МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Подписано цифровой
подписью: Калиенко Р.Ф.
DN: cn=Калиенко Р.Ф., o=Школа
№2, email=vs_school2@mail.ru,
c=RU
Местонахождение: Верхняя
Салда, ул. Энгельса,дом 87,
корпус 2
Дата: 2024.08.31 11:28:21 +05'00'
Школа № 2
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
Директор школы
Косовских И.А.
Бородина М.В.
Калиенко Р.Ф.
Приказ № 221 от 31.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математическая грамотность
для обучающихся 7-9 классов
г. Верхняя Салда 2023 год
Планируемые результаты
Изучение курса математической грамотности позволит учащимся сформировать три
уровня компетентности:
Первый уровень-воспроизведение включает проверку определений или простых
вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов,
распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур,
применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными,
знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей требует интеграции математических фактов и
методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых
математических задач. Строится на репродуктивной деятельности по решению задач,
которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за
рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает,
материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы
применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации
решения, они предполагают установление связей между разными представлениями
ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень - размышления включает проверку математического мышления, умения
обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную
ситуацию для выделения в ней проблемы. Строится как развитие предыдущего уровня.
Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и
творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных
разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как
правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность,
провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.
Содержание программы учитывает межпредметные связи: тестовые задания для оценки
математической грамотности учащихся 5-9 классов могут быть представлены по
разделам: арифметика, алгебра, геометрия, комбинаторика, словесная логика (работа с
математическими текстами).
Отметка учащимся выставляется за полугодие
Объем учебной нагрузки составляет:
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов (34 часа), имеется планирование на
0,5 часа в неделю, по 1 часу в неделю для 8 классов (34 часа), по 1 часу в неделю для 9
классов (34 часа)
Содержание курса
Раздел 1. Числа и вычисления
Средства математического действия (понятия, представления)
-позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий
- деление с остатком, алгоритм Евклида
- рациональные и иррациональные числа
-арифметический квадратный корень
-свойства степени с целым показателем.
-стандартный вид числа
-числовые последовательности
-арифметическая прогрессия
-геометрическая прогрессия
Математические действия
-сравнение многозначных чисел
-выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
-прикидка
-элементы рационального счета
-свойства и преобразования пропорции
-процентные расчеты.
- задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Раздел 2. Измерение величин
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношение между числом, величиной и единицей
-отношение «целого и частей»
-формула площади прямоугольника
-Международная система измерения единиц СИ
- погрешность и точность приближения.
Математические действия
-прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание»
единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)
-косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)
- нахождение приближённых значений квадратного корня.
- действия над приближёнными значениями.
Раздел 3. Закономерности
Средства математического действия (понятия, представления)
-«индукционный шаг»
-повторяемость (периодичность)
-симметрия
- алгебра событий и вероятностные пространства.
Математические действия
-выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других
структурированных объектах
-вычисление количества элементов в структурированном объекте
Раздел 4. Зависимости между величинами
Средства математического действия (понятия, представления)
-отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности,
разностное, «целого и частей»)
-прямая пропорциональная зависимость между величинами
-производные величины: скорость, производительность труда и другие.
-соотношения между единицами
Математические действия
-решение текстовых задач.
-описание зависимостей между величинами на различных математических языках
(представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и
прочие.)
-действия с именованными числами
-нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).
Раздел 5. Элементы геометрии
Средства математического действия (понятия, представления)
-форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
-пространственные отношения между фигурами
Математические действия
-распознавание геометрических фигур
-определение взаимного расположения геометрических фигур
-исследование (моделирование) несложных практических ситуаций на основе изученных
формул и свойств фигур.
Формы проведения занятий
Лекции
Практикумы
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Работа в парах
Индивидуальные консультации
Самостоятельная работа
Календарно-тематическое планирование
7 класс (0,5 ч в неделю, всего 17 часов)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Делимость чисел и их свойства. Простые числа. Деление с
остатком. Алгоритм Евклида
1
2
Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по
остаткам от деления. Сравнение и их свойства
1
3
Арифметика остатков. Решение задач и с помощью
сравнения
1
4
Множество рациональных чисел. Законы арифметических
действия и равносильные преобразования
1
5
Равносильные преобразования алгебраических сумм.
Равносильные преобразования произведений
1
Раздел 2. Измерение величин
6
Измерение величин: точность и погрешность.
Международная система измерения единиц СИ. Измерения.
Классификация ошибок измерения
1
7
Решение тестовых заданий
1
Раздел 3. Закономерности
8
Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с
повторениями
1
9
Способы упорядочивания информации
1
10
Статистические характеристики. Частота и вероятность
случайного события. Классическая схема определения
вероятности
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
11
Математическая модель реальной задачи. Основные
1
Примеч.
требования к математической модели
12
Метод построения математической теории
Некоторые методы математического доказательства
1
13
Логический вывод. Логические ошибки
1
14
Функциональная зависимость между величинами. Способы
задания функции. Функциональная зависимость и
кодирование информации
1
15
Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые
уравнения.
