Рабочая программа Литературное чтение на родном языке 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литературное чтение на родном языке»
1-4 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и метапредметные результаты
(формируются в контексте реализации междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий» и ее подпрограмм «Чтение. Работа с текстом» и
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»)
Требования к личностным и
Планируемые личностные и
метапредметным результатам в
метапредметные результаты освоения
соответствии с ФГОС НОО
учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке
(на русском)»
Личностные результаты
Личностные результаты
(готовность и способность обучающихся к
У выпускника будут сформированы:
саморазвитию, сформированность мотивации к
внутренняя
позиция
на
уровне
обучению и познанию, ценностно-смысловые
положительного
отношения
к
школе,
установки обучающихся, отражающие их
ориентации на содержательные моменты
индивидуально-личностные позиции, социальные
школьной действительности и принятия
компетенции, личностные качества;
образца «хорошего ученика»;
сформированность основ гражданской
широкая мотивационная основа учебной
идентичности)
деятельности,
включающая
социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
1) Формирование основ российской гражданской учебно-познавательный интерес к новому
идентичности, чувства гордости за свою Родину, учебному материалу и способам решения
российский народ и историю России, осознание новой задачи;
своей
этнической
и
национальной ориентация на понимание причин успеха в
принадлежности;
формирование
ценностей учебной деятельности, в том числе на
многонационального
российского
общества; самоанализ и самоконтроль результата, на
становление гуманистических и демократических анализ соответствия результатов требованиям
ценностных ориентаций;
конкретной задачи, на понимание оценок
2)
Формирование
целостного,
социально учителей, товарищей, родителей и других
ориентированного взгляда на мир в его людей;
органичном единстве и разнообразии природы, способность к оценке своей учебной
народов, культур и религий;
деятельности;
3) Формирование уважительного отношения к основы гражданской идентичности, своей
иному мнению, истории и культуре других этнической
принадлежности
в
форме
народов;
осознания
«Я»
как
члена
семьи,
4) Овладение начальными навыками адаптации в представителя народа, гражданина России,
динамично изменяющемся и развивающемся чувства сопричастности и гордости за свою
мире;
Родину, народ и историю, осознание
5) Принятие и освоение социальной роли ответственности
человека
за
общее
обучающегося, развитие мотивов учебной благополучие;
деятельности и формирование личностного ориентация в нравственном содержании и
смысла учения;
смысле как собственных поступков, так и
6) Развитие самостоятельности и личной поступков окружающих людей;
ответственности за свои поступки, в том числе в знание основных моральных норм и
информационной деятельности, на основе ориентация на их выполнение;
представлений
о
нравственных
нормах, развитие этических чувств – стыда, вины,
социальной справедливости и свободе;
совести
как
регуляторов
морального
7) Формирование эстетических потребностей, поведения;
ценностей и чувств;
понимание
чувств
других людей
и
8)
Развитие
этических
чувств, сопереживание им;
доброжелательности
и
эмоционально- чувство прекрасного и эстетические чувства на
нравственной отзывчивости, понимания и основе
знакомства
с
мировой
и
сопереживания чувствам других людей;
отечественной художественной культурой.
9) Развитие навыков сотрудничества со Выпускник
получит
возможность
для
взрослыми и сверстниками в разных социальных формирования:
ситуациях, умения не создавать конфликтов и внутренней позиции обучающегося на
находить выходы из спорных ситуаций;
уровне положительного отношения к ОО,
10) Формирование установки на безопасный, понимания
необходимости
учения,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к выраженного
в
преобладании учебнотворческому труду, работе на результат, познавательных мотивов и предпочтении
бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты
(освоенные обучающимися УУД (познавательные,
регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными понятиями)

1) Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) Освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
3)
Формирование
умения
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) Формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) Освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
6) Использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
7) Активное использование речевых средств и
средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) Использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами
и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые
величины
и
анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
соблюдать
нормы
информационной избирательности, этики и

социального способа оценки знаний;
выраженной
устойчивой
учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого
учебно-познавательного
интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
учебной
деятельности;
положительной
адекватной
дифференцированной
самооценки
на
основе критерия успешности реализации
социальной роли «хорошего ученика»;
осознанных
устойчивых
эстетических
предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
осознанного понимания чувств других людей
и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь другим
и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
учитывать
установленные
правила
в
планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную;
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной
информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов

этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10)
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
11) Готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) Определение общей цели и путей ее
достижения;
умение
договариваться
о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13)
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений
действительности
(природных,
социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного предмета;
15) Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии
с
содержанием
конкретного
учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.

ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной
форме;
ориентироваться на разнообразие способов
решения задач;
владеть основами смыслового восприятия
художественных и познавательных текстов,
выделять
существенную
информацию
из
сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из
частей;
проводить
сравнение,
классификацию
по
заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в
изучаемом круге явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с
использованием
ресурсов
библиотек
и
Интернета;
записывать, фиксировать информацию об
окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из
частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими
приемами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ;
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих
с
его
собственной,
и
ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер знает и видит, а что

нет;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве
позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
аргументировать
свою
позицию
и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности;
продуктивно
содействовать
разрешению
конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать
партнеру
необходимую
информацию
как
ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для
эффективного
решения
разнообразных
коммуникативных задач.

Подпрограмма «Чтение. Работа с текстом»
Работа с текстом:
поиск информации и понимание
прочитанного

Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты,
заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять
план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные
события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному
основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в
тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в
неявном виде (например, находить в тексте
несколько
примеров,
доказывающих
приведенное утверждение; характеризовать
явление по его описанию;
выделять общий признак группы элементов);
понимать
информацию,
представленную
разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
использовать
различные
виды
чтения:
ознакомительное,
изучающее,
поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту

Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации

Работа с текстом:
оценка информации

словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста
(например, подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации;
работать
с
несколькими
источниками
информации;
сопоставлять информацию, полученную из
нескольких источников.
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и
письменно;
соотносить факты с общей идеей текста,
устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь
на
тексте;
находить
аргументы,
подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в
разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое
монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с
учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку
зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и
структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта
подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении
прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной
точкой зрения.

Подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
Выпускник научится:
использовать безопасные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере;
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств,
сохранять полученную информацию;
набирать текст на родном (русском) языке;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным
правилам
оформления
текста;
использовать
автоматический
орфографический контроль;
искать информацию в соответствующих возрасту электронных словарях и
справочниках, Интернете;
создавать текстовые сообщения: редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать сообщения с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять информацию в различном виде (схемы, таблицы и т.д.);

грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

Предметные результаты
Требования к предметным результатам в
соответствии
с ФГОС НОО
Литературное чтение на родном языке
1) Понимание родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как
явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
2) Осознание значимости чтения на родном языке
для
личного
развития;
формирование
представлений о мире, национальной истории и
культуре,
первоначальных
этических
представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как
средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
3) Использование разных видов чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
4) Достижение необходимого для продолжения
образования
уровня
читательской
компетентности, общего речевого развития, то
есть овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа
и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
5)
Осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего
народа,
умение
самостоятельно
выбирать
интересующую
литературу;
пользоваться
справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации.

Планируемые предметные результаты
освоения
учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке (на русском)»
За весь период освоения ООП НОО (к моменту
окончания 4 класса):
1) Понимание места и роли литературы на
изучаемом языке в едином культурном
пространстве Российской Федерации, среди
литератур народов Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к
поколению
историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей:
Выпускник научится:
воспринимать художественную литературу как
особый вид искусства (искусство слова);
соотносить произведения словесного творчества с
произведениями
других
видов
искусств
(живопись, музыка, фотография, кино).
Выпускник получит возможность научиться:
иметь
первоначальные
представления
о
взаимодействии,
взаимовлиянии
литератур
разных
народов,
о роли
фольклора
и
художественной литературы родного народа в
создании культурного, морально-этического и
эстетического
пространства
республики
Российской Федерации;
находить общее и особенное при сравнении
художественных
произведений
народов
Российской Федерации, народов мира.
2) Освоение смыслового чтения; понимание
смысла и значения элементарных понятий
теории литературы:
Выпускник научится:
владеть техникой смыслового чтения вслух
(правильным плавным чтением со скоростью,
позволяющей понимать смысл прочитанного,
адекватно воспринимать чтение слушающими);
владеть техникой смыслового чтения про себя понимание смысла и основного содержания
прочитанного, оценка информации, контроль за
полнотой
восприятия
и
правильной
интерпретацией текста;
различать жанры фольклорных произведений
(малые фольклорные жанры, сказки, легенды,
мифы);
понимать основной смысл и назначение
фольклорных произведений своего народа
(порадовать, поучить, использовать для игры),
приводить примеры потешек, сказок, загадок,
колыбельных песенок и др. своего народа (других
народов);
сопоставлять названия произведения с его темой
(о природе, об истории, о детях, о добре и зле и
т.д.);
различать жанры небольших художественных
произведений представителей детской литературы
своего народа (других народов) - стихотворение,

