Рабочая программа Край,в котором ты живешь 3-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Край, в котором ты живешь»
3-4 класс

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации Программы «Край, в котором ты живешь» учащиеся должны
овладеть теоретическими и практическими понятиями и знаниями, заложенными в содержание учебных разделов.
Личностные результаты
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные:
- воспроизводить устно рассказ учителя, содержание прочитанного текста;
- логично, полно, доказательно строить высказывание, при работе с текстом составлять его план;
- самостоятельно находить нужную литературу, выявлять в ней значимую информацию;
- правильно употреблять и объяснять исторические термины;
- видеть, употреблять и объяснять исторические термины;
- видеть исторические события в развитии;
- выявлять, как растения и животные приспособились к условиям среды обитания;
- уметь работать с картой: показать на карте реки, озера, города, месторождения полезных ископаемых.

Содержание курса
Содержание данной программы охватывает историю Уральского края с глубокой
древности до наших дней. Причем осуществляется связь изучаемых событий с окружающими
учеников историческими местами, памятниками, что помогает более полно осмыслить и понять исторические факты, историю.
Программа знакомит учащихся, как с прошлым, так и с сегодняшним днем города, открывает его перспективы.
В содержание программы входит изучение природы Уральского края: рельефа, водоемов, растительного и животного мира, богатств недр уральской земли.
Программа включает материал об экологическом равновесии. Вопросы охраны природы
цементируют содержание раздела: природные условия и ресурсы.
Программа предусматривает возможности развития креативных и когнетивных способностей учащихся через уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы в
кругу семьи, организацию праздников, интеллектуальных игр, ответы на вопросы тестов,
разгадывание и самостоятельное составление ребусов, кроссвордов, викторин, головоломок,
поиск и сбор материалов на заданную тему в библиотеке и музее, работу с планом и картой,
организацию выставок детских рисунков и поделок, выставок старинных вещей из прабабушки нош сундука, оформление тематических альбомов, написание сочинений.
Курс предусматривает организацию практических занятий, где учащиеся изготавливают, пользуясь разверткой, сундуки расписывают его в стиле
уральских мастеров. Собирают из деталей мозаики чугунное кружево резной
ограды каслинских мастеров. А из полосок бумаги расписанных под малахит, собирают узор
малахитовой шкатулке. По несложному чертежу собирают

модель водо-действующего колеса или вашгерд - устройство, с помощью которого на уральских реках мыли золото.
Содержание
программы
хорошо
интегрируется
с
рядом
школьных
предметов
русским
языком,
чтением,
математикой,
естествознанием,
трудовым и художественным воспитанием
Первый год обучения:
1 раздел. Всякому мила своя сторона.
2 раздел. Природа нашего края.
3 раздел. Подземные кладовые Урала.
ВТОРОЙ год обучения:
1 раздел. Наш край в глубокой древности.
2 раздел. Проникновение русских на Урал.
3 раздел. Хозяйственное освоение Урала.
4 раздел. Салда в годы Великой Отечественной войны.
5 раздел. Людьми прославлен наш Урал.

1

2,3

4,5

6

7,8

9,10

11

Тематическое планирование
3 класс
Тема урока
Содержание
Примечание
Раздел I. Всякому мила своя История возникновения Уральских гор. Описание
сторона.
Урала греческим историком Геродотом. УпоминаВведение. В гостях у прошло- ние об Урале в «Повести временных лет».
го.
«Здесь будет город зало- Возникновение города В.Салда. Название города.
жен...»
Завод - производственный центр поселка. Специализация завода. Владельцы завода. Известные специалисты и мастера, работавшие на заводе
Салда вчера, сегодня, завтра.
Старые названия улиц. Исторический центр города. Демидовский комплекс. Современный облик
города. Учреждения культуры, образования, спорта. Современные средства массовой информации.
Отличительные знаки города. Салда - город будущего.
Образ города в художест- Творчество местных поэтов: Л.А. Устенко - Медвенной литературе,
ведевой, Л.В. Стасюк, А. Лесневского. А. Лесневского.
Художники: Винокуров С.С, Деев В.А.
Судьба моей семьи в истории Понятие «семейное древо». Как составлять родородного города.
словную. Семейные предания и реликвии. Мир
семейных увлечений.
Салдинские мастера - умель- Творчество скульптура Л.В. Неверова. Художестцы.
венная резьба по дереву. Художественная уральская роспись. Работа с кожей и соломкой.
Раздел II. Природа нашего Форма поверхности. Самые высокие вершины
края.
Урала. Площадь Салды и области. Соседи области
Тема 1. Географическое поло- и района
жение. Рельеф.

