Рабочая программа Я - подросток 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Школа № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Ивашкина Е.В.

Бородина М.В.

Калиенко Р.Ф.
Приказ № 221 от 31.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Я - подросток
для обучающихся 8 классов

г. Верхняя Салда

Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе книги «Встречи с самим собой Программа
уроков по психологии» (8 класс). Автор Микляева А.В. СПб.: Издательство «Речь», 2006
Общая характеристика курса
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека.
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в
предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора
полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.[12]). В этом определении
акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы
подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной
системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения,
депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность,
импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические
факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на
развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение.
Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка и чаще всего
этот период протекает проблематично во всех отношениях, часто возможны более
серьезные нарушения, отклонения.
Подростки могут допускать срывы в своём поведении. Эмоциональная поверхность
приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и
самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия:
аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности,
взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в
расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации,
побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.
Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне
тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи,
преувеличение удачности.
В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая
потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория
детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического
воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных
отношений с окружающими.
В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психологопедагогическое. Школа меняет свое направление и ее целью становится общекультурное,
личностное и познавательное развитие обучающихся.
Цель: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение
субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков
самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
1. Создать оптимальные социально-психологические условия личностногои
интеллектуального развития обучающихся основной школы.
2. Формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию.
3. Снижение уровня тревожности учащихся, педагогов, родителей.
Содержание учебного предмета, курса
Программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
обучающихся, так как способствует развитию интереса школьника к познанию
собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей,
формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои
чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы

психологическогопротивостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
Курс направлен на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:
• умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
• умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
• умение справляться с негативными эмоциями;
• умение
отстаивать
свою
позицию
в коллективе,
выстраивать
бесконфликтные отношения с окружающими;
• стремление к изучению своих возможностей и способностей.
Занятия проводятся в малых группах, один раз в 2 недели, в течение года:
диагностическая работа проводится совместно со всем классом (3 часа), далее класс
делится на 2 группы, каждая из которых приходит на занятие (соответственно 1 раз в 2
недели).
Результаты освоения психологических занятий
В ходе работы формируются универсальные учебные действия:
1. Личностные УУД:
• Формирование ответственного отношения к учению;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• овладение начальными навыками адаптации в социуме.
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Регулятивные УУД:
• овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого характера.
• осознанно
действовать
на основе разных видов инструкций
длярешения практических и учебных задач;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Познавательные УУД:
• овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий, простых причинно- следственных связей.
• перерабатывать полученную информацию, делать выводы имоделировать.
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой

активного пользования словарями и другими поисковыми системами
4. Коммуникативные УУД:
• излагать свое мнение и оценку событий;
• признавать возможность существования различных точек зрения;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
• справляться со своими эмоциями;
• слушать и слышать собеседника;
• осознавать свои чувства и выражать их;
• использовать доступные источники и средства получения информациидля решения
коммуникативных и познавательных задач.
Приёмы и формы работы
Каждое
занятие проводится
в стандартной
форме и включает
в
себяследующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как
они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность
развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других
людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо
действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена
на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Тематическое планирование 8 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основное содержание по темам
Знакомство. Диагностика.
Диагностика. Наедине с собой?
Диагностика. Мое имя.
Моё уникальное Я. Я глазами других.
Мои достоинства
Мои недостатки.
Как превратить недостатки в достоинства?
Мои ценности

Кол-во
часов
1
1
1
2
2
2
2
2

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Я в «бумажном зеркале»
Моя будущая профессия.
Моя семья. «Трудные дети» и «трудные родители»
Что такое дружба?
Что такое любовь?
Что такое уверенностьв себе?
Рисковать или не рисковать?
Уверенность и самоуверенность.
Подведение итогов.

2
6
2
2
2
2
2
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».