рассказ, басня;
анализировать
прочитанное
литературное
произведение: определять тему, главную мысль,
последовательность
действия,
средства
художественной выразительности;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
находить
в
тексте
изобразительные
и
выразительные средства родного языка (эпитеты,
сравнения, олицетворения).
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать
произведения
фольклора
в
близкородственных языках (тема, главная мысль,
герои).
3) Приобщение к восприятию и осмыслению
информации, представленной в текстах:
Выпускники научится:
определять цели чтения различных текстов
(художественных,
научно-популярных,
справочных);
использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
выборочное,
поисковое) для решения учебных и практических
задач;
ставить вопросы к тексту, составлять план для его
пересказа, для написания изложений;
читать произведения фольклора по ролям,
участвовать в их драматизации;
приводить доказательства своей точки зрения;
выполнять творческие работы на фольклорном
материале (продолжение сказки, сочинение
загадки, пересказ с изменением действующего
лица.
Выпускник получит возможность для:
формирования читательского интереса и
эстетического вкуса;
удовлетворения читательского интереса, поиска
информации, расширения кругозора;
проявления интереса к самостоятельному
чтению, формулированию своих читательских
ожиданий, ориентируясь на имя автора, жанр
произведения, иллюстрации к книге;
участия в дискуссиях со сверстниками на
литературные темы.

Содержание учебного предмета
1 класс (17 часов)
Малые жанры русского фольклора(5 часов)
Потешки, колыбельные песенки, считалки, скороговорки, чистоговорки своего народа, других
народов. Загадки. Книги-сборники малых жанров фольклора (загадки). Пословицы,
поговорки. Русские народные сказки. Выставка рисунков. Конкурс колыбельных песенок.
Книги о природе и животных(5 часов)
Книги-сборники о животных. С. Михалков «Трезор» В. Осеева «Собака яростно лаяла».
Выставка рисунков «Мое любимое животное».
Дети – герои книг(5 часов)
Книга-произведение и книга-сборник Ю Ермолаев «Лучший друг»,
Писатели родного края (2 часа) Е.Хоринская «Девушка семиделушка», А. Тарханов
«Сказка о ерше- прыгунке и засоне- карасе»

2 класс (17 часов)

