Рабочая программа Информатика в играх и задачах 2-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Информатика в играх и задачах»
1-4 класс

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных
технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Предметные результаты:
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить лишний предмет в группе однородных;
давать название группе однородных предметов;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
количество элементов и т. д.);
находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
называть последовательность простых знакомых действий;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим
группам;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса
(группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из
этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких
предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные
заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять
короткие цепочки правил «если …, то …».

Содержание курса
1 класс (33ч) – 2-й класс (34 ч)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение
последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в
последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам.
Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с
указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск
путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение
отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим
группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число
элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний,
определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов:
блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск
ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные
общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим
названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у
разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами
(объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах.
Деревья.
Модели в информатике (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение
задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса
(группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой
области.
4-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное
число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса
объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного
объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах,
удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил
вывода. Простейшие «и-или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный
состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения.
Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к
алгоритмам, объектам и др.)
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих
составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких
предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные
заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».

2 класс
№
урока

Тема урока

1.

Признаки предметов.

2.

Описание предметов.

3.

Состав предметов.

4.

Действия предметов.

5.

Сравнение предметов.

6.

Симметрия

7.

Разбиение предметов на группы.

8.

Координатная сетка.

9.

Описание предметов.

10.

Контрольная работа.
Отличительные признаки и
составные части предметов.

Содержание урока
Выделение признаков
предметов.
Узнавание предметов по
заданным признакам.
Разбор составных частей
предметов.
Разбиение предметов на
группы по заданным признакам.
Сравнение двух или более
предметов.
Описывать предметы через их
признаки, составные части,
действия.
Разбиение предметов на
группы по заданным признакам.
Находить объединение и
пересечение наборов предметов.
Выделение признаков
предметов, узнавание предметов
по заданным признакам.
Контроль знаний
обучающихся.

Колич
ество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

11.
12.

Отличительные признаки и
составные части предметов.
Действия предметов.

Выделение признаков
предметов.
Разбиение предметов на
группы по заданным признакам.
Выполнение обратных
действий предметов.
Последовательность событий.
Выполнение последовательности
событий.
Выявление
последовательности состояний в
природе.
Составление линейных
планов действий.
Поиск ошибок в
последовательности действий.
Знакомство со способами
записи алгоритмов.
Знакомство с ветвлениями в
алгоритмах.
Контроль знаний
обучающихся.
Последовательность
действий. Выполнение
последовательности действий.
Высказывания и множества.

1
1

13.

Обратные действия.

14.

Последовательность событий.

15.

Последовательность состояний в
природе.

16.

Линейные планы действий.

17.
18.

Ошибки в последовательности
действий.
Алгоритм.

19.

Ветвление.

20.
21.

Алгоритмы. Контрольная
работа.
План действий и его описание.

22.

Множество.

23.

Элементы множества.

Вложенные множества.

1

24.

Способы задания множества.

1

25.

Сравнение множеств.

26.

Пересечение множеств.

27.

Объединение множеств.

28.

Множества. Контрольная
работа.
Логика.

Основные способы задания
множества. Их виды.
Поиск отличительных
признаков множеств.
Задачи на пересечение
множеств.
Задачи на объединение
множеств.
Контроль знаний
обучающихся.
Логические рассуждения и
выводы.
Истинность и ложность
высказываний.
Построение отрицания
высказываний.
Поиск путей на простейших
графах, подсчет вариантов.
Контроль знаний
обучающихся.
Коррекция знаний
обучающихся.
итого

29.

31.

Высказывание. Понятия
«истина» и «ложь».
Отрицание.

32.

Графы. Деревья.

33.

Логика. Контрольная работа.

34.

Работа над ошибками

30.

