Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Среднеобразовательная школа №2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета Школы № 2 директор Школы № 2 протокол № 1 от 29.08.2024 г /Калиенко Р.Ф./ Приказ № 217 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: Калиенко Р.Ф. DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа №2, email=vs_school2@mail.ru, c=RU Местонахождение: Верхняя Салда, ул. Энгельса,дом 87, корпус 2 Дата: 2024.08.30 10:40:38 +05'00' Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ловцы снов» Возраст обучающихся: 12-13 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Сабитова О.П., педагог дополнительного образования г. Верхняя Салда. 2024 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее АДООП) «Ловцы снов» имеет художественную направленность. 1.2 Актуальность. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ловцы снов» составлена на основе нормативно — правовой базы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013) 2. Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года); 6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; 9. Положение об организации внеурочной деятельности ОУ. 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». Программа разработана в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями: Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ. В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Современная образовательная политика Российской Федерации ориентирована на получение детьми доступного и качественного дополнительного образования, и воспитания, способствующего удовлетворению индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей детей для всех категорий с разными образовательными потребностями и возможностями независимо от его здоровья. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на самоопределение и самореализацию в разных видах образовательной деятельности – одна из важнейших государственных задач в сфере образования. Это подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами: ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегией развития воспитания в РФ», Национальный проект «Образование», «Доступное дополнительное образование для детей» и «Концепция развития дополнительного образования». Для детей с ОВЗ дополнительное образование: - обеспечивает каждому ребенку «ситуацию» успеха; - содействует выбору индивидуального образовательного пути; - оказывает поддержку самореализации личности ребенка и педагога, работающего с ним; - позволяет выравнивать стартовые возможности развития личности. Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит из всестороннего развития личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход. Это позволяет поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Художественное творчество положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. 1.3 Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы современных учебно–тренировочных технологий: личностно-ориентированных, игровых, дифференцированного обучения, является использование здоровье-сберегающих. 1.4 Адресат программы. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ловцы снов» рассчитана на 1 год обучения для детей 3 - 7 классов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Программа «Ловец снов» педагогически целесообразна по следующим причинам: - Вовлечение в творческую деятельность. Создание интересного изделия позволяет прививать эстетический вкус у детей, вовлечь их в творческую работу. - Развитие навыков. Программа формирует навыки работы с художественным материалом, а также расширяет знания обучающихся о создании сувениров своими руками. - Решение вопросов воспитания. Программа может решать вопросы, связанные с нравственно-эстетическим воспитанием детей и подростков, с их профессиональным самоопределением. - Стимуляция развития мелкой моторики. Рукоделие способствует развитию мыслительной активности и интеллекта, а также коррекции психического развития. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: с задержанным развитием, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости (МКБ10, в т. ч. специфические расстройства развития школьных навыков); с дефицитарным развитием: нарушения в развитии, обусловленные патологией отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорнодвигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Особенности детей с задержкой психического развития. Дети этой категории имеют ряд особенностей развития познавательной деятельности и личности: – несформированная готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма, трудностях в произвольной организации деятельности; – быстрая утомляемость, снижение работоспособности с увеличением нагрузки, отказ от завершения начатой деятельности; – снижение внимания, сосредоточения внимания после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы; – неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; – недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Особенности детей с нарушениями зрения: – сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижению возможностей для развития мышления, воображения, речи; – наблюдается снижение психической активности, возникают изменения в эмоционально волевой сфере и ориентировочной деятельности; – происходит перестройка работы других анализаторных систем: у слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у слабовидящих доминирующим видом восприятия остается зрение; – психические процессы приобретают своеобразие в формировании и реализации восприятия (снижение избирательности восприятия и апперцепции, недостаточность осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушение их константности и целостности); памяти (снижение скорости запоминания, продуктивности сохранения и качества материала, воспроизведения, низкий уровень недостаточная развития осмысленность логической памяти, запоминаемого затруднения в припоминании); мышления (затрудненность операций анализа и синтеза, недостаточная полнота сравнения, нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации); речи (снижение динамики накопления языковых средств, своеобразие содержания лексики и соотношения слова и образа, отставание формирования речевых навыков и языкового чутья); – личностные особенности: изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний, недостаточность эмоциональной сферы; могут возникнуть эгоистические черты характера, замкнутость, стремление уйти в свой внутренний мир. Особенности детей с нарушениями слуха: Важно знать, что диапазон различий в развитии глухих детей чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Трудности восприятия и речи окружающих приводят к вторичным нарушениям, таким как: нарушения развития собственной речи, нарушение мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы. Нередко у таких детей установка на запоминание текста доминирует над стремлением его понять. Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом(ДЦП). У таких детей часто выявляется: - задержка формирования школьных навыков; - сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью; - задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой недостаточности и бедности практического опыта; - малый объем знаний и представлений об окружающем мире. Набор и запись обучающихся на программу является свободным. Зачисление производится по заявлению родителей (законного представителя) несовершеннолетних обучающихся и подписание ими согласия на обработку персональных данных. Предварительная диагностика каждого ребёнка психологом/дефектологом (если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ) позволяет определить его обучение в индивидуальной или групповой форме в зависимости от возраста и особенностей здоровья. Группы формируются из обучающихся одной возрастной категории, развития и общих особых образовательных потребностей. В рамках реализации программы предусмотрено сопровождение тьютора на каждом занятии 1.5 Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю - 2 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю. 1.6 Объем программы. Общий объем занятий в год составляет 68 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения. 1.7 Особенности организации образовательного процесса. Структура занятия включает в себя изучение истории ловца снов, знакомство с историей камней и минералов, природными материалами, а также мировыми техниками плетения. Изготовление «Ловцов снов» направлено, прежде всего, на художественное развитие, снятие психического напряжения, проработку страхов. Конечные продукты, изготовленные в различных техниках плетения, будут являться ресурсным символом и элементом декора. 1.8 Форма обучения. Очная. При необходимости возможно дистанционное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.9 Виды занятий. Индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). 1.10 Формы итоговой аттестации. Участие в конкурсах организаций дополнительного образования. Проведение мастер-классов для всех желающих. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 2.1 Цель программы: Гармонизация эмоционального фона подростков и развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности и нервно-психического напряжения детей и подростков. Формирование навыков работы с художественным материалом. Развитие творческой и познавательной активности. Воспитание нравственноэстетическое восприятие всего нового. 2.2 Задачи программы: - познакомить с историей возникновения оберега «ловец снов»; - научить последовательно изготовить ловец сна; - способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей, фантазии в процессе выполнения практических задания; - воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы. 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ожидаемые результаты реализации программы: Познавательные (общеучебные, структурирование знаний) Расширение знаний обучающихся о создании сувениров своими руками. Обучающиеся будут владеть знаниями и техникой создания сувениров. Самостоятельно созданные сувениры, помогут получать знания о необычных изделиях, созданных из поделочных материалов. Приобретут умение создавать сувениры. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение договариваться). Формирование коммуникативных умений согласованно работать в группе сверстников. Обучающиеся знают основные моральные нормы (взаимопомощь, правдивость, ответственность), применяют на практике. Регулятивные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Обучающиеся адекватно реагируют на замечания и критику педагога, сверстников. Формирование собственной работы. умения Регулятивные оценивать и представлять (самоорганизация результат учебного труда) самостоятельно спланировано время на работу Умение планировать деятельность, работать по плану. Научить создавать гармоничные композиции с использованием различных материалов, создавать красивые узоры и фактуры. Научить вплетать загадочные рисунки внутри ловца снов, делая его уникальным. Научить украшать ваши творения бусинами, перьями, розами из полимерной глины и цветами из обычной бумаги. Приобретение уверенных навыков в технике макраме, которые можно использовать не только для ловцов снов, но и в других творческих проектах. 4. СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 4.1 Учебный (тематический) план № Название модуля Количество часов Форма аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 8 14 21 27 31 34 Введение в курс «Ловец снов» Исторические факты о минералах и горных породах и окружающие их легенды История Рождественского венка в России Плетение новогоднего венка из шаров (делаем подарок школе) Девичья краса – русская коса. История и смысл плетения кос на Руси Подготовка к плетению куклы оберега, изучение наименований, значений. Выбор модели Подготовка к выставке, оформление Ловец Снов «Колыбель летнего солнца». Изготовление Итого: 14 1 13 12 1 1 Визуальный осмотр готового изделия Практическая работа 14 1 13 Практическая работа 12 1 11 Практическая работа 8 1 7 Практическая работа 6 1 5 Практическая работа 2 1 1 Презентация готовых результатов 68 7 61 4.2 Содержание учебного (тематического) плана. 1 Введение в курс «Ловец снов» Теория. Презентация. Просмотр фильма. Рефлексия. 2 Сбор материалов Практика. Практическая работа по изготовлению ловца Подготовка основы 3 Практическая работа по изготовлению ловца снов. Практика. Плетение «паутины» 4 Мастер-класс для ветеранов 5 Плетение ловца снов из природных материалов Практика. Практическая работа по изготовлению ловца снов. Изготовление и крепление подвесок 6 Практическая работа по изготовлению ловца снов. Практика. Окончательная отделка 7 Снятие сюжета – мой первый «Ловец снов». снов. Практика. Запись синхронов, видео 8 Исторические факты о минералах и горных породах и окружающие их легенды. Практика. Презентация, фильм, рефлексия, работа с минералами. 