1
Раздел 5. Элементы геометрии
16
Многогранники. Тела вращения
1
17
Правильные многоугольники. Правильные многогранники
1
Календарно-тематическое планирование
«Математическая грамотность»
7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Делимость чисел и их свойства. Простые числа
1
2
Деление с остатком. Алгоритм Евклида
1
3
Делимость целых чисел. Классификация целых чисел по
остаткам от деления
1
4
Сравнение и их свойства
1
5
Арифметика остатков
1
6
Решение задач и с помощью сравнения
1
7
Множество рациональных чисел
1
8
Законы арифметических действия и равносильные
преобразования
1
9
Равносильные преобразования алгебраических сумм
1
10
Равносильные преобразования произведений
1
11
Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
12
Измерение величин: точность и погрешность.
Международная система измерения единиц СИ
1
Примеч.
13
Измерения. Классификация ошибок измерения
1
14
Решение тестовых заданий
1
Раздел 3. Закономерности
15
Задачи подсчета числа вариантов. Комбинации с
повторениями
1
16
Способы упорядочивания информации
1
17
Статистические характеристики. Частота и вероятность
случайного события
1
18
Классическая схема определения вероятности
1
19
Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
20
Математическая модель реальной задачи. Основные
требования к математической модели
1
21
Метод построения математической теории
1
22
Некоторые методы математического доказательства
1
23
Логический вывод. Логические ошибки
1
24
Решение задач с помощью разложения многочленов на
множители
1
25
Функциональная зависимость между величинами. Способы
задания функции
1
26
Функциональная зависимость и кодирование информации
1
27
Прямая пропорциональность
1
28
Линейная функция и ее график. Кусочно-линейные функции
1
29
Решение линейных уравнений в целых числах. Диофантовые
уравнения.
1
30
Решение тестовых заданий
1
Раздел 5. Элементы геометрии
31
Задачи на построение
1
32
Многогранники. Тела вращения
1
33
Правильные многоугольники. Правильные многогранники
1
34
Решение тестовых заданий
1
8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Колво
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
Примеч.
1
Рациональные выражения. Рациональные дроби.
1
2
Преобразование рациональных выражений.
1
3
Среднее гармоническое ряда положительных чисел.
1
4
Рациональные числа. Иррациональные числа
1
5
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
1
6
Квадратный корень из произведения и дроби.
1
7
Квадратный корень из степени.
1
8
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
1
9
Свойства степени с целым показателем.
1
10 Стандартный вид числа.
1
11 Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
12 Погрешность и точность приближения.
1
13 Нахождение приближённых значений квадратного корня.
1
14 Запись приближённых значений. Действия над
приближёнными значениями.
1
15 Решение тестовых заданий
1
Раздел 3. Закономерности
16 Сбор и группировка статистических данных,
1
17 Наглядная интерпретации статистических данных.
1
18 Элементы комбинаторики
1
19 Начальные сведения из теории вероятностей
1
20 Алгебра событий и вероятностные пространства. Диаграммы
Эйлера -Венна
1
21 Вариационные ряды.
1
22 Числовые характеристики случайных величин
(математическое ожидание, дисперсия, среднее
квадратическое отклонение, мода, медиана)
1
23 Полигон и гистограмма
1
24 Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
25 Решение задач на рациональные дроби
1
26 Решение задач на квадратные корни
1
27 Решение задач с помощью квадратных уравнений.
1
28 Решение задач на неравенства
1
29 Решение задач с помощью дробных рациональных
уравнений.
1
30 Решение тестовых заданий
1
Раздел 5. Элементы геометрии
31 Длина окружности и площадь круга
1
32 Площадь треугольника, площадь параллелограмма
1
33 Площадь квадрата, площадь ромба, прямоугольника,
трапеции
1
34 Решение тестовых заданий
1
9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
Тема урока
Кол-во
часов
Раздел 1. Числа и вычисления
1
Действительные числа
1
2
Степень с рациональным показателем
1
3
Корень n-ой степени
1
4
Последовательности
1
5
Арифметическая прогрессия. Решение текстовых задач
1
6
Геометрическая прогрессия. Решение текстовых задач
1
7
Метод математической индукции
1
8
Метод математической индукции
1
9
Лишние данные
1
10 Решение задач с лишними данными
1
11 Решение тестовых заданий
1
Раздел 2. Измерение величин
12 Чтение чертежей
1
13 Участок
1
14 Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях.
1
15 Измерение расстояния на местности.
1
Раздел 3. Закономерности
16 Примеры комбинаторных задач
1
17 Перестановки
1
18 Размещения
1
19 Сочетания
1
20 Относительная частота случайного события
1
Примеч.
21 Вероятность равновозможных событий
1
22 Сложение вероятностей
1
23 Умножение вероятностей
1
24 Решение тестовых заданий
1
Раздел 4. Зависимости между величинами
25 Алгебраические связи между элементами фигур
1
26 Линейная зависимость между переменными
1
27 Квадратичная зависимость между переменными
1
28 Статистическая зависимость между переменными
1
29 Некоторые приемы решения целых уравнений
1
30 Решение тестовых заданий
1
Раздел 5. Элементы геометрии
31 Геометрия на клетчатой бумаге
1
32 Задания, направленные на перевод информации одного вида
в другой
1
33 Упражнения, направленные на освоение терминологии.
1
34 Решение тестовых заданий
1