Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 31.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Информатика и ИКТ» 2-4 класс Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. Предметные результаты 1. Модуль «Знакомство с компьютером». В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать: как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе; для чего нужны основные устройства компьютера; уметь: пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними. 2. Модуль «Создание рисунков». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: вполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера. 3. Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок. В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения и создавать их при помощи компьютера. 4. Модуль «Создание проектов домов и квартир». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные операции при проектировании домов квартир с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный проект и вносить в него изменения. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера. 5. Модуль «Создание компьютерных игр». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: выполнять основные орерации при создании компьютерных игр с помощью одной из программ; сохранять созданные игры и вносить в них изменения. При выполнении проектных заданий щкольники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать ее при помощи компьютера. 6. Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). В результате изучения данного модуля учащиеся должны знать: что такое полное имя файла; уметь: создавать папки (каталоги); удалять файлы и папки (каталоги); копировать файлы и папки (каталоги); перемещать файлы и папки (каталоги). 7. Модуль «Создание текстов». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв. Привыполнениипроектных заданий школьники будут учиться: подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; составлять тексты при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление. 8. Модуль «Создание печатных публикаций». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться: красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы; составлять печатные публикации при помощи компьютера. 9. Модуль «Поиск информации». В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь: искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковх систем; искать, находить и соранять изображения, найденные с помощью поисковых систем. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например при создании печатных или электронных публикаций. Содержание курса Приводится помодульное тематическое планирование с условием использования конкретных компьютерных программ. Перечень операций, осваиваемых школьниками в других компьютерных программах, может отличаться от изложенного в данном планировании. Тема Число Основные виды учебной часов деятельности учащихся Модуль «Знакомство с компьютером» Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. 26 Искать сходство и различия в Компьютеры в школе. Правила поведения в материальных и информационных компьютерном классе. Основные устройства технологиях. Рассуждать об компьютера. Компьютерные программы. изменении в жизни людей и о новых Операционная система. Рабочий стол. профессиях, появившихся с Компьютерная мышь. Клавиатура. изобретением компьютера. Сводить в Включение и выключение компьютера. таблицу устройства для ввода и Запуск программы. Завершение выполнения вывода информации разного вида. программы. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. Модуль «Создание рисунков» Компьютерная графика. Примеры 8 Выбирать жизненную ситуацию для графических редакторов. Панель выполнения итоговой творческой инструментов графического редактора. работы или придумывать свою. Основные операции при рисовании: Сравнивать панель инструментов рисование и стирание точек, линий, фигур. программы на компьютере с Заливка цветом. Другие операции. примером панели инструментов в учебнике. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Создание мультфильмов и живых картинок» Анимация. Компьютерная анимация. 9 Выбирать жизненную ситуацию для Основные способы создания компьютерной выполнения итоговой творческой анимации: покадровая рисованная анимация, работы или придумывать свою. конструирование анимации, Выполнять операции на компьютере, программирование анимации. Примеры относящиеся к изучаемой технологии программ для создания анимации. Основные (например, выбор фона, предметов, операции при создании анимации. Этапы персонажей, анимация персонажей, создания мультфильма. создание титров, сохранение и редактирование мультфильмов). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Создание проектов домов и квартир» Проектирование. Компьютерное 12 Выбирать жизненную ситуацию для проектирование. Интерьер. Дизайн. выполнения итоговой творческой Архитектура. Примеры программ для работы или придумывать свою. проектирования зданий. Основные операции Сравнивать панель инструментов при проектировании зданий: обзор и осмотр программы на компьютере с проекта, создание стен, создание окон и примером панели инструментов в дверей, установка сантехники и бытовой учебнике. техники, размещение мебели, выбор цвета и Выполнять операции на компьютере, вида поверхностей. относящиеся к изучаемой технологии (например, обзор и осмотр проектов, создание стен, окон и дверей, установка бытовой техники, размещение мебели, выор цвета и вида поверхностей, сохранение и редактирование проектов домов или квартир). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Создание компьютерных игр» Компьютерные игры. Виды компьютерных 13 Выбирать жизненную ситуацию для игр. Порядок действий при создании игр. выполнения итоговой творческой Примеры программ для создания работы или придумывать свою. компьютерных игр. Основные операции при Выполнять операции на компьютере, конструировании игр: создание или выбор относящиеся к изучаемой технологии фона, карты или поля, выбор и размещение (например, выбор фона, мест старта предметов и персонажей. Другие операции. и финиша главного персонажа, выбор набора противников, препятствий и бонусов и мест их расположения, сохранение и редактирование игр). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)» Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. 2 Создавать папки (каталоги). Удалять, Размер файла. Сменные носители. Полное копировать и перемещать файлы и имя файла. Операции над файлами и папки (каталоги). папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами). Модуль «Создание текстов» Компьютерное письмо. Клавиатурные 8 Выбирать жизненную ситуацию для тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры выполнения итоговой творческой клавиатурных тренажёров и текстовых работы или придумывать свою. редакторов. Правила клавиатурного письма. Выполнять операции на компьютере, Основные операции при создании текстов: относящиеся к изучаемой технологии набор текста, перемещение курсора, ввод (например, набор текста, прописных букв, ввод букв латинского перемещение курсора, вырезание, алфавита, сохранение текстового документа, копирование и вставка текста, выбор открытие документа, создание нового шрифта, размера и начертания документа, выделение текста, вырезание, символов, организация текста, копирование и вставка текста. Оформление сохранение и редактирование текста. Выбор шрифта, размера, цвета и текстовых документов). начертания символов. Организация текста. Создавать проект (эскиз или план) Заголовок, подзаголовок, основной текст. итоговой творческой работы. Выравнивание абзацев. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Создание печатных публикаций» Печатные публикации. Виды печатных 8 Выбирать жизненную ситуацию для публикаций. Текстовые редакторы. выполнения итоговой творческой Настольные издательские системы. Примеры работы или придумывать свою. текстовых редакторов и настольных Выполнять операции на компьютере, издательских систем. Иллюстрации в относящиеся к изучаемой технологии публикациях. Схемы в публикациях. (например, дополнение текстов Некоторые виды схем: схемы отношений; иллюстрациями, схемами, схемы, отражающие расположение и таблицами, сохранение и соединение предметов; схемы, отражающие редактирование печатных происходящие изменения, порядок действий. публикаций). Таблицы в публикациях. Столбцы и строки. Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Создание электронных публикаций» Электронные публикации. Виды 8 Выбирать жизненную ситуацию для электронных публикаций: презентации, выполнения итоговой творческой электронные учебники и энциклопедии, работы или придумывать свою. справочные системы, страницы сети Выполнять операции на компьютере, Интернет. Примеры программ для создания относящиеся к изучаемой технологии электронных публикаций. Гиперссылки в (например, добавление в тексты с публикациях. Создание электронной иллюстрациями, схемами и публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций. таблицами гиперссылок, звуков, музыки, анимации, видео, сохранение и редактирование электронных публикаций). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. Модуль «Поиск информации» Источники информации для компьютерного 8 Выбирать жизненную ситуацию для поиска: компакт-диски CD («си-ди») или выполнения итоговой творческой DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, работы или придумывать свою. постоянная память компьютера. Способы Выполнять операции на компьютере, компьютерного поиска информации: относящиеся к изучаемой технологии просмотр подобранной по теме информации, (например, выполнение запросов по поиск файлов с помощью файловых ключевым словам, выбор менеджеров, использование средств поиска в подходящей информации из электронных изданиях, использование результатов поиска, сохранение специальных поисковых систем. Поисковые найденных и выбранных текстов и системы. Примеры программ для локального изображений). поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Создавать проект (эскиз или план) Поисковые запросы. Уточнение запросов на итоговой творческой работы. поиск информации. Сохранение результатов Выполнять итоговую творческую поиска. Поиск изображений. Сохранение работу, используя освоенные найденных изображений. операции. Тематическое планирование 1 класс № урока Тема урока Содержание Кол-во часов Свойства предметов (8ч) 1. Цвет предметов. Выделение признаков предметов. 