Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы религиозных культур и светской
этики»
4 класс

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основы религиозных культур и светской этики
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных
культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному
предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных
рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры,
Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых
религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и
современности, становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,
в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
– на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,
в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми,
в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,
ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях
общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в
российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение
выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений
действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать
суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных
особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и
обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.

Содержание предметной области
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет
собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных
модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей)
обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина, готовность к нравственному самосовершенствованию,
духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами религиозной морали,
понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о православной религии, ее роли в
культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об
исторической роли православной религии в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы исламской культуры
Россия – наша Родина. знакомство с основными нормами религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Введение в исламскую духовную традицию. Первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Культура и религия. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества; формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Пророк Мухаммад —
образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят
правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Осознание ценности
человеческой жизни.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
Основы буддийской культуры
Россия – наша Родина, понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений
о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его
учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.
Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в
буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы иудейской культуры
Россия – наша Родина. понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
Введение в иудейскую духовную традицию. Понимание значения нравственности,
веры и религии в жизни человека и общества Культура и религия. знакомство с
основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе; Тора — главная книга иудаизма.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота

(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с
еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Осознание ценности
человеческой жизни.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы мировых религиозных культур
Россия – наша Родина. понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях
народов России. Осознание ценности человеческой жизни.
Культура и религия. Первоначальные представления об исторической роли
традиционных религий в становлении российской государственности; Религии мира и их
основатели. знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира.
Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность,
учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы
общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Основы светской этики
Россия – наша Родина. понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской
этике, ее роли в культуре, истории и современности России; становление внутренней
установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,
основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России
Культура и мораль. знакомство с основными нормами светской морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Этика и ее
значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы
нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства.
Что
значит
быть
нравственным
в
наше
время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания
морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная
норма. Методы нравственного самосовершенствования. Осознание ценности
человеческой жизни.
Любовь и уважение к Отечеству.
многоконфессионального народа России.

Патриотизм

многонационального

Тематическое планирование модуля

и

« Основы православной культуры»
№
п
1

п Тема урока

Содержание

Россия – наша Родина

2

Культура и религия

3

Человек и
православии

4

5

6
7
8
9
10

11

Колич
часов
Становление внутренней установки личности 1
поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях
народов России. Наша страна-Россия. Символы
России. Особенности страны. Православие в
России. Введение в православную духовную
традицию
1
Понятие культура, понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни
человека и общества; формирование
первоначальных представлений о православной
религии, ее роли в культуре, истории и
современности России Культура и религия.
Понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
Знакомство с историей возникновения и
распространения православной культуры.

Бог

в Становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях
народов России. Введение в православную
духовную традицию. Во что верят
православные христиане
Основы духовной традиции православия.
Православная молитва. Православная молитва, ее происхождение и
значение. Молитвенная культура православия:
виды молитв.
Библия и Евангелие
Готовность
к
нравственному
самосовершенствованию
и
духовному
саморазвитию ,Добро и зло в православной
традиции. Что такое Библия. Евангелие — добрая
весть. Смысл Евангелия
Проповедь Христа
Добро и зло в православной традиции Чему
учил Христос. Нагорная проповедь.
Христос и Его крест.
Символический язык православной культуры
Добро и зло в православной традиции.
Пасха.
Православный
календарь.
Праздники.
Воскресение Христа.
Православное учение Душа. Когда болит душа. Что такое образ
о человеке.
Божий в человеке.
Совесть и раскаяние.
О подсказках совести. Раскаяние. Долг и
ответственность. Как исправить ошибки.

1

Заповеди.

