Рабочая программа Детская риторика 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Детская риторика»
1-4 класс

Планируемые результаты обучения
Результаты можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных
стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные результаты
– Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей и т.д.;
Метапредметные результаты
– Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах»;
«овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность
слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование
знаково-символических средств представления информации для решения учебных и
практических задач» и т.д.;
Предметные результаты
– Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению
задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и
литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися
постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и

неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является
формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного
общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,
громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,
рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном
тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях
общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является
формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности,
соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей
разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от
заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой
структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис
(то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на
правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и
учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи
своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам)
орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным
словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое
содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является
формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;

– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной
структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных
текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание
в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в
соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько
аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские),
обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис,
убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы
информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого
иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование
следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для
решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в
начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как
произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом
коммуникативной ситуации.

Содержание учебного курса
1 класс
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди
могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые
выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст
и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как
смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста
(жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому
(адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один
– один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и
непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего),
замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с
нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении.
Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).
Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.
Вежливый отказ.
3-й класс
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности
неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление планасхемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания
(повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста;
к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний,
предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые
дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной
речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.)
Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки
нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание
как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс

ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной)
ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с
использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь
синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы
выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы,
проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства:
факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в
рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей
как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях
своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.

Тематическое планирование
1 класс

№
п/п

№
Дата
урока проведения
в
урока
теме

Содержание занятия

I полугодие
1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

Вводный урок «Чтение – вот лучшее
учение».
Л.Толстой «Птичка в опасности»
Слова близкие по смыслу.
Последовательность событий. Заголовок.
Л.Толстой «Кукла»
Извлечение информации, заданной в
явном виде. Наблюдение над
лексическим значением слова.
по Е.Чарушину «Медведь»
Извлечение информации, заданной в
явном виде. Формулирование на основе
прочитанного несложных выводов.
Л.Толстой «Находчивая галка»
Последовательность событий. Заголовок.
Наблюдение над лексическим значением
слова.
Л.Толстой «Старик сажал яблони…»
Главная мысль текста. Один и много.
Звукобуквенный анализ слова.
по Е.Чарушину «Лиса»
Упражнения в правильном чтении.
Последовательность событий. Значение
слова.
А.Тихонов «Скворец-певец»
Наблюдение над лексическим значением
слова. Заголовок. Подбор предложений к
схеме.
А.Тихонов «Весна в степи»
Тема текста. Замена предложений
аналогичными по смыслу предложениями.
Л.Толстой «По грибы»
Извлечение информации, заданной в
явном виде. Слова со сходным значением.
по Е.Чарушину «Слон»
Сравнение. Конструирование
словосочетаний. Деление слов на слоги.
Выбор иллюстрации, соответствующей
содержанию текста.
Я.Тайц «Гуси»
Главные герои. Извлечение информации,
заданной в явном виде. Образование
слов.Один-много.
А.Тихонов «Весна в степи»
Главная мысль. Заголовок. Картинкиребусы. Упражнения в правильном
чтении.

Кол-во
часов

16
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Вид
контроля

14

14

15

15,16

С.Сахарнов «Кит на берегу»
Заголовок. Главные герои.
Конструирование предложений.
Творческая мастерская.
II полугодие

16

1

17

2

18

3

19

4

20

5

21

6

22

7

23

8

24

9

25

10

26

11

Я.Тайц «Всё здесь»
Диалог. Конструирование предложений.
Интонация. Деление слов для переноса.
В. Осеева «Просто старушка»
Главная мысль. Извлечение из текста
информации, данной в неявном виде.
Последовательность событий. Одинмного.
Я.Тайц «По пояс»
Упражнения в чтении. Конструирование
предложений по схеме. Участники
диалога. Орфографическая работа.
С.Редозубов «Зимой»
Главная мысль. Извлечение из текста
информации, данной в неявном виде.
Орфографическая работа.
Последовательность событий.
По материалам энциклопедии «Хочешь
знать почему» «Почему с тополей
падает «снег?»
Сравнение. Нахождение слов со сходным
значением. Орфографическая работа.
Я.Тайц «Куры»
Конструирование кратких ответов.
Конструирование предложений из слов.
Замена предложений аналогичными по
смыслу предложениями.
А.Тихонов «Вороны»
Извлечение из текста информации,
данной в неявном и явном виде.
Орфографическая работа.
Я.Тайц «По грибы»
Слова противоположные по значению.
Главная мысль. Последовательность
событий. Орфографическая работа.
В.Осеева «Три товарища»
Тема текста. Извлечение из текста
информации, данной в неявном и
явном виде. Главная мысль. Один-много.
По И.Шустовой «Собаки»
Выбор иллюстрации, соответствующей
содержанию текста. Конструирование
предложений. Заголовок. Слова близкие
по значению.
По Н.Юрцевичу «Муравьи»