12,
13

Тема 2. Водоемы.

Типы водоемов: реки, озера, пруды, болота. Истоки рек. Бассейн рек. Самые крупные реки и озера
района и области. Болота района. Верхнесалдинский пруд. Использование водоемов. Экологическое состояние.
Практическая работа «Исследование названия рек,
протекающих в нашем крае».
14 - Тема 3. Растительный, мир об- Растительный мир лесов, болот, лугов. Его осо16
ласти.
бенности. Благоприятные условия для произрастания леса. Основные древесные породы области.
Травяной ярус. Охрана растительности. Растения,
занесенные в Красную книгу.
Кедровая роща.
17Тема 4. Животный мир.
Особенности животного мира. Преобладание лес19
ных животных. Типичные таежные жители. Охрана животных. Животные, занесенные в Красную
книгу.
18Раздел III. Подземные кладо- Деление полезных ископаемых на группы по их
22
вые Урала.
основным свойствам. Основные месторождения
Тема 1. Клады земли ураль- полезных ископаемых. Железная руда - главное
ской.
богатство Урала. Уникальные находки малахита.
2329

Тема 2. Богатство земли ураль- Уральская география бажовских сказов: заводы
ской в сказках П.П. Бажова.
Сысерти, Полевского, аметистовые копи Мурзинки, золото Березовского, железное дело Невьянска,
чугунные изделия Каслей, булатная сталь Златоуста, хрустальный лак Нижнего Тагила. Каменная
Хозяйка Уральских гор - хранительница секретов
мастерства.
Екатеринбург–столица края.
Виртуальная экскурсия. Заочное путешествие по
Екатеринбургу. Достопримечательности

3032

Тематическое планирование 4 класс.

1

Тема урока
Содержание
Раздел I. Наш край в
глубокой древности.
Урал в каменном веке. Медно-каменный и
Тема 1. Появление человека бронзовый век.
на Урале.
Железный век.

2, 3
Тема 2. Следы древних людей.

3,4

Раздел II. Проникновение русских на Урал.
Тема 1. Первые походы

Капова пещера. Находки в Шигирском торфянике. Кокшаровский курган. Писанцы на реке
Тагил.
Причины проникновения русских на Урал.

Примечание

русских на Урал.
5, 6

Тема 2. Поход Ермака.
Ермак - предводитель дружины. Путь Ермака
через Уральские горы, его последствия. Память о
Ермаке Тимофеевиче оставшаяся в народных легендах. Ермаковские места на территории Салдинского района.

7,8

9, 10,

11

12

13

Раздел III. Хозяйственное освоение Урала.
Тема 1. Заводское строительство на Урале.

Тема 2. Демидовы: Никита
Демидович, Акинфйй Никитич, Никита Акинфиевич.

Тема 3. Заселение Салдинского края.

Тема 4. Уральские рудознатцы и их открытия.

Мужицкие «заводы». Петр I - основатель
горнозаводского дела на Урале. Строительство на
реках Тагил и Нейва первых казенных заводов.
Передача Невьянского казенного завода Н.Д. Антуфьеву.
Никита Демидович Антуфьев - родоначальник знаменитой династии горнозаводчиков, земледельцев, благотворителей и меценатов.
Акинфйй Никитич - владелец Невьянской империи, продолжил и преумножил горнозаводское
хозяйство. Никита Акинфиевич - наследник
Нижнетагильской группы заводов.
Заводские поселки - особый тип поселений. Первые
жители поселка. Возникновение заводских деревень:
Северной, Нелобы, Акинфиевой, Никитинской. Положение и быт заводского населения.
Открытие Степаном Чумпиным месторождения магнитного железняка в горе Благодать. Знаменитое Гумешковское медное месторождение. Железная руда
горы Высокой в Н. Тагиле.

Тема 5. Урал - земля золотая.

14

Тема 6. Дети маленькие труженики, жертвы тяжелых
условий.

15,16

Тема 7. Развитие ремесел на
Урале.

17, 18

Тема 8. Уральская металлургия в наши дни.