Малые жанры русского фольклора (5 часов)
Потешки, колыбельные песенки, считалки, скороговорки, чистоговорки своего народа, других
народов. Конкурс «Чистоговорщики». Оформление рукописной книги-самоделки: найти и
написать
потешку, колыбельную песенку,
считалочку, скороговорку, чистоговорку.
Украшение книжки рисунками или картинками.
Загадки.
Книги-сборники малых жанров фольклора (загадки). Темы загадок. Конкурс «Отгадай
загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Пословицы, поговорки.
Книги-сборники малых жанров фольклора (пословицы, поговорки). Темы пословиц. Конкурс
«Пословицы о книге и учении». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в
группах).
Русские народные сказки. Сказки народов России. Оформление выставки книг. Чтение по
ролям, драматизация. Подготовка проведения конкурса «Узнай сказочного героя». Парад
героев сказок. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Сказки народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики
сказок народов других стран. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами: Русская
народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка», Русская народная
сказка «Колобок», английская сказка «Джонни пончик» и норвежская сказка «Блинчик».
Русская народная сказка «Зимовье зверей» и французская народная сказка «Как звери
справляли масленицу». Поисковая работа.
Книги с литературными (авторскими) сказками (3 часа)
Сказки В.Г.Сутеева «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Капризная кошка», «Кто сказал
Мяу», «Под грибком», «Петух и краски», «Кораблик», «Три Котёнка», «Цыплёнок и утёнок»
и др. В. Сутеев – автор и художник-иллюстратор детских книг. Пересказ сказки по
иллюстрациям книги. Игра «По страницам сказок В.Сутеева».
В гостях у дедушки Корнея. Сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»,
«Тараканище», «Телефон», «Краденое солнце», «Чудо-дерево», «Айболит» и др. Конкурс
чтецов (отрывок из сказки).
Сказки В.В.Бианки «Приключения муравьишки», «Хвосты», «Мышонок Пик», «Лесные
домишки», «Красная горка», «Кто чем поёт», «Рыбий дом», «Чьи это ноги?» и др. и Э. Ю.
Шима «Лесные сказки», «Храбрый птенец», «Кто копыто потерял?», «Что белки делают?»,
«Что это ночью светится?», «Цветы и солнышко», и др. Пересказ сказки.
Книги о природе и животных (1 час)
Рассказы М.М.Пришвина, Г.А.Скребицкого, И.С.Соколова-Микитова. Н.И.Сладкова Е.И.
Чарушина, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Э.Ю.Шима. Пересказ прочитанного произведения.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Дети – герои книг (5 часов)
Книга-произведение и книга-сборник. Стихи С.Я.Маршака. «Школьнику на память», «Мяч»,
«Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Кто колечко найдёт», «Где тут Петя, где Серёжа»,
«Чем болен мальчик», «Пожар», «Умный Вася» и др. Конкурс чтецов.
Сборники стихов. Стихи С. Михалкова. «Про Мимозу», «А что у вас», «Быль для детей»,
«Про девочку, которая плохо кушала», «Дядя Степа», «Праздник непослушания», «Трезор»,
«Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чистописание», «Весёлый турист» и др. Конкурс чтецов.
Сборники стихов. Стихи А.Л.Барто. «Верёвочка», «Любочка», «Девочка чумазая», «Девочкарёвушка», «Веснушки», «Болтунья», «Серёжа учит уроки», «Буква «Р», «В театре», «Жадный
Егор» и др. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто
быстрее найдёт произведение в книге?» Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».

Рассказы В.Осеевой «Добрая хозяюшка», «После дождя», «Сыновья», «Почему», «Что
легче?», «На катке», «Отомстила» «Волшебная иголочка», «Лекарство», «Хорошее», «Девочка
с куклой», «Время» и др. Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов, нравственная
оценка поступков героев.
Рассказы Н.Носова «Телефон», «Федина Задача», «Огурцы», «Фантазёры», «Клякса»,
«Затейники», «Два друга», «Автомобиль», «Замазка», «Карасик» и др. Инсценирование
отдельных эпизодов из рассказов.
Книги о защитниках Отечества (1 час)
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара «Сказка о
Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Рукописная книга
«Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Писатели родного края (2 часа)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Пересказ сказки. Викторина по сказкам МаминаСибиряка.
П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка». Чтение
по ролям, драматизация ( групповая работа). Кроссворд «Уральский сказочник»

3 класс (17 часов)
Малые жанры фольклора (3 часа)
Волшебные сказки. Сборник народных сказок «На острове Буяне»: украинская народная
сказка «Соломенный бычок-смоляной бочок», грузинская народная сказка «Про охотника и
большого орла», русские народные сказки «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Сивкабурка». Конкурс «Волшебные предметы».
Сказки с загадками: Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка».
Рассматривание и сравнение книг.
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
«Садко». Оформление картинной галереи «Былинные герои».
Басни и баснописцы (2 часа)
Русские баснописцы И.И. Дмитриев, И.А. Крылов, А.Е.Измайлов, И. И. Хемницер.
Книги-сборники басен. Инсценирование басен (работа в группах).
Басни в прозаической форме Л.Н.Толстого «Белка и волк», «Отец и сыновья», «Собака и
волк», «Кот с бубенцом», «Лгун», «Лисий хвост», «Кто страшней» и др. Сочинение басни в
прозаической форме (кошка и мышка).
Книги о родной природе (4 часа)
Стихи поэтов о зиме. Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений,
обмен мнениями. Проект «Краски и звуки стихов о природе».
Мир природы глазами художника. Произведения К. Г.Паустовского «Мой дом», «Прощание с
летом», «Тёплый хлеб», «Кот-ворюга», «Что красивее всего?», Г.А. Скребицкого «Лесное
эхо», «Кот Иваныч». В.Астафьева «Бабушка с малиной», «Белогрудка». Оформление
картинной галереи.
Книги-сборники о животных. Рассказы о животных А.Куприна «Ю-ю», «Слон», «Барбос и
Жулька», «Скворцы». Отзыв о прочитанной книге.
Художники-оформители книг о животных. Е.И.Чарушин, В.Г.Сутеев, Ю.А.Васнецов, Е.М.
Рачёв. Оформление общей рукописной книги-самоделки о домашних питомцах со своими
иллюстрациями.
Дети – герои книг (4 часа)

