Рабочая программа Актуальные вопросы истории 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Ивашкина Е.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 221 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Актуальные вопросы истории
для обучающихся 9 классов

г. Верхняя Салда

Пояснительная записка
Программа
курса «Актуальные вопросы истории» разработана
обучающихся 9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа рассчитана на 1 год (0,5 часа в неделю, всего 16 часов) .

для

Планируемые результаты освоения курса
Личностные
результаты:
формирование
ценностных
ориентаций
(саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической
компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и
региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление
социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим
приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек
зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и
познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из
текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из
частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные
связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять
расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего
поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать,
контролировать и выполнять действие позаданному образцу, правилу, с использованием
норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также
возможные ошибки; начинать и заканчиватьдействие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и
термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности
исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социальнополитической и духовной жизни России в различные периоды еѐ истории; основные
хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять
хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой
на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности
исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления,
процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и
различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и
личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические
версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их
оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Основные виды деятельности учащихся:
• индивидуальная
самостоятельная
работа по систематизации

теоретических
ведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и
осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы,
предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в
соответствии с темой);
•индивидуальная самостоятельная работа по выполнению заданий ГИА:
решение тестовых заданий.
Содержание курса
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и
особенностями выполнения различных видов заданий.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России
до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья.
Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы
Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Русь в IX - начале XII в.
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской
государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и
дружина. ВладимирI. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. « ». Категории населения.
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. ГалицкоВолынское княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре.
Свободное и зависимое население. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское
завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь
и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения.
Начало объединения русских земель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий
Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Российское государство во второй половине XV - XVII в.
Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение
объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского
государства. Судебник 1497 г. Местничество. Иван IV Грозный. Установление царской
власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства
(присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.
Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначале XVII
вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Россия
при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление
крепостного права. Новые явления в экономике. Мануфактуры. Развитие торговых
связей. Отмена местничества. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные
движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв.
Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения
Сибири.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние
Византии. Письменность. Живопись и зодчество. Культурный подъем в XII – начале XIII
в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское
завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства.
Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур.
Создание регулярной армии и флота. Северная война. Образование Российской империи.
Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический
характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм
Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия
в войнах второй половины XVIII в. А.В.
Александр II
Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены
крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы,
консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и
егопроект реформ.
Александр III
Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев.
Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по
борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения
дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная
политика Александра III.
Итоговое занятие
Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта,
тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.
Тематическое планирование
№

Название темы
п/п
1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации.
Особенности ОГЭ по истории

Кол-во
часов
1

2

Древность и Средневековье

6

3

Новое время

5

4

Новейшее время

3

5

Итоговое занятие

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».