МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Школа № 2 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы Ивашкина Е.В. Бородина М.В. Калиенко Р.Ф. Приказ № 221 от 31.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Я - подросток для обучающихся 8 классов г. Верхняя Салда Пояснительная записка Рабочая программа курса составлена на основе книги «Встречи с самим собой Программа уроков по психологии» (8 класс). Автор Микляева А.В. СПб.: Издательство «Речь», 2006 Общая характеристика курса Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.[12]). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы. У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка и чаще всего этот период протекает проблематично во всех отношениях, часто возможны более серьезные нарушения, отклонения. Подростки могут допускать срывы в своём поведении. Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность. Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности. В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими. В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психологопедагогическое. Школа меняет свое направление и ее целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности. Достижение цели предусматривает решение ряда задач: 1. Создать оптимальные социально-психологические условия личностногои интеллектуального развития обучающихся основной школы. 2. Формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию. 3. Снижение уровня тревожности учащихся, педагогов, родителей. Содержание учебного предмета, курса Программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся, так как способствует развитию интереса школьника к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологическогопротивостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Курс направлен на формирование у обучающихся следующих умений и способностей: • умение адекватно вести себя в различных ситуациях; • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния; • умение справляться с негативными эмоциями; • умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими; • стремление к изучению своих возможностей и способностей. Занятия проводятся в малых группах, один раз в 2 недели, в течение года: диагностическая работа проводится совместно со всем классом (3 часа), далее класс делится на 2 группы, каждая из которых приходит на занятие (соответственно 1 раз в 2 недели). Результаты освоения психологических занятий В ходе работы формируются универсальные учебные действия: 1. Личностные УУД: • Формирование ответственного отношения к учению; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; • овладение начальными навыками адаптации в социуме. • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 2. Регулятивные УУД: • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; • освоение способов решения проблем творческого характера. • осознанно действовать на основе разных видов инструкций длярешения практических и учебных задач; • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3. Познавательные УУД: • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно- следственных связей. • перерабатывать полученную информацию, делать выводы имоделировать. • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания; • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами 4. Коммуникативные УУД: • излагать свое мнение и оценку событий; • признавать возможность существования различных точек зрения; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика). • справляться со своими эмоциями; • слушать и слышать собеседника; • осознавать свои чувства и выражать их; • использовать доступные источники и средства получения информациидля решения коммуникативных и познавательных задач. Приёмы и формы работы Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себяследующие элементы: - ритуал приветствия, - разминку, - основное содержание, - рефлексию по поводу данного занятия, - ритуал прощания. В ходе работы используются: - игровые методы, - метод группового обсуждения, - ролевые игры, - работа в парах и тройках, - арт-терапия - сказкотерапия, - метод аутогенной тренировки, - психогимнастика. После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра. Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей. Тематическое планирование 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основное содержание по темам Знакомство. Диагностика. Диагностика. Наедине с собой? Диагностика. Мое имя. Моё уникальное Я. Я глазами других. Мои достоинства Мои недостатки. Как превратить недостатки в достоинства? Мои ценности Кол-во часов 1 1 1 2 2 2 2 2 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Я в «бумажном зеркале» Моя будущая профессия. Моя семья. «Трудные дети» и «трудные родители» Что такое дружба? Что такое любовь? Что такое уверенностьв себе? Рисковать или не рисковать? Уверенность и самоуверенность. Подведение итогов. 2 6 2 2 2 2 2 2 1