1ч 2. Форма предметов. 1ч 3. 4. Размер предметов. Название предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. С Сравнение двух или более предметов Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. 5. Признаки предметов. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. 1ч 6. 6. Состав предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. 1ч 7. Контрольная работа «Свойства предметов». Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более 1ч 1ч 1ч предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Анализ контрольной работы . Заключительное повторение «Птичий рынок». 8. Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками. 1ч Действия предметов (7ч) 9. Понятия «равно», «не равно». Последовательность действий. 10. Понятия «больше», «меньше». Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Последовательность действий. 1ч 1ч 11. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». 12 Действия предметов. Поиск ошибок в последовательности действий. 1ч 13 Последовательность событий. Выполнение последовательности действий. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. 1ч 14 Контрольная работа. « Действия предметов» 1ч 1ч Множества(11ч) 16 Цифры. Последовательность действий. 1ч 17 Возрастание, убывание Последовательность действий. 1ч 18 Множества. Элементы множеств. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. 1ч 19 Способы задания множества. Построение отрицания простых высказываний. 1ч 20 Сравнение множеств. Высказывания и множества 1ч 21 Отображение множеств. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. 1ч 22 Кодирование. Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. 1ч 23 Симметрия. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. 1ч 24 Контрольная работа. « Множества» Высказывания и множества. Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей. 1ч 26 Заключительное повторение «Цирк». Построение отрицания простых высказываний. 1ч Понятия « истина и ложь» (8ч) 27 Отрицание. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. 1ч 28 Понятие «истина», «ложь». Истинность и ложность высказываний 1ч 29 Понятие «дерево». 1ч 30 Графы. 31 Комбинаторика. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Логические рассуждения и выводы. 32 Контрольная работа. « Понятия « истина» и «ложь». 33 Анализ контрольной работы. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов Итого Тематическое планирование 2 класс № Тема Кол-во часов Модуль «Знакомство с компьютером» 26 1 Правила поведения и ТБ в компьютерном классе. 1 2 Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. 1 3 Основные устройства компьютера. 1 4 Компьютерные программы. 1 5 Операционная система. 1 1ч 1ч 1ч 1ч 33ч 6 Рабочий стол. 1 7 Компьютерная мышь и ее назначение. 1 Действия с компьютерной мышью. 8 Использование главной кнопки мыши. 1 9 Использование второй кнопки мыши. 1 10 Перетаскивание с помощью мыши. 1 11 Рисование с помощью мыши. 1 12 Движущие графические объекты. 1 13 Двойной клик. 1 14 Стандартные элементы интерфейса. 1 15 Использование прокрутки. 1 16 Использование колеса мыши. 1 17 Устройство ввода "клавиатура". Группы клавиш и их назначение. 1 18 Группа алфавитно-цифровых клавиш. 1 19 Клавиши управлением курсором. 1 20 Клавиши управлением курсором. 1 21 Группа функциональных клавиш. 1 22 Специальные клавиши для операционной системы. 1 23 Блок дополнительных цифровых клавиш. 1 24 Включение и выключение компьютера. 1 25 Запуск программы и завершение ее выполнения. 1 26 Завершение выполнения. 1 Модуль «Создание рисунков» 8 27 Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. 1 28 Панель инструментов графического редактора. 1 Основные операции при рисовании 1 29 Рисование и стирание точек. 1 30 Рисование линий. 1 31 Рисование фигур. 1 32 Заливка цветом. 1 33 Сохранение и редактирование рисунков. 1 34 Итоговая творческая работа (рисунок) 1 Тематическое планирование 3 класс № Тема Кол-во часов 1 Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок. 9 Правила поведения и ТБ в компьютерном классе. Анимация. Компьютерная анимация. 1 Основные способы создания компьютерной анимации: 2 Компьютеры вокруг нас. Новые профессии.Компьютеры в школе. Покадровая рисованная анимация 1 3 Основные устройства компьютера. Конструировании анимации 1 4 Компьютерные программы Конструировании анимации 1 5 Операционная система Программирование анимации 1 6 Рабочий стол Примеры программ для создания анимации. 1 7 Рабочий стол Основные операции при создании анимации. 1 8 Этапы создания мультфильма. 