1

2
17
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Заголовок. Главная мысль. Извлечение из
текста информации, данной в неявном
и явном виде. Выбор иллюстрации,
соответствующей содержанию текста.
По Н.Юрцевичу «Интересные камни»
Извлечение из текста информации,
данной в неявном и явном виде.
Умение приводить примеры поступков,
подтверждающих характеристику героя.
Орфографическая работа.
Итоговая комплексная
диагностическая работа
Разбор ошибок

27

12

28

13

29

14

30

15,16

31

17

1

итоговый
контроль

1
1

Творческая мастерская

2

Итоговое занятие «Как хорошо уметь
читать!» Мои достижения. Какая польза
от чтения.
Итого:

1

33

2 класс
Содержание

№ п/п

Тема занятия

Количество
часов
1

1

Что такое успешное общение.

Чему учит риторика. Что такое
успешное общение.

2-4

Наука риторика. Компоненты
речевой ситуации: кто
(адресант) – кому (адресат)
что(содержание высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.

Речевая
(коммуникативная) 3
ситуация. Кто (адресант) говорит
(пишет) – кому (адресат) – что – с
какой целью. Речевые роли (в
семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в
быту(обыденное– повседневное);
общение личное: один – один (два
– три).
Речевая деятельность. Четыре
вида
речевой
деятельности.
Говорить
–
слушать,
их
взаимосвязь. Писать – читать, их
взаимосвязь.

5-8

Темп. Громкость.
То же слово, да не так бы
молвить (тон речи).
Настроение, чувства и тон
говорящего. Мимика, жесты,
поза. Говорящий взгляд.

Говорение.
Основной
тон, 4
смысловое
ударение,
темп,
громкость
высказывания;
их
соответствие речевой задаче.
Особенности употребления
несловесных средств.

9-13

Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!

Слушание.
Приёмы 5
слушания:
фиксация
темы

Слушаем и стараемся понять,
выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем
на уроке, слушаем целый день!
Вежливая просьба.
Скрытая просьба.

(заголовка)
высказывания
непонятных слов.

16-17

О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…

Знакомство с вариантами
оформления текста на письме.
Связь оформления и смысла
текста.

18-20

Тема, основная мысль,
заголовок. (Повторение)
Опорные слова.

Тематическое
единство
как 3
признак текста. Типы заголовков.
Основная
мысль
текста.
Структурно-смысловые части в
разных текстах.

21-23

Подробный пересказ.
Краткий пересказ.
План.

Понятие о пересказе. Подробный
пересказ
(устный).
Краткий 3
пересказ
(устный).
Способы
сжатия текста. Чтение. Изучающее
чтение. Приёмы чтения учебного
текста: постановка вопроса к
заголовку
и
от
заголовка,
выделение ключевых слов (в связи
с пересказом).

24-25

Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ.

Речевой
этикет.
Способы 2
выражения
вежливой
речи.
Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные
речевые
жанры.
Просьба.
Скрытая
просьба.
Приглашение.Согласие.
Вежливый отказ.

26

Типы текстов

Типы текстов. Смысловые части 1
рассуждения. Пример и правило в
рассуждении.
Описание в учебной речи, его
цель, основные части. Описание в
объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.

14-15

и

Речевой
этикет.
Способы 2
выражения
вежливой
речи.
Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные
речевые
жанры.
Просьба.
Скрытая
просьба.
Приглашение.Согласие.
Вежливый отказ.
2

27-29

Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.

Рассуждения с целью объяснения 3
или доказательства. Основная
мысль (тезис) в рассуждении.
Смысловые части рассуждения.
Пример и правило в рассуждении.

30-31

Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении,
загадки-описания, сочини
загадку.

