Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Класс-Мажор» (Мажоретки)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принята на заседании
педагогического совета Школы № 2
протокол № 1 от 29.08.2024 г

Утверждаю:
директор Школы № 2
/Калиенко Р.Ф./
Приказ № 217 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Класс-Мажор»
(Мажоретки)
Срок реализации: 1 год
Возраст: 13 - 17 лет

Составитель:
Бабкина Н.В.,
учитель музыки, педагог
дополнительного образования

г. Верхняя Салда
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДООП «Класс-мажор» направлена на непосредственное и всестороннее обучение
ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического
и интеллектуального развития. Программа развивает: музыкальный слух и память,
чувство ритма, двигательные навыки. В процессе работы формируется художественный
вкус детей, развиваются их творческие способности.
1.1

Направленность.

ДООП «Класс - Мажор» имеет художественную направленность и может
реализовываться ка в начальном, так и в среднем звене.
1.2 Актуальность программы.
Основанием для разработки ДООП «Класс-мажор» служат следующие
нормативные правовые акты и правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об
образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в
ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5
августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей

и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №

298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
ДООП «Класс-мажор» нацелена на развитие ребенка, на приобщение его к
здоровому образу жизни, укрепление психического и физического здоровья, поэтому
педагогическая целесообразность программы «Класс-мажор» (мажоретки) объясняется
основными принципами:
- принцип взаимосвязи обучения и развития;
- принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической
подготовкой.
1.3 Отличительная особенность программы
Выбор ДООП «Класс-мажор» продиктован необходимостью поиска новых
методов и форм для развития творческих способностей школьников. Продуктивность
программы обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет
в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. ДООП «Класс- мажор»
способствует воспитанию физических и духовных качеств, таких как: гармоничное
телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм. Образовательный процесс
имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
- учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия.
1.4 Адресат программы.
ДООП «Класс-мажор» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для
учащихся 7-11 классов. В группе могут заниматься девочки в возрасте от 13 до 17 лет,
имеющие склонности к хореографии, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Обучение производится в малых разновозрастных группах. Состав групп
постоянен.
ДООП

«Класс-мажор»

разработана

в

соответствии

с

возрастными

и

психологическими особенностями детей среднего и старшего школьного возраста.
1.5

Режим занятий

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
1.6

Объем программы – 68 часов в год.

1.7

Особенности организации образовательной программы

Особенностью организации ДООП «Класс-мажор» является проведение
занятий в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы
создать оптимальные условия для личностного развития каждого обучающегося. При
комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности
учащихся. Вид занятий определен содержанием программы и предусматривает
практические и теоретические занятия. Основные дидактические принципы
программы: доступность, последовательность и систематичность обучения и
воспитания,

учёт

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

учащихся.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе.
1.8 Форма обучения: групповая.
1.9 Виды занятий.

На занятиях происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на
основе

гармоничного

интеллектуального

сочетания

развития,

они

музыкального,
помогают

двигательного,
усвоить

физического

основные

и

музыкально-

теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма,
активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с
музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие
способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и
задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки,
вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно
воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Занятия ритмикой
повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление
выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм,
способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному
отдыху.
1.10 Формы аттестации.
Текущий контроль – проводится в форме наблюдения за процессом развития
учащихся на каждом занятии, дает возможность анализировать рост навыков, темпы
развития, объем проделанной работы.
Итоговый контроль – осуществляется на концертах, фестивалях, конкурсах.
Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев в работе
творческого коллектива. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о
проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его
сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1 Цель программы - формировании и развитие у обучающихся специальных
навыков и умений игры не маршевых барабанах и работы с батоном в
ансамбле мажореток, формирование высокого исполнительского и сценического
мастерства участников.
2.2 Задачи программы:
1.

Всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания

музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.

2.

Развитие качеств

творческой личности ребенка

средствами

танцевального искусства, сценической культуры, игры на ударных инструментах
(малый барабан).
3.