Рассказы Л.Пантелеева «Честное слово», «Большая стирка», «В шкафу». Обсуждение
прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Поучительный смысл произведений В.Левина «Белая страна», «Размышления после очень
вежливого разговора», «Учтивый разговор», «Чей портрет?», «Белая страна», «Куда уехал
цирк?» Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Отзыв о прочитанной
книге.
Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда». Чтение, обсуждение содержания,
слушание отдельных глав.
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги о защитниках Отечества (2 часа)
Л. Кассиль «Рассказы о войне», С. Алексеев «Рассказы о войне», С. Баруздин, Л. Воронкова
«Девочка из города», Е. Ильина «Четвёртая высота». Отзыв о прочитанной книге. Проект
«Награды времён Великой Отечественной войны»
«Рассказы о юных героях». Кто они – дети войны. Творческая работа «Война в истории моей
семьи». Сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Писатели родного края (2 часа)
Рассказы уральских писателей. Б.С.Рябинина, С.Георгиева, В.Крапивина, Е.Пермяка, А.П.
Бондина. Экскурсия в дом-музей А.П. Бондина.
П.П.Бажов «Золотой волос», «Голубая змейка», «Таюткино зеркальце». Чтение по ролям,
драматизация (работа в группах). Музей волшебных вещей.

4 класс (17 часов)
Малые жанры русского фольклора (5 часов)
Преданья старины глубокой. Героические песни о Родине и героях России. Книга С.
Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Сбор материала для игры-викторины о
жизни и подвигах А.В.Суворова (работа в группах) с презентацией.
Проект «Русь Великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение
скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
Баллады и былины. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и
прозаической форме. А.К.Толстой «Курган» (баллады и былины). Выставка книг.
Мифы и легенды. Л. Яхнин «Мифы и герои Древней Руси», «Мифы и легенды Древней Руси»,
«Мифы русского народа», «Русские легенды и предания». «Урал – земля легенд». Пересказ
произведения.
Русские писатели-сказочники. Книги со сказками В. Жуковского «Сказка о царе Берендее, о
сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны,
кощеевой дочери», П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Фольклорные корни сказок.
Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Книги о родной природе (3 часа)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Конкурс «Читаем стихи о родной
природе» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского, И.С.Никитина,
И.З.Сурикова, А.Н.Плещеева, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.К.Толстого,
А.В.Кольцова, А.А.Блока, И.А.Бунина.
Книги-сборники русских поэтов о Родине. Читаем и слушаем стихотворения о Родине.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Сказка-быль Пришвина « Кладовая солнца». Анализ произведения.
Дети – герои книг (5 часов)

Ожившие страницы прошлого. Дети – герои книг писателей XIX века. Короленко «Слепой
музыкант» «Дети подземелья», Куприн «Белый пудель», Григорович «Гуттаперчевый
мальчик», Станюкович «Максимка». Отзыв о прочитанной книге.
Обыкновенная биография в необыкновенное время. Книги А.П.Гайдара «Р.В.С.», «Дым в
лесу», «Дальние страны», «Судьба барабанщика», «Четвёртый блиндаж», «Школа», «На
графских развалинах». Отзыв о прочитанной книге.
Документальные и художественные произведения о пионерах СССР. Баруздин «Светланапионерка», Л. Кассиль «Черемыш – брат героя», Носов «Витя Малеев в школе и дома»,
Алексин «Саша и Шура». Выставка книг. Портретная галерея «Пионеры-герои».
Детская приключенческая книга. Дети – герои книг Н. Гарина-Михайловского «Тёма и
Жучка», А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», Кассиля Л. «Кондуит и Швамбрания»,
В.Катаева «Белеет парус одинокий». Отзыв о прочитанной книге.
Фантастика и приключения. Книги В. Крапивина, К. Булычёва «Приключения Алисы»,
«Девочка с Земли», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его
деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Желтый туман», «Тайна заброшенного
замка». В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Аннотация к книге. Конкурс-кроссворд
«Писатели-фантасты».
Книги о защитниках Отечества (2 часа)
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота», Космодемьянская «Повесть о Зое и
Шуре», Катаев «Сын полка», Кассиль «Улица младшего сына», Осеева «Васёк Трубачёв и его
товарищи».
Проекты «Поэты – тагильчане, участники Великой Отечественной войны». «Животные на
войне».
Писатели родного края (2 часа)
Ожившие страницы прошлого. Мамин-Сибиряк «Вертел», «В каменном колодце», «Богач и
Ерёмка», «Емеля охотник», «Зимовье на студёной», «Кормилец», «Под землёй», «Под
домной».
Сказы П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Интеллектуальная игра «В гостях у хозяйки
медной горы» (по сказам П.П. Бажова)