1 9 Итоговая творческая работа (мультфильм) 1 Модуль «Создание проектов домов и квартир». 13 10 Проектирование. Компьютерное проектирование. 1 11 Интерьер. Дизайн. Архитектура. 1 12 Примеры программ для проектирования зданий. 1 Основные операции при проектировании зданий: 13 обзор и осмотр проекта 1 14 создание стен 1 15-16 создание окон и дверей 2 17-18 установка сантехники и бытовой техники 2 19-20 размещение мебели 2 21 выбор цвета и вида поверхностей. 1 22 Итоговая творческая работа (проект дома) 1 Модуль «Создание компьютерных игр». 12 23 Компьютерные игры. Виды компьютерных игр. 1 24 Порядок действий при создании игр. 1 25 Примеры программ для создания компьютерных игр. 1 Основные операции при конструировании игр: 26-27 создание или выбор фона 2 28-29 карты или поля 2 30-32 выбор и размещение предметов и персонажей. 3 33 Сохранение и редактирование игр. 1 34 Итоговая творческая работа (Компьютерная игра) 1 Тематическое планирование 4 класс Тема № Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки(каталоги)». Кол-во часов 2 1 Файлы и действия над ними. 1 2 Папки (каталоги) и действия над ними. 1 Модуль «Создание текстов». 8 3 Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. 1 4 Правила клавиатурного письма. 1 5 Клавиатурные тренажеры. 1 Основные операции при создании текстов: 6 набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, 1 7 открытие документа, создание нового документа, 1 8 выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. 1 9 Компьютерное письмо. 1 10 Итоговая творческая работа (создание текста - сочинение) Оформление текста. Модуль «Создание печатных публикаций». 1 8 11 Печатные публикации. Виды печатных публикаций. 1 12 Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. 1 13 Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. 1 Некоторые виды схем: 14 схемы отношений; 1 15 схемы, отражающие расположение и соединение предметов; 1 16 схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. 1 17 Таблицы в публикациях. Столбцы и строки. 1 18 Итоговая творческая работа (печатная публикация) 1 Модуль «Создание электронных публикаций». 19 Электронные публикации. Виды электронных публикаций: 8 1 презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. 20 Примеры программ для создания электронных публикаций. 1 21 Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. 1 22 Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронной публикации. 1 23 Вставка анимации и видео в электронные публикации. 1 24 Порядок действий при создании электронной публикации. 1 25 Подготовка презентаций. 1 26 Итоговая творческая работа (электронная публикация). 1 27 Модуль «Поиск информации». 8 Источники информации для компьютерного поиска: компактдиски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера. 1 Способы компьютерного поиска информации: 28 просмотр подобранной о теме информации, 1 29 поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, 1 30 использование специальных поисковых систем. 1 31 Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. 1 32 Поисковые запросы. Уточнение запроса на поиск информации. Сохраненные результаты поиска. 1 33 Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. 1 34 Итоговая творческая работа (поиск информации) 1 Методическое обеспечение программы. Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять на протяжении всего обучения в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как: 1. клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы; 2. компьютерные раскраски и геометрические конструкторы; 3. компьютерные мозаики; 4. графический редактор Tuxpaint, Paint, 5. конструктор мультфильмов «Мульти-пульти», 6. дизайнер интнрьеров «FloorPlan 3D». Методы обучения. Использование литературы по данным направлениям Использование словесных методов – объяснения материала, беседа. Использование наглядных методов – демонстрация материала, презентации Методы практической работы на компьютерах индивидуально. Материально-техническое обеспечение Для работы в компьютерном классе на занятиях используется следующее оборудование: - мультимедийный проектор, - принтер, - сканер, - аккустические колонки, - персональный компьютер, - магнитная доска. Перечень учебно-методических средств обучения. Учебно-методическая литература для ученика 1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса; Учебно-методическая литература для учителя 1. А.В.Горячев, «Информатика и ИКТ»(Мой инструмент компьютер»). Учебники для 3, 4 класса; 2. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор игр. Справочник-практикум для 3,4 класса; 3. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Графический редактор «TUXPAINT” . Справочникпрактикум для 3 класса; 4. А.В.Горячев, Е.М.Островская , Конструктор мультфильмов. Справочник-практикум для школьников 3 класса; 5. А.В.Горячев, Дизайнер интерьеров «FloorPlan 3D”. Справочник-практикум для школьников 3 класса; 6. единая коллекция образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/