1

Понимание значения нравственности, веры и

1

1

1
1
1
1
1

12

13

14
15

16

17

18

19
20
21

религии в жизни человека и общества Добро и
зло в православной традиции. Какие заповеди
даны людям.
Милосердие
и Милосердие и сострадание. Кого называют
сострадание.
ближним. Отношение к людям в православной
традиции.
Золотое
правило Золотое правило нравственности. Любовь к
этики
ближнему. Главное правило человеческих
отношений.
Храм
Православный храм и другие святыни. Как
устроен православный храм.
Икона
Символический язык православной культуры:
христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство),
Презентация проектов.
Творческие работы
Понимание значения нравственности, веры и
учащихся.
религии в жизни человека и общества
Как
христианство Первоначальные представления об
пришло на Русь.
исторической роли христианства в становлении
российской государственности; Крещение Руси.
Владимир Красно Солнышко
Подвиг
Что такое подвиг. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Заповеди блаженств.
Любовь к ближнему. Долг и ответственность.
Милосердие.
Зачем творить добро?
Как подражают Христу. Чему радуются
святые.
Чудо
в
жизни О
Святой
Троице.
О
христианских
христианина.
добродетелях.

22

Православие
Божием суде.

23

Таинство Причастия.

24
25

26
27

о

Как видеть в людях Христа. Почему христиане
верят в бессмертие

Что такое церковное таинство. Таинство
Причастия.
Монастырь.
Православие в России. Назначение монастыря.
Монахи. Монастыри в России и на Урале.
Отношение
Отношение к труду. Долг и ответственность.
христианина
к Что делает человека выше природы. Какую
природе
ответственность несет человек за сохранение
природы.
Христианская семья.
Христианская семья и ее ценности. Таинство
венчания.
Когда война бывает справедливой. О святых
Защита Отечества.
защитниках Родины. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм

28

Христианин в труде.

29

Любовь и уважение к

Отношение к труду. Долг и ответственность.
Притча о талантах. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1

Отечеству
30

Повторительно обобщающий урок по
второму разделу.

31

Православная жизнь
в Верхней Салде.

32-34

Конференция
итоговая.

многонационального и
многоконфессионального народа России.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм 1
многонационального
и
многоконфессионального народа России
Понимание значения нравственности, веры и 1
религии в жизни человека и общества
Православие в России. Храм Иоанна Богослова.
Православие в России. Любовь и уважение к 3
Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

Тематическое планирование
по модулю «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока
1

Введение.

2

Россия – наша Родина.

3

Что такое религия?

Содержание урока
Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества
Введение в православную духовную традицию.
Особенности восточного христианства.
Культура и религия.
Понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества
Первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
Какие бывают религии? Религии России. Что
такое культура? Влияние религии на культуру.

Колич
часов
1
1

1

Древнейшие верования.

Первые религии. Многобожие. Иудаизм.
Ислам. Христианство. Буддизм.

2

6

Религии мира и их
основатели.

1

7-8

Священные книги
религий мира.

понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности
РоссииХристианство. Иисус Христос,
апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм.
Сиддхартха Гуатама.
Когда впервые появились священные тексты и
как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака,
Тора, Библия, Коран. Священная книга
буддизма – «Три корзины мудрости»
(Типитаки). Священные книги иудаизма и
христианства. Библия. Ветхий завет. Новый
завет. Священная книга ислама. Коран.

Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев.
Христианские священнослужители. Иерархия в
христианской церкви. Мусульманская община.
Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных
Роль, место и предназначение человека в
11
традициях мира.
религиях мира.
12-14 Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм
Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор.
Христианские храмы (алтарь, иконы).
Устройство православного храма. Мечеть.
Буддийские священные сооружения.
Роль искусства в разных религиозных
15-17 Искусство в
религиозной культуре.
традициях. Искусство в религиозной культуре
христианства. Искусство в религиозной
культуре ислама. Искусство в религиозной
культуре иудаизма. Искусство в религиозной
культуре буддизма.
Добро и зло.
Знакомство с основными нормами
18

2

4-5

9-10

Хранители предания в
религиях мира.

2

1
3

3

1

религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе; Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и
ад.
19-20 Религии России.

21-22 Религия и мораль.

23-25 Религиозные ритуалы.

26-28 Календари религий
мира.

29

Семья, семейные
ценности

30-32 Долг и милосердие.

Первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
Как на Руси выбирали веру? Роль князя
Владимира в крещении Руси. Православное
христианство в истории России. Первые
русские святые (Борис и Глеб). Деятельность
Кирилла и Мефодия. Святой Сергий
Радонежский. Первый русский печатник Иван
Фёдоров. Установление патриаршества.
Церковный раскол: кто такие старообрядцы
(староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие
христианские исповедания. Ислам, иудаизм,
буддизм в истории России.
Главный принцип всех религий. Нравственные
заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и
христианства. Нравственное учение ислама.
Учение о поведении человека в буддизме.
Что такое ритуалы (обряды), история их
возникновения.
Христианство:
основные
Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз.
Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение
субботы (шабат). Буддизм: каждодневная
молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и
обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы
в искусстве. Значение религиозных ритуалов в
искусстве в традиционных религиях.

2

Особенности летоисчисления в христианстве,
исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в
религиях мира. Праздники иудаизма (Песах,
Шавуот, Ханука). Праздники христианства
(Рождество,
Пасха).
Праздники
ислама
(Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники
буддизма (Дончод, Сагаалган).

3

Роль семьи в жизни каждого человека.
Отношение традиционных религий России к
семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия
«свобода», «долг», «ответственность», «труд» в
разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в

1

2

3

3

различных религиях.
33-34 Духовные традиции
России.

Духовные традиции многонационального
народа России. Роль религий в становлении
России. С чего начинается Россия.

2

Итого

34

Тематическое планирование
по модулю «Основы исламской культуры»

№ темы

1.

Тема урока

Содержание уроков

Количест
во часов
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества 1
Россия - наша
Наша
страна-Россия.
Символы
России. 1
Родина.
Особенности страны. Православие в России.
Введение в православную духовную традицию

II. Основы исламской культуры 28ч
2.
Введение в исламскую
Знакомство с основными нормами 1
духовную традицию.
религиозной
морали,
понимание
их
Культура и религия
значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе;
Введение в исламскую духовную
традицию. Культура и религия. понимание
значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества;
3.
Пророк Мухаммад –
Пророк Мухаммад — образец человека и
1
образец человека и
учитель нравственности в исламской
учитель
традиции. Воспитание нравственности,
нравственности.
основанной на свободе совести и
Жизнеописание.
вероисповедания, духовных традициях
народов России. Любовь к ближнему
Пророк Мухаммад –
проповедническая
миссия
Прекрасные качества
Пророка Мухаммада.

Пророк Мухаммад — образец человека и
1
учитель нравственности в исламской
традиции.
Любовь
к
ближнему
Воспитание 1
нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России

6.

Священный Коран и
Сунна как источники
нравственности

Любовь
к
ближнему
Воспитание 1
нравственности, основанной на свободе
совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России

7.

Общие принципы
ислама и исламской
этики.

Добро и зло в исламской традиции. Золотое
правило нравственности. Во что верят
правоверные мусульмане. Любовь к

4.

5.

1

8.

Столпы ислама и
исламской этики.
9- Исполнение
14 мусульманами своих
обязанностей.
Для чего построена и
как устроена мечеть.
Мусульманское
летоисчисление и
календарь.
Творческие работы
учащихся.

15
16

17

18

Подведение итогов.

19

Ислам в России.

20

Семья в исламе.

21

Нравственные основы
семьи в исламе.

Нравственные ценности
ислама:
сотворение добра,
отношение к старшим.
Нравственные ценности
ислама:
дружба,
гостеприимство.

22

23

24

25
26-27
28
29

Нравственные ценности
ислама:
любовь к отечеству,
миролюбие.
Забота о здоровье в
культуре ислама.
Ценность образования и
польза учения в исламе.
Праздники исламских
народов России: их
происхождение и
особенности

ближнему
Во что верят правоверные мусульмане.

1

Отношение к труду. Долг и
ответственность. Любовь к ближнему. Во
что верят правоверные мусульмане. Хадж,
закят, намаз.
Для чего построена и как устроена мечеть.
Намаз. Мулла.
Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения.

