Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Край, в котором ты живешь» 3-4 класс Результаты освоения курса внеурочной деятельности В процессе реализации Программы «Край, в котором ты живешь» учащиеся должны овладеть теоретическими и практическими понятиями и знаниями, заложенными в содержание учебных разделов. Личностные результаты развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные: - воспроизводить устно рассказ учителя, содержание прочитанного текста; - логично, полно, доказательно строить высказывание, при работе с текстом составлять его план; - самостоятельно находить нужную литературу, выявлять в ней значимую информацию; - правильно употреблять и объяснять исторические термины; - видеть, употреблять и объяснять исторические термины; - видеть исторические события в развитии; - выявлять, как растения и животные приспособились к условиям среды обитания; - уметь работать с картой: показать на карте реки, озера, города, месторождения полезных ископаемых. Содержание курса Содержание данной программы охватывает историю Уральского края с глубокой древности до наших дней. Причем осуществляется связь изучаемых событий с окружающими учеников историческими местами, памятниками, что помогает более полно осмыслить и понять исторические факты, историю. Программа знакомит учащихся, как с прошлым, так и с сегодняшним днем города, открывает его перспективы. В содержание программы входит изучение природы Уральского края: рельефа, водоемов, растительного и животного мира, богатств недр уральской земли. Программа включает материал об экологическом равновесии. Вопросы охраны природы цементируют содержание раздела: природные условия и ресурсы. Программа предусматривает возможности развития креативных и когнетивных способностей учащихся через уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы в кругу семьи, организацию праздников, интеллектуальных игр, ответы на вопросы тестов, разгадывание и самостоятельное составление ребусов, кроссвордов, викторин, головоломок, поиск и сбор материалов на заданную тему в библиотеке и музее, работу с планом и картой, организацию выставок детских рисунков и поделок, выставок старинных вещей из прабабушки нош сундука, оформление тематических альбомов, написание сочинений. Курс предусматривает организацию практических занятий, где учащиеся изготавливают, пользуясь разверткой, сундуки расписывают его в стиле уральских мастеров. Собирают из деталей мозаики чугунное кружево резной ограды каслинских мастеров. А из полосок бумаги расписанных под малахит, собирают узор малахитовой шкатулке. По несложному чертежу собирают модель водо-действующего колеса или вашгерд - устройство, с помощью которого на уральских реках мыли золото. Содержание программы хорошо интегрируется с рядом школьных предметов русским языком, чтением, математикой, естествознанием, трудовым и художественным воспитанием Первый год обучения: 1 раздел. Всякому мила своя сторона. 2 раздел. Природа нашего края. 3 раздел. Подземные кладовые Урала. ВТОРОЙ год обучения: 1 раздел. Наш край в глубокой древности. 2 раздел. Проникновение русских на Урал. 3 раздел. Хозяйственное освоение Урала. 4 раздел. Салда в годы Великой Отечественной войны. 5 раздел. Людьми прославлен наш Урал. 1 2,3 4,5 6 7,8 9,10 11 Тематическое планирование 3 класс Тема урока Содержание Примечание Раздел I. Всякому мила своя История возникновения Уральских гор. Описание сторона. Урала греческим историком Геродотом. УпоминаВведение. В гостях у прошло- ние об Урале в «Повести временных лет». го. «Здесь будет город зало- Возникновение города В.Салда. Название города. жен...» Завод - производственный центр поселка. Специализация завода. Владельцы завода. Известные специалисты и мастера, работавшие на заводе Салда вчера, сегодня, завтра. Старые названия улиц. Исторический центр города. Демидовский комплекс. Современный облик города. Учреждения культуры, образования, спорта. Современные средства массовой информации. Отличительные знаки города. Салда - город будущего. Образ города в художест- Творчество местных поэтов: Л.