Золотые находки на уральской земле. Открытие Ерофея Маркова. Россыпи золота на территории Салды.
Старательские сказы П.П. Бажова
Раннее взросление и приобщение детей к труду. Их
обязанности в семье. Суровая «школа» подмастерья.
Трудный путь к получению профессии.
Уральские камнерезы. Нижнетагильский подносный
и сундучный промыслы. Каслинское художественное
литье. Салдинский бурачный промысел. Возрождение
ремесел в наши дни.
Изделия из металла принесшие Уралу славу опорного
края державы: заводская техника, военная техника,
транспорт. ВСМПО - предприятие мирового уровня.
Продукция ВСМПО.

19-21

22, 23

Раздел IV. Салда в годы Великой Отечественной войны.
Тема 1. Салдинцы - защитники Родины.
Тема 2. Вклад салдинцев тружеников в победу.

24, 25,
26

Раздел V. Людьми прославлен наш Урал.
Тема 1. Великие мастеровые
Урала.

27- 32

Тема 2. Великие писатели
Урала.

Салдинцы на фронтах Великой Отечественной войны.
Герои Советского Союза. Танковая колонна «Свердловский комсомолец». Память о погибших. Книга
«Мы в битвах решали судьбу поколений».
Монтаж эвакуированных заводов. Продукция завода
для победы. Помощь фронту личными сбережениями.
Самоотверженный труд подростков. Салдинский госпиталь
Выдающиеся металлурги - земляки: Поленов К.П. и
Грум-Гржймайло В.Е. Изобретение Черепановых.
Изобретатель радио - Попов А.С. Изобретатели Артамонов Е.М. и Петунии Д.Н. Художник - Исаак Худояров.
Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов, их жизнь и творчество.

Перечень учебно-методического оборудования.
Для учащихся:
1 Литература Урала. Книга для чтения в начальных классах
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, издательство Дом Учителя, 1997 г.
2. Край родной/ Сост. Никулина М.П.-Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1979 г.
3. Предания и легенды Урала/Сост. Кругляшова В. П.-Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1991 г.
4. Мельчаков Л.Ф., Чудинов В.Г. Родной край.- Средне-Уральское книжное издательство, 1971 г.
5. Летопись Уральских деревень. Человек пришел на Урал/ Сост. Шигина А.Н.Екатеринбург: издательство «Сократ», 1998 г.
6. Уфимцев В.И. Знай свой край. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986 г.
7. Рассказы об уральской истории.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990 г.
8. Племя мастеровых/ Сост. Беляев С.Е.: УИФ «Наука» Екатеринбург, 1994 г.
9. Край родной - земля Уральская. Хрестоматия - Свердловск: Средне-Уральское
книжное издательство, 1967 г.
10. Василевская В.С. Моя родословная - Издательство Вита-Пресс. Москва, 1999
г.
11. Рассказы об уральской истории. Сост. Лушникова Н.М. Свердловск: СреднеУральское книжное издательство, 1990 г.

Для учителя:
1. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века. Сборник
материалов и документов. Пособие для учителя. Екатеринбург. Средне Уральское книжное издательство, 1995 г.
2. Как были открыты уральские горы. Очерки по истории открытия и изучения природы Урала. Свердловск, 1990 г.
3. Демидовский временник. Исторический альманах. Демидовский институт. Екатеринбург, 1994 г.
4. ВСМПО. Металл скрепляет времена и судьбы. Очерк истории ВСМПО
1933-1998 гг. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1998 г.
5. Мы в битвах решали судьбу поколений. Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Издательство «СВ -96». Екатеринбург,
2000 г.
6. Верхняя Салда. - Издательство «СВ - 96». Екатеринбург, 1998 г.
7. Нижняя Салда. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 г.
8. Программа изучения города. Экспериментальный центр краеведения,
этнографии и экскурсий Министерства образования России. Москва, 1993 г.
9. На государственной дороге: Культурно-исторические очерки,
Екатеринбург. Издательство «Сократ», 2000 г.
10. Владимир и София Грум-Гржимайло. Секрет счастливой жизни. Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2001 г.
11. Барадулин В.А. Уральский букет. - Свердловск Средне - Уральское
книжное издательство, 1987 г.
12. Деятели науки, техники дореволюционного Тагила (Рекламный проспект по залу музея) Н.Тагил, 1981 г.
13. По следам Бажовских сказов.- Сборник методических материалов.
Екатеринбург, 1999 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».