5

Представления об исторической роли
ислама в становлении российской
государственности
Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения.
Первоначальные представления об
исторической роли ислама в становлении
российской государственности Любовь и
уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа России.
Добро и зло в исламской традиции. Золотое
правило нравственности. Долг и
ответственность.
Воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России.Долг и
ответственность в семье.

1

Добро и зло в исламской традиции. Золотое
правило нравственности. Становление
внутренней установки личности поступать
согласно своей совести;
Отношение к труду. Долг и
ответственность. Первоначальные
представления об исторической роли
ислама в становлении российской
государственности
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

1

Становление внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
Становление внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения.
Первоначальные представления об
исторической роли ислама в становлении

1

1
1

1
1

1

1

1

1

2
2

проведения.

30

российской государственности

Искусство ислама.

Искусство ислама. Мозаика.

III.Духовные традиции многонационального народа России 4ч
31
Любовь и уважение к Представления об исторической роли
Отечеству. Патриотизм ислама в становлении российской
многонационального и государственности
многоконфессионально
го народа России.
32-33 Выступление учащихся Становление внутренней установки
со своими творческими личности поступать согласно своей совести;
работами:
Презентация творческих
34
Представление творческих проектов.
проектов на тему «Диалог
культур во имя
гражданского мира и
согласия» (народное
творчество, стихи, песни,
кухня народов России и
т.д.).

Всего 34ч

Тематическое планирование
по модулю «Основы иудейской культуры»

1

1

2

1

№
урока

Тема урока

1.

Россия – наша Родина.

2.

Введение в иудейскую
культуру.

3-4.

Тора.

5-6.

Патриархи еврейского
народа.

7-8.

Исход из Египта.
Дарование Торы на
горе
Синай.

9-10.

Пророки и праведники
в иудейской культуре.

Содержание урока
Формирование представлений о понятиях: Родина,
государство, государственные символы,
культурные традиции. Понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества.
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Президент.
Государственные символы. Духовный мир.
Культурные традиции.
понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о
традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России. Знакомство с
основными нормами религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
История возникновения и распространения
иудейской культуры. Введение в иудейскую
духовную традицию. Основы духовной
традиции иудаизма.
Взаимосвязь между иудейской культурой и
поведением людей. Культура и религия.
Определения основных понятий
иудейской культуры. Тора – главная книга
иудаизма. Сущность Торы.
«Золотое правило Гиллеля». Письменная и Устная
Тора. Классические тексты
иудаизма.
Евреи в Египте: от Йосифа
до Моше. История еврейского народа.
Жертва Авраама Богу.
Откуда пошли двенадцать колен
Израилевых. Кто такой Йосиф и почему его
называют Праведным и Прекрасным.
Что такое египетское рабство. Как младенец
Моше избежал неминуемой гибели.
Как Бог заставил фараона отпустить еврейский
народ. Каково значение Исхода в еврейской
истории. Как иудеи празднуют это событие. Как
и где Бог даровал евреям Тору. Как евреи
сделали себе идола. О сооружении Мишкана
О том, почему евреи сразу не
вошли в Землю Израиля.
Первый и последний пророк. Когда жили
пророки. Одно из пророчеств Ишаяу.
Кто из пророков возвестит о приходе Машиаха.
Кто такой праведник. О 36 праведниках, на
которых держится мир. Что такое хасидизм

Колич
ество
часов
1

1

2

2

2

2

11-12.

Иудейский храм.

13.

Иудейские праздники.

14.

Молитва.

15.

Добро и зло.

16-17.

18.

19-20.

Подведение итогов по
разделу.
Иудаизм в Росси.

Основные принципы
иудаизма.

21.

Милосердие.

22.

Традиции иудаизма в
повседневной жизни
евреев.
Заповеди.

23.