А. Устенко - Медвенной литературе, ведевой, Л.В. Стасюк, А. Лесневского. А. Лесневского. Художники: Винокуров С.С, Деев В.А. Судьба моей семьи в истории Понятие «семейное древо». Как составлять родородного города. словную. Семейные предания и реликвии. Мир семейных увлечений. Салдинские мастера - умель- Творчество скульптура Л.В. Неверова. Художестцы. венная резьба по дереву. Художественная уральская роспись. Работа с кожей и соломкой. Раздел II. Природа нашего Форма поверхности. Самые высокие вершины края. Урала. Площадь Салды и области. Соседи области Тема 1. Географическое поло- и района жение. Рельеф. 12, 13 Тема 2. Водоемы. Типы водоемов: реки, озера, пруды, болота. Истоки рек. Бассейн рек. Самые крупные реки и озера района и области. Болота района. Верхнесалдинский пруд. Использование водоемов. Экологическое состояние. Практическая работа «Исследование названия рек, протекающих в нашем крае». 14 - Тема 3. Растительный, мир об- Растительный мир лесов, болот, лугов. Его осо16 ласти. бенности. Благоприятные условия для произрастания леса. Основные древесные породы области. Травяной ярус. Охрана растительности. Растения, занесенные в Красную книгу. Кедровая роща. 17Тема 4. Животный мир. Особенности животного мира. Преобладание лес19 ных животных. Типичные таежные жители. Охрана животных. Животные, занесенные в Красную книгу. 18Раздел III. Подземные кладо- Деление полезных ископаемых на группы по их 22 вые Урала. основным свойствам. Основные месторождения Тема 1. Клады земли ураль- полезных ископаемых. Железная руда - главное ской. богатство Урала. Уникальные находки малахита. 2329 Тема 2. Богатство земли ураль- Уральская география бажовских сказов: заводы ской в сказках П.П. Бажова. Сысерти, Полевского, аметистовые копи Мурзинки, золото Березовского, железное дело Невьянска, чугунные изделия Каслей, булатная сталь Златоуста, хрустальный лак Нижнего Тагила. Каменная Хозяйка Уральских гор - хранительница секретов мастерства. Екатеринбург–столица края. Виртуальная экскурсия. Заочное путешествие по Екатеринбургу. Достопримечательности 3032 Тематическое планирование 4 класс. 1 Тема урока Содержание Раздел I. Наш край в глубокой древности. Урал в каменном веке. Медно-каменный и Тема 1. Появление человека бронзовый век. на Урале. Железный век. 2, 3 Тема 2. Следы древних людей. 3,4 Раздел II. Проникновение русских на Урал. Тема 1. Первые походы Капова пещера. Находки в Шигирском торфянике. Кокшаровский курган. Писанцы на реке Тагил. Причины проникновения русских на Урал. Примечание русских на Урал. 5, 6 Тема 2. Поход Ермака. Ермак - предводитель дружины. Путь Ермака через Уральские горы, его последствия. Память о Ермаке Тимофеевиче оставшаяся в народных легендах. Ермаковские места на территории Салдинского района. 7,8 9, 10, 11 12 13 Раздел III. Хозяйственное освоение Урала. Тема 1. Заводское строительство на Урале. Тема 2. Демидовы: Никита Демидович, Акинфйй Никитич, Никита Акинфиевич. Тема 3. Заселение Салдинского края. Тема 4. Уральские рудознатцы и их открытия. Мужицкие «заводы». Петр I - основатель горнозаводского дела на Урале. Строительство на реках Тагил и Нейва первых казенных заводов. Передача Невьянского казенного завода Н.Д. Антуфьеву. Никита Демидович Антуфьев - родоначальник знаменитой династии горнозаводчиков, земледельцев, благотворителей и меценатов. Акинфйй Никитич - владелец Невьянской империи, продолжил и преумножил горнозаводское хозяйство. Никита Акинфиевич - наследник Нижнетагильской группы заводов. Заводские поселки - особый тип поселений. Первые жители поселка. Возникновение заводских деревень: Северной, Нелобы, Акинфиевой, Никитинской. Положение и быт заводского населения. Открытие Степаном Чумпиным месторождения магнитного железняка в горе Благодать. Знаменитое Гумешковское медное месторождение. Железная руда горы Высокой в Н. Тагиле. Тема 5. Урал - земля золотая. 14 Тема 6. Дети маленькие труженики, жертвы тяжелых условий. 15,16 Тема 7. Развитие ремесел на Урале. 17, 18 Тема 8. Уральская металлургия в наши дни. Золотые находки на уральской земле. Открытие Ерофея Маркова. Россыпи золота на территории Салды. Старательские сказы П.