Тематическое планирование
1 класс (17 час)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Название раздела, темы
Малые жанры русского фольклора
Потешки, прибаутки
Считалки, небылицы.
Загадки, пословицы, поговорки.
Русская народная сказка «Петух и собака»
К. Ушинский «Гусь и Журавль»
Книги о природе и животных
С. Михалков «Трезор» В. Осеева «Собака яростно лаяла»
М. Пляцковский «Цап Царапыч»,
В. Берестов «Лягушата»
Н. Сладков «Лисица и Ёж»
С. Аксаков «Гнездо»
Дети – герои книг
Ю Ермолаев Лучший друг
Е. Благинина «Подарок»
К. Чуковский «Федотка»

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17

И. Пивоварова «Вежливый ослик»
С. Маршак «Хороший день».
Писатели родного края
Е.Хоринская «Девушка семиделушка»
А. Тарханов «Сказка о ерше- прыгунке и засоне- карасе»
Итого

1
1

1
1
17

2 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Малые жанры русского фольклора
1
Потешки, колыбельные песенки, считалки, скороговорки,
чистоговорки.
2
Загадки.
3
Пословицы, поговорки.
4
Русские народные сказки. Сказки народов России.
5
Сказки народов мира.
Книги с литературными (авторскими) сказками
6
Сказки В.Г. Сутеева.
7
Сказки К.И.Чуковского.
8
Сказки В.В.Бианки и Э.Ю.Шима.
Книги о природе и животных
9
Рассказы о природе.
Дети – герои книг
10 Стихи С.Я.Маршака.
11 Стихи С.Михалкова.
12 Стихи А.Л.Барто.
13 Рассказы В.Осеевой.
14 Рассказы Н.Носова
Книги о защитниках Отечества
15 А.Гайдар «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его
твёрдом слове».
Писатели родного края
16 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
17
Сказы П.П.Бажова
Итого

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
17

3 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Малые жанры фольклора
1
Волшебные сказки.
2
Сказки с загадками
3
Былины, легенды, сказы.
Басни и баснописцы
4
Басни и баснописцы.
5
Басни в прозаической форме.
Книги о родной природе и животных
6
Стихи поэтов о зиме.
7
Мир природы глазами художника.
8
Рассказы о животных А.Куприна.
9
Художники-оформители книг о животных.
Дети – герои книг
10
Рассказы Л.Пантелеева.
11
Поучительный смысл произведений В.Левина.
12
А. Гайдар «Тимур и его команда».
13
Проект «Расскажи о любимом писателе».

Кол-во
часов
3
1
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1

Книги о защитниках Отечества
14
Рассказы о защитниках Отечества
15
Кто они – дети войны.
Писатели родного края
16
Рассказы уральских писателей.
17
Сказы П.П. Бажова
Итого:

2
1
1
2
1
1
17

4 класс (17 часов)
№
Название раздела, темы
п/п
Малые жанры русского фольклора
1
Героические песни о Родине и героях России.
2
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»
3
Баллады и былины. Былинные герои.
4
Древнерусские мифы и легенды.
5
Русские писатели-сказочники.
Книги о родной природе
6
Родные поэты-классики XIX-XX века о родной природе.
7
Читаем и слушаем стихотворения о Родине.
8
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Дети – герои книг
9
Дети – герои книг писателей XIX века.
10
Обыкновенная биография в необыкновенное время. Книги
А.П.Гайдара
11
Документальные и художественные произведения о пионерах СССР
12
Детская приключенческая книга.
13
Фантастика и приключения.
Книги о защитниках Отечества
14
Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвёртая высота».
15
Л.Кассиль «Улица младшего сына».
Писатели родного края
16
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Рассказы»
Интеллектуальная игра «В гостях у хозяйки медной горы» (по сказам
17
П.П. Бажова)
Итого:

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».