О семи заповедях сыновей Ноаха.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Где и когда был построен Храм.
При каком царе это произошло. Кто и когда
разрушил Первый и Второй Храм.
Что такое Стена Плача. Что такое синагога.
Почему синагог огромное множество, а Храм
только один. Об устройстве синагоги.
Кто такой раввин.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал. Какое место занимает
Суббота среди еврейских праздников.
Каковы ритуалы встречи Субботы и праздничной
трапезы.Что такое церемония авдалы.
Молитвы и благословение
в иудаизме. Что такое тфила. Каковы главные
иудейские молитвы. Что такое браха.
Сколько человек включает миньян.
Почему Тора запрещает смешивать лён с
шерстью.
Каковы животная душа и Божественная. Добро и
зло. Возникновение зла в мире.
Выступление обучающихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к
миру», «Мое отношение к людям», «Мое
отношение к России»,
Об иудаизме на территории России с
древнейших времён до XVII в.
О хасидизме в России.
Об иудаизме на территории России XVIII —
начала XXI в.
Какие бывают заповеди и сколько их.
Кто и как пытался свести множество заповедей
иудаизма к одной. О разных формулировках
принципов иудейской веры.
Об изменениях в понимании сути иудаизма в
XIX—XX вв.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Благотворительность и справедливость в иврите
.
Какую роль играют милосердие и
благотворительность в иудейской
традиции.
Как религия влияет на повседневную жизнь
иудеев. Каким законам подчиняется еврейская
кухня. Как одеваются религиозные евреи.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное
принятие заповедей. Какие обряды
сопровождают взросление мальчиков и девочек
Церемонии бар- и бат-мицвы и чем они
различаются. Как нееврею стать полноправным
Иудеем.

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

24.

Еврейский дом.

25.

Еврейский календарь.

26-27.

Еврейские праздники:
их
история и традиции.

28-29.

Семья в иудаизме.

30.

Любовь и уважение к
Отечеству.

31-33.

Итоговая презентация
творческих проектов
учащихся.

34.

Подведение итогов
курса.

ВСЕГО

Еврейский дом – еврейский мир:
знакомство с историей и традицией. Чем
еврейский дом отличается от других. Как
определить еврейский дом прямо с порога.
Чем отличается еврейский календарь от
общепринятого, григорианского. Когда
начинается год по еврейскому календарю. Когда
начинаются и заканчиваются сутки.
C какого дня ведётся отсчёт недели.
Как евреи поздравляют друг друга с новым
годом. Что такое Судный день.
Почему на Суккот строят шалаши. Что такое
чудо Хануки. Как евреи смеются над злодеем
Аманом. Что лежит на столе во время седера.
Почему праздник Дарования Торы называется
неделями.

1

Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Праматери еврейского народа. Какова самая
романтическая в Торе история любви. Кто
идеально выполнял заповедь «чти отца твоего и
мать твою». С какого документа начинается
еврейский брак и каким документом он может
закончиться.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Презентация творческих проектов на темы: «С чего
начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей
семьи в благополучие и процветание Отечества
(труд, ратный подвиг,
творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
Родины».
Выступление обучающихся со своими творческими
работами:
«Как я понимаю иудаизм»
«Значение религии в жизни человека и общества»,
«Памятники религиозной
культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

2

Презентация творческих проектов на тему «Диалог
культур
во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня
народов России и т.д.)

1

1

2

1

3

34

Тематическое планирование
по модулю «Основы светской этики»

№
урока

Тема урока

1

Россия - наша Родина.

2

Что такое светская этика?

3

Мораль и культура.

4

Особенности морали.

5-6

Добро и зло.

Содержание урока
Знакомство с основными нормами
светской и морали, понимание их
значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и
обществе; Знакомство с
общественными нормами
нравственности и морали.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия,
Отечество, патриот, президент,
духовные ценности»
Знать, понимать и принимать ценности:
Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций
многонационального народа России.
Формирование первоначальных
представлений о светской этике, Этика и
ее значение в жизни человека.
Знакомство с общественными нормами
нравственности и морали.
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура».
Иметь представления о светской этике и
её роли в истории и современности
России.
Знакомство с историей развития
представлений человечества о морали и
нравственности.
Знакомство с основами светской
морали, понимание ее значения в
выстраивании конструктивных
отношений в обществе.
Знакомство с историей развития
представлений человечества о морали и
нравственности.
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия основные особенности морали
как вида духовно-нравственной
культуры»
Готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному
саморазвитию.
Образцы нравственности в культурах
разных народов. Знакомство с
основными определениями понятий
этики, культуры, морали.
Самостоятельная работа «Выписать 2-3

Колич
ество
часов
1

1

1

1

2

предложения, которые показались
особенно важными»
Добродетели и пороки.