Воспитание

чувства

коллективизма,

способности

к

продуктивному

творческому общению.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5.

Формирование компетентностей в области социальной культуры.

6.

Формирование основ российской гражданственности, патриотизма и

гражданского самосознания.
7.

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов освоения ДООП по курсу «Класс-мажор»
выделяются следующие группы результатов:
1.

Личностные результаты освоения программы.

Учащийся должен обладать:
 развитым эстетическим чувством,
 художественным вкусом и исполнительской волей;
 потребностью в приобретении опыта творческой деятельности;
 трудолюбием и ответственностью за качество своей деятельности;
 интересом к различным видам искусства;
 инициативностью, стремлением к саморазвитию;
 сценической культурой поведения во время концертов; выступлений, конкурсов;
 творческой

инициативой,

чувством

ответственности

за

качество

своей

деятельности;
 навыком самостоятельной работы.
2.

Метапредметные результаты.

Учащийся должен:
 уметь вести слуховой контроль и управлять процессом исполнения
музыкальных произведений;
 овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
деятельности;

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

 приобрести опыт в исполнительской и творческой деятельности;
 уметь читать с листа музыкальные произведений разных жанров, форм;
 выполнять анализ исполняемых произведений;
 владеть различными видами техники исполнительства, уметь использовать
 художественные технические приемы;
 овладеть способами решения поискового и творческого характера;
 уметь воспроизводить сложные ритмические рисунки в движении;
 уметь импровизировать на заданную музыкальную тему;
 уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.
3.

Предметные результаты.

Учащийся будет:
 знать принцип исполнительского мастерства;
 знать

жанровые

особенности

(песня,

танец,

марш)

и

средства

музыкальной
 выразительности;
 уметь передать характер произведения в его ритмическом исполнении;
 уметь применять полученные знания при исполнении танцевальных
произведений; знать задачи исполнительства;
 владеть хореографической терминологией.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено на формирование базовых знаний,
умений и навыков игры в ансамбле барабанщиц. Занятия подразумевают влияние не
только на физическое, но и на духовное развитие личности подростка,
формирование чувства патриотизма и гражданственности. Курс обучения включает
изучение истории пионерского движения, основ игры на инструменте, а также
участие обучающихся в торжественных митингах, праздниках, спортивных
соревнованиях,

шествиях,

различных

мероприятиях.

В

этом

заключается

отличительная особенность программы от уже существующих образовательных
программ.

Основными

направлениями

творческой

деятельности

данного

коллектива является:
- освоение и развитие лучших образцов ритмической фактуры;
- создание музыкальных номеров с элементами театрализации;
- подготовка программ и концертных номеров.
4.1 Учебный (тематический) план
№

Тема

Количество часов

п/п

теория

практ

Общее

ика

кол-во

Форма аттестации и контроля

часов
1

Вводное занятие.

1

1

2

Беседа

2

Строевая подготовка

1

8

10

Практические занятия. Зачет.

3

Парадный марш.

1

3

4

Практические занятия. Зачет.

4

Освоение

2

18

20

Практические

базовых

элементов техники игры

занятия.

Творческая работа.

на барабане.
5

Освоение

базовых

1

10

11

Творческая работа.

1

9

10

Групповая

элементов техники работы с
батоном.
6

Ритмика.

форма

работы

с

индивидуальным подходом
7

Обучение

вращению

1

4

5

флагами

Групповая

форма

работы

с

индивидуальным подходом.

8

Постановочная работа.

1

4

5

Творческая работа

9

Итоговое занятие

1

1

2

Творческая работа.

10

58

68

Итого

4.2 Содержание учебного (тематического) плана
Знания и умения по завершении курса обучения:
Знание строевых позиций. Правильное и четкое выполнение строевых команд.
Знание устройства инструмента и основных правил обращения с барабаном. Умение
играть основные марши. Навыки синхронности в выполнении строевых и танцевальных

движений. Навыки вращения флагами. Умение работать в команде. Особенности,
значение, характер вращения «батона», исполнения трюков.
Содержание программы обучения (68 часов)
1.

