. 1 15 Измерение расстояния на местности. 1 Раздел 3. Закономерности 16 Примеры комбинаторных задач 1 17 Перестановки 1 18 Размещения 1 19 Сочетания 1 20 Относительная частота случайного события 1 21 Вероятность равновозможных событий 1 22 Сложение вероятностей 1 23 Умножение вероятностей 1 24 Решение тестовых заданий 1 Раздел 4. Зависимости между величинами 25 Алгебраические связи между элементами фигур 1 26 Линейная зависимость между переменными 1 27 Квадратичная зависимость между переменными 1 Примеч. 28 Статистическая зависимость между переменными 1 29 Некоторые приемы решения целых уравнений 1 30 Решение тестовых заданий 1 Раздел 5. Элементы геометрии 31 Геометрия на клетчатой бумаге 1 32 Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой 1 33 Упражнения, направленные на освоение терминологии. 1 34 Решение тестовых заданий 1