Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы» Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2019 Утверждено приказом директора Школы №2 №211 от 30.08.2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 3 класс ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: _ положительное отношение к исследовательской деятельности; _ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы; _ интерес к новому содержанию и новым способам познания; _ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; _ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: _ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; _ выраженной познавательной мотивации; _ устойчивого интереса к новым способам познания; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; _ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно-следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета). Учащиеся должны уметь: o выделять объект исследования; o разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; o выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; o работать в группе; o пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями; o вести наблюдения окружающего мира; o планировать и организовывать исследовательскую деятельность; o работать в группе. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1 «Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность.» Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Планирование работы Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Раздел 2 «Практическая работа.» Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Исследование объектов. Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. № п/п 1 2,3 4 5,6 7,8 9,10 11-13 14,15 16-18 19-21 22.23 24,25 26,27 28 29,30 31,32 33 34 Наименование разделов и тем Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования Оформление работы. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований Анализ исследовательской деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема. Решаемая Планируемые результаты Колво часов 1ч 2ч 1ч 2ч 2ч 2ч 3ч 2ч 3ч 3ч 2ч 2ч 2ч 1ч 2ч 2ч 1ч 1ч проблема Предметные результаты УУД Личностные результаты Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность – 10 ч. 1 23 4 Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Взаимосвязь исследований и жизни Как выбрать тему исследования? Как работать в паре ( в группе)? Находить значимые личностные качества исследователя. Находить значимые личностные качества исследователя. Разработать принципы групповой и парной работы Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Формулировать Формиров ать у детей мотивацию к обучению. Формиров ать у детей мотивацию к обучению. Формиров ать у детей мотивацию к обучению. 56 Какими могут быть проекты? Виды проектов Изучить классификацию проектов, признаки видов проектов 78 Формулирование цели, задач исследования, гипотез Как формулировать цели, задачи, гипотезу? Научиться формулировать цели, задачи, гипотезу. 910 Планирование работы. Как правильно спланировать работу? Научиться составлять план работу собственное мнение и позицию, уметь работать в группе и паре. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Развивать познавател ьные навыки, умение самостояте льно конструир овать свои знания, ориентиро ваться в информац ионном пространст ве. Р Учитывать выделенные Развивать учителем ориентиры познавател действия в новом ьные учебном материале в навыки, сотрудничестве с умение учителем. самостояте П Осуществлять поиск льно необходимой конструир информации для выовать свои полнения учебных знания, заданий с использованием ориентиро учебной литературы. ваться в К Формулировать информац собственное мнение и ионном позицию. пространст ве. Р Планировать свое Формиров действие в соответствии с ать у детей поставленной задачей и мотивацию условиями ее реализации, к в том числе во обучению. внутреннем плане. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Практическая работа – 24 ч. 13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Как проводить исследование? Изучить методы исследования Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. 45 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюировани ю. Как проводить опрос? Правильно задавать вопросы. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Развивать критическое и творческое мышление. 6 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление Как работать с книгой? Способствовать развитию наблюдательност и. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Развивать критическое и творческое мышление. списка литературы по теме исследования. 7 8 и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Как проводить самостоятельно е исследование? Правильно задавать вопросы. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем Формировать у детей мотивацию к обучению. Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. 910 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Как выявить логическую структуру текста? Способствовать развитию наблюдательност и. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. 11 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как делать выводы? Способствовать развитию наблюдательност и. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. 12 Мыслительные Как проводить Эксперимент с Р Планировать свое Развивать 13 эксперименты и эксперименты на моделях. мыслительный эксперимент? моделями. 14 Как сделать сообщение о результатах исследования. Как составлять план своего доклада? Как сделать сообщение? Способствовать нахождению сравнений и метафор. 15 Оформление работы. Как проводить самостоятельно е исследование? Правильно задавать вопросы. действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. Развивать познавательн ые навыки, умение самостоятель но конструирова ть свои знания, ориентироват ься в информацион ном пространстве. 16 18 Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. Как составить план работы? Проведение собственных изысканий, 19 Оформление презентации. Как проводить наблюдения? Экскурсия. 20 22 Мини – конференция по итогам исследований. Как оценивать сообщения? Развивать умение видеть проблему. исполнителя, критика). Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем Формировать у детей мотивацию к обучению. Формировать у детей мотивацию к обучению. Развивать критическое и творческое мышление. плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 23 Анализ исследовательской деятельности. Как выполнить самооценку? 24 Участие в защитах Как работать на исследовательских конференции? работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов. Развивать умение оценивать собственную деятельность Мотивировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения. Уметь анализировать и делать выводы. К Формулировать собственное мнение и позицию. Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия во время оценивания П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. К Формулировать собственное мнение и позицию. Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. К Формулировать собственное мнение и позицию. Развивать критическое и творческое мышление. Развивать критическое и творческое мышление.