Описание в учебной речи, его 2
цель, основные части. Описание в
объявлении. Описание-загадка.

32-33

Было или придумано,
части рассказа.
Хочу вам рассказать
Повторение и обобщение
итого

Невыдуманный рассказ, его
структура.

2

РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

1
34ч

34

№

1
2
3
4

3 класс
Содержание

Тема урока

Наука риторика.
Проверь себя.
Что мы помним о
речевой ситуации.
Твои речевые роли
( Повторение)
С какой целью?
Зачем?
( Задачи общения)

5

Неподготовленная
речь.

6
7

Подготовленная речь.
Приёмы подготовки

8
9

Говорим подробно,
кратко.

10

Похвала
( комплимент)

ОБЩЕНИЕ ( I часть-17 часов)
НАУКА РИТОРИКА
рассказывать о науке риторике, её задачах, значении
в жизни людей.
называть свои речевые роли в разных ситуациях
общения.
приводить примеры успешного общения в жизни
людей и в литературных произведениях.
Называть задачи общения. Называть некоторые
коммуникативные профессии. Уметь
реализовывать высказывание с учётом
коммуникативной задачи.
Учимся говорить
Различать подготовленную и неподготовленную
речь .
Особенности неподготовленной речи.
Называть приёмы подготовки устного
высказывания. Демонстрировать уместное
использование приёмов подготовки, которые важны
с точки зрения достижения задачи высказывания.
Приводить примеры
ситуаций, когда следует
говорить подробно, а когда- кратко.
ПОХВАЛА ( КОМПЛИМЕНТ)
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и
отобранных средств выражения .
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии
с коммуникативной ситуацией.
СЛУШАЕМ,

ВДУМЫВАЕМСЯ

Кол-во
часов

1
1
1
1

1

2

1

1

11

Слушаем,
вдумываемся.

12

Слушаем по- разному

13

Читаем учебные
тексты.

14

Учимся писать,
редактировать.
Как исправить текст?
( Правка текста)

Называть задачи слушания.
Формулировать свою задачу как слушателя в
конкретной ситуации.
Демонстрировать уместное использование
сигналов внимательного слушателя .
Демонстрировать использование приёмов
слушания, эффективных в предложенных
риторических задачах.
Оценивать свои особенности как слушателя .
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ,
ПИСАТЬ
Анализировать роль различных выделений в
учебных текстах .
Перерабатывать прочитанный учебный текст,
определяя его тему, основную мысль, составляя
план.
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

1

1

1

1

приёмы редактирования (вставка; замена слова,
словосочетания и т.д.; исключение ненужного и
т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь
изученными приёмами.
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Что такое вежливость. Давать определение вежливости.

1

17

Добрые слова-добрые
дела.

1

18

Проверь себя. Тексты
разные нужны.

Понимать необходимость добрых дел,
подтверждающих добрые слова.
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные
тексты. Характеризовать разные тексты с точки
зрения их коммуникативных задач, сферы
употребления.

19

Диалог и монолог.

Различать диалог и монолог.
Анализировать диалог и монолог с точки зрения
речевого поведения коммуникантов.

1

15

16

20

Пиши правильно!

21

Произноси
правильно!

22

Употребляй слова
правильно!

1

1

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Объяснять, как нарушение норм мешает
взаимопониманию, успешному общению.

1

Определять, как нарушение норм характеризует
говорящего или пишущего.

1

Демонстрировать умение пользоваться
орфографическим, орфоэпическим и толковым
словарём .

1

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
Определять способы сжатия текста при сравнении с
исходным: способ исключения подробностей и
способ обобщённого изложения текста .

23

Пересказ.

24

Выбери нужное (
выборочной пересказ)

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом
исключения подробностей и способом обобщения.
Выделять в исходном тексте материал,
относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый)
пересказ на основе произведённой выборки частей
текста.

1

25

Цитата в пересказе.

Определять
необходимость
и
уместность
использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.

1

26

Кратко о книге (
аннотация)

Определять в аннотации те части, в которых сжато
говорится об авторе, событиях, героях книги.

1

27

Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю
кому? Чего? Как?

28

С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8
Марта!

29

Рассуждение,
вывод в рассуждении.

30

Правило и цитата в
доказательстве.

31

Сравни и скажи

32

Правила сравнения.

33

Как строятся
сравнительные
тексты.

