Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» 1 -4 класс Планируемые результаты освоения учебного курса Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества: 1-2 класс Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 3-4 класс эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 1-2 класс Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения цели (поиска необходимой информации); Учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 3-4 класс самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средство достижения этих результатов - технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 1-2 класс ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 3-4 класс вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: 1-2 класс оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). 3-4 класс оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента); составлять простой и сложный план текста; создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); видеть языковые средства, использованные автором. Планируемые результаты освоения учебного курса В результате изучения курса «Чтение. Работа с текстом» и всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 класс (33 часа) Работа со словом (на примере 25 текстов) Слово как основная единица языка. Упражнения в правильном чтении слов. Звукобуквенный анализ слова. Слог. Деление слова на слоги и для переноса. Постановка ударения. Наблюдение над лексическим значением слова. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. Один и много. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Конструирование словосочетаний. Определение сравнений. Работа с пропущенными буквами (используют или подбирают самостоятельно проверочные слова) Работа с предложением (на примере 25 текстов) Признаки предложения. Конструирование различных по интонации предложений из группы слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Самостоятельное конструирование предложений. Распространение предложений Подбор предложений к схеме. Замена предложений аналогичными по смыслу предложениями. Выборочное списывание предложений по заданию. Работа с текстом (на примере 25 текстов) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Абзац. Упражнения в чтении текста. Общее понимание содержания прочитанного текста. Умение находить информацию, заданную в явном виде. Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Конструирование кратких и полных ответов. Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Развитие умения определять тему текста, находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных. Умение самостоятельно озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Диалог. Участники диалога. Герои. Главные герои. Работа с иллюстрациями (на примере 25 текстов) Определение последовательности событий. Выбор иллюстрации к описываемому предмету. Выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста. Дорисовывание иллюстрации, чтобы она соответствовала содержанию текста. Раскрашивание иллюстраций. Подбор предложений из текста к иллюстрациям. Картинки-ребусы. Творческая мастерская (4 ч) Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы занятий Основной формой образовательного процесса являются: − практико-ориентированные учебные занятия На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); парная (работа в паре) Основные виды деятельности учащихся: выполнение тренировочных заданий и упражнений; работа с иллюстрациями, таблицами; составление плана; самопроверка; взаимопроверка; самостоятельная работа; работа в парах, в группах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п № Дата урока проведения в урока теме Содержание занятия I полугодие 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 Вводный урок «Чтение – вот лучшее учение». Л.Толстой «Птичка в опасности» Слова близкие по смыслу. Последовательность событий. Заголовок. Л.Толстой «Кукла» Извлечение информации, заданной в явном виде. Наблюдение над лексическим значением слова. по Е.Чарушину «Медведь» Извлечение информации, заданной в явном виде. Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. Л.Толстой «Находчивая галка» Последовательность событий. Заголовок. Наблюдение над лексическим значением слова. Л.Толстой «Старик сажал яблони…» Главная мысль текста. Один и много. Звукобуквенный анализ слова. по Е.Чарушину «Лиса» Упражнения в правильном чтении. Последовательность событий. Значение слова. А.Тихонов «Скворец-певец» Наблюдение над лексическим значением слова. Заголовок. Подбор предложений к схеме. А.Тихонов «Весна в степи» Тема текста. Замена предложений аналогичными по смыслу предложениями. Л.Толстой «По грибы» Извлечение информации, заданной в явном виде. Слова со сходным значением. по Е.Чарушину «Слон» Сравнение. Конструирование словосочетаний. Деление слов на слоги. Выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста. Кол-во часов 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вид контроля 12 12 13 13 14 14 15 15,16 Я.Тайц «Гуси» Главные герои. Извлечение информации, заданной в явном виде. Образование слов.Один-много. А.Тихонов «Весна в степи» Главная мысль. Заголовок. Картинкиребусы. Упражнения в правильном чтении. С.Сахарнов «Кит на берегу» Заголовок. Главные герои. Конструирование предложений. Творческая мастерская. II полугодие 16 1 17 2 18 3 19 4 20 5 21 6 22 7 23 8 24 9 Я.Тайц «Всё здесь» Диалог. Конструирование предложений. Интонация. Деление слов для переноса. В. Осеева «Просто старушка» Главная мысль. Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Последовательность событий. Одинмного. Я.Тайц «По пояс» Упражнения в чтении. Конструирование предложений по схеме. Участники диалога. Орфографическая работа. С.Редозубов «Зимой» Главная мысль. Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Орфографическая работа. Последовательность событий. По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему» «Почему с тополей падает «снег?» Сравнение. Нахождение слов со сходным значением. Орфографическая работа. Я.Тайц «Куры» Конструирование кратких ответов. Конструирование предложений из слов. Замена предложений аналогичными по смыслу предложениями. А.Тихонов «Вороны» Извлечение из текста информации, данной в неявном и явном виде. Орфографическая работа. Я.Тайц «По грибы» Слова противоположные по значению. Главная мысль. Последовательность событий. Орфографическая работа. В.Осеева «Три товарища» Тема текста. Извлечение из текста 1 1 1 2 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 10 26 11 27 12 28 13 29 14 30 15,16 31 17 информации, данной в неявном и явном виде. Главная мысль. Один-много. По И.Шустовой «Собаки» Выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста. Конструирование предложений. Заголовок. Слова близкие по значению. По Н.Юрцевичу «Муравьи» Заголовок. Главная мысль. Извлечение из текста информации, данной в неявном и явном виде. Выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста. По Н.Юрцевичу «Интересные камни» Извлечение из текста информации, данной в неявном и явном виде. Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Орфографическая работа. Итоговая комплексная диагностическая работа Разбор ошибок 1 1 1 1 1 Творческая мастерская 2 Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!» Мои достижения. Какая польза от чтения. Итого: 1 33 итоговый контроль