Знакомство с основными
определениями понятий этики,
культуры, морали.
Самостоятельная работа «Найти в тексте
два определения добродетели,
подчеркнуть их»

1

8-9

Свобода и моральный выбор
человека.

Знакомство с взаимосвязями между
культурными, моральными традициями
и поведением людей.
Самостоятельная работа «Выписать из
текста пособия, что предполагает
свободный выбор».

2

10

Свобода и ответственность.

1

11

Моральный долг.

12

Справедливость.

13

Альтруизм и эгоизм.

14

Что значит быть моральным?

Образование как нравственная норма.
Методы нравственного
самосовершенствования. Знакомство с
взаимосвязями между культурными,
моральными традициями и поведением
людей
Самостоятельная работа «Выписать из
текста пособия, что входит в отношения
ответственности»
нормах, социальной справедливости и
свободе.
Методика создания морального кодекса
в школе. Нормы морали. Анализируют
моральные и этические требования,
предъявляемые к человеку в светской
культуре и различных культурных, в
том числе религиозных традициях.
Самостоятельная работа «Составить
предложение со словом долг»
Анализируют моральные и этические
требования, предъявляемые к человеку в
светской культуре и различных
культурных, в том числе религиозных
традициях.
Самостоятельная работа «Составить
план статьи из пособия»
Анализируют моральные и этические
требования, предъявляемые к человеку в
светской культуре и различных
культурных, в том числе религиозных
традициях.
Самостоятельная работа «Найти и
выписать определения альтруизма и
эгоизма»
Анализируют моральные и этические

7

1

1

1

1

15

Дружба.

16

Творческие работы учащихся.

17

Презентация творческих работ.

18
19

Род и семья – исток
нравственных отношений
Нравственный поступок

21

Золотое правило
нравственности
Стыд, вина и извинения

22

Честь и достоинство

23

Совесть

20

требования, предъявляемые к человеку в
светской культуре и различных
культурных, в том числе религиозных
традициях.
Самостоятельная работа «Продолжить
предложение «Быть моральным – это
значит …»
Анализируют человеком важность
соблюдения человеком нравственных и
моральных норм.
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.

1

1

Выступления учащихся, презентация
творческих работ и их обсуждение.
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
Уметь слушать собеседника, вести
диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения
и право каждого иметь свою
собственную.
Род, фамилии, семья.
Самостоятельная работа
Поступок, нравственный поступок.
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Развитие этических чувств, как
регуляторов морального поведения.
Золотое правило нравственности
Самостоятельная работа
Стыд, вина.
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Развитие этических чувств, как
регуляторов морального поведения.
Честь, достоинство.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как
регуляторов морального поведения.
Совесть
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном

1

1
1

1
1

1

1

24

Нравственные идеалы

25

Нравственные идеалы

26

Образцы нравственности в
культуре Отечества

27

Этикет

28

Семейные праздники

29

Жизнь человека – высшая
нравственная ценность

сопровождении к уроку
Богатыри, правила честного поединка.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как
регуляторов морального поведения.
Рыцари, джентльмены, леди.
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Государство и мораль гражданина.
Труженик, патриот, воин, активист.
Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства.
Самостоятельная работа
Этикет, об одежде , о значении речи в
этикете, правила этикета.
Самостоятельная работа
Праздники, возникновение праздников.
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Жизнь человека.
Самостоятельная работа
Развитие этических чувств, как
регуляторов морального поведения.
Праздники как одна из форм
исторической памяти.

Духовные традиции
многонационального народа
России.
Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству.
31
Любовь и уважение к Отечеству Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
России.
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой
работы.
Участвуют в диспутах
32 -34 Итоговый урок
учатся слушать собеседника и излагать
своё мнение
Коллективная рефлексия,
предусмотренная в электронном
сопровождении к уроку
Итого 34 ч
30

1

1

1

1

1

1

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».