34

Риторический
праздник.

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
Анализировать структуру поздравления – устного и
письменного.
Оценивать поздравление с точки зрения его
соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и
письменной форме с праздником (с днём рождения,
успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
Анализировать известные структуры рассуждений,
в том числе рассуждение с выводом.
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении .
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и
цитатами как доказательствами.
Анализировать сравнительные описания, их
структуру.
правила сравнения . Реализовывать сравнительные
описания сходных предметов, понятий с учётом
задачи сравнения.
Определять способ построения сравнительного
описания: последовательное или параллельное
сравнение.
Реализовывать сравнительное описание разными
способами .
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Реализовывать изученные типы текстов, речевые
жанры .
Разыгрывать риторические игры.

1

1

1

1

1

1
1

1

1

4 класс
№

Тема урока

1-2

Речевая ситуация.
Учитывай, с кем,
почему, для чего
…ты общаешься.

3

7

Улыбнись улыбкою
своею (улыбка как
важное несловесное
средство общения).
Особенности
говорения. Речевые
отрезки и паузы.
Успокоить, утешить
словом.
Утешить – помочь,
утешить –
поддержать.
Какой я слушатель.

8

Я – читатель.

9-10

Типы текстов

11

Яркие признаки
текста.
Абзацные отступы,
завершающий
абзац.
Запретпредостережение,
запрет – строгий и
мягкий.
Знаки вокруг нас,
дорожные знаки.
Знаки-символы и
знаки-копии.
Опорные
конспекты.
Составляем
опорный конспект.
Описание – деловое
и художественное.

4

5
6

12

13

14
15
16
17
18

Содержание
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта
речевой (коммуникативной) ситуации для
успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение
для получения информации.
Улыбка как этикетное средство общения, ее
значение. Улыбка в жизни помогает.

Кол-во
часов
2

1

Особенности употребления несловесных средств.
Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова.
Вежливая речь (повторение). Речевые привычки.
Утешение. Сочувствие. Способы выражения.
Утешение. Сочувствие. Способы выражения.

1

Приемы слушания: составление опорного
конспекта как кодирование услышанного с
использованием таблиц, схем, рисунков,
символов. Оцениваем слушателя.
Приемы слушания: составление опорного
конспекта как кодирование прочитанного с
использованием таблиц, схем, рисунков,
символов. Оцениваем читателя.
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в
общении.
Тематическое единство как признак текста. Типы
заголовков. Основная мысль текста.
Структурно-смысловые части в разных текстах.

1

Речевые привычки. Строгий и мягкий запреты.
Запрещаю – предостерегаю.

1

Система знаков, окружающих человека.

1

Система знаков, окружающих человека.

1

Оцениваем и составляем опорный конспект.

1

Оцениваем и составляем опорный конспект.

1

Деловое (научное) и художественное описание.
Описание в разговорном стиле с элементами
художественного стиля. Словарная статья.

1

1
1

1

2
1
1

19

Вежливая оценка.

20

23-24

Скажи мне, почему;
аргументы
(рассуждение).
Во-первых, вовторых, в-третьих
…
Вступление и
заключение.
Словарная статья.

25

Рассказ.

26
27

Хочу рассказать.
Служба новостей,
что такое
информация.
Газетная
информация, факты,
события и
отношение к ним.
Информационные
жанры: хроника,
заметка.
Подпись под
фотографией.
Говорю, пишу,
читаю, слушаю.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и
слова вежливости.
Этикетные диалоги,
речевые привычки.

21

22

28

29

30
31
32
33
34

Речевые привычки. Вежливая речь (повторение).
Способы выражения вежливой оценки.
Рассуждение: тезис и вывод.

1

Доказательства: факты (научные, житейские),
ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в
рассуждении.
Вступление и заключение, их роль.

1

Словарная статья в толковом и в других словарях.
Особенности словарных статей как
разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура,
особенности.
Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Что такое информация?

2

Газетные информационные жанры.

1

Хроника. Информационная заметка.

1

Фотография в газетном тексте, подпись к
фотографии.
Особенности неподготовленной (спонтанной)
речи.
Речевые жанры.
Этикетные жанры и диалоги. Слова вежливости.

1

Редактирование и взаиморедактирование
письменной речи. Подготовленная речь
(успешная, эффективная, красноречивая)

1

1

1

1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».