9 Планирование дизайна творческой работы. Практика. Выбор цвета, с использованием камней и минералов. Какие минералы подойдут для ловца снов? 10 Практическая значимость минералов. Теория. Применение в жизни ловца снов. 11 Изучение технологий плетения. Практика. Плетение паутин, рисунков 12 Практическая работа по изготовлению ловца снов. Практика. Подготовка кольцевой: основы, плетение паутины, вставка минералов и камней. 13 Практическая работа по изготовлению ловца снов. Практика. Изготовление и крепление подвесок. Завершение работы. 14 История Рождественского венка в России Практика. Плетение новогоднего венка из шаров (делаем подарок школе) 15 Природные материалы для плетения. Практика. Новогодний венок своими руками из живых веток хвойных растений. 16 Сбор материалов, подготовка. Практика. Плетение новогоднего венка 17 Плетение Практика. Плетение новогоднего венка 18 Плетение Практика. Знакомство с техникой плетения пальцами 19 Плетение ободка Практика. Практическая работа – изготовление русского пояса 20 Плетение пояса 21 Мастер-класс для ветеранов по плетению поясов Практика. Организация мероприятия, проведение 22 Девичья краса – русская коса. История и смысл плетения кос на Руси Теория. Презентация, фильм, рефлексия. 23 Девичья краса – русская коса. Практика. Плетем косы 24 Введение в технику макраме Практика. Плетение 25 Практическая работа по изготовлению пано Практика. Плетение 26 Практическая работа по изготовлению пано Практика. Плетение 27 Сьёмка сюжета – кладовая русских традиций Практика. Запись видео, синхронов 28 Подготовка к плетению куклы обереги. Практика. Изучение наименований, значений. Выбор модели 29 Практическая работа по изготовлению оберега. Практика. Шитьё, плетение 30 Практическая работа по изготовлению оберега. Практика. Шитьё, плетение 31 Практическая работа по изготовлению оберега. Практика. Шитьё, плетение 32 Подготовка к выставке. Практика. Оформление 33 Выставка работ. Практика. Скоро лето. Ловец Снов «Колыбель летнего солнца» . 34 Изготовление Практика. Ловец Снов «Колыбель летнего солнца». 35 Изготовление. Защита проектов. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 5. 5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы 9 10 Выходные дни Окончание учебного года 5.2 34 34 2 68 16 18 1 сентября с 26 октября по 4 ноября 2024 г (10 дней) с 29 декабря 2024 по 8 января 2025 года (11 дней) с 22 марта по 30 марта 2025 года (9 дней) с 28 мая по 31 августа 2025 года 31 декабря – 8 января 27 мая Материально-техническое обеспечение. Материально-техническое обеспечение предполагает использование ресурсов учебных кабинетов, личной методической копилки педагогов, использование ТСО, информационных, цифровых, интернет- ресурсов и других средств обучения, использование материально-технической базы школы, необходимой для осуществления образовательной деятельности Материалы для реализации программы (учебные, дидактические) Учебные: • Кольца для основы разных размеров (пяльца); • пряжа, нитки, клубки; • ножницы, игла в игольнице; • клей бумажный, ПВА, «Момент»; • пайетки, блёстки, бусинки; • перья птиц. Методические: методические, • презентация «Ловец снов» • аудиокассеты с инструментальными композициями, располагающими к творчеству. Дидактические: • карточки, эскизы с изображением ловцов снов; • образец готового ловца снов; • инструкционная карта изготовления ловца снов. Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы. • Использование ИКТ: медиатехнологии (проектор, экран); • ноутбук; • фотоаппарат. Условия реализации программы Для успешного освоения АДООП детьми с ОВЗ созданы следующие условия: – Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи). – Обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности). – Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм). - Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения детей (родительские собрания; индивидуальные беседы и консультации; анкетирование/социологический опрос родителей; тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога; профилактические беседы). Особенности психофизического и социального развития детей с ОВЗ определяют специфику образовательных потребностей: - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения; - необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - наглядно-действенный характер содержания образования; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - отработка средств коммуникации; - стимуляция познавательной активности. 5.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 1. Вводный контроль проводится в форме собеседования (сентябрь). 2.Промежуточный контроль: тестирование, участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах рисунков (январь). 3. Итоговый контроль: выставка творческих работ или портфолио (май). 4.Текущий контроль проводится в форме 5-минуток, мини-тестов, групповых работ, выставки (после каждого раздела). 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013) 2. Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ); 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года); 6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; 9. Положение об организации внеурочной деятельности ОУ. 10. Зайцева А.А. Модный декупаж. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 11. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 12. Флористика/ Л. Б. Белецкая, К. А. Боброва. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004 13. Поделки из бисера/ 3. А. Хмара, А. В. Хмара. - М.: ACT; Донецк «Сталкер», 2005 » Аппликация/ Л. Каченаускайте. - М.: ACT; Донецк «Сталкер», 2005 Электронные 14. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. - М.: Махаон, АзбукаАттикус, 2012. 15. Паныпина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. 16. Зайцева А.А. Макраме: самый полный и понятный самоучитель/ Анна Зайцева, Евгения Моисеева. - М.: Эксмо, 2014 17. Воронова О. В. Модный декупаж : пошаговые мастер-классы для начинающих / 18. Ольга Воронова. - М. : Эксмо, 2012 19. Полезные вещи своими руками. Умные самоделки для дома/ Авт.-сост. Я. В. Васильева. - X.: Аргумент Принт, 2012 20. Нестерова Д. В. Рукоделие : энциклопедия/ Д. В. Нестерова. - М.: ACT, 2007 Электронные образовательные ресурсы 21. http://stranamasterov.m 22. http://www.detskiepodelki.ru/ 23. http://detpodelki.ru/ 24. http://www.podelki-rukami.ru/ 25. http://rukodeiie.usamodelkina.ru/books/rukodelnicam 26. https://www.livemaster.ru/