Рабочая программа Математика и конструирование 1-4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением
физики, математики, русского языка и литературы»

Принято
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2019

Утверждено приказом
директора Школы №2
№211 от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математика и конструирование»
1-4 класс

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной
детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять
полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат с заданным условием.
 Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия
при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного
решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Математика и конструирование» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами:
«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».

Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия.
Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение
отрезков
на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол.
Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной.
Длина ломаной. Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и
т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон:
разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём
сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник.
Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение
прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр
многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного
треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр,
радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата)
и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около
прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности
на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное
расположение окружностей на плоскости. Кольцо. Прямоугольный параллелепипед.
Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер
прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб.
Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного
параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины
треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая симметрия.
Фигуры, имеющие одну, две и более
осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей
«Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных
размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы.
Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление
набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для
конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой
техники. Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная
тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение
чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок.
Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта.
Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое,
жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды,
цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление
фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Виды деятельности учащихся:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах
счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Тематическое планирование
2 класс
№
уро
ка
1
2

3
4

5

6

Тема урока

Содержание урока

Кол - во
часов

Отрезок. Середина отрезка. Деление
отрезка пополам.
Деление отрезка пополам с
использованием циркуля и
неоцифрованной линейки.
Построение отрезка любой длины,
когда задана его середина.
Угол. Получение прямого угла на
нелинованной бумаге с
использованием чертёжного
треугольника.
Построение четырёх прямых углов с
общей вершиной путём перегибания
бумаги.
Диагонали прямоугольника и их
свойства.

Повторение изученного в 1 классе

1

Повторение изученного в 1 классе

1

Повторение изученного в 1 классе

1

Представление о геометрической фигуре
угол. Угольник

1

Получение моделей простейших
геометрических фигур путем перегибания
листа бумаги неправильной формы
Получение моделей простейших
геометрических фигур путем перегибания
листа бумаги неправильной формы
Получение квадрата из бумаги
прямоугольной формы.
Получение квадрата из бумаги
прямоугольной формы.
Пр. раб №1

1

7

Квадрат. Определение квадрата.

8

Закрепление пройденного.

9

Практическая работа
Преобразование фигур.

1

1
1
1

10

11

12

13

14

15

16
17

18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28
29

Построение прямоугольника на
нелинованной бумаге с помощью
чертёжного прямоугольника.
Изготовление моделей треугольника
имеющих прямой угол путём
сгибания. Линии разных типов
используемых в чертежах:
Линии разных типов используемых в
чертежах( сплошная, тонкая линия,
штрихпунктирная).
Технологическая карта. Чтение
технологической карты.
Практическая работа«Изготовле-ние
пакета для хранения палочек
Технологический рисунок.
Изготовление изделий по
технологическому рисунку.
Практическая работа. Подставка для
кисточки
Закрепление пройденного.

Построение прямоугольника на
нелинованной бумаге по кромке листа
бумаги, картона.
Знакомство со схематическим чертежом,
техническим рисунком, их чтение

1

Знакомство со схематическим чертежом,
техническим рисунком, их чтение

1

Пр. раб №2

1

Пр. раб №3

1

Конструирование фигур, объектов,
сюжетов из отрезков, из отрезков и
геометрических фигур.
Окружность. Круг.
Замкнутая кривая линия. Окружность и
овал. Сходство и различие.
Центр. Радиус, Диаметр окружности. Центр окружности, радиус, диаметр.
Изображение окружности с помощью
циркуля
Прямоугольник вписанный в
Вписанные и описанные окружности.
окружность.
Практическая работа Изготовление
Пр. раб №4
ребристого шара.
Кольцо. Составление
Круг. Изготовление модели круга из
технологической карты для его
бумаги.
изготовления.
Практическая работа. Аппликация
Пр. раб №5
из кругов « Цыплёнок»
Закрепление пройденного.
Деление окружности на 6 равных
Деление круга на части. Изготовление
частей.
модели часов, выпуклой звезды.
Практическая работа Закладка для
Пр. раб №6
книг.
Деление геометрических фигур на
Изготовление выпуклой звезды.
части и составление фигур из частей.
Преобразование фигур по заданным Изготовление плоскостных сюжетных
условиям.
картин по заданной теме
Практическая работа.
Пр. раб №7
Аппликация «Автомобиль». Чтение
чертежа. Соотнесение деталей
рисунка и деталей чертежа.
Выполнение чертежа по рисунку
Графическое изображение на бумаге
объекта.
изготавливаемых изделий.
Практическая работа Аппликация
Пр. раб №8

1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

30
31

32

33

34

«Трактор с тележкой»
Оригами. Модель «Щенок».
Оригами. Модель «Жук»

Работа с бумагой
Графическое изображение на бумаге
изготавливаемых изделий. Знакомство со
схематическим чертежом, их чтение и
конструирование изделий по ним,
применяя творческий подход и фантазию.
Работа с конструктором

1
1

Виды соединения деталей в конструкторе:
обычное, шарнирное, жесткое,
внахлестку. Подвижные и неподвижные
механизмы
Приёмы работы с конструктором.
Правила техники безопасности и личной
гигиены при работе с конструктором и
монтажными инструментами
4 класс.
Название темы (раздела), количество часов
Количество Содержание
часов

1

Работа с конструктором.
Ознакомление с деталями
конструктора
Виды соединений деталей
конструктора: простое, жёсткое,
внахлёстку двумя болтами,
шарнирное.
Сборка из деталей конструктора
различных изделий.

№
Тема урока
урока
Прямоугольный
параллелепипед.