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

3 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13

14

15
16

17

Тема урока

Содержание урока

Раздел 1. АЛГОРИТМЫ (10 часов)
Алгоритм как план
Введение. Алгоритм
действий, приводящих к
заданной цели
Формы записи алгоритмов:
Схема алгоритма
блок-схема, построчная запись
Ветвление
Выполнение алгоритма.
в алгоритме
Составление алгоритма
Выполнение алгоритма.
Цикл в алгоритме
Составление алгоритма. Поиск
ошибок в алгоритме
Алгоритмы
Линейные, ветвящиеся,
с ветвлениями и циклами
циклические алгоритмы
Закрепление ЗУН по теме
Составление алгоритма.
«Алгоритмы». Тренажер (ПК)
Поиск ошибок в алгоритме
Подготовка
Составление алгоритма.
к контрольной работе по теме
Поиск ошибок в алгоритме
«Алгоритмы»
Контрольная работа по теме
Выполнение контрольной
«Алгоритмы»
работы
Анализ контрольной работы.
Составление алгоритма.
Работа над ошибками
Поиск ошибок в алгоритме
Повторение
по теме «Алгоритмы»
Раздел 2. ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ (7 часов)
Объекты. Состав и действия
Составление алгоритмов
объектов
Общие названия и
Группа объектов. Общее название
отдельные объекты. Разные
объекты с общим названием
Разные общие названия
одного отдельного объекта.
Общие свойства объектов группы.
Состав и действия объектов с
Особенные свойства объектов группы
одним общим названием.
Отличительные признаки
Единичное имя объекта.
Значения отличительных
Отличительные признаки объектов.
признаков (атрибутов) у
Подготовка к контрольной работе по
разных объектов в группе.
теме «Объекты»
Имена объектов
Контрольная работа по теме
Выполнение контрольной
«Объекты»
работы
Анализ контрольной
Выполнение работы над
работы (работа над
ошибками
ошибками)
Разные объекты с общим
Повторение по теме «Объекты»
названием. Разные общие
названия одного отдельного

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1
1

1

18

19

20

21

22

23
24
25
26

27

28

29
30

31

32

объекта. Состав и действия
объектов с одним общим
названием.
Отличительные признаки
(атрибуты) у разных объектов
в группе. Имена объектов
Раздел 3. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов)
Понятия множество,
Множество. Число элементов
подмножество. Высказывания
множества. Подмножество
со словами «все», «не все»,
«никакие»
Отношения между
Элементы, не принадлежащие
множествами (объединение,
множеству. Пересечение множеств
пересечение, вложенность)
Отношения между
Пересечение
множествами (объединение,
и объединение множеств
пересечение, вложенность)
Истинность высказывания.
Отношения между
Отрицание. Истинность высказываний множествами. Истинность
со словом «не»
высказываний со словом «не»
Отношения между
Истинность высказываний со
множествами. Истинность
словами «и», «или»
высказываний со словами «и»,
«или»
Графы и их табличное
Граф. Вершины и ребра графа
описание
Граф с направленными ребрами
Пути в графах. Деревья
Подготовка
Выполнение заданий по
к контрольной работе по теме
изученному материалу
«Множество»
Контрольная работа по теме
Выполнение контрольной
«Множество»
работы
Анализ контрольной работы.
Работа над ошибками.
Выполнение работы над
Повторение
ошибками
по теме «Множество»
Раздел 4. МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ (7 часов)
Игры. Анализ игры с
Аналогия
выигрышной стратегией.
Понятие аналогии
Понятие закономерности.
Закономерность
Решение задач на
закономерности
Решение задач
Аналогичная закономерность
по аналогии
Аналогичные
закономерности.
Аналогичная закономерность
Решение задач
по аналогии
Подготовка
Решение задач,
к контрольной работе по теме
составление задач

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1

1

33
34

«Аналогия»
Контрольная работа по теме
«Аналогия». Выигрышная стратегия
Анализ контрольной работы.
Повторение. Выигрышная стратегия

Выполнение контрольной
работы
Выполнение работы над
ошибками, заданий по
изученным темам

1
1
34
часа

Всего

4класс
№ урока

Тема урока

Содержание
урока

1,2.

3.

4.
5.

6.

7.
8.

9

10

11
12

Команды (8ч.)
Ветвление в построчной записи
алгоритма («Команда «ЕСЛИ-ТО»,
«Команда «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ»)
Цикл в построчной записи алгоритма
(«Команда «Повторяй»)

Вложенные алгоритмы.

