МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.31 12:26:16 +05'00' Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Долбилова О.А. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык и культура речи для обучающихся 5 - 9 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предназначена для педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через занятия факультатива, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией С.Г. Бархударова. Образовательная область – русский язык. Сроки реализации: 2024-2025 учебный год. Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Задачи курса: обогащение словаря; развитие устной и письменной речи; работа над содержательной стороной слова; активизация познавательных интересов; развитие творческих способностей и мышления; формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации Планируемые результаты освоения программы: Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; готовность к самостоятельной творческой деятельности; толерантное сознание и поведение в обществе; навыки сотрудничества со сверстниками; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к самообразованию. Метапредметные: умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации; умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач; умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения; владение навыками познавательной рефлексии. Предметные: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; владение умением анализировать единицы различных языковых уровней. овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста; научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы; владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; уметь работать с бланками экзаменационной работы; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена. Методы, формы работы, используемые технологии. Методы: 1) объяснительно-иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемное изложение изучаемого материала; 4) частично-поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Используемые технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического мышления через чтение и письмо; 4) здоровьесберегающие. 2. Содержание учебного предмета, курса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия факультатива позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Программа внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает азвитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. Программа рассчитана на 34 недели - 34 часа (1 час в неделю). На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки). Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел; умение вычленять главное в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. № раздела 1 Название раздела Культура речи 2 Сжатое изложение 3 Сочинениерассуждение 3 Техника речи. 4 Орфоэпия Количество Содержание раздела часов 1 Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). 5 Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. 9 Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 13.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинениярассуждения. Сочинение 13.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 13.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. 1 Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания. 2 Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного 5 Лексика 1 6 Словообразование. Орфография. 1 7 Морфология 1 8 Синтаксис и пунктуация. 13 итого 34 произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум. Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства выразительности речи». Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи. № 1 2 Тема Тематическое планирование Внеурочное занятие (содержание темы) Кол-во часов Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. Язык и речь. Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества». Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания». 1 Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста». Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы правил». «Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста». Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения». Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия». Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам». Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: «Задание 13.1,13.2,13.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения». Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи». Практические упражнения «Поразмышляем вместе». Задание 13.1,13.2,13.3 Учимся формулировать тезис. Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности». Практическая часть: «Задание 13.1,13.2,13.3. Учимся аргументировать». Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Задание 13.1,13.2,13.3 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую 1 3 Языковая норма как историческая категория. 4 Понятие нормы в современной лингвистике. 5 Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. 6 Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. 7 Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи 8 Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. 9 Качества хорошей речи. 10- Основные качества 11 хорошей речи. Общая характеристика. 1 1 1 1 1 1 1 2 12 Правильность как основа хорошей речи. 13 Содержательность хорошей речи. 14 Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. 15 16 17 18 19 20 тему (13.1)». Лекция учителя: «Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (13.1)». Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы. Задание 6». Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (13.2) Практическая работа: «Поразмышляем вместе». Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (13.3) Лабораторная работа: «Фактические ошибки Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) Техника речи. Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды Понятие техники речи дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. в современной Голос. Его основные качества. Система работы над лингвистике. голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания». Орфоэпические Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. нормы. Особенности формирования произносительной Тексты разных стилей. литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения». Практическая часть: «Понимание текста. Отработка Задания 2». Лексика. Лексические Лекция учителя: «Лексика как системная организация нормы. языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть: «Средства выразительности речи. Отработка Задания 11» Акцентологические Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его нормы. проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум». Практическая часть: «Поразмышляем вместе». Словообразовательные Лекция учителя: «Словообразовательная система нормы. русского языка. Словообразовательная норма как 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Орфография 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Грамматические нормы Функциональносмысловые типы речи. 32- Правописные система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании». Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания Задания 6» Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов. Отработка Задания 6» Лекция учителя: «Морфологический минимум». Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи». Проектная работа – презентация «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)». Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 9» Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». Практическая часть: «Отработка Задания 4,5». Проект – презентация «Обособленные члены предложения. Отработка Задания 4,5» 0.5 0.5 1 1 1 Игра-разминка. Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание 5». Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении». Практическая часть: «Отработка Задания 5». 1 Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи» Практическая часть: «Отработка Задания 5». 1 Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!» Практикум: «Сложные бессоюзные предложения. Отработка Задания 5» 1 Игра «Ты эксперт». Практикум: «Выполнение тестовых заданий 2-12». Практикум: «Выполнение тестовых заданий». 1 Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике». Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе». Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная 1 1 1 2 33 (орфографические и пунктуационные) нормы. Итоговый турнир 34 Итого: 34 недели грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» 1 34 часа