1

1

5ч.
(5ч.)

1.

Прямоугольный

параллелепипед.

1

Продолжить знакомство с геометрическими
телами. Учить работать с чертежами тела.

2.

Прямоугольный параллелепипед.
Элементы
прямоугольного параллелепипеда:
грани,
ребра, вершины

1

Продолжить знакомство с геометрическими
телами. Учить определять количество вершин,
углов, граней; учить находить объем тела и
общую площадь поверхности тела.

3, 4.

Развертка прямоугольного
параллелепипеда,
изготовление модели
прямоугольного параллелепипеда

2

Учить определять количество вершин, углов,
граней; учить находить объем тела и общую
площадь поверхности тела Изготавливать модели
прямоугольных параллелепипедов

5.

Закрепление пройденного по теме 1.
«Прямоугольный параллелепипед».
Куб (8 ч.)

6.

Куб. Элементы куба: грани, ребра,
вершины. Развертка куба.

Знать понятие «куб». Учить анализировать
геометрические фигуры. Знать элементы куба
Познакомить с кубом, его разверткой,

применением в жизни. Способствовать
расширению кругозора учащихся. Работать
над обогащением словарного запаса детей.
Развивать память, логическое мышление,
конструкторские способности

1

7,8.

Закрепление пройденного по теме 2
«Куб».

Учить определять количество вершин, углов,
граней; учить находить объем тела и общую
площадь поверхности тела

9.

Практическая работа
№1.«Изготовление модели куба
сплетением из трех полосок»

. Изготавливать модели куба с использованием
развѐрток и каркасной модели из счѐтных
палочек

10.

Закрепление пройденного по теме 1.
«Куб».

11.

Практическая работа №2
«Изготовление модели платяного
шкафа».

1

12.

Площадь прямоугольника
(квадрата). Единицы площади.

1

13.

Расширение представлений о
способах вычисления площади.

1

1

Изготавливать по чертежу модели объектов.

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже в трех проекциях». -7 (ч.)
14.

Изображение прямоугольного
1
параллелепипеда (куба) на чертеже
в трех проекциях.

Читать чертѐж прямоугольного
параллелепипеда, заданный в трѐх проекциях.

15.

Закрепление пройденного по теме 1
« Изображение
прямоугольного параллелепипеда
(куба) на
чертеже в трех проекциях».

Тренировать умение изображать
прямоугольный параллелепипед в трѐх
проекциях.

16.

Чтение чертежа прямоугольного 1
параллелепипеда в трех проекциях,
соотнесение чертежа и рисунка
прямоугольного параллелепипеда.

Читать чертѐж прямоугольного параллелепипеда,
заданный в трѐх проекциях.

17.

Чертеж куба в трех проекциях.

Тренировать умение изображать
прямоугольный параллелепипед в трѐх

1

проекциях, развивать пространственные
представления, творческие способности,
логическое мышление.
18.

Закрепление пройденного по теме 1
«Куб».

Читать чертѐж куба, заданный в трѐх
проекциях. Уметь соотносить модели,
развертки и чертежи куба.

19.

Практическая работа №3
«Изготовление модели гаража».

Изготавливать по чертежу модели объектов

20.

Закрепление пройденного по теме 1
«Прямоугольный параллелепипед»
и «Куб».

1

Осевая симметрия 5 (ч.)
Знать понятие «осевая симметрия»

21.

Осевая симметрия.

22.

Фигуры, имеющие одну ось
симметрии. Оси симметрии в
фигурах.

Учить строить симметричные фигуры. Уметь
находить в повседневной жизни симметричные
предметы.

23.

Графические способы выделения
оси симметрии в фигурах. Фигуры,
имеющие две и более осей
симметрии.

Проводить практическими и графическими
способами оси симметрии в фигурах. Учить
строить симметричные фигуры.

24.

Выделение фигур, имеющих и не
имеющих оси симметрии.

Уметь находить в повседневной жизни
симметричные предметы.

25.

Закрепление пройденного по теме 4
«Осевая симметрия».

Учить строить симметричные фигуры, видеть в
повседневной жизни симметричные предметы .

1

Представления о цилиндре, шаре и сфере 7 (ч.)
26.

Представления о цилиндре.

1

Находить в окружающей действительности
предметы цилиндрической формы.

27.

Практическая работа №4
«Изготовление
карандашницы».

1

Изготавливать по чертежу модели объектов,
имеющих цилиндрическую форму.

28.

Знакомство с шаром и сферой.

1

Развивать способность мысленно и на чертеже
делить геометрическое тело на части и видеть
в нѐм новые элементы

29,30.

Закрепление изученного по теме 2
«Представления о

Работать в группе: распределение объектов

цилиндре, шаре и сфере».

для изготовления, составления композиции.

31.

Закрепление изученного по
пройденным темам:
«Прямоугольный
параллелепипед», «Осевая
симметрия», «Представления о
цилиндре, шаре и сфере».

1

Повторить и скорректировать знания,
приобретѐнные в процессе учебного курса.

32.

Практическая работа №5
«Изготовление модели
асфальтового катка».

1

Выполнение практической работы.
Изготовление моделей объектов, имеющих
форму цилиндра .

1

Познакомить с диаграммами: с изображением
данных с помощью столбчатых диаграмм,
учить читать диаграммы, дополнять
диаграммы данными.

Знакомство с диаграммами 1 (ч.)
33

Знакомство с диаграммами.

Изготовление набора «Монгольская игра 1( ч.)
34.

Итого:34

Изготовление набора
«Монгольская игра.»

1

Работать в группе: распределение объектов
для изготовления, составления композиции.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».