Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
физики, математики, русского языка и литературы»
Утверждено
приказом директора Школы №2
№222/1 от 31.08.2024
Учебный план
адаптированной основной
общеообразовательной программы
для обучающихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2024-2025 учебный год
1
Учебный план Школы №2, реализующей АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап – I -IV классы, или I дополнительный I-IV классы;2 этап – V-IX классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 10 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном
ив 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 9 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2
этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития
обучающихсяв структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
2
для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию
коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные
организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим
до1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные
программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ может сопровождаться тьюторской поддержкой.
3
Недельный учебный план образования обучающихся сумственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): I-IV классы (Вариант 1)
В 2024-2025 учебном году реализуется для 1 класса (1 учащийся)
Предметные области Класс
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
(изобразительное
1
1
1
1
4
физическая
3
3
3
3
12
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
5.Физическая
культура
6. Технология
Рисование
искусство)
Адаптивная
культура
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные курсы
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневнойучебной неделе)
-
3
3
3
9
21
23
23
23
90
Внеурочная деятельность.
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
2
2
2
2
8
ритмика
1
1
1
1
4
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
4
4
4
4
16
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность:
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV
классах).
4
Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями): V-IX классы (Вариант 1)
В 2024-2025 учебном году реализуется для 8 класса (1 учащийся) и 9 класса (1
учащийся) при инклюзивном обучении.
Предметные области
Класс
Количество часов
Учебные предметы
V
Всего
VI
VII
VIII
IX
4
4
4
4
4
20
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
2
-
-
-
-
2
2
2
2
2
2
10
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4.Человек
общество
и
5. Искусство
Русский язык
Чтение
чтение)
(Литературное
Рисование (изобразительное
искусство)
6.
Физическая Адаптивная
физическая
культура
культура
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
27
28
29
29
29
139
2
2
1
1
1
10
Информационная грамотность
1
1
Технологии в сфере быта
1
1
1
1
1
5
29
30
30
30
30
149
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия):
Русский язык (коррекционные занятия)
1
1
1
1
1
5
Математика (коррекционные занятия)
1
1
1
1
1
5
Психокоррекционные занятия (индивидуальные)
1
1
1
1
1
5
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Занятия по направлениям внеурочной деятельности
3
3
3
3
3
20
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений:
участниками
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
2
Внеурочная деятельность
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневнойучебной неделе (34 учебных недели в году).
5