. Циклы: повторение
указанное число раз; до
выполнения заданного
условия; для перечисленных
параметров..
Алгоритм с параметрами («СловаАлгоритмы с
актеры»)
параметрами.
Пошаговая запись результатов
Выполнение алгоритмов с
выполнения алгоритма («Выполняй и
ветвлениями, с
записывай»)
повторениями, с
параметрами, обратные
заданному.
Подготовка к контрольной работе.
Выполнение и
составление алгоритмов
разных видов.
Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
Работа над ошибками. Составление
Составление смешанных
смешанных алгоритмов.
алгоритмов.
Группы (классы) объектов (8ч.)
Общие свойства и отличительные
Составные объекты.
признаки группы объектов («Что такое?
Кто такой?»)
Схема состава объекта. Адрес
Составные объекты.
составной части («В доме - дверь, в двери Отношение «состоит из».
- замок»)
Массив объектов на схеме состава
Схема (дерево) состава.
(«Веток много, ствол один»)
Признаки и действия объекта и его
Адреса объектов. Адреса
составных частей («Сам с вершок, голова компонентов составных
с горшок»)
объектов. Связь между составом
сложного объекта и адресами

Количест
во часов
2

1

1
1

1

1
1

1

1

1
1

13

14
15
16

17

18

19

20
21

22

23

24
25
26

27

28

его компонентов.
Подготовка к контрольной работе.
Упражнения в установлении
связи между составом сложного
объекта и адресами его
компонентов
Контрольная работа № 2 «Группы объектов».
Работа над ошибками
Имена объектов. Обобщение
Обобщение пройденного
пройденного материала
материала.
Логические рассуждения (10ч.)
Множество. Подмножество.
Связь операций над
Пересечение множеств («Расселяем
совокупностями
множества»)
(множествами)и логических
операций.
Истинность высказываний со словами
Определение истинности
«НЕ», «И», «ИЛИ» («Слова «НЕ», «И»,
высказываний со словами
«ИЛИ»)
«НЕ», «И», «ИЛИ».

1

1
1
1

1

1

Описание отношений между объектами с Построение графов по
помощью графов («Строим графы»)
словесному описанию
отношений между
предметами или существами.
.
Пути в графах («Путешествуем по
Построение и описывание
графу»)
пути в графах.
Высказывания со словами «НЕ», «И»,
Выделять часть рёбер графа
«ИЛИ» и выделение подграфов («Разбираем по высказыванию со словами
граф на части»)
«НЕ», «И», «ИЛИ».
Запись выводов в виде
правил «если …, то …»; по
заданной ситуации
составлять короткие цепочки
правил «если …, то …».
Схема рассуждений («Делаем выводы») Составление схем
рассуждений из правил
«если …, то …» и делать с их
помощью выводы.
Подготовка к контрольной работе
Построение графов.
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
Работа над ошибками. Решение трудных
Решение трудных задач.
задач.
Применение моделей (схем) для решения задач 8ч)
Составные части объектов. Объекты с
Придумывание и описание
необычным составом
предметов с необычным
составом и возможностями
Действия объектов. Объекты с
Поиск действий с
необычным составом и действиями («Что
одинаковыми названиями у
стучит и что щекочет?»)
разных предметов.
Придумывание и описание

1

1
1

Правило «если-то»

1

1

1
1
1

1

29

30

31
32
33
34

объектов с необычными
признаками.
Признаки объектов. Объекты с
Поиск действий с
1
необычными признаками и действиями («У одинаковыми названиями у
кого дом вкуснее?»)
разных предметов.
Придумывание и описание
объектов с необычными
признаками.
Объекты, выполняющие обратные
Описание с помощью
1
действия. Алгоритм обратного действия
алгоритма действия,
(«Все наоборот»)
обратного заданному.
Подготовка к контрольной работе
Работа с алгоритмами.
1
1
Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения
задач».
Работа над ошибками. Выигрышная
Работа над ошибками.
1
стратегия.
Обобщающий урок за курс 4 класса.
Урок – игра.
1
Итого: 34 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».