Водное занятие (2 часа).

Сбор участников коллектива. Приветствие. Ознакомление с репертуаром, с
происхождением мажореток и барабанщиц, и основной деятельностью мажореток и
барабанщиц. Основные правила техники безопасности, техника поведения в актовом,
спортивном и танцевальном зале. Техника безопасности с инвентарем и костюмами.
Решение организационных вопросов.
2.

Строевая подготовка. (10 часов).

Постановка корпуса, рук, ног, осанки и головы. Основные понятия строевой
подготовки. Строевые команды. Упражнения по развитии координации.
Композиционные построения. Повышение выносливости. Освоение понятий
музыкальности, четкости, синхронности, ритмичности, пластичности. Познакомить с
основными элементами маршевого шага.
Требования к знаниям и умениям.
Знание строевых позиций, правильная постановка корпуса, рук и ног. Правильное
и четкое выполнение строевых позиций. Опыт работы в команде.
3.

Парадный марш (4 часа).

Познакомить с элементами парадного марша. Развить синхронность, чувство
ритма. Повысить выносливость.
Требования к знаниям и умениям.
Знание правил парадного марша. Умение работать в команде. Умение держать
строй. Выполнять правильную технику остановочных элементов.

4.

Игра на барабанах (20 часов).

Познакомить обучающихся с устройством барабана. Правила обращения с
инструментом. Комплекс разминочных упражнений. Подготовка инструментов к
занятию. Многократные исполнения маршей с целью выработки стабильности.
Показать техники владения с барабанными палочками. Развить чувство ритма и такта.
Обучить барабанным дробям.
Требования к знаниям и умениям.

Знание устройства инструмента и принципа звукообразования. Владение
исполнительским аппаратом. Умение играть основные марши. Слуховой контроль за
качеством исполнения. Опыт работы в команде.
5. Освоение базовых элементов техники работы с батоном. (11 часов).
Постановка корпуса, рук, ног и головы, развитие природных данных. Освоение
понятий музыкальности, четкости, синхронности, ритмичности, пластичности.
Познакомить с основными элементами вращения «батона» и исполнением трюков.
Познакомить с элементами вращения «батона» и исполнением трюков. Развить
синхронность, чувство ритма. Повысить выносливость.
Требования к знаниям и умениям.
Знать способы и технику вращения. Уметь совместно исполнять вращения батона с
хореографическими элементами. Уметь выполнять элементы вращения батона. Знать
элементы вращения и их название.
6. Ритмика (10 часов).
Музыкально-теоретические сведения. Базовые танцевальные и маршевые
движения. Выступления на мероприятиях.
Требования к знаниям и умениям.
Правильное и синхронное выполнение элементов. Умение передавать характер
музыки танцевальных движений. Опыт работы в команде.
7.

Обучение вращению флагами (5 часов).

Познакомить обучающихся с флагами. Показать техники владения, вращения
флага. Развить чувство ритма и такта в постановке связок для номера . Обучить
вращению флагом (флагами).
Требования к знаниям и умениям.
Умение вращать флагами. Опыт работы в команде. Знание по использованию и
владению флагом.
8.

Постановочная работа (5 часов).

Подбор музыки для номеров. Разучивание элементов показательных
выступлений. Контрольное исполнение. Развить способность правильно и
«музыкально» исполнять барабанные дроби под музыкальное сопровождение,

комбинации с маршевым шагом и игрой на барабанах. Развить умение
импровизировать под знакомую и незнакомую музыкальную композицию на основе
освоенных движениях, изученных на занятии. А также составлять собственные
маршевые композиции под музыкальное сопровождение. Постановка концертных
номеров.
Требования к знаниям.
Опыт работы в команде. Развитие каждым ребенком своего личностного
потенциала, познавательных интересов, способностей и возможностей.
9.

Итоговое занятие (2 часа).