П. Бажова Раннее взросление и приобщение детей к труду. Их обязанности в семье. Суровая «школа» подмастерья. Трудный путь к получению профессии. Уральские камнерезы. Нижнетагильский подносный и сундучный промыслы. Каслинское художественное литье. Салдинский бурачный промысел. Возрождение ремесел в наши дни. Изделия из металла принесшие Уралу славу опорного края державы: заводская техника, военная техника, транспорт. ВСМПО - предприятие мирового уровня. Продукция ВСМПО. 19-21 22, 23 Раздел IV. Салда в годы Великой Отечественной войны. Тема 1. Салдинцы - защитники Родины. Тема 2. Вклад салдинцев тружеников в победу. 24, 25, 26 Раздел V. Людьми прославлен наш Урал. Тема 1. Великие мастеровые Урала. 27- 32 Тема 2. Великие писатели Урала. Салдинцы на фронтах Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза. Танковая колонна «Свердловский комсомолец». Память о погибших. Книга «Мы в битвах решали судьбу поколений». Монтаж эвакуированных заводов. Продукция завода для победы. Помощь фронту личными сбережениями. Самоотверженный труд подростков. Салдинский госпиталь Выдающиеся металлурги - земляки: Поленов К.П. и Грум-Гржймайло В.Е. Изобретение Черепановых. Изобретатель радио - Попов А.С. Изобретатели Артамонов Е.М. и Петунии Д.Н. Художник - Исаак Худояров. Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов, их жизнь и творчество. Перечень учебно-методического оборудования. Для учащихся: 1 Литература Урала. Книга для чтения в начальных классах Екатеринбург: Издательство Уральского университета, издательство Дом Учителя, 1997 г. 2. Край родной/ Сост. Никулина М.П.-Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979 г. 3. Предания и легенды Урала/Сост. Кругляшова В. П.-Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1991 г. 4. Мельчаков Л.Ф., Чудинов В.Г. Родной край.- Средне-Уральское книжное издательство, 1971 г. 5. Летопись Уральских деревень. Человек пришел на Урал/ Сост. Шигина А.Н.Екатеринбург: издательство «Сократ», 1998 г. 6. Уфимцев В.И. Знай свой край. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986 г. 7. Рассказы об уральской истории.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990 г. 8. Племя мастеровых/ Сост. Беляев С.Е.: УИФ «Наука» Екатеринбург, 1994 г. 9. Край родной - земля Уральская. Хрестоматия - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1967 г. 10. Василевская В.С. Моя родословная - Издательство Вита-Пресс. Москва, 1999 г. 11. Рассказы об уральской истории. Сост. Лушникова Н.М. Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1990 г. Для учителя: 1. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века. Сборник материалов и документов. Пособие для учителя. Екатеринбург. Средне Уральское книжное издательство, 1995 г. 2. Как были открыты уральские горы. Очерки по истории открытия и изучения природы Урала. Свердловск, 1990 г. 3. Демидовский временник. Исторический альманах. Демидовский институт. Екатеринбург, 1994 г. 4. ВСМПО. Металл скрепляет времена и судьбы. Очерк истории ВСМПО 1933-1998 гг. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1998 г. 5. Мы в битвах решали судьбу поколений. Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Издательство «СВ -96». Екатеринбург, 2000 г. 6. Верхняя Салда. - Издательство «СВ - 96». Екатеринбург, 1998 г. 7. Нижняя Салда. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 г. 8. Программа изучения города. Экспериментальный центр краеведения, этнографии и экскурсий Министерства образования России. Москва, 1993 г. 9. На государственной дороге: Культурно-исторические очерки, Екатеринбург. Издательство «Сократ», 2000 г. 10. Владимир и София Грум-Гржимайло. Секрет счастливой жизни. Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2001 г. 11. Барадулин В.А. Уральский букет. - Свердловск Средне - Уральское книжное издательство, 1987 г. 12. Деятели науки, техники дореволюционного Тагила (Рекламный проспект по залу музея) Н.Тагил, 1981 г. 13. По следам Бажовских сказов.- Сборник методических материалов. Екатеринбург, 1999 г.