МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Ивашкина Е.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Путь к успеху для обучающихся 5 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Общая характеристика курса Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам»? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: • умение осознавать требования учителя и соответствовать им; • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; • навыки уверенного поведения; • навыки совместной (коллективной) деятельности; • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; • навыки самоподдержки; • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей. Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития. Анализируя результаты четырехлетних наблюдений можно сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем, не более 65% учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы с пятиклассниками. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся. 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. Место в учебном плане Количество часов за год – 34 (1 час в неделю) Цели и задачи Цель предмета «Путь к успеху»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры. Цель обучения в 5 классе - создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями. Задачи: формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; формирование устойчивой учебной мотивации детей; создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; освоение детьми школьных правил; выработка норм и правил жизни класса; формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. Методы и техники, используемые в программе Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образнотематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Метафорические истории и притчи. 3 Условия проведения и оборудование: класс или другое просторное помещение, стулья, доска или листы ватмана, фломастеры, старые газеты, ручки, тетради для записи учащимися информации, памятки по мини – лекциям для учащихся Содержание Основные разделы, количество часов. На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Наш опыт работы показывает, что среди традиционных психологических приемов наиболее эффективны на данном этапе следующие: оказание поддержки в новых ситуациях; оказание помощи в осмыслении опыта сотрудничества. На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов. На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования 4 адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку. На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами. На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используем приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке. На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы. Введение (1 час) Цели и задачи курса. принятие правил поведения. Мобилизация внутреннего ресурса. Профилактика проблем адаптации Диагностический блок (3 часа) Диагностика самооценки, тревожности, эмоционального состояния, уровня агрессии. Новичок в средней школе (14 часов) Возрастные изменения пятиклассников. Ответственность человека за свои чувства и мысли. Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Отношениях учитель – ученик. Развитие представлений о дружественном общении между собой. Формирование представлений о бесконфликтном общении в классном коллективе Тренинг партнерского общения (15 часов) Представление собственных качествах личности. Самопознание. Способы снятия эмоционального напряжения. Самооценка. Факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки. Что такое жизненные ценности и внутренний мир человека. Виды проявления агрессии. Способы безвредной разрядки отрицательной энергии. Правильное и нормативное общение. Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростов. Подведение итогов (1 час) Подвести итоги полученных представлений Планируемые результаты Предметные результаты 1. Знание возрастной динамики становления способности к восприятию другого человека, роли индивидуальных различий в восприятии человека человеком 5 2. Понимание психологических механизмов формирования первого впечатления о другом человеке, его значения для установления взаимоотношений между людьми. 3. Формирование представления о типах отношений между людьми, о формах проявления отношения к другому человеку в словах, поступках, мимике, жестах 4. Умение правильно интерпретировать информацию, получаемую при непосредственном наблюдении за человеком. 5. Формирование представления об особенностях общения при различных видах коммуникации, о межличностных отношениях, как отношениях, основанных на взаимности, взаимодействии. 6. Формирование понятия потребности в общении, осознание своей потребности и своих характерных особенностей в общении. 7. Формирование представления об эмпатии как важнейшем условии отношений между людьми, обеспечивающем подлинно гуманное отношение к другим людям. 8. Знания о том, какие условия, факторы влияют на возникновение симпатии и антипатии между людьми. Формирование представления о дружбе и товариществе как высших формах проявления человеческой симпатии, о чувстве любви как высшем человеческом чувстве. 9. Осознание роли основных психических процессов в понимании другого человека. 10. Понимание роли стереотипов, предрассудков, предубеждений как факторов, препятствующих пониманию другого человека. 11. Раскрытие роль жизненного опыта в формировании собственных критериев понимания и оценки другого человека 12. Формирование представления о том, как на понимание другого человека влияют возраст и профессия. Личностные результаты 1. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. 6 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. 9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7. Смысловое чтение; 8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции 7 Тематическое планирование по курсу «Путь к успеху» 5 класс № урока Тема урока Содержание 1 2 Введение Диагностический блок 3 Диагностический блок 4 5 6 7 Диагностический блок Я – пятиклассник Понимаем ли мы друг друга? Мир эмоций 8 Мир эмоций 9 10 Наши учителя Ищу друга 11 Я и мой класс 12 Моя индивидуальность Какой я и чем я отличаюсь от остальных Что такое самооценка? Агрессия Зачем человеку занятия психологией Диагностика самооценки, тревожности учащихся. Диагностика эмоционального состояния учащихся. Диагностика уровня агрессии учащихся.. Возрастные изменения пятиклассников Ответственность человека за свои чувства и мысли Виды эмоций. Значение эмоций в жизни человека Представления о рефлексии эмоциональных состояний Отношениях учитель – ученик Развитие представлений о дружественном общении между собой Формирование представлений о бесконфликтном общении в классном коллективе Самопознание. Снятие эмоционального напряжения. Самопознание. Снятие эмоционального напряжения. Отличительные особенности каждого человека Понятие самооценки. Факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки Виды агрессии. Последствия агрессивного поведения Способы безвредной разрядки отрицательной энергии. Правильное и нормативное общение. Сленг и ненормативная лексика в жизни младших подростков Подведение итогов работы ИТОГО 13 14 15 17 Способы разрядки агрессии Как мы говорим? 18 Итоговое 16 Кол-во часов 1 1 1 1 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 1 33 ч 8