Раскрыть творческие способности у ребенка, эмоциональность, чувство ритма.
Воспитать дисциплинированность, ответственность. Анализ работы за год.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
5.1. Календарный учебный график на 2024-2025 гг.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9
10

Выходные дни
Окончание учебного года

5.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
- спортивный зал
- аудиосистема
- музыкальный материал
- компьютер
- барабаны и барабанные палочки

34
170
2
68
16
18
1 сентября
с 26 октября по 4 ноября 2024
г (10 дней)
с 29 декабря 2024 по 8 января
2025 года (11 дней)
с 22 марта по 30 марта 2025
года (9 дней)
с 28 мая по 31 августа 2025
года
31 декабря – 8 января
27 мая

- батоны
- флаги
- костюмы
- сапоги
- генеральский жезл
5.3 Кадровое обеспечение
В реализации программы занят педагог высшей педагогической квалификации.
Успешную реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования,
обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в
организации и ведении образовательной деятельности творческой направленности.
5.4 Методические материалы
Литература по строевой подготовке, ритмике, урокам игры на барабанах. В
программе представлен следующий учебно-методический комплекс: видеоматериалы,
фонограммы для хореографических постановок.
Информационные ресурсы: ресурсы Интернет, Всероссийский образовательный
портал.
5.5 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Зачеты, выступления на общешкольных, городских и выездных мероприятиях.
№ п.п.

Ожидаемые результаты обучения

Форма контроля
Зачёт

3.

Воспроизведение базовых элементов техники.
Умение выстукивать заданный ритм. Умение
работать с батоном.
Выступление на открытии и закрытии школьных
фестивалей, спортивных мероприятиях.
Смотр Строя и песни
Марш в демонстрационной колонне.

4.

Дефиле мажореток.

5.

Участие в городских мероприятиях (фестивалях, конкурсах, Творческий отчёт
концертах)
Выступление.

1.

2.

Творческий отчёт.
Выступление.
Творческий отчёт
Выступление.
Творческий отчёт
Выступление.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФК (в ред. от 24.03.2021) «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. от 21.12.2020)
3.

Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16)
4.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (в
ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»
5.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в

дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» (в ред. от 16.06.2019). Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными
приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5
августа 2016 г. № 422н
6.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей

и взрослых». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №
298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций»

(вместе

реализации

дополнительных

адаптированных

способствующих

с

«Методическими

социально-психологической

рекомендациями

общеобразовательных
реабилитации,

по

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Литература, использованная при составлении программы
10. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов
педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. —
М.:Юрайт-М,2001.—607с.
11. Сайка Ж.Е., Фирилева Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей. / Учебно-методическое пособие для педагога дошкольных и школьных
учреждений., С – П, «Детство-пресс» 2006.
12. Ваганова А. Я. Основы классического танца. М.; «Искусство»,2008г.
13. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва,
2007г.
14. Доронина А., Шевченко Л. Ритмика в специальном образовании – Майкоп,
2004.
15. Зиневич В., Воронин В. Курс игры на ударных инструментах – Санкт –
Петербкрг, 1980г.
16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать – Москва, 2003г.
17.

Книги серий: «Тебе, вожатый!», «Хочу быть лидером!», «Игра – дело

серьезное!, «Точка, точка, запятая…». Издательский Центр ООО «Педагогические
технологии».
18. Горохова Е.В.. Хочу быть лидером! Выпуск 1 серии «Детское общественное
движение и Ученическое самоуправление».
19. Нищерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4 серии «Детское общественное
движение и ученическое самоуправление».
20. Соловейчик. С.Н. Воспитание по Иванову. «Педагогика». 1989 г. Вайндорф
М.Е. – Сысоева. Основы вожатского мастерства. ООО «ЦГЛ», 2005 г.
21. Фришман И.И., Байбородова Л.В., Волохов А.В. и др. Разноцветный мир
детства: детские общественные организации: Учебное пособие для студентов средних и
высших педагогических учебных заведений.– М., 1999 г.
22. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном
лагере: Учебно – методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003г.

23. Методические рекомендации вожатому п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок», г. Туапсе,
1990 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».